НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2022 № А25-2551/2021

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Черкесск Дело № А25-2551/2021

«04» июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 04 июля 2022 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кириллиной А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СБИ» (ОГРН 1160917051822, ИНН 0917029890) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.09.2021 № 09-026-2021-П/А-347/3

при участии в судебном заседании:

от заявителя - генеральный директор ООО «СБИ» Есенеева Д.М., на основании решения единственного участника от 20.01.2020 б/н;

от заинтересованного лица - Манугевич К.И. по доверенности от 29.12.2021 №10,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СБИ» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2021 №09-026-2021-П/А-347/3 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Позиция общества, изложенная в заявлении, дополнении к нему, сводится к следующему.

На основании приказа Управления №295 от 25.05.2021 в период с 31.05.2021 по 11.06.2021 в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о недрах при эксплуатации Кумского месторождения минеральных вод по скважине 3-ОЭ-БИС Южного участка Кумского месторождения, расположенного по адресу: КЧР, Малокарачаевский район, а. Красный Восток, в 2 км от южной окраины села, на правом берегу р. Кумы.

По результатам данной проверки, Управлением был составлен Акт проверки №026-2021-П/А от 11.06.2021, в котором перечислены выявленные нарушения (т.1 л.д.10-19).

30.08.2021 Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушений № 09-026-2021-П/А-347/1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

03.09.2021 должностным лицом Управления вынесено постановление о назначении административного наказания N 09-026-2021-П/А-347/3, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д.33-44).

