НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2008 № А25-639/08

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-913/2008

13 января 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2008

Решение в полном объеме изготовлено 13.01.2009

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Лазаренко Л.Б.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лазаренко Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

ООО «Кавказрегионгаз»:   367500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42,

к Правительству Карачаево-Черкесской Республики:   Черкесск, Дом Правительства;

Министерству финансов КЧР :  КЧР, г.Черкесск, ул.Комсомольская, 23;

Министерству труда и социального развития КЧР :  КЧР, г.Черкесск, ул.Комсомольская, 23;

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР:  КЧР, г.Черкесск, ул.Первомайская, 34 а;

о взыскании убытков

при участии в судебном заседании: от истца: – Адышесов М.М., доверенность от 15.02.2007 № 040, Агужев М.С. - доверенность от 27.12.2007 № 006; от ответчиков: Правительства КЧР– Саркитов Э.Х., доверенность от 09.01.2008 № 5-03, Минфинна КЧР- Аджиева А.Э. - доверенность от 14.11.2008 № 1, Министерства труда и социального развития КЧР – Джантемирова К.М., доверенность от 15.04.2008 № 867; от третьего лица:– Айчепшева Ф.Ю., доверенность от 22.12.2008 № 33,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Кавказская региональная компания по реализации газа (ООО «Кавказрегионгаз» филиал в Карачаево-Черкесской Республики)  (далее - истец, общество) обратилось с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики (далее – Правительство КЧР) о взыскании убытков в размере 52 257 443, 26 рублей, возникших по расчетам за потребляемый газ отдельными категориями граждан по регулируемым ценам в Карачаево-Черкесской Республике в период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Исковые требования мотивированы тем обстоятельством, что согласно Законам КЧР от 11.04.2005 № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами», от 12.01.2005 № 8-РЗ «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов», от 12.01.2005 № 7-РЗ «О мерах по социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» истцом указанной категории населения с 01.01.2007 по 31.12.2007 поставлен газ по государственно-регулированным ценам в Карачаево-Черкесской Республике. Ответчиком обязательства по финансированию соответствующих льгот не выполнены, что послужило основанием обращения с иском в суд о возмещении убытков в сумме 52 257 443, 26 рублей, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате поставленного газа населению на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.07.08, 05.08.08 привлечены в качестве соответчиков Министерство труда и социального развития КЧР, Министерство финансов и имущественных отношений КЧР (л.д. 92, 104).

Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.09.08 по ходатайству Министерства финансов и имущественных отношений КЧР в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (л.д. 146).

02.12.2008 определением АС КЧР произведена процессуальная замена соответчика Министерство финансов и имущественных отношений КЧР его правопреемником Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, в связи с реорганизацией согласно Указу Президента Карачаево-Черкесской Республики «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» № 20 от 29.09.2008, по которому из Министерства финансов и имущественных отношений КЧР путем разделения выделено Министерство финансов КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений КЧР. Из Положения о Министерстве финансов КЧР следует, что функции Министерства финансов и имущественных отношений КЧР в части финансовых, бюджетных, налоговых областях переданы Министерству финансов КЧР (л.д. 235).

Представители истца в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, с учетом уточнения просили взыскать с ответчиков убытки в размере 52 257 443,84 рубля.

Ответчик, Правительство КЧР, в отзыве, а также его представитель в судебном заседании исковые требования не признают, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на пункт 3.1.31 Постановления Правительства КЧР от 29.06.2007 № 232, которым возложены полномочия по представлению интересов казны Карачаево-Черкесской Республики в судах Российской Федерации на Министерство финансов и имущественных отношений КЧР (ныне Министерство финансов КЧР).

Ответчик, Министерство труда и социального развития КЧР в отзыве, дополнении к отзыву и его представитель в судебном заседании, исковые требования не признал. Однако, как уполномоченный орган через который производится возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, подтвердил сумму убытков в полном объеме. Представитель ответчика в судебных заседаниях пояснил суду следующее.

