НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2020 № А25-3374/19

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина пр-кт, д. 9, Черкесск, 369 000, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск                                                                                                Дело № А25-3374/2019      

26 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2020

Полный текст решения изготовлен 26.02.2020

     Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Республиканского государственного казенного учреждения «Бескесское лесничество» (ОГРН 1020900975490, ИНН 0908000982) к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900840089, ИНН 0912000054) о признании невозможной к взысканию задолженности

при участии:

от Республиканского государственного казенного учреждения «Бескесское лесничество» - Игнатова Л.А., доверенность от 10.01.2020;

от Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике – Борануков Э.А., доверенность от 10.09.2019 №03-16/03687;

УСТАНОВИЛ:

Республиканское государственное казенное учреждение «Бескесское лесничество» (далее по тексту – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган) и с учетом уточнения заявленных требований просит суд признать невозможной к взысканию задолженность по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам в общем размере 392 222 руб. 19 коп.

Доводы, изложенные в заявлении, заключаются в следующем. Спорная задолженность образовалась до реорганизации 14.11.2007 Карачаево-Черкесского РГУП «Бескесский лесхоз» и перешла к заявителю. В установленные статьями 46, 47, 70 НК РФ сроки Инспекция своевременных и надлежащих мер по взысканию сумм налогов, страховых взносов, пеней, штрафов не предприняла, возможность принудительного взыскания недоимки налоговым органом утрачена. Отсутствие списания спорной задолженности нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствует его нормальной экономической деятельности.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования в соответствии с их уточнением, ссылаясь на изложенные в заявлении доводы.

Инспекция в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указывает следующее. Задолженность по НДС в сумме 3 963 руб. образовалась в связи с неполной уплатой налога в размере 2 853 руб. по сроку уплаты 22.11.2010 по налоговой декларации за 3 квартал 2010 года, в размере 537 руб. по сроку уплаты 20.01.2011 по налоговой декларации за 4 квартал 2010 года. Задолженность по пеням по НДС в общем размере 342 407 руб. 12 коп. образовалась следующим образом: пени в размере 319 072 руб. 86 коп. по сроку уплаты на 01.01.2005, в размере 1 012 руб. 27 коп. по сроку уплаты на 28.09.2005 были доначислены по результатам выездной налоговой проверки за 2004 год; пени в размере 10 736 руб. 89 коп. по сроку уплаты на 30.06.2009 были доначислены по результатам выездной налоговой проверки за 2006-2007 г.г.; оставшаяся сумма задолженности по пени по НДС в размере 11 575 руб. 01 коп. была впоследствии доначислена на недоимку по НДС в соответствии со ст. 75 НК РФ. На взыскание указанных сумм задолженности по НДС и пеням Инспекцией были выставлены требования от 12.12.2005 № 1770, от 17.07.2009 № 594, от 10.11.2005 № 1367, вынесено решение от 13.02.2006 № 475 о взыскания налогов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в размере 105 руб. 01 коп. была передана Инспекции сальдовым остатком ГУ ОПФР по КЧР после передачи с 01.01.2017 функций по администрированию соответствующих платежей налоговому органу, Инспекция не обладает сведениями об основаниях возникновения данной задолженности. Задолженность по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 1 714 руб. 77 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 27 руб. 08 коп. возникла в связи с проведением в 2009 году выездной налоговой проверки за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.07.2009 № 104. Задолженность по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 27 руб. 08 коп., по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет, в размере 72 руб. 92 коп. возникла по результатам камеральной налоговой проверки по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  от 28.10.2008 № 3733. Задолженность по штрафу по платежам за добычу подземных вод в общем размере 172 руб. 40 коп. отражена в КРСБ по сроку уплаты 01.01.2005, разъяснить основания возникновения данных сумм штрафов не представляется возможным в связи с давностью отчетных периодов и истечением сроков хранения документов. По начисленным штрафам по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 448 руб. 30 коп. по сроку уплаты 01.01.2005 разъяснить основания возникновения данных сумм штрафов не представляется возможным в связи с давностью отчетных периодов и истечением сроков хранения документов. Задолженность по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 27 117 руб. 07 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 6755 руб. 51 коп., была доначислена по результатам проведения выездной налоговой проверки решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2007 № 130 по сроку уплаты 10.04.2007.  Представить материалы проверок, проведенных в отношении заявителя, не представляется возможным в связи с истечением сроков хранения документов.

Представитель Инспекции в судебном заседании просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

Суд, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, заявитель как государственное учреждение был образован в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.07 № 444 в результате переименования РГУ «Бескесский лесхоз» после его выделения из состава Карачаево-Черкесского РГУП «Бескесский лесхоз».

