Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело №А25-809/2014
24 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2014 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А. С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.А., при участии от заявителя - Хотько А.В. (ликвидатор, лично), от заинтересованного лица - Бостановой З.Р. (доверенность от 16.01.2014), от третьего лица – Чекунова Ш.Х. (доверенность от 02.06.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АкваэлитКавказ» (ОГРН 1080917004574, ИНН 0907012494) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании решения регистрирующего органа и обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации общества, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «АкваэлитКавказ» (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике от 29.04.2014 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО «АкваэлитКавказ» и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике осуществить государственную регистрацию в связи с ликвидацией ООО «АкваэлитКавказ».
Из заявления следует, что регистрирующим органом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике 29.04.2014 было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества со ссылкой на непредставление:
- необходимых для государственной регистрации документов, определенных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку сведения, указанные в заявлении о дате публикации сообщения о принятом решении в органе печати являются недостоверными;
- в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Общество считает незаконным решение регистрирующего органа от 29.04.2014 об отказе в государственной регистрации по следующим основаниям:
-регистрирующий орган неправомерно посчитал непредставлением необходимого документа указание на странице 001 в пункте 2 заявления по форме №Р16001 иной даты публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц;
- на странице 001 в пункте 2 заявления по форме №Р16001 указана дата публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати, известная обществу на дату подачи заявления о государственной регистрации;
- обществом исполнены требования пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ и пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- у общества отсутствует обязанность по представлению РСВ-1 за 2 квартал 2014 года;
- ответ в электронной форме из территориального органа Пенсионного фонда РФ по межведомственному запросу регистрирующего органа о непредставлении сведений, указанных в подпункте «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не соответствует действительности, поскольку 22.01.2014 указанные сведения представлены обществом в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просит признать недействительным оспариваемое решение от 29.04.2014 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО «АкваэлитКавказ» и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике осуществить государственную регистрацию в связи с ликвидацией ООО «АкваэлитКавказ».
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на заявление, в котором требования общества не признает по следующим основаниям.
Обществом в заявлении о ликвидации по форме №Р16001, поданном в регистрирующий орган указаны недостоверные сведения – вместо даты опубликования сообщения о ликвидации общества указана дата подачи сообщения в орган печати. В связи с чем, заявление с указанными сведениями считается не поданным.
Обществом не были выполнены требования, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, так как в территориальный орган Пенсионного фонда РФ общество не представило сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии» в отношении работающих у него застрахованных лицах и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже. В результате чего принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просит отказать в удовлетворении требований.
Определением суда от 20.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике.
Третьим лицом представлен письменный отзыв на заявление, из которого следует, что 22.01.2014 обществом был представлен Расчет страховых взносов РСВ-1 с приложением справки о ликвидации с 20.01.2014. Регистрирующим органом 22.04.2014 сделан запрос о представлении обществом сведений о работающих застрахованных лицах. Поскольку запрос направлен во 2 квартале 2014 года, а обществом РСВ-1 за 2 квартал 2014 года не представлен, органом Пенсионного фонда РФ был направлен ответ регистрирующему органу о непредставлении обществом указанных сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Относительно сведений, подлежащих представлению в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ, сообщает, что у общества отсутствует обязанность по представлению указанных сведений, поскольку оно не вступало в отношения по добровольному страхованию. Таким образом, на момент обращения в регистрирующий орган у общества возникла обязанность представления РСВ-1 за неполный 2 квартал 2014 года в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 24.07.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, проверив обоснованность доводов заявителя, с учетом доводов заинтересованного и третьего лиц, изучив и оценив, в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, проверив законность оспариваемого ненормативного правового акта в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд установил следующее.
09.10.2008 Общество с ограниченной ответственностью «АкваэлитКавказ» зарегистрировано в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер 1080917004574), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 09 №000508427 (л.д.10).
Как следует из материалов дела, 20.01.2014 единственным участником ООО «АкваэлитКавказ» - ООО «Агроптицепредприятие «Черкесское» - птицекомбинат «Черкесский» принято решение о прекращении деятельности юридического лица ООО «АкваэлитКавказ» и назначении ликвидатором общества Хотько А.В. (л.д.11).
28.02.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии за номером 2140917004369 (л.д.12).
10.04.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за номером 2140917007658 (л.д.13).