Во исполнение постановления Правительства КЧР от 26.02.2006 (в редакции от 03.04.07 № 121, 20.06.08 № 246) «Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Министерство труда и социального развития КЧР на основании заключенных договоров, предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют в Министерство счета, счета-фактуры и реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки с указанием количества лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки и оснований получения меры социальной поддержки. После проведения проверки по обоснованности предоставления мер социальной поддержки Министерство труда и социального развития КЧР принимает к возмещению расходы по предоставлению указанных мер. Общая сводная заявка на финансирование указанных предприятий (организаций) предоставляет Министерством труда в Министерство финансов КЧР, которым осуществляется финансирование на лицевой счет Министерства труда и социального развития КЧР. В последующем Министерство труда, как Распорядитель средств по названному постановлению Правительства КЧР, производит перечисление финансовых средств предприятиям (организациям), предоставляющим меры социальной поддержки населению. Задолженность ООО «Кавказрегионгаз» по законам КЧР полностью отражена в актах сверок расчетов по реализации мер социальной поддержки граждан в сфере газоснабжения между Министерством труда и социального развития КЧР и ООО «Кавказрегионгаз». Убытки возникли по причине недостаточного финансирования средств из республиканского бюджета.

Представитель Министерства труда и социального развития КЧР просит отказать в удовлетворении требований, поскольку не является главным распорядителем средств по отношению к казне Карачаево-Черкесской Республики. Средства, выделенные Министерством финансов КЧР, на погашение долга перед истцом в полном объеме перечислены.

Ответчик, Министерство финансов КЧР, в отзыве на исковое заявление, а также в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что сумма в размере 15 649 750 рублей истцом не правомерна включена в сумму убытков, поскольку была оплачена по Программе «Финансовое оздоровление предприятий – потребителей природного газа Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы». В нарушении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, истцом не подтверждена сумма иска первичными бухгалтерскими документами, а именно, платежными документами, предъявленными для оплаты потребителям, а также документы, подтверждающие наличие прав у соответствующих категорий граждан (справки, копии удостоверений). Ответчик также считает, что обязательства по оплате за потребленный газ, указанными категориями граждан, Министерством финансов КЧР выполнены в полном объеме, что отражено в Законе КЧР от 25.07.08 № 55-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики за 2007 год» (Приложение 4).

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что все денежные средства по целевой программе «Финансовое оздоровление предприятий – потребителей природного газа Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы», поступившие на счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, распределены в соответствии с Программой, что отражено в реестре (Приложение 1 к Программе). Истцу оплачена задолженность бюджета за предоставленные льготы населению по оплате за природный газ 15 649 750 рублей, в том числе, по Закону КЧР от 12.01.05 № 7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» - 9 441 658,18 рублей, по Закону КЧР от 12.01.05 № 8-РЗ «О мерах социальной поддержке отдельных категорий ветеранов» - 6 208 091,82 рубль.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов КЧР в связи со следующим.

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.05 № 7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (с учетом изменений, внесенных 11.02.05, 05.07.05, 06.07.05, 03.10.05, 19.10.05, 23.01.06, 17.04.06, 13.11.06, 21.03.07, 05.12.07) (далее - Закон) устанавливает меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Карачаево-Черкесской Республике. Статьей 2 Закона предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, реабилитированные лица имеют права на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством). Средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную выплату реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики (статья 4 Закона).

Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.05 № 8-РЗ «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов» (с учетом изменений от 11.02.05, 05.07.05, 19.10.05, 23.01.06, 17.04.06, 13.11.06, 08.12.06, 21.03.07, 05.12.07) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Карачаево-Черкесской Республики в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В подпункте 4 пункта 2 статьи 3 названного Закона одной из мер социальной поддержки ветеранов труда указана оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе, за потребленный газ. Средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы и труженикам тыла предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики (ст.5).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона КЧР от 11.04.2005 № 43-рз «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами» (с учетом внесенных изменений 05.07.05, 17.04.06, 01.08.06, 21.03.07) многодетным семьям и семьям, в которых один или оба родителя являются инвалидами, предоставлена мера социальной поддержки в виде скидки в размере 30 процентов коммунальных услуг, в том числе, по газоснабжению, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством. Из статьи 3 названного Закона следует, что финансирование мер социальной поддержки, указанных лиц, является расходным обязательством республиканского бюджета.