Согласно разделительному балансу кредиторская задолженность РГУ «Бескесский лесхоз» по уплате налогов была передана заявителю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей.

При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков (пункт 2 статьи 50 НК РФ).

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

С учетом изложенного заявитель является правопреемником РГУ «Бескесский лесхоз» по уплате налогов, пеней и штрафов, обязанность по уплате которых возникла до осуществления реорганизации последнего.

Заявитель обратился в Инспекцию для получения сведений о расчетах с бюджетом с целью выяснения наличия задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам.

Инспекцией заявителю выдана справка от 07.10.2019 №16490 о состоянии расчетов с бюджетом, в которой, в том числе, была указана следующая задолженность:

- по уплате налога на добавленную стоимость (КБК 18210301000010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 3 963 (три тысячи девятьсот шестьдесят три) рубля, соответствующих пеней в сумме 342 407 рублей 12 копеек (триста сорок две тысячи четыреста семь рублей двенадцать копеек);

- по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии (КБК 18210202020060000160 ОКТМО 91630413) в сумме 105 рублей 01 копейка (сто пять рублей одна копейка);

- по уплате пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 1 714 рублей 77 копеек (одна тысяча семьсот четырнадцать рублей семьдесят семь копеек), соответствующих штрафов в сумме 27 рублей 08 копеек (двадцать семь рублей восемь копеек);

- по уплате пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110 ОКТМО 91630413) в сумме 9 439 рублей 01 копейка (девять тысяч четыреста тридцать девять рублей одна копейка), соответствующих штрафов в сумме 72 рубля 92 копейки (семьдесят два рубля девяносто две копейки);

- по уплате штрафа по платежам за добычу подземных вод (КБК 18210903023010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 172 рубля 40 копеек (сто семьдесят два рубля сорок копеек);

- по уплате штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет (КБК 18210903081010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 448 рублей 30 копеек (четыреста сорок восемь рублей тридцать копеек);

- по уплате пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 27 117 рублей 07 копеек (двадцать семь тысяч сто семнадцать рублей семь копеек);

- по уплате пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030080000110 ОКТМО 91630413) в сумме 6 755 рублей 51 копейка (шесть тысяч семьсот пятьдесят пять рублей пятьдесят одна копейка).

Несогласие с указанием в справке от 07.10.2019 №16490 задолженности, в отношении которой Инспекцией утрачена возможность принудительного взыскания, послужило основанием к обращению заявителя в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 № 1150-О, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.

Изложенное является основанием для вывода о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов, страховых взносов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы и органы пенсионного фонда, но также и соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган либо орган пенсионного фонда утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, заявитель, обратившись в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, воспользовался надлежащим способом защиты права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных Кодексом: со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 Кодекса; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 этой статьи, органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпункта 3 пункта 2 данной статьи).

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее по тексту – Порядок списания) утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень), приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

Частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовал в период возникновения обязанности по уплате спорных сумм страховых взносов) установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответствующие правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» установлен перечень случаев, при которых задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам признается безнадежной к взысканию и списывается. Одним из таких случаев является принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 и применяется в отношении задолженности по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года.

Поскольку согласно подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 установлены аналогичные основания и порядок признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по налогам и страховым взносам в связи с истечением установленного срока их взыскания, суд полагает, что при рассмотрении данного спора об утрате возможности взыскания по страховым взносам по аналогии могут быть применены разъяснения, содержащиеся в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать суммы недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ в редакции, действовавшей на дату возникновения обязанности по уплате спорных страховых взносов).

В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет (подпункт 1 абзаца 3 пункта 2 статьи 45 НК  в редакции, действовавшей на дату образования спорной недоимки).

В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

Заявитель по своему статусу является государственным учреждением, на него распространяются положения действующего законодательства о бюджетных учреждениях. Заявитель имеет лицевой счет в органах казначейства в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 47 НК РФ).

Таким образом, единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для проведения соответствующего мероприятия налогового контроля, например, налоговой проверки, и периодов подлежащих охвату проверкой, сроков оформления результатов такого мероприятия, а также сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.

Аналогичный порядок взыскания в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование на дату принятия Учреждением мер по взысканию спорной задолженности был до 01.01.2017 предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 1 статьи 1).

Пунктом 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.

С учетом изложенного пропуск налоговым органом установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

В абзацах седьмом и восьмом пункта 11 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», принятого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано следующее.

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 – 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

При исчислении пресекательного срока для принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 НК РФ срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности установленных законодательством сроков.

Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

При определении предельного срока взыскания налогов, пеней, штрафов учитывается совокупность следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указываемого в направленном налогоплательщику требовании; срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 НК РФ положения данных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и неразрывно связаны с этой обязанностью.