22.04.2014 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением, составленным по форме №Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д.29-32), в котором на странице 001 в пункте 2 заявления дата публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (Журнал «Вестник государственной регистрации») указана дата - 21.01.2014.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале Вестник государственной регистрации» от 29.01.2014 №4 (464), что подтверждается Сообщением о ликвидации юридического лица, представленным в материалы дела регистрирующим органом (л.д.59).
Решением регистрирующего органа от 29.04.2014 обществу в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отказано в связи с непредставлением заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица, по форме №Р16001 (заявление, содержащее недостоверную информацию считается не поданным). Кроме того, общество не представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии» в отношении работающих у него застрахованных лицах и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже.
Полагая, что решение от 29.04.2014 не соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает его право на прекращение предпринимательской деятельности, завершение процедуры ликвидации, правовую определенность в хозяйственном обороте, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон №129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В силу пунктов «а», «б» статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как усматривается из материалов дела, обществом в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены следующие документы: подписанное заявителем заявление о ликвидации (по решению учредителей или иного органа) по форме №Р16001, решение о внесении изменений, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 62 Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу части 4 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.
Как следует из материалов дела, заявление формы Р16001 было подано обществом в регистрирующий орган с указанием даты публикации в органе печати сообщения о ликвидации – 21.01.2014 (л.д.29-32).
Судом установлено, что указанное сообщение было опубликовано в выпуске №4 (464) от 29.01.2014 журнала «Вестник государственной регистрации» (л.д.59).
По мнению регистрирующего органа, необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного названным Законом, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц. Указание заведомо недостоверных сведений в представленном обществом в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица, и в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица является юридическим фактом, с которым закон связывает завершение ликвидации юридического лица и прекращение его правоспособности (пункт 3 статьи 49 и пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).
Суд приходит к выводу о том, что при ликвидации общества порядок ликвидации юридического лица, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса РФ нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных сведений - записи о публикации сообщения о принятом решении о ликвидации 21.01.2014, нарушает права кредиторов на достоверную информацию о начале процедуры ликвидации и влияет на правильное исчисление указанного двухмесячного срока для предъявления требований.
При этом суд учитывает, что в силу положений статьи 63 Кодекса двухмесячный срок предъявления требований кредиторов исчисляется с момента публикации сообщения о ликвидации, а не с момента направления сообщения о публикации в орган печати.
Довод заявителя о том, что общество обратилось с заявлением о ликвидации после истечения более чем двухмесячного срока (22.04.2014) и отсутствием нарушения прав кредиторов судом отклоняется как несостоятельный.
Суд считает, что допущенное обществом отступление от установленных требований в части указания даты обращения в орган печати вместо даты фактической публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, свидетельствует о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления. В заявлении указана дата – 21.01.2014, в то время как в журнале «Вестник государственной регистрации» от 29.01.2014 №4 (464) опубликовано сообщение о ликвидации ООО «АкваэлитКавказ».
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 №12101/10, от 13.10.2011 №7075/11, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление заявления с указанием недостоверной информации о дате публикации, не отражающей действительную дату фактической публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации. Поскольку представленные ликвидатором общества документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества и внесения записи о ликвидации общества в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган предоставляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В случае если указанный документ не представлен заявителем, он (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
22.04.2014 регистрирующим органом направлен электронный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о наличии сведений в соответствии с Законом №27-ФЗ и Законом №56-ФЗ, на который 23.04.2014 получен ответ о том, что вышеуказанные сведения ООО «АкваэлитКавказ» не представлялись.
Согласно статье 23 Закона №129-ФЗ о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом Закон №129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.
Так, в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом №129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождает заявителя в соответствии с нормами Закона №129-ФЗ от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации. Однако такие нарушения, выявленные регистрирующим органом, должны свидетельствовать о невозможности регистрации поданных заявителем сведений.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона №129-ФЗ за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 данного Закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, если принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации юридического лица, в том числе о его ликвидации, нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из оспариваемого решения следует, что по межведомственному запросу регистрирующего органа из территориального органа Пенсионного фонда РФ получен ответ (в электронной форме) о непредставлении вышеуказанных сведений.
С целью дачи пояснений по делу и выяснению вопросов, возникших в судебном заседании, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Карачаево-Черкесской Республике.