Из сказанного следует, что финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанных в вышеперечисленных Законах Карачаево-Черкесской Республики, предусмотрено за счет республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и является его расходным обязательством.

В целях исполнения, в том числе, вышеуказанных Законов, Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято Постановление от 26.02.2006 № 51 «Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», согласно которому, утвержден Порядок финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. В пункте 2 Постановления указано, что Распорядителем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемых предприятиями (организациями) независимо от форм собственности, является Министерство труда и социального развития КЧР. Финансирование средств осуществляет Министерство финансов и имущественных отношений КЧР (правопреемник Министерство финансов КЧР) в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке на лицевой счет Распорядителя средств (пункт 3 Постановления, л.д. 153-158).

По утвержденному Правительством КЧР Порядку возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых непосредственно предприятиями (организациями) с Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее – Распорядитель средств) (пункт 2). Предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют Распорядителю средств счета-фактуры и реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки (пункт 3). Распорядитель средств проверяет обоснованность предоставления мер социальной поддержки и по окончании проверки принимает к возмещению расходы по предоставлению указанных мер (пункт 4). Распорядитель средств ежемесячно до 1 числа текущего месяца направляет в Министерство финансов и имущественных отношений КЧР (правопреемник Министерство финансов КЧР) сводную заявку в разрезе предприятий и видов услуг на финансирование вышеуказанных расходов на текущий месяц (пункт 5). Министерство финансов КЧР на основании представленных Распорядителем средств заявок осуществляет финансирование на лицевой счет Распорядителя средств (пункт 6).

Таким образом, Министерство труда и социального развития КЧР является уполномоченным органом Правительства КЧР, наделенного правами контролирующего органа по выплате средств необходимых на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки, оказываемых гражданам республики.

Во исполнение вышеуказанного Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан между ООО «Кавказрегионгаз», Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (далее – ГРО) и Управлениями труда и социального развития (Управления социальной защиты населения) муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики 10.04.2007 заключен договор № 124 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за потребленный газ, что отражено в разделе 3 договора (л.д. 20-24, 120-125). По условиям договора истец (поставщик) обязуется произвести начисление оплаты за потребленный газ с учетом объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, а Министерство труда и социального развития КЧР возмещает поставщику фактически понесенные расходы с учетом НДС, связанные с предоставлением мер социальной поддержки граждан и проверяет соответствие списков граждан, получивших меры социальной поддержки (пункты 1.1, 1.2 договора). Объемы газа, поставляемые льготным категориям граждан, определяются Министерством труда и социального развития КЧР с учетом категорий льготников, пользующихся газом и согласовываются с поставщиком (пункт 1.3 договора). По условиям договора поставщик (истец) обязуется предоставлять, а Министерство труда и социального развития КЧР обязуется от поставщика принимать акты выполненных работ, счета, счета-фактуры по оплате за потребленный газ и согласованные с Управлениями труда и социального развития муниципальных районов и городских округов КЧР реестры граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (раздел 2 договора). В свою очередь Управления труда и социального развития муниципальных районов и городских округов КЧР по договору приняли обязательства ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» сведения об измененияхв реестре граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате за потребленный газ. Ежемесячно принимать от ГРО реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате за потребленный газ и в течение 10-ти дней производить их полную по фамильную сверку на наличие права на получение меры социальной поддержки и согласование. В соответствии с пунктом 5.1 договор вступает в силу с 10.04.2007 и действует до 31.12.2007, по расчетам до полного исполнения сторонами своих обязательств. Действие договора распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2007 года.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития КЧР подтвердил выполнение истом, всех принятых по вышеуказанному договору обязательств. Пояснил, что вся база граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, формируется и находится в Управлениях труда и социального развития муниципальных районов и городских округов КЧР по месту жительства граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на основании заявления гражданина с приложением документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки. По каждому заявителю в Управлении оформляется личное дело, данные заносятся в базу граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Общая сводная заявка на финансирование предприятий (организаций) предоставляется Министерством в Министерство финансов КЧР. В связи с недостаточным финансированием средств из республиканского бюджета на погашение выпадающих доходов образовалась задолженность. После проведения всех проверок по сумме оплаты истцу за предоставление газа на льготных условиях гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, между Министерством труда и социального развития КЧР и ООО «Кавказрегионгаз» составлен акт сверки по состоянию на 01.01.2008 год, по которому сумма задолженности составила 52 257 443,84 рубля (л.д. 234).

