НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 10.05.2016 № А25-2189/15

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Черкесск дело №А25-2189/2015

13 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2016 года. Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шишкановой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (ОГРН 1130918000289, ИНН 0918002812) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747) о признании недействительным решения от 19.11.2015 № 2

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в Хабезском районе

при участии в судебном заседании:

от ООО «Стройресурс» - Ужаховой М.М. по доверенности от 27.01.2016 б/н;

от ГУ-ОПФР по КЧР в Хабезском районе - Сидаковой М. Ш. по доверенности от 14.04.2016 № 2112;

в отсутствие представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, надлежащим образом извещенного,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - Пенсионный фонд КЧР) от 19.11.2015 № 2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В обоснование своих требований общество в заявлении ссылается на то, что в период с 24.08.2015 по 04.09.2015 Пенсионным фондом Хабезского района была проведена выездная проверка в отношении общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по результатам которой, составлен Акт выездной проверки от 23.10.2015 № 15.

Решением Пенсионного фонда по Хабезскому району от 19.11.2015 № 2 общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47, статьей 48 Закона № 212-ФЗ. Указанный ненормативный правовой акт является незаконным ввиду несоответствия требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ).

В акте проверки от 23.10.2015 № 15 указано, что обществом не уплачены страховые взносы за период с 22.11.2013 по 31.12.2014 в размере 19 895,14 рублей, в том числе: ГУ-ОПФР по КЧР (на обязательное пенсионное страхование (страховая часть трудовой пенсии) в размере 16 151,08 рублей), в ФФОМС (на обязательное медицинское страхование) в размере 3 744,06 рублей.

Общество несогласно с фактами, изложенными в акте проверки ввиду следующего.

Особенности регулирования труда руководителей организации установлены в главе 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, положения указанной главы не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями (участниками, акционерами) организаций.

Генеральный директор ООО «Стройресурс» Шавтиков Азрет Нануович является единственным учредителем общества. Трудовых отношений с наемными работниками общество не имеет, не заключало. Основным видом деятельности общества является оптовая торговля строительными материалами. В 2013-2014 годах было произведено всего несколько торговых операций по купле продаже с минимальной наценкой, планомерной и постоянной деятельности у общества не было, складские помещения также отсутствуют. Трудовой договор с генеральным директором - единственным учредителем (участником) не заключался, начисление, выплата заработной платы не производилась, согласно абзацу 1 статьи 135, абзаца 2 статьи 145 Трудового кодекса РФ. Соответственно, и страховые взносы, не начислялись, доходом генерального директора, единственного учредителя общества является дивиденды.

По мнению заявителя, выводы УПФР по КЧР в Хабезском районе в Акте выездной проверки от 23.10.2015 № 15, в решении от 19.11.2015 № 2 не соответствуют положениям статьи 273, абзацу 1 статьи 135, абзацу 2 статьи 145 Трудового кодекса РФ. Страховые взносы за проверяемый период (с 22.11.2013 по 31.12.2014) начислены Пенсионным фондом в Хабезском районе исходя из базы, равном минимальному размеру оплаты труда. Закон № 212-ФЗ не содержит положений, позволяющих Управлению Пенсионного фонда в Хабезском районе, при отсутствии у плательщика базы для начисления страховых взносов, самостоятельно расчетным путем исходя из минимального размера оплаты труда, определить базу для начисления страховых взносов плательщику.

Обществом в проверяемый период выплаты в пользу директора общества не начислялись и не производились, трудовые договоры с физическими лицами не заключались, выплат в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений также не производилось, что свидетельствует об отсутствии общества базы для начисления страховых взносов.

Таким образом, учитывая, что начисление и выплата заработной платы и страховых взносов в обществе не производилось, застрахованных лиц не имелось, оснований для начисления обществу страховых взносов, начисление пени и привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47, статьи 48 Закона № 212-ФЗ, не имелось.

Представитель общества в судебном заседании (10.05.2016) поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда в Хабезском районе от 19.11.2015 № 2 о привлечении ООО «Стройресурс» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Обязать Управление Пенсионного фонда в Хабезском районе устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Стройресурс».