Общество несогласно с выявленными нарушениями, считает, что административным органом не были учтены фактические обстоятельства дела. На Кумское месторождение (скважина 3-ОЭ-бис) имеется утвержденный и разработанный в установленном порядке проект горного отвода 2009 г., имеется горноотводный акт от 30.03.1998 г. Для переоформления горноотводного акта от прежнего недропользователя ЗАО «Висма», ООО «СБИ» необходимо провести работы по уточнению границ горного отвода путём внесения изменений в лицензию ЧЕР 00366 МЭ. В рамках выполнения работ по уточнению границ горного отвода, ООО «СБИ» до начала проведения проверки административного органа, а именно 02.04.2021 г., направило в Роснедра РФ заявление о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ЧЕР 00366 МЭ, после рассмотрения, которого возможно переоформление горноотводного акта. До настоящего времени ответа на направленное заявление ООО «СБИ» из Роснедра РФ не поступало. Имеющийся на Кумское месторождение утвержденный и разработанный в установленном порядке проект горного отвода 2009 г. и горноотводный акт от 30.03.1998 г. не утратили силу и являются действующими документами, позволяющими правомерно использовать и эксплуатировать ООО «СБИ» Кумское месторождение, согласно лицензии ЧЕР 00366 МЭ. На Южном участке Кумского месторождения Протоколом № 11039 заседания коллегии ГКЗ от 27.03.1991 были утверждены запасы на пятидесятилетний срок. Условием пользования недрами, являющегося Приложением № 1 к лицензионному соглашению ЧЕР 00366МЭ, распорядитель недр не обязывает ООО «СБИ» проводить переутверждение запасов. Соответственно, Протокол № 11039 заседания коллегии ГКЗ от 27.03.1991 г. является действующим документов подтверждающим разработку и утверждение эксплуатационных запасов по скважине 3-ОЭ-БИС Кумского месторождения, согласно лицензии ЧЕР00366МЭ. У общества имеется разработанная и утвержденная в установленном законном порядке Технологическая схема разработки минеральных вод участка скважины 3-ОЭ-БИС Кумского месторождения Карачаево-Черкесской Республики. В п.4.1.5. Условий пользования недрами, являющегося Приложением № 1 к лицензионному соглашению ЧЕР00366МЭ, прямо указано, что подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом РФ «О недрах» - обязательство не установлено. Общество, ежегодно проводит проверку оборудования скважины 3-ОЭ-БИС и санитарной зоны водозабора два раза в год. На скважине 3-ОЭ-БИС установлен и на момент проверки имелся счетчик марки СТВХ-100, техническая документация на который была передана членам комиссии, при проведении проверки. Данный счетчик является поверенным, опломбированным, и соответствует всем техническим требованиям. Территория Кумского месторождения, в том числе минералопровод, находится под круглосуточной охраной и доступ третьих лиц на территорию исключается. Скважина 3-ОЭ-БИС защищена от заиления, засорения и затопления ограждением блоками ФБС40. На Кумском месторождении геолого-разведочных работ в период 2018-2020 гг. не проводилось, соответственно информационные отчеты о выполнении геолого-разведочных работ ООО «СБИ» не предоставляются. Учет водопотребления средствами измерений по формам 1.2., 1.5. и 1.6. в ООО «СБИ» не ведется, т.к. установлен узел учета на забор воды, а в таком случае недропользователь не обязан вести учет по формам 1.2., 1.5 и 1.6. Деятельность по добыче подземных вод на лицензионном участке не производилась с 2017 года в связи с финансовыми трудностями, а также с всеобщими ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции. Условиями пользования недрами (Приложение 1) к лицензии ЧЕР 00306 МЭ от 14.12.2016 не установлено обязательство пользователя недр - ООО «СБИ» по проведению оценки (переоценки) запасов углекислых минеральных вод Южного участка Кумского месторождения с предоставлением результатов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном законом порядке. Разведка Кумского месторождения и оценка запасов была проведена в 1985- 1990 годах. В результате работ выделен Южный участок с запасами по категории В - 995м3/сут. углекислых и слабоуглекислых минеральных вод с минерализацией 1,2-3,5 г/л (протокол ГКЗ от 27 марта 1991 года № 11039). Балансовые запасы лечебных минеральных вод Кумского месторождения утверждены по состоянию на 01.01.1991 на 50-летний расчетный срок эксплуатации. Скважина 3-ОЭ-бис, являющаяся дублем скважин 3-ОЭ и 15-H-I, обосновывает запасы слабоуглекислых слабоминерализованных гидрокарбонатных магниево-кальциевых вод с минерализацией 1,2-1,8 г/л оксфорд-кимериджского водоносного горизонта в количестве 750 м3 /сут. ФБУ «ГКЗ» в письме от 30.12.2021 № 09-1/734 указало, что переоценка запасов углекислых минеральных вод Южного участка Кумского месторождения с предоставлением результатов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном законом порядке не требуется. Технологическая схема разработки минеральных вод участка скважины 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской Республики, согласована и утверждена в 2009 году в соответствии с действующим законодательством. Технологическая схема была разработана с учетом требований лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00101 МЭ, выданной ЗАО «Висма», которая в последующем была переоформлена на ООО «СБИ». В соответствии со статьей 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» при переоформлении лицензии условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат, следовательно, условия пользования недрами сохранены в действующей лицензии, технология добычи не изменена. Разработка новой проектной документации в таком случае не требуется. Более того п. 4.1.5 Условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ не установлено обязательство пользователя недр по разработке нового технического проекта эксплуатации месторождения. Согласно п. 8.2 Технологической схемы Разработки генеральная проверка технического состояния устьевого оборудования и измерительной аппаратуры проводится силами Общества один раз в год. В связи с тем, что скважина находится в удовлетворительном состоянии, аварийных ситуаций за период эксплуатации не возникало, а также отсутствия прямого требования о необходимости проведения данной проверки с контролирующими организациями технологической схемой не установлено. Пунктом 8.2. Технологической схемы разработки проведение ревизии ствола геофизическими методами предусмотрено в случае изменения химического состава подземных вод. В процессе осуществления мониторинга подземных вод изменения химического состава подземных вод установлено не было, в связи с чем необходимость в ревизии ствола скважины геофизическими методами отсутствует. Мероприятия по приведению в соответствие с проектной документацией части обвязки эксплуатационной скважины, расположения контрольно-измерительной аппаратуры проводятся поэтапно. Для приведения в соответствие с действующими требованиями эксплуатации месторождения, устьевая обвязка и расположение контрольно-измерительной аппаратуры возможно привести в соответствие только после внесения необходимых данных в действующую технологическую схему и их согласования в установленном законом порядке. Эксплуатационная скважина оборудована прибором учета объема добычи подземных вод (СТВХ-100, заводской номер 529501709). Паспорт с отметкой о поверке 18.02.2020 прилагается. Территория Кумского месторождения, в том числе минералопровод, находится под охраной и доступ третьих лиц исключается. Охрана объекта осуществляется силами и за счет средств учредителя компании ООО «СБИ», т.к. хозяйственная деятельность ООО «СБИ» не ведется, соответственно финансовое положение компании не позволяет нести самостоятельно такие расходы.. Скважина 3-ОЭ-БИС защищена от заиления, засорения и затопления ограждением блоками ФБС40 и накрыта металлическими конструкциям (крышей). Общество проводило мероприятия по сокращенному химическому анализу, мероприятия по полному химическому анализу не проводились, т.к. ООО «СБИ» с 2017 года хозяйственную деятельность не ведет. Данные мероприятия требуют не малых финансовых затрат, которые у Общества отсутствуют, а также при необходимости если видны изменения по составу воды. При проведении сокращенного химического анализа за период 2020-2021 гг., не были выявлены изменения состава минеральной воды. С 01.01.2021 вступил в силу Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903. Новый порядок не устанавливает требований к разработке и согласованию схемы систем водопотребления и водоотведения. На Кумском месторождении геологоразведочных работ в период 2018-2020 гг. не проводилось, соответственно информационные отчеты о выполнении геологоразведочных работ Обществом не предоставляются. Информационные отчеты о ведении мониторинга подземных минеральных вод направляются в территориальный центр государственного мониторинга состояния недр по КЧР – ОАО «Гидрогеология». Обществом не обеспечено предоставление отчета по форме № 3-ЛС за 2018 год в установленный срок. Указанное правонарушение имеет конкретный одномоментный срок начала и окончания (следующий день после завершения установленного периода). Срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение истек. ООО «СБИ» является предприятием с тяжелым финансовым положением, согласно сведениям из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «СБИ» является микропредприятием.

