НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 01.02.2024 № А27-435/2024


АРБИТРАЖНЫЙ СУД
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело № А27- 435/2024

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 1 февраля 2024 года

Решение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2024 года 

Арбитражный суд Кемеровской области в составе 

судьи Ветошкина А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Сампаевой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии  заявителя по доверенности от 31.01.2024 Червова Т.М., 

судебного пристава-исполнителя, сл. удостоверение Герасимова М.С.,

заявление общества с ограниченной ответственностью «РАЗВИТИЕ 18» (ОГРН 

к ведущему судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения 

судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу Главного межрегионального 

(специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов 

Герасимовой М.С.

об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставления отсрочки 

уплаты исполнительского сбора
заинтересованные лица:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской 

области - Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН: 

Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной 

службы судебных приставов России (ОГРН 1227700435270, ИНН 9703098444), 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Развитие 18» (далее – Общество)  обратилось в арбитражный суд с иском (заявлением) к ведущему судебному  приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по  Кемеровской области – Кузбассу Главного межрегионального (специализированного)  управления Федеральной службы судебных приставов Герасимовой М.С. о снижении  размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки для его уплаты. 

Заявление мотивированно тем, что в связи с имеющимися финансовыми  трудностями и отсутствием денежных средств истец не имел возможности оплатить  задолженность по основному исполнительному производству в срок для добровольного  исполнения, и в настоящее время, имея финансовые трудности, не имеет средств для  оплаты исполнительского сбора. 

На текущий момент Общество получило право на рассрочку по оплате  задолженности по налогам (основание основного взыскания) и будет готово оплатить  исполнительский сбор сразу после погашения основной задолженности. Объективным  доказательством сложившегося сложного финансового состояния Общества является 


факт предоставления УФНС России по Кемеровской области - Кузбассу рассрочки по  уплате налогов. 

В судебном заседании Общество поддержало свое заявление, дополнительно  указало, что не уклоняется от исполнения своих обязательств, просит лишь  предоставить возможность и время для их исполнения. 

Судебный пристав-исполнитель предоставила материалы исполнительного  производства, отзыв, согласно которому не усматривает оснований для удовлетворения  заявления Общества. 

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, уведомлены  надлежавшим образом. 

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.

Исполнительное производство № 100747/23/98042-ИП было возбуждено в  отношении Общества в связи с неисполнением Обществом постановления  Межрайонной ИФНС № 14 по Кемеровской области – Кузбассу (задолженность по  налогам в сумме 3362851,33 рубля). 

В связи с неоплатой суммы задолженности в срок, установленный для  добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель 30.11.2023 вынес  постановление о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 235399,59  рублей. 

Общество обратилось с настоящим иском (заявлением) в суд об уменьшении  размера исполнительского сбора и об отсрочке его уплаты. 

Изучив и проверив представленные доказательства, суд пришел к следующим  выводам. 

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор  является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им  исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения  исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного  документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента  получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства. 

В части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский  сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока,  указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному  приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при  данных условиях обстоятельств. 

Право должника обратиться с иском в суд об уменьшении сбора закреплено в  статье 112 Закона № 229-ФЗ. Согласно части 6 вышеуказанной статьи должник вправе  в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с  заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о  взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его  взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания  исполнительского сбора. 

В силу части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины  должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного  положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить  взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на  одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. 

Согласно пункту 26 Информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "О практике  рассмотрения дел, связанных с исполнением судебных актов арбитражных судов" 


арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского  сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом  характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины  правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных  обстоятельств. 

Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого  конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой  публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным  им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна  существенно ухудшать имущественное положение последнего. 

В силу части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ и правовой позиции вышестоящих  судебных инстанций, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при  наличии соответствующих оснований. 

При этом законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые  могут являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес  установление данных обстоятельств к компетенции суда. 

В рассматриваемом случае установлено, что Общество в установленный законом  срок задолженность перед налоговой службой не погасило, в связи с чем, судебный  пристав исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора. 

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N  13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом  характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины  правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных  обстоятельств может быть снижена правоприменителем. 

В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры  воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и  инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права  собственности. 

Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий суд может снизить  максимальный размер исполнительского сбора. Из пункта 4 указанного Постановления  следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением  вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости  наказания, его индивидуализации и дифференцированности. 

В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от  17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" должник не может  быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования  исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после  истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с  учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при  разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но  не более чем на одну четверть. 

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой  признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании  исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным  соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). 

Оценив представленные обществом доказательства с учетом требований статьи  71 АПК РФ, руководствуясь частями 6, 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ,  предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер  исполнительского сбора, принимая во внимание документальное обоснование  заявленных доводов, арбитражный суд пришел к выводу о возможности уменьшить  размер подлежащего взысканию исполнительского сбора и предоставить отсрочку по 


его уплате. 

Как установлено судом, решением заместителя руководителя УФНС России по  Кемеровской области – Кузбассу Обществу предоставлена рассрочка оплаты суммы  задолженности по оплате налогов и сборов на срок до 18.11.2024 года. Исполнительное  производство № 100747/23/98042-ИП в отношении Общества окончено 25.12.2023 года. 

Взыскание суммы исполнительского сбора выделено в отдельное производство   № 144300/23/98042-ИП. 

Как уже отмечалось судом, постановление о взыскании исполнительного сбора  было принято в связи с неоплатой в установленный срок суммы налоговой  задолженности. 

Рассмотрение вопроса о предоставлении рассрочки, переговоры между  Обществом и ФНС о предоставлении рассрочки оплаты задолженности не позволили  Обществу избежать нарушения сроков, установленных судебным  приставом-исполнителем для оплаты заложенности в добровольном порядке. 

Суд считает указанную причину, а также поведение Общества направленное на  поиск вариантов погашения задолженности уважительной для пропуска срока  исполнения требования судебного пристава об оплате суммы основной задолженности  по исполнительному производству, в связи с чем, считает возможным уменьшить  размер исполнительского сбора и предоставления отсрочки по его оплате на сроки  предоставления рассрочки оплаты задолженности по налогам, предоставленный УФНС  России по Кемеровской области – Кузбассу. 

Так же суд учитывает желание Общества оплатить имеющуюся задолженность и  продолжить свою экономическую деятельность. 

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой  признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании  исполнительского сбора незаконным. Постановление считается измененным  соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). 

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Уменьшить исполнительский сбор, подлежащий взысканию с ООО  «РАЗВИТЕИЕ 18» (ОГРН 1184205010945, ИНН 4205369318) по исполнительному  производству от 30.11.2023 № 100747/23/98042-ИП до 176549,7 рублей. 

Предоставить ООО «РАЗВИТЕИЕ 18» (ОГРН 1184205010945, ИНН 4205369318)  отсрочку уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от  27.12.2023 № 144300/23/98042-ИП до 31.12.2024. 

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке  апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение  месяца после его принятия. 

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке  кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его  апелляционного обжалования. 

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд  апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение Арбитражный  суд Кемеровской области. 

Судья  А.А. Ветошкин