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в отзыве на заявление от 19.02.2016 № 841 просил суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь в обоснование своей позиции на следующие доводы (л.д.82-83 т.1).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций являются застрахованными лицами. Работник, состоящий с обществом в трудовых отношениях, имеет право на обязательное пенсионное страхование, а общество обязано начислять и уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в отношении своего работника. Трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность выплачивать работникам заработную плату. База для начисления страховых взносов, согласно ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. В связи с непредставлением указанных в требований документов (ведомости начисления заработной платы за 2013-20124 гг; банковские документы за 2013-2014 гг; кассовые документы за 2013-2014 гг; штатное расписание за 2013-2014 гг; табель учета рабочего времени за 2013-2014 годы) расчет страховых взносов произведен в соответствии с установленным минимальным размером оплаты труда, за соответствующие расчетные периоды. Отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора, в связи с чем руководитель обязан начислять и уплачивать в отношении себя, как работника, страховые взнося на обязательное пенсионное страхование.

Представитель Пенсионного фонда по КЧР, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте проведения судебного заседания в суд (10.05.2016) не явился, ходатайство об отложении судебного заседания на другой срок либо о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил (л.д.19 т.2).

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (Пенсионный фонд в Хабезском районе, УПФР по КЧР в Хабезском районе)   (л.д.2-4 т.2).

Пенсионный фонд в Хабезском районе в отзыве на заявление от 15.04.2016 № 2214, в дополнении к нему от 05.04.2016, а также его представитель в судебном заседании (10.05.2016) просили суд отказать в удовлетворении требований в полном объем, ссылаясь в обоснование своей позиции на следующие доводы (л.д.10-11 т.2).

Согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций являются застрахованными лицами. Работник, состоящий с обществом в трудовых отношениях, имеет право на обязательное пенсионное страхование, а общество обязано начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в отношении своего работника.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма - РСВ 1).

Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно ст.8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленные в пользу физических лиц.

В связи с непредставлением руководителем общества Шавтиковым А.Н. указанных в требований документов (ведомости начисления заработной платы за 2013-2014 гг; банковские документы за 2013-2014 гг; кассовые документы за 2013-2014 гг; штатное расписание за 2013-2014 гг; табель учета рабочего времени за 2013-2014 годы) расчет страховых взносов произведен в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2013 № 232-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за соответствующие расчетные периоды.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме 5 205 рублей в месяц.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов работодателями установлены статьей 15 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (на соответствующие коды бюджетной классификации).

Под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно части 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В силу части 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статьей 58.2 Закона № 212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 22 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в пределах установленной предельной величины).

Статья 58 Федерального закона № 212-ФЗ «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 гг.

Пунктом 3.5. установлено, что в течение 2012-2013 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 13 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации - тариф 22% за 2013 год; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - тариф 5.1% за 2013 год.

Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2013 год.

Дата постановки на учет ООО «Стройресурс» в налоговом органе - 22.11.2013 года.

Расчет недоимки за ноябрь месяц 2013 года - МРОТ 5 205 рублей делим на 30 (количество дней в месяце) * на 9 (количество дней, со дня постановки на учет) = 1 561 рублей недоимка за ноябрь 2013 года.

В соответствии с МРОТ:

1) за ноябрь месяц 2013 года - 1 561 руб. * 22% = 343,42 рублей в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование; 1 561 руб. * 5.1% = 79,61 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

2) за декабрь месяц 2013 года - 5 205 руб. * 22% = 1 145,10 рублей в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование; 5 205 руб. * 5.1% = 265,45 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Итого, недоимка на страховую часть в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование за 2013 год составила (342,42 руб. + 1 145,10 руб. = 1 488,52   рублей); недоимка в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год составила (79,61 руб. + 265,45 руб. =   345,06 рублей).

Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2014 год.

МРОТ - 5 554 рублей.

Тариф страховых взносов на Пенсионный фонд Российской Федерации - 22% за 2014 год;

Тариф страховых взносов на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5.1% за 2014 год.

Сумма недоимки на страховую часть в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год составила (5 554*22% = 1 221,88) рублей; 1 221,88 рублей * 12 (месяцев) = 14 662,56 рублей.

Сумма недоимки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014 год составила (5 554*5,1 = 283,25 рублей; 283,25 рублей*12 (месяцев) = 3 399,04 рублей.

Итого, сумма неуплаченных страховых взносов за ноябрь и декабрь 2013 года составила (1 833,57 рублей) + 2014 год (18 061,6) = 19 895,14 рублей.

Оспариваемым решением обществу на сумму начисленных страховых взносов в размере 19 895,14 руб. начислены пени в размере 2 556,89 рублей.

Согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона № 212-ФЗ).