Представитель общества в судебном заседании просил суд заменить административный штраф предупреждением, в связи с тем, что на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления общество являлось субъектом малого предпринимательства, вменяемые правонарушения были совершены впервые, наличие вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба не установлены.

Управление в своих возражениях на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, просит оставить оспариваемое постановление без изменения, указывает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (т.2 л.д.54-66, т.3 л.д.102-109). Поводом для составления протокола об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. По результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что обществом допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Кумского месторождения минеральных вод расположенного в Карачаево-Черкесской Республике, Малокарачаевском районе, с. Красный Восток, в 2 км от южной окраины села, на правом берегу р. Кумы. ООО «СБИ» на территории Карачаево-Черкеской республики осуществляет свою деятельность на основании лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ, зарегистрированной 14.12.2016, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, срок окончания действия лицензии продлён до 01.02.2038. Кумское месторождение минеральных вод расположено в Карачаево-Черкесской Республике, Малокарачаевском районе, с. Красный Восток, в 2 км от южной окраины села, на правом берегу р. Кумы. Площадь месторождения входит в состав округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод и в границы особо-охраняемого эколого-курортного региона КМВ. Кумское месторождение минеральных вод расположено в части доальпийского складчатого фундамента залегающего на небольшой глубине и сложенного из гранита, включает одну эксплуатационную скважину № 3-ОЭ-бис.

Земельный участок под зоной санитарного режима скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения минеральных вод, передан в аренду во временное владение ООО «СБИ» на основании договора субаренды земельного участка для добычи и розлива минеральной воды ООО «Архыз Оригинал» от 16.12.2020 № б/н.

ООО «СБИ» был передан горноотводный акт № 31 от 05.06.2009 к лицензии ЧЕР 00101 МЭ от 30.03.1998, оформленный на ЗАО «Висма», удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки Кумского месторождения углекислых минеральных вод. Площадь проекции горного отвода составляет – 0,09 га. Срок действия горноотводного акта до 31.03.2013.

В соответствии с п.13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, владелец лицензии в течение трех месяцев с даты государственной регистрации лицензии (до 14.03.2017 года) должен переоформить горноотводный акт.

Однако, ООО «СБИ» в период с 14.03.2017 по настоящее время, в нарушение п.13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ осуществляет деятельность в отсутствии документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).

До 2016 года эксплуатацию скважины №3-ОЭ-бис осуществляло ЗАО «Висма». Скважина №3-ОЭ-бис является дублем разведочной скважины №3-ОЭ (15-н-I), одной из скважин, обосновывающих запасы минеральных вод Южного участка Кумского месторождения. Скважина №3-ОЭ в виду её неудовлетворительного технического состояния и невозможности ремонта была ликвидирована ЗАО «Висма». Скважина №3-ОЭ-бис была пробурена НИГЦ «Гидронедра» в 1998 году по заданию ЗАО «Висма» взамен ликвидированной скважины №3-ОЭ на расстоянии в 2 м от нее. Скважина пробурена по проекту, составленному ОАО «Кавказгидрогеология» (в то время ГП «Кавминводская гидрогеологическая экспедиция»).

В соответствии с п.13.3 лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ для разведки и добычи полезных ископаемых пользователь недр ООО «СБИ» обязан привести сведения о запасах полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр в соответствие с действующим законодательством, нормативными актами. Эксплуатационные запасы минеральных подземных вод Кумского месторождения утверждены протоколом ГКЗ СССР № 11039 от 27.03.1991 по скважине №15-Н-1 в количестве 750 м3/сутки по категории «В» на 50-летний срок. Сведения об утверждении эксплуатационных запасов по скважине №3-ОЭ-бис отсутствуют.

В соответствии с п.13.3 Условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, пользователь недр обязан привести действующие технические проекты разработки месторождения полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, а также сведения о запасах полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами.