В подтверждение своих доводов представителем Министерства труда и социального развития КЧР представлены следующие документы: заявки, направленные в Министерство финансов КЧР, на февраль 2008 года, в которых указана сумма долга за 2007 год по Закону КЧР № 7-РЗ от 12.01.2005 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» - 36 767,2 тыс. рублей (л.д. 225-226), по Закону КЧР № 8-РЗ от 12.01.2005 «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов» - 12 750,6 тыс. рублей (л.д. 227-228), по Закону КЧР № 43-рз от 11.04.2005 «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами» 2 739,7 тыс. рублей (л.д. 229-230).

Из акта сверки расчетов по реализации социальной поддержки граждан в сфере газоснабжения между Министерством труда и социального развития КЧР и ООО «Кавказрегионгаз» на 01.01.2008 видна сумма задолженности за 2007 год – 52 257 443,84 рубля (л.д. 220). Оплата произведена в 2007 году по Закону КЧР № 8-РЗ от 12.01.2005 «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов» в сумме 6 208 091,82 рубль, по Закону КЧР № 7-РЗ от 12.01.2005 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» - 9 441 658,18 рублей, что составило 15 649 750 рублей.

Таким образом, истцом, предъявленная к взысканию сумма в размере 52 257 443,84 рубля, рассчитана с учетом оплаты в 2007 году 15 649 750 рублей по программе «Финансовое оздоровление предприятий – потребителей природного газа Карачаево-Черкесской Республики на 2007 – 2001 годы», утвержденной Постановлением Правительства КЧР от 26.04.2007 № 149.

Следовательно, довод Министерства финансов КЧР об уменьшении суммы задолженности по предъявленному иску не может быть принят судом, поскольку опровергнут истцом и соответствующими материалами дела.

Также судом не принимается доводы Министерства финансов КЧР о том, что истцом не представлены первичные бухгалтерские документы согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, документы, подтверждающие наличие прав у соответствующих категорий граждан (справки, копии удостоверений) по следующим основаниям (л.д.179-180).

Так, как указано в Преамбуле, Правительством РФ в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации принято Постановление от 23.05.06 № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В силу пунктов 1 и 2 Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального фондов (пункт 2 Правил).

Из сказанного выше следует, что указанные Правила не распространяются на спорные правоотношения, связанные с исполнением расходных бюджетных обязательств по принятым законам Карачаево-Черкесской Республики. Данные правоотношения регулируются Порядком финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 26.02.06 № 51.