Согласно частям 3, 5 статьи 25 закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

В силу части 6 статьи 25 Закона № 212-ФЗ процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Расчет пени на неуплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование определяется произведением сумм недоимки и количество дней просрочки, умноженное на ставку рефинансирования.

Ставка рефинансирования - 0,0275%.

Расчет пени по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии.

Расчет пени за ноябрь месяц 2013 года - 343,42 рублей (сумма недоимки по страховым взносам) * 676 (количество дней просрочки с 17.12.2013 по 23.10.2015) * 8,25%/300 (ставка рефинансирования банка) = 63,84 рублей.

Расчет пени за декабрь месяц 2013 года - 1 145,10 рублей (сумма недоимки по страховым взносам) * 646 (количество дней просрочки с 16.01.2014 по 23.10.2016) * 8,25%/300 (ставка рефинансирования банка) = 203,43 рублей.

Расчет пени за январь - декабрь 2014 года составил 1 808,44 рублей (на страховую часть трудовой пенсии).

Расчет пени по страховым взносам, на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Расчет пени за ноябрь месяц 2013 года - 79,61 рублей (сумма недоимки по страховым взносам) * 676 (количество дней просрочки с 17.12.2013 по 23.10.2015) * 8,25%/300 (ставка рефинансирования банка) = 14,80 рублей.

Расчет пени за декабрь месяц 2013 года - 265,45 рублей (сумма недоимки по страховым взносам) * 646 (количество дней просрочки с 16.01.2014 по 23.10.2016) * 8,25%/300 (ставка рефинансирования банка) = 47,16 рублей.

Расчет пени за январь - декабрь 2014 года составил 419,22 рублей (на обязательное медицинское страхование).

Общество также привлечено к ответственности по ч.1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 3 979,03 рублей, в том числе: сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд 16 151,08 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 3 230,22 рублей; сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3 744,06 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 748,81 рублей.

В силу части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Сумма недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за ноябрь месяц 2013 года 343,42 * 20% = 68,68 рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за декабрь месяц 2013 года 1 145,10 * 20% = 229,02 рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ноябрь месяц 2013 года 79,61 * 20% = 15,92 рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за декабрь месяц 2013 года 265,45 * 20% = 53,09 рублей.

Расчет взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов за январь - декабрь 2014 года (на страховую часть трудовой пенсии) составил 2 932,56 рублей.

Расчет взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов за январь - декабрь 2014 года (на обязательное медицинское страхование) составил 679,8 рублей.

Сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд 16 151,08 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 3 230,26 рублей.

Сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3 744,06 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 748,81 рублей.

Общество также привлечено к ответственности по статье 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9 200 руб. за непредставление 46 истребованных Пенсионном фондом в Хабезском районе документов.

В соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Обществом не представлены во время проверки: ведомости начисления заработной платы за 2013-2014 годы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей; банковские документы за 2013-2014 годы (2 документа) * 200 рублей = 400 рублей; кассовые документы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей; штатное расписание за 2013-2014 годы (2 документа) * 200 рублей = 400 рублей; табель учета рабочего времени за 2013-2014 годы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей.

Всего документов 46 *200 = 9 200 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Управление ГУ-ОПФР по КЧР 31.03.2016 направило в адрес Управления ГУ-ОПФР по КЧР в Хабезском районе письмо № 1549 о необходимости активизировать работу с плательщиками страховых взносов, предоставившими в 2015 году расчеты страховых взносов с нулевыми начислениями. В срок до 30.04.2016 предоставить в Отделение список страхователей, у которых согласно банковской выписке по операциям на счете наблюдается ведения финансово-хозяйственной деятельности в 2015 году (л.д.25 т.2).

Приказом ГУ-ОПФР по КЧР и ГУ - РО ФСС РФ по КЧР от 15.07.2015 № 194/302 «О внесении изменений в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов» ООО «Стройресурс» было включено в график выездных проверок плательщиков страховых взносов в августе 2015 года (л.д.28-31 т.2, приложение № 2 к приказу).

ООО «Стройресурс» зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 4 по КЧР в качестве юридического лица 22.11.2013 за основным государственным регистрационным номером 1130918000289 (л.д.20 т.1).

Начальником УПФР по КЧР в Хабезском районе было принято решение № 13 «О проведении выездной проверки» и требование № 13 «О предоставлении документов» в отношении ООО «Стройресурс», которые вручены лично руководителю общества Шавтикову А.Н. (л.д.86-89 т.2).

УПФР по КЧР в Хабезском районе в период с 24.08.2015 по 04.09.2015 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Стройресурс».