Пропуск налоговым органом установленного срока взыскания задолженности по налогам в бесспорном порядке исключает возможность взыскания в таком порядке соответствующих пеней.

После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат исчислению.

НК РФ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки (пункт 9 статьи 46 НК РФ).

Из правовых норм, содержащихся в статьях 46, 72, 75 НК РФ, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога (страховых взносов) следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы налоговым органам с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (статья 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пеням) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Спор между заявителем и налоговым органом по порядку и срокам образования спорной недоимки отсутствует.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Представленными в материалах дела доказательствами и пояснениями представителей сторон подтверждается, что задолженность по НДС в сумме 3 963 руб. образовалась в связи с неполной уплатой налога в размере 2 853 руб. по сроку уплаты 22.11.2010 по налоговой декларации за 3 квартал 2010 года, в размере 537 руб. по сроку уплаты 20.01.2011 по налоговой декларации за 4 квартал 2010 года.

Задолженность по пеням по НДС в общем размере 342 407 руб. 12 коп. образовалась следующим образом: пени в размере 319 072 руб. 86 коп. по сроку уплаты на 01.01.2005, в размере 1 012 руб. 27 коп. по сроку уплаты на 28.09.2005 были доначислены по результатам выездной налоговой проверки за 2004 год; пени в размере 10 736 руб. 89 коп. по сроку уплаты на 30.06.2009 были доначислены по результатам выездной налоговой проверки за 2006-2007 г.г.; оставшаяся сумма задолженности по пени по НДС в размере 11 575 руб. 01 коп. была впоследствии доначислена на недоимку по НДС в соответствии со ст. 75 НК РФ. На взыскание указанных сумм задолженности по НДС и пеням Инспекцией были выставлены требования от 12.12.2005 № 1770, от 17.07.2009 № 594, от 10.11.2005 № 1367, вынесено решение от 13.02.2006 № 475 о взыскания налогов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в размере 105 руб. 01 коп. была передана Инспекции сальдовым остатком ГУ ОПФР по КЧР после передачи с 01.01.2017 функций по администрированию соответствующих платежей налоговому органу, Инспекция не обладает сведениями об основаниях возникновения данной задолженности.

Задолженность по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 1 714 руб. 77 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 27 руб. 08 коп. возникла в связи с проведением в 2009 году выездной налоговой проверки за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.07.2009 № 104.

Задолженность по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 27 руб. 08 коп., по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет, в размере 72 руб. 92 коп. возникла по результатам камеральной налоговой проверки по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.10.2008 № 3733.

Задолженность по штрафу по платежам за добычу подземных вод в общем размере 172 руб. 40 коп. отражена в КРСБ по сроку уплаты 01.01.2005, разъяснить основания возникновения данных сумм штрафов Инспекция не смогла в связи с давностью отчетных периодов и истечением сроков хранения документов.

По начисленным штрафам по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 448 руб. 30 коп. по сроку уплаты 01.01.2005 Инспекция разъяснить основания возникновения данных сумм штрафов не смогла в связи с давностью отчетных периодов и истечением сроков хранения документов.

Задолженность по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 27 117 руб. 07 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 6755 руб. 51 коп., была доначислена по результатам проведения выездной налоговой проверки решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2007 № 130 по сроку уплаты 10.04.2007.

Представить в суд материалы проверок, проведенных в отношении заявителя, Инспекция не смогла в связи с истечением сроков хранения документов.

   В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с принципом допустимости доказательств (статья 68 АПК РФ) обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В ходе рассмотрения настоящего спора Инспекция не представила в суд доказательств принятия мер по принудительному взысканию спорных сумм налога, пеней по налогам и страховым взносам, штрафов в предусмотренные статьями 46, 47, 70 НК РФ сроки.

Судом установлено, что в отношении взыскания налога на добавленную стоимость (КБК 18210301000010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 3 963 руб. Инспекция ранее обращалась в арбитражный суд с иском к Учреждению по делу №А25-1303/2010. Решением АС КЧР от 27.01.2011 производство по делу №А25-1303/2010 в части взыскания 3 963 руб. НДС было прекращено в связи с отказом Инспекции от иска.

Решение АС КЧР от 27.01.2011 по делу №А25-1303/2010 никем обжаловано не было и вступило в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Таким образом, возможность принудительного взыскания с заявителя 3 963 руб. НДС Инспекцией утрачена.

После выставления требований от 12.12.2005 № 1770, от 17.07.2009 № 594, от 10.11.2005 № 1367, вынесения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 13.02.2006 № 475 последующих мер по вынесению решения о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и предъявления соответствующего постановления в службу судебных приставов в отношении взыскания пеней по НДС в общем размере 342 407 руб. 12 коп. Инспекцией предпринято не было.