Согласно п.1 Приказа Департамента по недропользованию по СКФО от 09.12.2016 года № 88-ЧЕР-П (далее - Приказ) лицензия ЧЕР 00101 МЭ с ЗАО «Висма» переоформлена на ООО «СБИ». Пунктом 2 Приказа со дня переоформления лицензии досрочно прекращено действие лицензии ЧЕР 00101 МЭ. Общество осуществляет хозяйственную деятельность разработки минеральных вод участка скважины 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Технологической схемой, разработанной юридическим лицом ЗАО «Висма». Вместе с тем, лицо осуществляющие недропользование на участке недр согласно лицензии ЧЕР 00366 МЭ, с 09.12.2016 является юридическое лицо - ООО «СБИ».

Общество в нарушение п.13.3 условий на право пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, осуществляет деятельность по добыче минеральных вод в отсутствии согласованного в установленном порядке проекта (технологической схемы) разработки Кумского месторождения подземных минеральных вод.

В нарушение требований п.8.2 разд. 8 Технологической схемы (стр.50) Общество не обеспечило два раза в год генеральную проверку технического состояния устьевого оборудования скважины (включая пункт налива в автоцистерны) и измерительной аппаратуры совместно с контролирующими организациями.

В соответствии с паспортом гидрогеологической скважины № 3-ОЭ-бис скважина пробурена в 1998 году. Глубина скважины составляет 21,5 м. Минерализация минеральных вод составляет 1216 мг/дм, РН - 6,6. Жесткость воды: общая - 14,25, устранимая - 12,60 и постоянная - 2,25 мг-экв. Согласно письму ООО «СБИ» от 09.06.2021 года добыча минеральных вод из скважины № 3-ОЭ-бис с 2017 года по настоящее время не осуществляется. Геофизические исследования на данной скважине не проводились. Информация о состоянии ствола скважины у предприятия отсутствует.

Наблюдение за состоянием подземной части скважины недропользователем не осуществляются, что при учете возраста скважины, а также длительного времени простоя недопустимо, так как может привести к определенным сложностям дальнейшей разработки месторождения.

При фактическом осмотре 08.06.2021 установлено, что обвязка скважины №3-ОЭ-бис не соответствует Технологической схеме. Обществом не обеспечено выполнение требований Технологической схемы в части обвязки эксплуатационной скважины, расположения контрольно-измерительной аппаратуры. Обществом не обеспечено ведение достоверного учета извлекаемых полезных ископаемых, в связи с отсутствием водомера. В непосредственной близости от пункта налива располагается бетонный колодец, в котором находится минералопровод, бетонный колодец открыт, что не исключает доступа посторонних лиц к минералопроводу. Обществом не обеспечено препятствие посторонних лиц к технологическому оборудованию (минералопроводу).

Общество осуществляет свою деятельность на основании разработанного юридическим лицом ЗАО «Висма» проекта горно-санитарной охраны при эксплуатации минеральных вод участка скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики (далее – проект ПЗГСО). В ходе проведения натурного осмотра, проведенного 08.06.2021, установлено, что водозаборная площадка скважины № 3-ОЭ-бис и пункт налива в автоцистерны расположены в водоохранной зоне р. Кума, на расстоянии от русла в 10 м и в 15 м соответственно. Водоохранная зона р. Кума согласно публичной кадастровой карте составляет 200 метров. В рамках натурного обследования территории водозаборного участка и пункта налива в автоцистерны, проведенного 08.06.2021, не зафиксировано наличие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (отсутствует ливневая и (или) централизованная канализация).

Общество осуществляет мониторинг подземных вод на основании Технологической схемы разработки минеральных вод, участка скважины 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики (стр. 47), утвержденной исполнительным директором ООО «Висма» Л.Б. Дорошенко и согласованной руководителем Управления по УТЭН Ростехнадзора РФ по КЧР Н.А. Темиржановым.

Объектами проектируемого мониторинга по участку скважины 3-ОЭ-БИС, за которые недропользователь несет ответственность, являются: продуктивный водоносный горизонт, по которому фиксируется: динамические уровни (устьевые давления), отбор эмульсии или дебит минеральной воды, качественный состав воды, температура эмульсии на устье скважины, температура воздуха; техническое состояние водозабора (скважина, оголовок, устьевое оборудование, измерительная аппаратура); состояние 1 зоны горно-санитарной охраны и горного отвода.