Выездная проверка проведена сплошным методом проверки представленных или имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов следующих документов: устав общества; договор поставки от 28.11.2013; договор поставки от 07.04.2014; банковские выписки по операциям на счете (специальном банковском счете).

В ходе выездной проверки не были представлены следующие документы: ведомости начисления заработной платы за 2013-2014 годы; банковские документы за 2013-2014 годы; кассовые документы за 2013-2014 годы; штатное расписание за 2013-2014 годы; табель учета рабочего времени за 2013-2014 годы.

Проверкой установлено, что с 22.11.2013 генеральным директором ООО «Стройресурс» является Шавтиков Азрет Нануевич.

Из письменных объяснений генерального директора ООО «Стройресурс» Шавтикова А.Н. следует, что трудовая деятельность им начата в январе 2013 года; трудовой договор заключен только с генеральным директором общества; основным видом деятельности является оптовая торговля строительными материалами. В 2013-2014 гг. было проведено несколько торговых операций по договору купли-продажи; начисление заработной платы не производилось, в связи с отсутствием планомерной и постоянной деятельности (л.д.85 т.2).

Однако, при анализе банковской выписки по операциям на счете (специальном банковском счете) установлено, что генеральный директор общества Шавтиков А.Н. фактически осуществлял трудовую деятельность, являлся подотчетным лицом, получал денежные средства на хозяйственные расходы, на закупку стройматериалов, заключал договора поставки товара, являлся поставщиком и покупателем. Сумма поступлений на счет общества по данным банковской выписки за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составила 1 189 581,40 рублей (один миллион сто восемьдесят девять тысяч пятьсот восемьдесят один рублей) 40 копеек (л.д.58-67 т.1).

Директор общества Шавтиков А.Н. фактически осуществлял трудовую деятельность с 22.11.2013 по 31.12.2014, следовательно, за этот период ему должна была быть начислена заработная плата, исчислены страховые взносы и представлена соответствующая отчетность.

Поскольку в ходе выездной проверки не было представлено документов, позволяющих определить почасовую занятость Шавтикова А.Н. в организации, а также размер оплаты труда, УПФР по КЧР в Хабезском районе произвело начисление из расчета минимального размера оплаты труда.

По результатам проверки 23.10.2015 составлен Акт проверки № 15.

Как усматривается из Акта проверки № 15, в ходе проверки был выявлен факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 на сумму 19 895,14 рублей; в том числе: ОПС - 16 151,08 рублей (страховая часть 16 151,08 руб.), ФФОМС - 3 744,06 рублей.

За неуплату страховых взносов в размере 19 895,14 рублей обществу начислены пени в размере 2 556,89 рублей, в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации (на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии) в размере 2 075,71 рублей; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 481,18 рублей.

В силу части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Сумма недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за ноябрь месяц 2013 года (343,42 * 20% = 68,68 рублей). Сумма недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за декабрь месяц 2013 года (1 145,10 * 20% = 229,02 рублей).

Сумма недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ноябрь месяц 2013 года (79,61 * 20% = 15,92 рублей). Сумма недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за декабрь месяц 2013 года (265,45 * 20% = 53,09 рублей).

Расчет взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов за январь - декабрь 2014 года (на страховую часть трудовой пенсии) составил - 2 932,56 рублей.

Расчет взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов за январь - декабрь 2014 года (на обязательное медицинское страхование) составил - 679,8 рублей.

Сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд 16 151,08 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 3 230,26 рублей.

Сумма штрафа (на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3 744,06 рублей) за период с 23.11.2013 по 31.12.2014 составила 748,81 рублей.

В соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Обществом не представлены во время проверки 46 (сорок шесть) документов: ведомости начисления заработной платы за 2013-2014 годы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей; банковские документы за 2013-2014 годы (2 документа) * 200 рублей = 400 рублей; кассовые документы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей; штатное расписание за 2013-2014 годы (2 документа) * 200 рублей = 400 рублей; табель учета рабочего времени за 2013-2014 годы (14 документов) * 200 рублей = 2 800 рублей.

Всего документов 46 *200 = 9 200 рублей.

По результатам рассмотрения Акта № 15, начальником УПФР по КЧР в Хабезском районе вынесено решение от 19.11.2015 № 2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (л.д.51-57 т.1).

ООО «Стройресурс» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 (за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов), статьей 48 Закона № 212-ФЗ (за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов), также начислены пени. Обществу предложено уплатить недоимку в размере 19 895,14 рублей.

