НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2018 № А25-1400/2017

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина пр-т, д. 9, Черкесск, 369 000, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Черкесск                                                                                               Дело № А25-1400/2017      

11 апреля 2018 года

                                                               Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2018

Полный текст решения изготовлен 11.04.2018

     Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтун А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Уруп-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий налогового органа по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом, содержащего недостоверную информацию, и возложении на налоговый орган обязанности по проведению перерасчета налога и пеней по упрощенной системе налогообложения по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Уруп-Инвест» - нет представителя, надлежащим образом извещено о дате и времени судебного заседания;

от Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике –ФИО1, доверенность от 11.01.2018 №03-15/00037;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Уруп-Инвест» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом за 2015 год от 30.06.2017, содержащего недостоверную информацию по налогу по упрощенной системе налогообложения, и возложении на Инспекцию обязанности по проведению перерасчета налога и пеней по упрощенной системе налогообложения по результатам камеральной налоговой проверки поданной 22.02.2017 уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год и выдаче Обществу сведений о расчетах с бюджетом по УСН, содержащих достоверную информацию.

Впоследствии Общество 20.02.2018 представлено заявление об уточнении требований, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконным бездействие налогового органа по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом за 2015 год от 30.06.2017, содержащего недостоверную информацию по налогу по упрощенной системе налогообложения, и возложить на Инспекцию обязанность по проведению перерасчета налога и пеней по упрощенной системе налогообложения по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (от 22.02.2017, номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год и выдаче заявителю сведений о расчетах с бюджетом, содержащих сведения о наличии переплаты по УСН за 2015 год КБК 182105010210100001110 в размере 198 772 руб. 35 коп., переплаты по пене по УСН в размере 6 481 руб. 45 коп., переплаты по штрафу по УСН в размере 23 579 руб. 51 коп.

Заявление об уточнении требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Общество в своем заявлении, дополнениях от 19.12.2017 к заявлению и уточнениях к нему от 20.02.2018 считает оспариваемые действия Инспекции неправомерными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку в КРСБ подлежат отражению действительные налоговые обязательства налогоплательщика. В обоснование своих требований заявитель указывает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый период, в том числе, после принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие и обязанность налогового органа на проверку уточненной декларации. Статьей 88 НК РФ предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. По данным представленной 22.02.2017 уточненной (номер корректировки – 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год показатель «сумма доходов за налоговый период» совпадает с результатами камеральной проверки первичной декларации Общества за этот период, оформленными решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9. Однако показатель «сумма произведенных расходов» в уточненной (номер корректировки – 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год значительно выше, чем указано в решении Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9, соответственно, сумма налога за этот налоговый период к уплате в бюджет не соответствует указанному решению и составляет 61 254 руб.Поскольку трехмесячный срок проведения камеральной проверки представленной 22.02.2017 уточненной (номер корректировки – 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год истек, то при отсутствии претензий налогового органа, документально зафиксированных в акте налоговой проверки, Инспекция обязана внести в лицевой счет налогоплательщика (КРСБ) суммы налога по УСН к уплате на основании данных, указанных налогоплательщиком в представленной декларации, чего сделано не было. Поскольку налоговым органом при проверке представленной налогоплательщиком уточненной деклараций № 2 в установленный законодательством трехмесячный срок не заявлено претензий к достоверности сведений, указанных в этой декларации, и при этом доначисленная решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 сумма налога не сторнирована, карточка лицевого счета в соответствие с данными уточненной декларации № 2 не приведена, это свидетельствует о незаконном бездействии налогового органа по внесению изменений в карточку расчетов с бюджетом и о нарушении прав налогоплательщика. Общество полагает, что Инспекцией в связи с отсутствием претензий к уточненной (номер корректировки – 2) налоговой декларации за 2015 год должен быть произведен перерасчет обязательств по уплате налога по УСН, доначисленные решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 суммы налога, пеней и штрафа являются неактуальными, а по лицевому счету налогоплательщика с учетом ранее уплаченных и взысканных Инспекцией сумм должна образоваться переплата по УСН налогу по УСН в размере 198 772 руб. 35 коп., по пеням по УСН в размере 6 481 руб. 45 коп., по штрафу по УСН в размере 23 579 руб. 51 коп.

Заявитель своего представителя в судебное заседание 05.04.2018 не направил.