Замеры избыточного напора следует производить перед сменой производительности скважины, но не реже одного раза в сутки. Замеры проводятся по манометрам (на устьевой обвязке), с обязательным фиксированием температуры воды на устье, а также температуры воздуха и атмосферного давления. Качественный состав минеральных вод следует контролировать в соответствии с требованиями ГОСТ 13273-88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые» (1988) по пробам, отбираемым по следующей схеме: полный химический анализ воды с микрокомпонентами - 1 раз в год; сокращенный химический анализ воды - 1 раз в квартал; санитарно-бактериологический анализ (по согласованию с органами ГСЭН).

Обществом представлен журнал режимных наблюдений на Южном участке Кумского месторождения минеральных вод по скважине №3-ОЭ-бис за период 2018-2020 гг., а также журнал учета водопотребления средствами измерений за 2020 год.

Проанализировав представленные сведения и проектную документацию установлено, что Обществом не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга в соответствии с утвержденной программой мониторинга подземных вод: не обеспечено в период с 2018 по настоящее время проведение полного химического анализа воды с микрокомпонентами; не обеспечено в период с 2018 по настоящее время проведение санитарно-бактериологического анализа.

В нарушение требований п.4 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующий до 31.12.2020), п. 10 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, в период 2018-2020 ООО «СБИ» отсутствовала схема водопотребления и водоотведения, согласованная с уполномоченными органами.

На основании п. 9.3 раздела 9 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ ООО «СБИ» обязано ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в федеральный фонд геологической информации и его соответствующий территориальный орган информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Информационные отчеты о результатах мониторинга подземных минеральных вод по скважине №3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики за 2018 - 2020 ООО «СБИ» в уполномоченный орган не представлялись, что подтверждается письмом от 10.06.2021 №01-08-05/93.

Общество не обеспечило за период 2018-2020 представление в уполномоченный орган информационных отчетов о результатах мониторинга подземных минеральных вод по скважине № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики, что является нарушением п. 9.3, п. 13.4.3 лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ, п. 1, п. 3, п. 4, п. 10, ч. 2 ст. 22, ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Отчеты по форме № 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2019, 2020 гг. Обществом представлены в срок до 3 февраля, установленный приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.06.2013 № 203. Отчет по форме № 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2018 год Обществом представлен с нарушением установленного срока, что подтверждается номером входящей корреспонденции (вх. от 19.02.2018 № б/н).

Обществом не обеспечено предоставление в установленный срок отчета по форме № 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2018 год.

В нарушение п.2, п.3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего с 09.10.2009 по 01.01.2021), раздела 10 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» учет водопотребления средствами измерений по формам 1.1, 1.2 и/или 1.5, 1.6 в период 2018, 2019 и 1 квартал 2021 ООО «СБИ» не осуществлялся.

Общество осуществляет деятельность с нарушением требований, установленных условиями Лицензии ЧЕР № 00366 МЭ и действующим законодательством. Добыча подземных вод без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации как собственника недр в области охраны окружающей среды.

Общество в нарушение требований Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» проводило работы по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ - «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта».

Представитель Управления в судебном заседании повторил доводы, изложенные в возражениях на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Настоящее заявление рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статья 207-211 АПК РФ), при этом судом принято во внимание следующее.

ООО «СБИ» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 01.07.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике за основным государственным регистрационным номером 1160917051822. Основным видом деятельности ООО «СБИ» является деятельность по производству минеральных вод (ОКВЭД 11.07.1).

Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ, зарегистрированной 14.12.2016, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, срок окончания действия лицензии продлен до 01.02.2038.

Кумское месторождение минеральных вод расположено в Карачаево-Черкесской Республике, Малокарачаевском районе, с. Красный Восток, в 2 км от южной окраины села, на правом берегу р. Кумы. Площадь месторождения входит в состав округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод и в границы особо-охраняемого эколого-курортного региона КМВ.

Кумское месторождение минеральных вод расположено в части доальпийского складчатого фундамента залегающего на небольшой глубине и сложенного из гранита, включает одну эксплуатационную скважину № 3-ОЭ-бис.

Земельный участок под зоной санитарного режима скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения минеральных вод, передан в аренду во временное владение ООО «СБИ» на основании договора субаренды земельного участка для добычи и розлива минеральной воды ООО «Архыз Оригинал» от 16.12.2020 № б/н.

Обществу был передан горноотводный акт № 31 от 05.06.2009 к лицензии 00101 от 30.03.1998, оформленный на ЗАО «Висма», удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки Кумского месторождения углекислых минеральных вод. Площадб проекции горного отвода составляет 0,09 га. Срок действия горноотводного акта до 31.03.2013.

В соответствии с п. 13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, владелец лицензии в течение трех месяцев с даты государственной регистрации лицензии (до 14.03.2017 года) должен переоформить горноотводный акт.

ООО «СБИ» с 14.03.2017 в нарушение п. 13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ осуществляет деятельность в отсутствии документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).

Управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт 11.06.2021 N 026-2021-П/А и зафиксированы допущенные обществом нарушения (т.1 л.д.10-19). Управлением установлено несоблюдение обществом требований законодательства о недрах при эксплуатации Кумского месторождения минеральных вод расположенного в Карачаево-Черкесской Республике, Малокарачаевском районе, с. Красный Восток, в 2 км от южной окраины села, на правом берегу р. Кумы.

Обществу выдано предписание от 11.06.2021 № 026-2021-в/П об устранении выявленных нарушений обязательных требований (т.1 л.д.20-27).

30.08.2021 на основании акта проверки, в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 09-026-2021-П/А-347/1 (т.1 л.д.28-32).

03.09.2021 должностным лицом Управления, по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела в присутствии генерального директора заявителя, вынесено постановление о назначении административного наказания N 09-026-2021-П/А-347/3, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д.33-44).

Не согласившись с постановлением и полагая, что оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.

Статьей 207 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1). Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (часть 2).

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 23.22 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

При этом в силу пункта 2.1 части 2 статьи 23.22 КоАП РФ в пределах своих полномочий дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 Кодекса, вправе рассматривать государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ эти же должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

При таких обстоятельствах начальник отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Управления, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Коркмазов Д.Х. (служебное удостоверение от 02.12.2019 № 7866) имел необходимые полномочия по составлению протокола об административном правонарушении от 30.08.2021 № 09-026-2021-П/А-347/1 по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вынесению постановления о назначении административного наказания от 03.09.2021 № 09-026-2021-П/А-347/3.

Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Объективную сторону состава правонарушения составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Объективную сторону указанного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) на пользование недрами, могут быть только недропользователи (как физические, так и юридические лица).

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона онедрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.

В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.

На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Основные права и обязанности пользователя недр предусмотрены в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Как предусмотрено частью 1 статьи 7 Закона о недрах, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр (часть 2 статьи 7 Закона о недрах).

В соответствии с частью третьей статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

В соответствии с абзацем 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Согласно части 5 статьи 7 Закона о недрах участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением (часть 6 статьи 7 Закона о недрах).

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены (часть 7 статьи 7 Закона о недрах).

Исходя из части 8 статьи 7 Закона о недрах порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения эффективного и безопасного пользования недрами на участке недр, предоставленном в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и содержащем трудноизвлекаемые полезные ископаемые, по решению комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, по заявке пользователя недр в границах предоставленного ему в соответствии с настоящим Законом участка недр допускается выделение участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.

При выделении участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, участок недр, из которого осуществляется выделение, сохраняется в измененных границах, а выделенный участок недр, содержащий трудноизвлекаемые полезные ископаемые, предоставляется в пользование пользователю участка недр, из которого выделен указанный участок недр.

Порядок выделения участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

В пункте 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 отражено, при определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине.

Таким образом, из системного толковании названных положений норм права следует, что закон устанавливает специальный разрешительный режим пользования недрами, согласно которому предоставление недр в пользование оформляется лицензией, в связи с чем предоставление в аренду лесного участка, необходимого для ведения работ, связанных с использованием недрами, напрямую связано с получением лицензии, оформлением горного отвода и утверждением проектной документации.

При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465 утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 5 Правил, документация оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами до начала осуществления работ, связанных с пользованием недрами, на соответствующем участке недр.

Согласно пункту 17 Правил, документация подлежит переоформлению:

а) при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода в случаях изменения геологической информации о недрах, наличия технологических потребностей, условий и факторов, влияющих на безопасное состояние недр, земной поверхности и расположенных на ней объектов, в том числе при изменении технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

б) в случаях изменения срока пользования участком недр, установленного в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензии на пользование недрами, выявления технических ошибок в лицензии на пользование недрами и (или) в документации.

Указанный нормативный акт не содержит требований о сроках предоставления документов для переоформления горноотводного акта.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02,1992 № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.

Из материалов дела усматривается, что Обществу был передан горноотводный акт № 31 от 05.06.2009 к лицензии ЧЕР 00101 МЭ от 30.03.1998, оформленный на ЗАО «Висма», удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки Кумского месторождения углекислых минеральных вод. Площадь проекции горного отвода составляет – 0,09 га. Срок действия горноотводного акта до 31.03.2013.

В материалах дела имеется горноотводный акт № 31 от 05.06.2009 удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки Кумского месторождения углекислых минеральных вод. Площадь проекции горного отвода составляет 0,09 га. Срок действия горноотводного акта до 31.03.2013.

