Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Черкесск Дело № А25-35/2015
23 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2015 года Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2015 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антощук М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900512820, ИНН 0901003399) о взыскании с индивидуального предпринимателя Айбазовой Оксаны Руслановны (ОГРН 309091722600083, ИНН 090109026460) излишне перечисленных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 85 424,42 рублей
при участии в судебном заседании представителя заявителя Манкевич А.В., по доверенности от 20.10.2014 № 04-36/04/7054,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – заявитель, учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Айбазовой Оксане Руслановне (далее по тексту - заинтересованное лицо, предприниматель) о взыскании излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 85 424,42 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и созданием искусственной ситуации для получения его средств, фонд понес расходы в размере 85 424,42 рублей. В ходе выездной проверки учреждением установлены факты создания предпринимателем искусственной ситуации для получения средств фонда. 24.04.2013 руководителем учреждения принято решение № 99 «О проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в реализации пилотного проекта страхователя ИП Айбазовой О.Р. за период с 01.07.2011 по 31.12.2012». Срок проведения выездной проверки установлен с 24.04.2013 по 21.05.2013. Ведущим специалистом учреждения на основании решения от 24.04.2013 №99 проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ИП Айбазовой О.Р. По результатам проведенной выездной проверки фондом составлен Акт от 18.06.2013 № 132 и принято решение от 16.07.2013 №18, которыми признаны необоснованными расходы, произведенные учреждением в связи с нарушением предпринимателем (страхователем) требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию и предоставлении недостоверных сведений в сумме 85 424,42 рублей Дотдаевой М.Х. пособия по беременности и родам в размере 85 424,42 руб., то есть в части, превышающей размер указанного пособия, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда. Предпринимателю предложено возместить необоснованные расходы учреждения, излишне понесенные в связи с недостоверностью представленных предпринимателем сведений и созданием искусственной ситуации для получения средств из фонда в размере 85 424,42 рублей. Фонд указал на недостоверность представленных предпринимателем (страхователем) сведений и создание искусственной ситуации для получения его средств.
После проверки достоверности сведений, представленных предпринимателем (страхователем) для финансирования страхового обеспечения, Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР признало уже произведенные ими выплаты необоснованными и подлежащими возврату в размере 85 424,42 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель Айбазова О.Р., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, отзыва на заявление не представил, ходатайство об отложении судебного заседания на другой срок либо о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил.
Дело рассматривается по имеющимся доказательствам по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Айбазова Оксана Руслановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике 14.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 309091722600083, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Основным видом деятельности предпринимателя является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества.
В соответствии с приказом от 01.06.2012 №1 и трудовым договором от 01.06.2012 №1 предпринимателем Айбазовой О.Р. принята на работу в качестве риэлтора Дотдаева М.Х. с окладом 23 300 рублей.
Приказом предпринимателя от 30.07.2012 б/н Дотдаевой М.Х. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 01.08.2012 по 27.08.2012.
Согласно представленному в материалы дела листку нетрудоспособности Дотдаева М.Х. освобождена от работы с 30.08.2012 по 16.01.2013 (отпуск по беременности и родам).
На основании заявления Дотдаевой М.Х. от 19.09.2012 о финансировании пособия по беременности и родам и согласно представленным предпринимателем Айбазовой О.Р. сведениям Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по КЧР приказом от 26.09.2012 №123 назначено и платежными поручениями от 26.09.2012 №64561 и №64562 перечислено Дотдаевой М.Х. пособие по беременности и родам в размере 106 950,20 руб., а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 465,20 руб. Прямое перечисление денежных средств фонда застрахованному лицу Дотдаевой М.Х. произведено в рамках реализации пилотного проекта, участником которого с января 2012 года является Карачаево-Черкесская Республика на основании постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год».
На основании решения учреждения от 24.04.2013 №99 в отношении предпринимателя проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2011 по 31.12.2012.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 18.06.2013 №132. Уведомлением от 18.06.2013 №132 индивидуальный предприниматель Айбазова О.Р. извещена о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки.
Решением от 16.07.2013 №18 учреждением признаны необоснованными и произведенными с нарушением законодательства расходы учреждения на выплату Дотдаевой М.Х. пособия по беременности и родам в размере 85 424,42 руб., то есть в части, превышающей размер указанного пособия, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда. Предпринимателю предложено возместить необоснованные расходы учреждения, понесенные в связи с недостоверностью представленных предпринимателем сведений и созданием искусственной ситуации для получения средств из фонда. При этом признана возможной уплата пособия по беременности и родам в размере 21 525,78 руб., рассчитанного исходя из минимального размера оплаты труда в размере 4 611 руб.