В силу части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Согласно части 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

С момента принятия заявления Общества к производству все судебные акты по настоящему делу направлялись по адресу ответчика, указанному в выписке из ЕГРЮЛ – 369260, КЧР, Урупский район, ст. Преградная, д. 18.

Пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (далее - Правила), определено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.

В соответствии с пунктом 34 Правил при неявке адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Особый порядок доставки судебных почтовых отправлений установлен Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п (далее - Порядок). Почтовое отправление разряда «Судебное» хранится в отделении почтовой связи 7 календарных дней со дня его поступления в орган почтовой связи (пункт 20.15 Порядка). При неявке за ним адресата в течение трех рабочих дней после доставки первичного извещения формы 22 ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение формы 22-в. На оборотной стороне почтового отправления или сопроводительного адреса к нему делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником (пункт 20.17 Порядка). По истечении установленного срока хранения не полученное адресатом почтовое отправление возвращается по обратному адресу, указанному на нем (пункт 21.1 Порядка).

Копии всех определений о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания, о назначении дела к судебному разбирательству, об отложении судебных заседаний, направленные по адресу ответчика, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, возвращены органом почтовой связи в суд в конверте с отметкой «истек срок хранения». На возвращенных органом почтовой связи конвертах имеются отметки о двукратной попытке вручения корреспонденции адресату, что соответствует указанным выше требованиям.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд, или копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по названному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.

Судебные акты по настоящему делу также в установленном порядке опубликованы на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в свободном доступе.

Об осведомленности Общества о начавшемся судебном процессе и его ходе свидетельствует то обстоятельство, что представитель Общества ФИО2 принимала участие в судебных заседаниях по настоящему делу 23.10.2017, 13.11.2017, 21.12.2017, 01.02.2018, 20.02.2018, Обществом 20.02.2018 было представлено в суд заявление об уточнении требований, 19.12.2017 – дополнение к заявлению с обоснованием порядка расчетов с бюджетом по УСН и сальдо задолженности (переплаты), которые заявитель считает соответствующими его обязанности по уплате налога в бюджет.

На основании части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Общество надлежащим образом извещено как о времени и месте судебного заседания 05.04.2018, так и о начавшемся судебном процессе и его ходе в целом.

Инспекция в отзыве на заявление, дополнениях к нему требования заявителя не признает, приводит в хронологическом порядке все отраженные в КРСБ изменения в связи с представлением Обществом первичной и уточненных (номера корректировки 1 и 2) налоговых деклараций за 2015 год, первичной и уточненной декларации за 2016 год, результатов камеральной проверки первичной налоговой декларации за 2015 год по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9, произведенных Обществом уплат налога, а также проведенных Инспекцией зачетов переплат по другим налогам в счет уплаты налога по УСН. Инспекция указывает, что ею были произведены все необходимые действия по отражению в КРСБ налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения всех налоговых обязательств Общества с учетом вступившего в силу решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации за 2015 год.

Представитель Инспекции в судебном заседании просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать, повторяет изложенные в отзыве и дополнениях к нему доводы.

Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного разбирательства.

Суд, изучив доводы заявления, уточнений к нему, отзывов Инспекции на заявление и дополнений к ним, заслушав представителя налогового органа в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Общество состоит на налоговом учете в Инспекции с 02.08.2011 и применяет упрощенную систему налогообложения с выбором в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на сумму расходов.

Обществом 30.03.2016 в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 4 417 071 руб., сумма расходов – 4 049 257 руб., налоговая база – 367 814 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период – 55 172 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 30.03.2016 налоговой декларации Общества по упрощенной системе налогообложения за 2015 год, составлен акт проверки от 08.07.2016 № 18213.

В ходе камеральной проверки налоговый орган определил сумму доходов Общества за 2015 год для целей применения УСН в размере 5 817 325 руб. и сделал вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб.

По результатам рассмотрения акта, материалов камеральной налоговой проверки было вынесено решение от 05.09.2016 № 16840 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Инспекция доначислила 210 038 руб. налога по УСН, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, а также привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по УСН в размере 42 007 руб. 60 коп.

Решение Инспекции от 05.09.2016 № 16840 было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.

До рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика Общество представило 02.02.2017 в Инспекцию уточненную (номер корректировки - 1) налоговую декларацию по УСН за 2015 год с отражением в ней суммы налога по отношению к первичной декларации за этот налоговый период к уменьшению на 55 172 руб.