В отношении спорных сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в сумме 105 руб. 01 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 714 руб. 77 коп., штрафов в сумме 27 руб. 08 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 9 439 руб. 01 коп., штрафов в сумме 72 руб. 92 коп., штрафа по платежам за добычу подземных вод в сумме 172 руб. 40 коп., штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 448 руб. 30 коп., пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 27 117 руб. 07 коп., пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 6 755 руб. 51 коп. Инспекцией в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств выставления заявителю требований, вынесения решений о взыскании за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика, обращения в арбитражный суд с иском о взыскании обязательных платежей не представлено.

На дату выдачи Инспекцией справки о состоянии расчетов с бюджетом от 07.10.2019 №16490 истек пресекательный срок взыскания спорной задолженности, в отношении которой меры по принудительному взысканию в предусмотренные статьями 46, 47, 70 НК РФ сроки не были приняты.

Из взаимосвязанного толкования приведенных выше норм права следует, что налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Возможность принудительного взыскания спорной недоимки в полном объеме Инспекцией утрачена в связи с истечением сроков давности взыскания налога, пеней по налогам, страховым взносам, штрафов.

Установление судом факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, числящейся на счете налогоплательщика, является основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного обоснованным является утверждение заявителя об утрате налоговым органом возможности взыскания спорной задолженности в бесспорном либо судебном порядке.

Взыскание с налогоплательщика задолженности, сроки взыскания которой как в бесспорном, так и в судебном порядке истекли, не соответствует положениям статей 46, 70, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Иное толкование закона привело бы к возможности взыскания налоговых и иных обязательных платежей без ограничения срока.

Суд, оценив представленные в деле доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании безнадежной задолженности в связи с утратой Инспекцией возможности принудительного взыскания по истечении предусмотренных статьями 45, 46, 47, 70 НК РФ, статьями 18, 19, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сроков подлежат удовлетворению.

Заявителю разъясняется, что, основания для рассмотрения вопроса о списании спорной задолженности появляются у налогового органа с вступлением в силу настоящего судебного акта, в котором суд указал на утрату налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки.

Поскольку в ходе разбирательства данного дела суд пришел к выводу о пропуске Инспекцией сроков принудительного взыскания и утрате возможности взыскания недоимки, после вступления в законную силу настоящего судебного акта и на его основании заявитель в порядке статьи 59 НК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100, приказа ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о списании безнадежной к взысканию задолженности.

При этом в случае необходимости заявитель может оспорить отказ Инспекции в удовлетворении заявления о списании безнадежной к взысканию задолженности либо соответствующее бездействие налогового органа в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:                

Требования Республиканского государственного казенного учреждения «Бескесское лесничество» (ОГРН 1020900975490, ИНН 0908000982) удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900840089, ИНН 0912000054) возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков следующую задолженность Республиканского государственного казенного учреждения «Бескесское лесничество» (ОГРН 1020900975490, ИНН 0908000982):

- по уплате налога на добавленную стоимость (КБК 18210301000010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 3 963 (три тысячи девятьсот шестьдесят три) рубля, соответствующих пеней в сумме 342 407 рублей 12 копеек (триста сорок две тысячи четыреста семь рублей двенадцать копеек);

- по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии (КБК 18210202020060000160 ОКТМО 91630413) в сумме 105 рублей 01 копейка (сто пять рублей одна копейка);

- по уплате пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 1 714 рублей 77 копеек (одна тысяча семьсот четырнадцать рублей семьдесят семь копеек), соответствующих штрафов в сумме 27 рублей 08 копеек (двадцать семь рублей восемь копеек);

- по уплате пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110 ОКТМО 91630413) в сумме 9 439 рублей 01 копейка (девять тысяч четыреста тридцать девять рублей одна копейка), соответствующих штрафов в сумме 72 рубля 92 копейки (семьдесят два рубля девяносто две копейки);

- по уплате штрафа по платежам за добычу подземных вод (КБК 18210903023010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 172 рубля 40 копеек (сто семьдесят два рубля сорок копеек);

- по уплате штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет (КБК 18210903081010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 448 рублей 30 копеек (четыреста сорок восемь рублей тридцать копеек);

- по уплате пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110 ОКТМО 91630413) в сумме 27 117 рублей 07 копеек (двадцать семь тысяч сто семнадцать рублей семь копеек);

- по уплате пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030080000110 ОКТМО 91630413) в сумме 6 755 рублей 51 копейка (шесть тысяч семьсот пятьдесят пять рублей пятьдесят одна копейка).

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

          Судья                                                                 Д.Г. Шишканов