На момент рассмотрения спора сумма излишне выплаченного пособия предпринимателем в фонд не возвращена.
В связи с неудовлетворением предпринимателем добровольно данного требования фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов заявителя, изучив и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в деле по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу требований Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий по беременности и родам и при рождении ребенка.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования, участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
В силу статьи 12 Закона №165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно части 2 статьи 1.3 Закона №255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе беременность и роды.
В силу статьи 1.4 пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона №255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
Из положений Закона №165-ФЗ следует, что выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций - работодателей.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» в 2011-2013 годах Фонд социального страхования Российской Федерации реализует пилотный проект, который предусматривает особенности финансирования и выплаты страхового обеспечения в ряде субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Поскольку Карачаево-Черкесская Республика является участником пилотного проекта, реализуемого на основании постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год..», утвержденным указанным постановлением Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Постановлением Правительства от 21.04.2011 № 294 утверждено Положение об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2011 году страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 2 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее по тексту - Положение).
При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в Территориальный орган Фонда по мету регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Страхователи представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (пункт 8 Положения).
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения).
Пунктом 16 Положения установлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 13 Федерального закона № 225-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи).
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора, а у страховщика - с момента регистрации страхователя.
Согласно статье 12 Федерального закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по беременности и родам.
Из анализа вышеназванных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Согласно ч.4 ст.15, ст.15.1 Федерального закона № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования вышеперечисленных норм следует, что поскольку сведения необходимые для назначения и выплаты социальных пособий страховщику предоставляет страхователь, то он несет ответственность за их недостоверность.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия предпринимателем представлены и с точки зрения их оформления соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных предпринимателем документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Индивидуальный предприниматель Айбазова Оксана Руслановна зарегистрирован в качестве страхователя физического лица в Государственном учреждении – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике 07.09.2010.
Проверяя доводы предпринимателя на предмет соответствия фактическим обстоятельствам, суд пришел к следующим выводам.
Из представленных в дело документов следует, что на основании направленного страхователем Айбазовой О.Р. в учреждение заявления застрахованного лица Дотдаевой М.Х. учреждением выплачено пособие по беременности и родам в размере 106 950,20 руб., а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 456,20 руб. Пособие рассчитано исходя из заработной платы Дотдаевой М.Х. в размере 23 300 руб. в месяц и среднего дневного заработка в размере 763,93 руб.
При этом материалами дела подтверждается, что на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем трудового договора Дотдаева М.Х. принята на должность риэлтора для выполнения трудовых обязанностей согласно должностной инструкции риэлтора. Из представленной в дело должностной инструкции риэлтора следует, что на должность риэлтора может быть назначено лицо, имеющее среднее профессиональное образование и специальную подготовку (курсы риэлторов) по установленной программе. Судом учитывается, что Дотдаева М.Х. была принята на работу за 3 месяца до начала отпуска по беременности и родам с заработной платой 23 300 руб. При этом Дотдаева М.Х. какого-либо профессионального образования не имела, курсы риэлторов не оканчивала. В материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие фактическое осуществление Дотдаевой М.Х. риэлторской деятельности; ни одного документа в период работы в должности риэлтора Дотдаевой М.Х. оформлено не было.
Из представленных в дело налоговых деклараций индивидуального предпринимателя Айбазовой О.Р. следует, что в 2011 и 2012 годах облагаемый налогом доход от предпринимательской деятельности отсутствовал. Выплата заработной платы Дотдаевой М.Х. производились за счет личных денежных средств Айбазовой О.Р. Таким образом, предпринимательская деятельность, для осуществления которой была принята на работу Дотдаева М.Х., была убыточной; у предпринимателя фактически не было финансовой возможности и экономического обоснования для выплаты Дотдаевой М.Х. заработной платы в размере 23 300 руб. ежемесячно.
Суд приходит к выводу о том, что выполнение предпринимателем Айбазовой О.Р. условий, дающих право на выплату застрахованному лицу пособия по беременности и родам, были соблюдены им формально. Суд считает, что принятие на работу Дотдаевой М.Х. за 3 месяца до ухода в декретный отпуск, назначение на должность риэлтора без необходимой профессиональной подготовки, выплата заработной платы в размере 23 300 руб. ежемесячно при убыточности осуществляемой деятельности и в отсутствие доказательств исполнения трудовых обязанностей застрахованным лицом указывают на то, что предприниматель Айбазова О.Р. создала искусственную ситуацию, направленную на получение застрахованным лицом Дотдаевой М.Х. страхового обеспечения за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что данным лицом, реально в интересах предпринимателя, совершались действия, в том объеме и с той степенью сложности, которое бы соответствовали уровню установленной заработной платы в должности риелтора, предпринимателем в материалы дела не представлено.