В соответствии с п.13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, владелец лицензии в течение трех месяцев с даты государственной регистрации лицензии (до 14.03.2017 года) должен переоформить горноотводный акт.

Таким образом, материалами дела подтверждено и не оспаривается обществом, что на момент плановой проверки горноотводный акт на владельца лицензии ЧЕР 00366 МЭ не переоформлен и добыча минеральной воды на основании лицензии ЧЕР 00366 МЭ осуществляется обществом в отсутствие акта горного отвода в уточненных границах.

В нарушение п.13.4.2 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ Общество с 14.03.2017 осуществляет деятельность в отсутствии документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения),

До 2016 года эксплуатацию скважины №3-ОЭ-бис осуществляло ЗАО «Висма». Скважина №3-ОЭ-бис является дублем разведочной скважины №3-ОЭ (15-н-I), одной из скважин, обосновывающих запасы минеральных вод Южного участка Кумского месторождения. Скважина №3-ОЭ в виду её неудовлетворительного технического состояния и невозможности ремонта была ликвидирована ЗАО «Висма». Скважина №3-ОЭ-бис была пробурена НИГЦ «Гидронедра» в 1998 году по заданию ЗАО «Висма» взамен ликвидированной скважины №3-ОЭ на расстоянии в 2 м от нее. Скважина пробурена по проекту, составленному ОАО «Кавказгидрогеология» (в то время ГП «Кавминводская гидрогеологическая экспедиция»).

В соответствии с п.13.3 лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ для разведки и добычи полезных ископаемых пользователь недр ООО «СБИ» обязан привести сведения о запасах полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр в соответствие с действующим законодательством, нормативными актами.

Общество, в нарушение п.13.3 условий на право пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ осуществляет деятельность по добыче минеральных вод в отсутствии согласованного в установленном порядке проекта (Технологической схемы) разработки Кумского месторождения подземных минеральных вод.

Согласно п.8.2 разд.8 Технологической схемы, генеральная проверка технического состояния устьевого оборудования скважины (включая пункт налива в автоцистерны) и измерительной аппаратуры производится ежегодно недропользователем один раз в два года. Результаты проверки оформляются соответствующим актом.

Общество, в нарушение п.10 условий на право пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, ст.22 Закона РФ «О недрах», п.12 Правил № 530, не обеспечило два раза в год генеральную проверку технического состояния устьевого оборудования скважины (включая пункт налива в автоцистерны) и измерительной аппаратуры совместно с контролирующими организациями.

В соответствии с паспортом гидрогеологической скважины № 3-ОЭ-бис скважина пробурена в 1998 году. Глубина скважины составляет 21,5 м. Минерализация минеральных вод составляет 1216 мг/дм, РН - 6,6. Жесткость воды: общая - 14,25, устранимая - 12,60 и постоянная - 2,25 мг-экв.

Добыча минеральных вод их скважины№ 3-ОЭ-бис с 2017 года не осуществляется.

В нарушение п.10 условий на право пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п. 1, п.2, п.7, п.10, ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона Российской Федерации «О недрах», п.12 Правил № 530, Обществом не обеспечено выполнение требований Технологической схемы в части обвязки эксплуатационной скважины, расположения контрольно-измерительной аппаратуры.

Обществом не обеспечено ведение достоверного учета извлекаемых полезных ископаемых, в связи с отсутствием водомера, что является нарушением п.10 условий на право пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ,

ООО «СБИ» осуществляет свою деятельность на основании разработанного юридическим лицом ЗАО «Висма» проекта горно-санитарной охраны при эксплуатации минеральных вод участка скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики (далее – проект ПЗГСО).

Согласно проекту горно-санитарной охраны при эксплуатации минеральных вод участка скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики скважина № 3-ОЭ-бис имеет огороженную забором, зону строгого санитарного режима в размерах 30 х 30 м.

В соответствии с проектом горно-санитарной охраны при эксплуатации минеральных вод участка скважины № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики защита водозаборов в пределах ЗСО реализуется в первую очередь с помощью системы ограничений и запрещений некоторых видов хозяйственной деятельности и использования территории.

В нарушение п.10 лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п.1, п.7 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах», ч.16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, 08.06.2021 в ходе обследования территории водозаборного участка и пункта налива в автоцистерны, установлено отсутствие сооружении, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (отсутствует ливневая и (или) централизованная канализация).

Общество осуществляет мониторинг подземных вод на основании Технологической схемы, разработки минеральных вод участка скважины 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской республики (стр. 47), утвержденной исполнительным директором ООО «Висма» Л.Б. Дорошенко и согласованной руководителем Управления по УТЭН Ростехнадзора РФ по КЧР Н.А. Темиржановым.