По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КЧР решением от 13.02.2017 № 9 установило факт нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год в результате вынесения Инспекцией решения от 05.09.2016 № 16840 в отсутствие представителя налогоплательщика, не уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения материалов проверки.

В результате Управлением ФНС России по КЧР решение Инспекции от 05.09.2016 №16840 было отменено полностью.

Материалы камеральной налоговой проверки были повторно рассмотрены вышестоящим налоговым органом в присутствии руководителя Общества.

Решением от 13.02.2017 № 9 Управление ФНС России по КЧР доначислило 210 038 руб. налога по УСН за 2015 год, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, привлекло Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по УСН в размере 21 003 руб. 80 коп. (размер штрафа снижен в порядке ст.ст. 112, 114 НК РФ по мотиву наличия смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств).

Обществом 22.02.2017 в Инспекцию представлена уточненная (номер корректировки - 2) налоговая декларации по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 5 817 325 руб., сумма расходов – 5408963 руб., налоговая база – 408 362 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период – 61254 руб., сумма налога к увеличению по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией по УСН за 2015 год - 61 254 руб.

По истечении со дня представления уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год трехмесячного срока, предоставленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, Инспекцией не было принято решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Содержащиеся в налоговой декларации данные о начислении (уменьшении) сумм налога по соответствующим срокам уплаты за отчетные периоды по сравнению с данными предыдущих налоговых деклараций за 2015 год и доначислениями налога, пеней, штрафа по УСН, произведенными по результатам камеральной налоговой проверки первичной декларации решением Управления ФНС России по КЧРот 13.02.2017 № 9, были Инспекцией проведены по лицевому счету налогоплательщика и отражены в карточке по расчетам с бюджетом.

Поскольку налоговым органом при проверке представленной налогоплательщиком уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в установленный законодательством трехмесячный срок не было заявлено претензий к достоверности сведений, указанных в представленной декларации, Общество полагало, что Инспекцией должен быть произведен перерасчет обязательств по уплате налога по УСН за 2015 год, в связи с чем показатели первичной налоговой декларации за этот период (в том числе, суммы налога, пеней и штрафа, доначисленные решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9) являются неактуальными, а по лицевому счету налогоплательщика с учетом ранее уплаченных Обществом и взысканных Инспекцией на основании решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 сумм должна образоваться переплата по УСН.

Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам.

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлен акт совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 №4125, в котором содержалась информация о наличии у Общества задолженности по уплате налога упрощенной системе налогообложения в сумме 32 252 руб. 35 коп.

Сопроводительным письмом от 30.06.2017 №3215 Инспекция предложила Обществу в течение пяти рабочих дней произвести сверку данных акта сверки от 30.06.2017 №4125 и представить в налоговый орган лично или по почте один экземпляр акта сверки расчетов с заполненными графами по данным налогоплательщика и подписью.

Бездействие налогового органа по надлежащему отражению по лицевому счету данных уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год и корректировке доначисленных решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 сумм задолженности было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КЧР решением от 23.10.2017 № 115 оставило требования Общества без удовлетворения.

Полагая, что бездействие Инспекции, выразившееся в ненадлежащем отражении в карточке лицевого счета по УСН результатов камеральной проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год и указании в акте совместной сверки от 30.06.2017 №4125 сведений о наличии задолженности по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп., не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решения, действия (бездействия) налоговых органов могут быть признаны судом незаконными (недействительными) при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198 и 201 АПК РФ).

В соответствии с пунктами 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан:

- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01-/444, срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.

Форма акта совместной сверки утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, в соответствии с которым в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам подлежат указанию суммы недоимки, начислений, переплат по налогам, сборам, пени и штрафы независимо от даты их образования. В акте сверки специально приведено два столбца (номера 3 и 4) в которых указывается задолженность или переплата, которая числится за налогоплательщиком, по мнению инспекции и задолженность или переплата, которая имеет место с точки зрения налогоплательщика. В случае инициирования проведения сверки расчетов с бюджетом налогоплательщиком в налоговый орган должно быть представлено соответствующее заявление, составленное в произвольной форме.