В судебном заседании установлено и подтверждено представителем третьего лица, что 22.01.2014 обществом был представлен Расчет страховых взносов РСВ-1 с приложением справки о ликвидации общества с 20.01.2014. Регистрирующим органом 22.04.2014 сделан запрос о представлении обществом сведений о работающих застрахованных лицах. Поскольку запрос направлен во 2 квартале 2014 года, а обществом РСВ-1 за 2 квартал 2014 года не представлен, органом Пенсионного фонда РФ был направлен ответ регистрирующему органу о непредставлении обществом указанных сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Относительно обязанности общества по представлению сведений, подлежащих представлению в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2008 №56, установлено, что у общества такая обязанность отсутствует, поскольку оно не вступало в отношения по добровольному страхованию. Таким образом, на момент обращения в регистрирующий орган у общества возникла обязанность представления РСВ-1 за неполный 2 квартал 2014 года в орган Пенсионного фонда РФ.
В силу пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Пунктом 3 статьи 15 Закона №212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (пункт 6).
В силу пункта 9 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 №2п утверждены формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1) согласно приложению №1 и порядок ее заполнения (приложение №2).
Согласно пункту 2 указанного постановления, оно применяется, начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за I квартал 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные данным пунктом.
Федеральным законом от 28.12.2013 №421-ФЗ пункт 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, дополнен подпунктом 10, согласно которому сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона №27-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что промежуточный баланс на бумажном носителе представлен в регистрирующий орган 03.04.2014, запись о его представлении внесена в единый государственный реестр юридических лиц 10.04.2014 за номером 2140917004574 (л.д.13), однако сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона №27-ФЗ, обществом не представлены.
Давая ответ по запросу регистрирующего органа, территориальный орган Пенсионного фонда исходил из того, что обществом сведения о работающих у него застрахованных лицах и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ за 2 квартал 2014 года по форме РСВ-1 в территориальный орган Пенсионного фонда не представлены.
Таким образом, третьим лицом дан обоснованный ответ об отсутствии сведений за полный или неполный отчетный период (2 квартал 2014 года).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что с даты создания юридического лица и до даты принятия решения о ликвидации общества, работники в ООО «АкваэлитКавказ» не значились, заработная плата, и иные вознаграждения не начислялись и не выплачивались. Общество представляло в территориальный орган Пенсионного фонда в установленном законом порядке сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 10 пункта 2 статьи 11 указанного Закона, а именно «нулевые» расчеты страховых взносов.
Представитель третьего лица не представил доказательства наличия у общества задолженности по уплате страховых взносов, недоимки, пени.
Однако суд считает, что отсутствие у общества обязанности по уплате страховых взносов не является основанием для непредставления сведений за неполный отчетный период, поскольку это разные обязанности, которые корреспондируют между собой.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено и подтверждено лицами, участвующими в деле, что застрахованное лицо - ООО «АкваэлитКавказ» заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда не подавало. Территориальный орган Пенсионного фонда не направлял уведомление о получении заявления.
С учетом указанных обстоятельств ООО «АкваэлитКавказ» не обязано представлять сведения в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган, который принял данный акт (соверши оспариваемые действия (бездействия).
В силу статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Таким образом, статья 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не освобождает заявителя от предусмотренной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Суд оценивает представление заявления с указанием недостоверной информации о дате публикации, как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации. Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Кроме того, заявитель в нарушение положений названных правовых норм, не представил доказательств наличия у регистрирующего органа на момент принятия оспариваемого решения, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учету в системе обязательного пенсионного страхования» за 2 квартал 2014 года.
При этом суд учитывает, что общество не выполнило требования, установленные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» поскольку сведения о работающих у него застрахованных лицах и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ за 2 квартал 2014 года в орган Пенсионного фонда не представило, что является самостоятельным основанием для отказа государственной регистрации ликвидации общества.
Изложенное свидетельствует о том, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации в данном случае является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд считает не подлежащими удовлетворению требования ООО «АкваэлитКавказ» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике от 29.04.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что при вынесении 29.04.2014 решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, регистрирующим органом требования Закона о регистрации были соблюдены.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «АкваэлитКавказ» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике от 29.04.2014 и обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации общества, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения через суд, принявший решение.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.С. Дышекова