Посчитав решение УПФР по КЧР в Хабезском районе от 19.11.2015 № 2 незаконным и нарушающим его права, ООО «Стройресурс» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд,  изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статей 198-200 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что обжалуемое решение вынесено 19.11.2015, а с заявлением о признании его недействительным заявитель обратился в арбитражный суд 18.12.2015 (л.д.13 том 1), следовательно, заявителем соблюден трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Порядок проведения выездной проверки, оформления ее результатов, процедура вынесения решения регламентируется статьями 35, 38, 39 Закона № 212-ФЗ. Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что акт проверки вручен заявителю, Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о соблюдении Пенсионным фондом порядка проведения проверки, оформления ее результатов, процедуры вынесения решения. Основания для признания решения Пенсионного фонда недействительным, в связи с несоблюдением существенных условии процедуры рассмотрения материалов проверки либо наличием иных процессуальных нарушений, судом не установлены.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ).

Указанный Закон также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.2 ст.10 которого определено, что объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов регулируется Законом № 212-ФЗ.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Закона № 167-ФЗ являются, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Таким образом, статьей 7 Закона № 167-ФЗ прямо закреплено, что руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, являются застрахованными лицами, следовательно, на выплаты этим лицам следует начислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичное мнение высказано в письме Минтруда России от 5 мая 2014 № 17-3/ООГ-330.

Следовательно, на выплаты, производимые названным лицам, страхователи обязаны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, руководствуясь нормами Закона № 212-ФЗ.

Статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 5 Закона № 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, а именно, слова "по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам" заменены на слова "в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров".

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных, частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Главой 43 Трудового кодекса РФ установлены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

Согласно статье 273 Трудового кодекса РФ положения указанной главы распространяется на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности, за исключением , в частности, случая, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

В основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора, президента и.т.д. Управленческая деятельность в этом случае, осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе и трудового.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ отношения, возникающие в результате избрания или назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. В связи с этим решение единственного учредителя о назначении себя на должность руководителя означает начало трудовых отношений между ним и обществом.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице. Более того, руководитель - единственный учредитель не подпадает под перечень лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство, приведенный в статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 17 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность (в том числе, на должность директора хозяйственного общества) возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. В данном случае, для возникновения трудовых правоотношений необходимо: избрание на должность и, как следствие, заключение трудового договора.

Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), во-первых, входят в число лиц, с которыми заключаются трудовые договоры, и, во-вторых, на выплаты в их пользу должны начисляться страховые взносы (письмо Минтруда России от 05.05.2014 № 17-3/ООГ-330).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью (далее - Закон № 14-ФЗ) общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. В соответствии со ст.32 Закона № 14-ФЗ высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Соответственно, высшим органом управления обществом, состоящим из одного участника, является этот участник.

Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит правовым нормам (Определение ВАС РФ от 05.06.2009 № ВАС-6362/09). При этом в Постановлении ФАС Западного-Сибирского округа от 07.10.2010 по делу № А45-8040/2010 прямо указано, что норма ст. 273 ТК РФ не означает, что на лиц, являющихся единственными учредителями общества и назначенных директорами, не распространяется действие ТК РФ; иное нарушало бы их трудовые права.

Соответственно, если участником является единственное физическое лицо, оно может быть и единоличным исполнительным органом - генеральным директором. Его избрание может быть оформлено решением единственного участника общества, заменяющим протокол общего собрания участников (это не противоречит, в частности, положениям ст. 40 Закона № 14-ФЗ).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функций единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества (п.1 ст. 40 Закона № 14-ФЗ).

Руководитель - единоличный исполнительный орган общества, а само общество - юридическое лицо, от имени которого конкретный договор может быть подписан любым уполномоченным на это решением учредителя или соответствующей доверенностью работником общества. Таким образом, трудовой договор с директором - единственным учредителем может быть подписан уполномоченным на это другим работником организации.

Из прямого прочтения статей 15 и 56 Трудового кодекса РФ следует, что возникающие на основании договора трудовые отношения в обязательном порядке предусматривают оплату труда работника, то есть начисление работнику заработной платы.

Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит законодательству об обществах с ограниченной ответственностью и трудовому законодательству.

Руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, относится к лицам, работающим по трудовому договору. Указанный руководитель подлежит обязательному пенсионному страхованию, выплаты в его пользу заработной платы подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Доводы общества о том, что выплаты директору не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку с директором не был заключен трудовой договор, суд не принимает, так как в силу ч.1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений. Не облагается взносами лишь те выплаты, которые указаны в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Как следует из материалов дела: 03.12.2013 между ООО «Стройресурс» (покупатель) и ЗАО «Маталлоторг» (поставщик) заключен договор поставки № 24Д7905; 28.11.2013 между ООО «Стройресурс» (поставщик) и ООО «Агростройкомплект» (покупатель) заключен договор поставки строительных материалов; 07.04.2014 между ООО «Стройресурс» (покупатель) и ООО Торговый Дом «Пилот» (поставщик) заключен договор поставки № 044/2014 металлопрокатной продукции (л.д.105-124 т.1).

Представителем Пенсионного фонда в Хабезском районе в материалы дела представлена выписка по операциям на счете (специальном банковском счете) филиал в г.Черкесске ПАО «МИнБанк» в отношении ООО «Стройресурс» за период с 27.11.2013 по 24.11.2015 (л.д.58-67 т.1). Из банковской выписки по операциям на счете (специальном банковском счете) видно, что Шавтиков А.Н. генеральный директор ООО «Стройресурс» за период с 28.11.2013 по 31.12.2014 осуществлял трудовую деятельность, получал денежные средства на хозяйственные расходы, на закупку стройматериалов, ГСМ, заключал договора поставки. Сумма поступлений на счет общества, по данным банковской выписки по операциям на счете за период с 22.11.2013 по 31.12.2014 составила 1 189 581,40 (Один миллион сто восемьдесят девять тысяча пятьсот восемьдесят один рублей) 40 копеек.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом в Хабезском районе обществу правомерно начислены страховые взносы за период с 22.11.2013 по 31.12.2014 в размере 19 895,14 рублей.

В части начисления Управлением Пенсионного фонда в Хабезском районе пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 2 556,89 рублей, в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации (на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 075,71 рублей) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 481,18 рублей, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ пенями признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (пункт 1). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате 11 страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (пункт 3). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 6).

С учётом правомерности доначисления страховых взносов, начисление пени на указанную сумму следует также признать обоснованным.

Расчёт пени проверен судом и признан соответствующим требованиям статьи 25 Закона № 212-ФЗ. Доводов о наличии ошибок в расчёте пени заявителем не приведено.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение в части начисления пени на сумму начисленных страховых взносов является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют.

Общество также привлечено к ответственности по статье 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9 200 рублей за непредставление 46 истребованных Пенсионным фондом документов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов; проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьей 35 Закона № 212-ФЗ определено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 1). Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (часть 6). При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (часть 7).

Согласно статье 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (часть 1). Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5). Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьёй 48 настоящего Федерального закона (часть 7).

В силу пункта 9 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Федеральному закону или иным федеральным законам.

В соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью 16 исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Анализ названных положений показывает, что при проведении выездных проверок Пенсионный фонд вправе истребовать у проверяемого лица документы, которые связаны с правильностью исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, и их непредставление является основанием для привлечения проверяемого лица к ответственности по статье 48 Закона № 212-ФЗ. Вместе с тем, истребование документов, которые не связаны с предметом проверки, следует признать неправомерным, следовательно, у проверяемого лица не возникает обязанности по их представлению, и, как следствие, непредставление таких документов не образует событие правонарушения.

В рамках проведения проверки Пенсионным фондом Хабезского района 24.08.2015 выставлено требование о представлении документов № 13, которым у заявителя истребованы следующие документы: ведомости начисления заработной платы за 2013-20124 гг.; банковские документы за 2013-2014 гг.; кассовые документы за 2013-2014 гг.; штатное расписание за 2013-2014 гг.; табель учета рабочего времени за 2013-2014 гг.) (л.д.88-89 т.2). Обществом истребованные документы не представлены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к ответственности по статье 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9 200 руб. за непредставление 46 документов.

Из пояснений представителя Пенсионного фонда следует, что указанные документы необходимы были для определения почасовой занятости Шавтикова А.Н. в организации. Истребованные документы связаны с предметом проверки, - с правильностью исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, соответственно, у общества возникла обязанность по их представлению.

В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

С учетом изложенного требования заявителя о признании недействительным решения УПФР по КЧР в Хабезском районе о привлечении ООО «Стройресурс» к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.11.2015 № 2 удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (ОГРН 1130918000289, ИНН 0918002812) отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина, пр-кт, 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Р.М. Биджиева