Указываемые налоговым органом в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате соответствующих налогов, страховых взносов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Отражение в акте совместной сверки документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, не соответствующих реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, страховых взносов, пеней и штрафов, нарушает права налогоплательщика и создает препятствия нормальному осуществлению им своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

В данном случае Общество, получив от Инспекции акт совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 №4125 с сопроводительным письмом от 30.06.2017 №3215, дальнейшую процедуру сверки с налоговым органом своих налоговых обязательств не продолжило и не возвратило Инспекции один экземпляр акта сверки с разногласиями и заполненными графами по данным налогоплательщика, доказательств обратного в суд не представлено.

Таким образом, процедура совместной сверки между Инспекцией и Обществом расчетов по налогам, пеням, штрафам до конца не была доведена.

Из положений статей 59, 78, 79 НК РФ с учетом толкования, изложенного в пунктах 9, 80 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что неверное отражение налоговым органом на лицевых счетах налогоплательщика состояния его расчетов с бюджетом существенно ограничивает возможности данного лица в сфере экономического оборота, в связи с чем налогоплательщик вправе инициировать судебное разбирательство по приведению лицевых счетов в соответствии с действительными налоговыми обязательствами.

Таким образом, Общество, обратившись в арбитражный суд с требованиями по данному делу, воспользовалось допустимым способом защиты права.

В рамках настоящего дела заявителем фактически оспорены не действия по составлению акта сверки от 30.06.2017 №4125 по данным Инспекции, а порядок отражения налоговым органом по лицевому счету Общества содержащихся в уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год сведений и корректировки доначисленных решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 сумм задолженности по результатам камеральной налоговой проверки указанной уточненной декларации.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из того, что состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом по каждому из видов налогов, сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам отражается в информационной базе, которую ведет налоговый орган. В ней на каждого налогоплательщика открыта карточка расчетов с бюджетом (далее - карточка РСБ).

В соответствии с пунктом 2 раздела I, пунктом 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, карточка РСБ представляет собой информационный ресурс, который ведут налоговые органы. В ней налоговый орган фиксирует:

- начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в карточку РСБ на основании налоговых деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;

- суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет налогоплательщиком либо принудительно взысканы налоговым органом;

- разницу между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо отражается как задолженность перед бюджетом, положительное - как переплата по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам.

Сопоставление показателей в карточке РСБ осуществляется в хронологическом порядке после наступления каждого из предусмотренных действующим налоговым законодательством сроков уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов.

Из представленных в деле доказательств (карточки РСБ заявителя по УСН, баланса расчетов, налоговых деклараций, иных материалов дела) усматривается следующая хронология изменений состояния расчетов Общества с бюджетом по УСН.

Сторонами не оспаривается, что по состоянию на 01.01.2016 у Общества имелась задолженность по уплате налога по УСН за предыдущие налоговые периоды в сумме 32 252 руб. 35 коп., а также переплата по пеням по УСН в сумме 5 643 руб. 02 коп., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 №15653.

15.03.2016 Инспекцией был произведен зачет переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб. в счет уплаты задолженности по уплате налога по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп.

30.03.2016 Обществом была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 4 417 071 руб., сумма расходов – 4 049 257 руб., налоговая база – 367 814 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период – 55 172 руб.

Согласно показателям первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 7 591 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 – 4 996 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 – 5 794 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 31.03.2016 – 48 379 руб.

Итого сумма налога к начислению по представленной первичной налоговой декларации Общества по УСН за 2015 год составила 55 172 руб. (7 591 руб. + 4 996 руб. – 5 794 руб. + 48 379 руб. = 55 172 руб.).

Отражение в КРСБ показателей данной налоговой декларации произведено Инспекцией следующим образом:

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 7 591 руб. по сроку уплаты 27.04.2015;

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 4 996 руб. по сроку уплаты 27.07.2015;

- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 5 794 руб. по сроку уплаты 26.10.2015;

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 48 379 руб. по сроку уплаты 31.03.2016.

Исполнение обязанности по уплате налога в размере 7 591 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 было произведено частично за счет уменьшения налога по этой декларации в размере 5 794 руб. по сроку уплаты 26.10.2015, в остальной части – за счет остатка незачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб.

Исполнение обязанности по уплате налога в размере 4 996 руб. по сроку уплаты 27.07.2015 было произведено за счет остатка незачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб.

Исполнение обязанности по уплате налога в размере 48 379 руб. по сроку уплаты 31.03.2016 частично в сумме 1 184 руб. 65 коп. было произведено за счет остатка незачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб., в остальной части – платежным поручением Общества от 06.04.2016 №9 в размере 47 194 руб. 35 коп.

