Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
07 марта 2019 года Дело №А25-2723/2018
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2019 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байчоровой Ф.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Байрамуковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Зеленчукская ВВФ" (Пятигорское шоссе, дом 20, корпус Д, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369009; ИНН 0904006542, ОГРН 1030901116069) к Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (Кавказская улица, дом 19, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245), Администрации Красногорского сельского поселения (Красная улица, дом 115, Красногорская станица, Усть-Джегутинский район, Карачаево-Черкесская Республика, 369323; ИНН 0909007469, ОГРН 1020900731202) о взыскании задолженности по государственному контракту,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (Комсомольская улица, 23, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ОГРН 1080917004860, ИНН 0917012790),
- Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" (Советская улица, дом 67, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ИНН 0917003595, ОГРН 1060917030020),
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации на официальном сайт суда в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленчукская ВВФ" (далее-истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесскому Республиканскому казенному предприятию "Дирекция капитального строительства" (далее - ответчики) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее – третье лицо) о взыскании денежных средств в размере 3 589 875 рублей, задолженности по оплате за выполненные строительно-монтажные работы по девяти государственным контрактам, заключенным в период с 2013 по 2017 г.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.11.2018 года исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Зеленчукская ВВФ" о взыскании суммы основного долга в размере 19 099,00 рублей и пени в размере 79 161,38 рублей по государственному контракту от 27.06.2017 г. №Ф.2017.246808 выделены в отдельное производство и рассматриваются в рамках настоящего дела №А25-2723/2018.
Определением от 26.11.2018 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Красногорского сельского поселения.
Соответчик отзыв на исковое заявление не представил, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств, препятствующих проведению судебного заседания, в суд не поступало.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом через канцелярию Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики представлено дополнение к исковому заявлению, в котором он просит взыскать задолженность с Администрации Красногорского сельского поселения. Уточнил сумму неустойки, рассчитанной за период с 06.09.2017 г. по 28.02.2019 г. с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75%, которая составила 2 669 рублей 24 копейки.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики представило отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований просило отказать, обосновывая позицию тем, что Министерством в полном объеме выполнены обязательства по государственному контакту.
Министерство финансов КЧР в письменных пояснениях отметило, что порядок формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержден Постановлением Правительства КЧР от 15.10.2012 №439, в соответствии которым Постановлением Правительства КЧР от 13.02.2018 №32 утверждена республиканская адресная инвестиционная программа Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в котором спорный объект не отражен.
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» указывало, что полномочия по заключению и исполнению указанного контракта переданы Министерством сельского хозяйства КЧР на основании соглашения, согласно которому Дирекция приняла на себя функции по выполнению мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства КЧР от 30.09.2012 №405. Предприятие (заказчик, застройщик) подтверждает объемы, стоимость, качество выполненных работ.
Суд определением от 18.12.2018 года исключил Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» и Карачаево-Черкесскую Республику в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики из числа ответчиков и привлек их к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что производство по делу в части взыскания денежных средств с Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики подлежит прекращению, а уточненные исковые требования удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что между истцом (далее - подрядчик) и Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» (заказчик-застройщик) заключен государственный контракт от 27.06.2017 №2017.246808 на выполнение работ по организации строительства объекта: «Водоснабжение, станица Красногорская, Усть-Джегутинский район, Карачаево-Черкесская Республика».
Согласно п.3.1 цена контракта составляет 972 001 рубля.
Источник финансирования: федеральный, республиканский и местный бюджет (п.3.6 договора). Цена контракта определяется расчетом цены контракта (Приложение №1) (п.3.3 контракта).
Согласно п.6.1 контракта окончательный расчет производится после завершения работ, подписания сторонами акта приемки оконченного строительством объекта в течение 15 рабочих дней.
Факт исполнения истцом работ и принятия их Дирекцией подтверждается подписанными и скрепленными печатями сторон актами о приемке выполненных работ формы №КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат №КС-3, актом приемки законченного строительством объекта формы №КС-11.
Факт частичного исполнения ответчиком обязательства по оплате выполненных работ, подтверждается платежными поручениями, приложенными к исковому заявлению.