Факт излишне перечисленного пособия не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
Таким образом, излишняя выплата застрахованному лицу пособий по обязательному социальному страхованию произошла в связи с неправомерными действиями предпринимателя по неверному представлению Фонду сведений о застрахованном лице, имеющим право на получение пособия.
Осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений.
Таким образом, излишняя выплата застрахованному лицу пособий по обязательному социальному страхованию произошла в связи с неправомерными действиями предпринимателя по неверному представлению фонду социального страхования сведений о застрахованном лице, имеющим право на получение пособия.
Исчисление пособия из финансово необоснованной суммы заработной платы при формальном соответствии требованиям законодательства представленных страхователем документов повлекло неправомерную выплату пособия в завышенном размере.
Судом учитывается, что в сложившейся ситуации при подтверждении факта излишнего перечисления денежных средств в адрес Дотдаевой Мариям Хамидбиевны в размере 85 424,42 рублей, не имеет правового значения вопрос виновности организации, поскольку предметом требований является не привлечение, заинтересованное лица к ответственности, а вопрос о взыскании излишне перечисленной суммы, которая подтверждена материалами дела, в связи с чем на лице, получившем ее без законных на то основаниях, лежит обязанность по возврату таковой.
Таким образом, излишняя выплата застрахованному лицу пособий по обязательному социальному страхованию произошла в связи с неправомерными действиями предпринимателя по неверному представлению фонду сведений о застрахованном лице, имеющим право на получение пособия.
В сложившейся ситуации при подтверждении факта излишнего перечисления денежных средств, не имеет правового значения вопрос о виновности ответчика, поскольку предметом требований является не привлечение ответчика к ответственности, а вопрос о взыскании излишне перечисленной суммы, которая подтверждена материалами дела.
Материалами дела подтверждены доводы фонда о создании предпринимателем искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств фонда в спорной сумме.
Руководствуясь положениями Законов № 165-ФЗ и № 255-ФЗ суд считает, что фактическое содержание правоотношений между предпринимателем и Дотдаевой М.Х. направленно на умышленное создание искусственной экономически необоснованной ситуации с целью необоснованного получения возмещения из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации денежных средств.
Совокупность всех обстоятельств послужила основанием для выводов о создании искусственных условий для получения возмещения из средств фонда и завышении предпринимателем размера заработной платы застрахованных лиц в целях получения более высокого пособия по беременности и родам из фонда социального страхования.
Предпринимателем не представлено доказательств, обосновывающих критерии и показатели, из которых рассчитывалась заработная плата Дотдаевой М.Х., уровень сложности выполняемой ею работы, профессиональные данные, уровень квалификации. Не представлены документы, подтверждающие объем функциональных обязанностей, выполняемых Дотдаевой М.Х., в сравнении с объемом функциональных обязанностей других работников.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные фондом требования о взыскании с предпринимателя излишне перечисленных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 85 424,42 рублей подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных расходах по данному иску, суд исходит из положении статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 № 117 и возлагает на ответчика расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Руководствуясь статьей 102 АПК РФ, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию до 50 (пятьдесят) рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900512820, ИНН 0901003399) о взыскании с индивидуального предпринимателя Айбазовой Оксаны Руслановны (ОГРН 309091722600083, ИНН 090109026460) излишне перечисленных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством удовлетворить.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Айбазовой Оксаны Руслановны (зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 14.08.2009, дата рождения 28.07.1982, место рождения: Усть-Джегутинский район Ставропольского края, а.Джегута, адрес: 36900, КЧР, г.Черкесск, ул.Калантаевского д.39 кв.55, ОГРН 309091722600083, ИНН 090109026460) в пользу Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике 85 424,42 рублей излишне перечисленных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Айбазовой Оксаны Руслановны (зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 14.08.2009, дата рождения 28.07.1982, место рождения: Усть-Джегутинский район Ставропольского края, а.Джегута, адрес: 36900, КЧР, г.Черкесск, ул.Калантаевского д.39 кв.55, ОГРН 309091722600083, ИНН 090109026460) в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 50 (пятьдесят) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.