В результате по состоянию на 12.04.2016 у Общества образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 7 977 руб. 65 коп., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 №15652.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общества по УСН за 2015 год был составлен акт проверки от 08.07.2016 №18213, вынесено решение от 05.09.2016 № 16840, в соответствии с которым было доначислено 210 038 руб. налога по УСН, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, 42 007 руб. 60 коп. штрафа по УСН.

Суммы доначислений по решению от 05.09.2016 № 16840 были проведены Инспекцией в КРСБ.

По состоянию на 24.10.2016 Инспекцией было выставлено требование №6995 с предложением Обществу уплатить доначисленные по результатам камеральной проверки суммы налога - 210 038 руб., пеней - 11 431 руб. 79 коп., штрафа - 42 007 руб. 60 коп.

Указанная в требовании от 24.10.2016 №6995 задолженность по налогу по УСН была частично погашена в сумме 5 401 руб. 94 коп. платежным поручением Общества от 06.04.2016 №9, частично в сумме 3 000 руб. путем зачета 08.07.2016 переплаты по другому налогу.

Указанная в требовании от 24.10.2016 №6995 задолженность по пеням по УСН была частично погашена в сумме 3 827 руб. 20 коп. платежным поручением Общества от 09.09.2016 №12, частично пени в размере 25 руб. 96 коп. уменьшены программным перерасчетом.

По заявлению Общества переплата по налогу по УСН по платежному поручению от 06.04.2016 №9 в размере 2 575 руб. 71 коп. была зачтена в счет уплаты штрафа по УСН.

В отношении оставшихся неуплаченными сумм налога, пеней, штрафа Инспекция 24.10.2016 выставила Обществу уточненное требование №7027 с предложением уплатить доначисленные по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год суммы налога – 201 636 руб. 06 коп., пеней – 7 578 руб. 63 коп., штрафа - 42 007 руб. 60 коп.

Решение Инспекции от 05.09.2016 № 16840 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.

До рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика Общество 02.02.2017 представило в Инспекцию уточненную (номер корректировки - 1) налоговую декларацию по УСН за 2015 год с отражением в ней суммы налога по отношению к первичной декларации за этот налоговый период к уменьшению на 55 172 руб.

Согласно показателям уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 8 047 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 – 20 898 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 – 28 945 руб., сумма авансового платежа к уплате (уменьшению) по сроку уплаты 31.03.2016 – 0 руб.

Итого сумма налога к уменьшению по представленной уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила 55 172 руб. (456 руб. + 15 902 руб. – 23 151 руб. - 48 379 руб. =  – 55 172 руб.).

Отражение в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год было произведено Инспекцией в части разницы в отношении ранее введенных в КРСБ показателей первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год следующим образом:

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 456 руб. (8 047 руб. – 7 591 руб. = 456 руб.) по сроку уплаты 27.04.2015;

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 15 902 руб. (20 898 руб. – 4 996 руб. = 15 902 руб.) по сроку уплаты 27.07.2015;

- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 23 151 руб. (28 945 руб. – 5794 руб. = 23 151 руб.) по сроку уплаты 26.10.2015;

- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 23 151 руб. (0 руб. – 48 379 руб. = – 48 379 руб.) по сроку уплаты 31.03.2016.

В результате у Общества по состоянию на 03.02.2017 образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 55 172 руб., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 №15655.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управление ФНС России по КЧР решением от 13.02.2017 № 9 отменило полностью решение Инспекции от 05.09.2016 №16840. Вышестоящий налоговый орган этим же решением снова доначислил по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год 210038 руб. налога, 11 431 руб. 79 коп. пеней, 21 003 руб. 80 коп. штрафа по УСН (размер штрафа был снижен в порядке ст.ст. 112, 114 НК РФ по мотиву наличия смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств).

Вышестоящий налоговый орган определил сумму доходов Общества для целей применения УСН по первичной налоговой декларации за 2015 год в размере 5 817 325 руб. и пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб.

Решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 было Инспекцией проведено в КРСБ Общества путем доначисления 210 038 руб. налога, 11 431 руб. 79 коп. пеней, 21 003 руб. 80 коп. штрафа по УСН.