В нарушение требований п.10, п.13.3 раздела 13 условий пользования недрами лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п.1, п.7, п.10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах» , пп. «в» п.2 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» от 11.02.2016 №94, п.12, пп. «в» п.33 Приказа от 30.07.2020 № 530, Обществом не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга в соответствии с утвержденной программой мониторинга подземных вод: не обеспечено в период с 2018 по настоящее время проведение полного химического анализа воды с микрокомпонентами; не обеспечено в период с 2018 по настоящее время проведение санитарно-бактериологического анализа.

В нарушение требований п.4 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующий до 31.12.2020), п.10 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п.10 ч.2 ст 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, в период 2018-2020 ООО «СБИ» отсутствовала схема водопотребления и водоотведения, согласованная с уполномоченными органами.

На основании п.9.3 раздела 9 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ Общество обязано ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в федеральный фонд геологической информации и его соответствующий территориальный орган информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «О недрах».

В нарушение п.9.3, п.13.4.3 лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ, п.1, п.3, п.4, п.10, ч.2 ст.22, ст.27 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, Общество не обеспечило за период 2018 – 2020 представление в уполномоченный орган информационных отчетов о результатах мониторинга подземных минеральных вод по скважине № 3-ОЭ-бис Кумского месторождения Карачаево-Черкесской Республики.

В нарушение п.13.4.1 лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00366 МЭ, п.1, п.3, п.4, п.10, ч.2 ст.22, ст.27 Закона РФ «О недрах», Обществом не обеспечено предоставление в установленный срок отчета по форме № 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2018 год,

В нарушение пунктов 2, 3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего с 09.10.2009 по 01.01.2021), раздела 10 условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах», учет водопотребления средствами измерений по формам 1.1, 1.2 и/или 1.5, 1.6 в период 2018, 2019 и 1 квартал 2021 Обществом не осуществлялся.

Судом установлено, что материалами административного дела подтверждается факт нарушения Обществом Условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00366 МЭ.

Данные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в совершенном правонарушении установлена административным органом при вынесении постановления с позиций части 2 статьи 2.1 КоАП РФ

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем в материалы дела не представлено.

Осуществляя экономическую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы действующего законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в действиях заявителя подтвержден материалами дела.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на государственный порядок правоотношений в сфере охраны и использования природных ресурсов, с учетом конкретных обстоятельств дела при отсутствии доказательств исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения, суд приходит к выводу о невозможности освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность выявленного правонарушения).

В рамках рассматриваемого спора общество заявляло о необходимости применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, полагая возможным назначение административного наказания в виде предупреждения.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

При этом суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

По общему правилу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, не входит в перечень административных правонарушений, содержащийся в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за которые наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

В материалы дела не представлено доказательств неоднократного совершения обществом правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ; общество является субъектом малого предпринимательства.

В деле отсутствуют доказательства причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суд полагает, что назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности, в данном случае, влечёт избыточное ограничение прав общества.

Обществом в материалы дела представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, подтверждающая включение заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 и присвоения ему категории - микропредприятие.

Таким образом, на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления о назначении административного наказания общество являлось субъектом малого предпринимательства, вменяемые правонарушения были совершены впервые.

Судом не установлено, что допущенные обществом нарушение повлекли причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства. Угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

Сведений о том, что допущенные обществом нарушения условий, предусмотренных лицензиями, имели общественно опасные последствия в какой-либо сфере (например, в сфере вреда экологии либо в сфере документального учета добычи минеральных подземных вод), не представлено.

Исходя из этого фактических обстоятельств, связанных с привлечением общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, суд считает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением, что является адекватным, соразмерным и отвечающим требованиям справедливости.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер допущенного нарушения, суд считает возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и избрать меру административного наказания в виде предупреждения.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня вступления в законную силу постановления о назначении предупреждения.

Суд считает, что в данном случае замена административного штрафа предупреждением направлена на профилактику совершения обществом нового правонарушения, согласуется с целями административного наказания и принципами юридической ответственности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд может вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, в отсутствие доказательств повторности привлечения общества к ответственности, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, суд усматривает основания для применения к обществу положений части 4.1.1 КоАП РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу №А01-2785/2021; постановлениях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу №А18-1138/19, по делу №А63-20150/2017, А63-15685/2018, А15-1042/2018.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 указано, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

Таким образом, оспариваемое постановление суд считает необходимым изменить в части назначения наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

Руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

постановление от 03.09.2021 №09-026-2021-П/А-347/3 о назначении административного наказания, вынесенное Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723), о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СБИ» (ОГРН 1160917051822, ИНН 0917029890) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение десяти дней после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина, 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Р.М. Биджиева