В подтверждение заявленных исковых требований истцом представлены следующие документы:

-расчеты суммы убытков помесячно с нарастающим итогом за 2007 год с января по декабрь месяц (л.д. 25-36);

- отчеты о финансировании расходов в части предоставления льгот по соответствующим законам КЧР с января по декабрь месяц 2007 года с нарастающим итогом по каждому закону (л.д. 37-84);

- направленные в адрес Министерства труда и социального развития КЧР счета и счета-фактуры по каждому Закону за каждый месяц 2007 года (Приложение 1 к делу);

списки граждан, которым по законам предоставлены меры социальной поддержки за 2007 год, по каждому району (Адыге-Хабльский, Усть-Джегутинский, Карачаевский, Малокарачаевский, Хабезский, Зеленчукский, Прикубанский, город Черкесск), по всем перечисленным Законам КЧР, помесячно (Приложения 2, 3, 4 с подприложениями через дробь). В списках льготников указаны номера лицевых счетов потребителей, фамилии, имена, отчества носителей льгот, адреса, начисленная сумма, предъявленная к оплате по лицевому счету, количество человек, количество льгот, площадь жилая, объем газа по льготе, сумма по льготе, номера справок и т.д.)

Кроме того, истцом в качестве доказательств по делу представлены подлинники квитанций по кассе за январь-декабрь 2007 года, карточки начислений и оплат, квитанции об уплате, которые приобщены к материалам дела, опечатаны в коробках (77 коробок), подписаны помесячно и по районам. Образцы приобщены к делу (л.д. 237-250).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о выполнении истцом всех обязательств, предусмотренных Порядком финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также указанным выше договором, что является основанием для оплаты бюджетом Карачаево-Черкесской Республики убытков, возникших при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчиком – Министерством финансов КЧР по результатам ознакомления с материалами первичной бухгалтерской документации контррасчет суммы иска не представлен, возражений по объему предоставленных услуг и заявленной к взысканию суммы компенсаций не заявлено.

Данное обстоятельство суд расценивает как согласие ответчика с суммой исковых требований.

Невыполнение бюджетных обязательств Карачаево-Черкесской Республики также подтверждается Соглашением о реструктуризации задолженности от 02.10.2007, заключенное между истцом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, согласно которому Правительство КЧР приняло обязательство по организации мероприятия, связанного с погашением задолженности в сумме 33 834 747,04 рублей по состоянию на 01.10.2007 год (л.д. 85).

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку бездействие органов субъекта Российской Федерации выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, общество в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от субъекта государства возмещение этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием органов субъекта Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно п. 17 указанного постановления, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В силу названных правовых норм и указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Карачаево-Черкесская Республика в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики.

Судом отклоняется довод ответчика – Министерства финансов КЧР о том, что обязательства по указанным законам выполнены Карачаево-Черкесской Республикой в пределах тех лимитов, которые были утверждены, поскольку обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).

Материалами дела подтверждено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что выделение из бюджета средств не покрыли произведенные истцом расходы на предоставление льгот в соответствии с указанными Законами Карачаево-Черкесской Республики.

Кроме того, судом учитывается то, что ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, подтверждающие доводы, а также не обосновал соответствующими ссылками на законодательство.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд считает, что их в порядке ч.1 ст. 110 АПК РФ следует отнести на ответчика – Министерства финансов КЧР. С учетом тяжелого финансового положения ответчика в порядке части 4 статьи 102 АПК РФ суд снижает размер госпошлины до 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 112, 167–171 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования удовлетворить частично.

2. Взыскать с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» 52 257 443,84 (Пятьдесят два миллиона двести пятьдесят семь тысяч четыреста сорок три рубля 84 копейки) рубля, в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате при расчетах за потребленный газ в соответствии с Законами Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 43-рз «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами», от 12.01.2005 № 8-РЗ «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов», от 12.01.2005 № 7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» за 2007 год, а также расходы по государственной пошлине в сумме 10 000 рублей, а всего 52 267 443, 84 рубля (Пятьдесят два миллиона двести шестьдесят семь тысяч четыреста сорок три рубля 84 копейки).

3. В удовлетворении исковых требований в отношении Правительства КЧР и Министерства труда и социального развития КЧР отказать.

4. Выдать ООО «Кавказрегионгаз» справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета на сумму 90 000 (Девяносто тысяч) рублей, уплаченной по платежному поручению № 1582 от 19.05.2008.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья Л.Б. Лазаренко