Задолженность в части основного долга по государственному контракту составила 19099 рублей.
Претензией от 09.06.2016 №12, направленной в адрес Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства», истец требовал оплатить задолженность, в том числе по спорному объекту в размере 19099 рублей (л.д.39-45).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
По своей правовой природе заключенный госконтракт является договором строительного подряда. Взаимоотношения сторон по договору подряда регулируются положениями §3 главы 37 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» обращалось к ответчику о принятии мер по погашению кредиторской задолженности, в том числе в отношении выполненных истцом работ.
Поскольку работы истцом выполнены и переданы, а доказательств оплаты выполненных работ в полном объеме в материалы дела не представлено, исковые требования о взыскании задолженности в размере 19 099 рублей с Администрации Красногорского сельского поселения подлежат удовлетворению.
Согласно Указу Президента КЧР от 21.03.2006 №35 и постановлению Правительства КЧР от 11.04.2006 №115 Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» создано и определено единым заказчиком-застройщиком на территории Карачаево-Черкесской Республики по стройкам и объектам, финансируемым за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства», выступая заказчиком по государственному контракту действовало от имени и в интересах Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Красногорского сельского поселения, осуществляя указанные функции на основании соглашения от 21.07.2017 №СП-10 от имени Министерства сельского хозяйства КЧР, являющегося и главным распорядителем бюджетных средств по контракту, подтверждается постановлением Правительства КЧР от 27.12.2016 №352 «О Внесении изменений в Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14.03.2016 №46 «Об утверждении республиканской адресной инвестиционной программы Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год», а также приложениями №10 к Законам КЧР от 30.12.2015 №108-РЗ и от 25.12.2017 №85-РЗ о республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Из содержания статей 125 и 126 Гражданского кодекса РФ следует, что в результате заключения контрактов государственными заказчиками, действующими от имени и по поручению муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.10.2007 №5060/07 указал: если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем, у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов.
В силу статьи 158 и пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
С учетом данных обстоятельств суд считает, что ответчиком по требованию о взыскании задолженности за выполненные истцом работы в размере 19 099 рублей является Администрация Красногорского сельского поселения.
В силу пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой или арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку отказ истцом от иска в части требования о взыскании задолженности с Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, суд принимает отказ истца от иска в этой части требований.
Истцом также заявлены требования о взыскании с Администрации Красногорского сельского поселения за счет казны Карачаево-Черкесской Республики неустойки за период с 06.09.2017 г. по 28.02.2019 г. в размере 2 669 рублей 24 копейки, а также за период с 01.03.2019 по день фактической оплаты задолженности.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как следует из материалов дела, расчет пени произведен истцом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также условиями государственного контракта (пункты 7.2 и 7.7).
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Расчет суммы неустойки, произведенный истцом, судом проверен и признан верным.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по вышеуказанному контракту подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании пени суд признает подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
В силу вышеизложенного, требования истца о взыскании неустойки за период с 01.03.2019 по день фактического исполнения обязательства подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных расходах в виде уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины, суд, учитывая факт выделения дел в отдельное производство, считает целесообразным решить вопрос возврата истцу суммы уплаченной государственной пошлины в рамках дела №А25-2721/2018.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 112, 167–171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1.Исковые требования удовлетворить.
1.1. Взыскать с Администрации Красногорского сельского поселения (ИНН 0909007469, ОГРН 1020900731202) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Зеленчукская ВВФ" (ИНН 0904006542, ОГРН 1030901116069) денежные средства в размере 21 768 (Двадцать одна тысяча семьсот шестьдесят восемь) рублей 24 копейки, в том числе:
- сумма основного долга по государственному контракту от 27.06.2017 г. №Ф.2017.246808 в размере 19 099 рублей,
- неустойка за период с 06.09.2017 г. по 28.02.2019 г. в размере 2 669 рублей 24 копейки.
1.2. Взыскание пени производить далее с 01 марта 2019 года, за каждый день просрочки уплаты суммы основного долга по день фактической уплаты долга включительно, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
2. Производство по делу в части взыскания денежных средств с Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).
Судья Ф.Б. Байчорова