При этом ранее проведенные по КРСБ по отмененному вышестоящим налоговым органом решению Инспекции от 05.09.2016 № 16840 суммы налога по УСН (210 038 руб.), пеней (11 431 руб. 79 коп.), штрафа по УСН (42 007 руб. 60 коп.) были сторнированы.

Обществом 22.02.2017 в Инспекцию была представлена уточненная (номер корректировки - 2) налоговая декларации по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 5 817 325 руб., сумма расходов – 5408963 руб., налоговая база – 408 362 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период – 61 254 руб., сумма налога к увеличению по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией по УСН за 2015 год на 61 254 руб.

Согласно показателям уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 106 447 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 – 81 423 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 – 122 659 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 31.03.2016 – 3 975 руб.

Отражение в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год было произведено Инспекцией в части разницы в отношении ранее введенных в КРСБ показателей предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год следующим образом:

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 98 400 руб. (106 447 руб. – 8 047 руб. = 98 400 руб.) по сроку уплаты 27.04.2015;

- начислен к уплате авансовый платеж в размере 60 525 руб. (81 423 руб. – 20 898 руб. = 60 525 руб.) по сроку уплаты 27.07.2015;

- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 93 714 руб. (122 659 руб. – 28 945 руб. = 93 714 руб.) по сроку уплаты 26.10.2015;

- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 3 957 руб. (0 руб. - 3 975 руб. = – 3 957 руб.) по сроку уплаты 31.03.2016.

Итого сумма налога к начислению по представленной уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила 61 254 руб. (98400 руб.  + 60 525 руб. – 93 714 руб. – 3 957 руб. =  61 254 руб.).

Исполнение обязанности по уплате авансового платежа по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в размере 98 400 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 было произведено за счет уменьшения на сумму 43 288 руб. по этой же декларации по сроку уплаты 26.10.2015, а также за счет уменьшения на сумму 55 172 руб. по сроку уплаты по уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год.

Исполнение обязанности по уплате авансового платежа в сумме 60 525 руб. по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год по сроку уплаты 27.07.2015 было произведено за счет уменьшения на сумму 3 957 руб. по сроку уплаты 31.03.2016, на сумму 50 486 руб. по сроку уплаты 26.10.2015 по этой же декларации, а в оставшейся части остаток задолженности в размере 6 082 руб. был уплачен платежным поручением Общества от 27.03.2017 №171.

В результате у Общества по состоянию на 01.01.2017, 03.06.2017 задолженности по налогу по УСН не имелось, что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 №15656.

06.06.2017 Обществом была представлена «нулевая» первичная налоговая декларация по УСН за 2016 год.

Впоследствии 22.09.2017 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по УСН за 2016 год, согласно которой сумма авансовых платежей по срокам уплаты 25.04.2016, 25.07.2016, 25.10.2016 были указаны равными нулю, сумма налога по сроку уплаты 31.03.2017 к уплате в бюджет 27 750 руб.

Инспекцией по КРСБ проведен к уплате налог по уточненной налоговой декларации по УСН за 2016 год в размере 27 750 руб. по сроку уплаты 31.03.2017.

Исполнение обязанности по уплате налога по УСН за 2016 год по уточненной налоговой декларации за этот период было осуществлено 26.09.2017 путем зачета Инспекцией переплаты по другому налогу в сумме 28 000 руб.

Балансом расчетов от 02.11.2017 №15658 подтверждается, что по состоянию на 01.10.2017 по КРСБ у Общества образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 250 руб., задолженность по пене по УСН в сумме 1 471 руб. 20 коп., а также переплата по штрафу по УСН в размере 21 003 руб. 80 коп. (образовалась за счет сторнирования в КРСБ штрафа в размере 42 007 руб. 60 коп. по отмененному решению Инспекции от 05.09.2016 №16840 и отражения штрафа по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 в размере 21 003 руб. 80 коп. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Общество в своих дополнениях к заявлению от 19.12.2017 не согласно с таким балансом расчетов и утверждает, что по его лицевому счету в налоговом органе должна быть по состоянию на указанную дату отражена переплата по налогу по УСН в размере 198 772 руб. 35 коп., по пеням по УСН в размере 6 481 руб. 45 коп., по штрафу по УСН в размере 23 579 руб. 51 коп.

Такой вывод Общество обосновывает арифметической разницей между суммами уплаченных налогоплательщиком, а также зачтенных налоговым органом в счет уплаты налога по УСН за период с 01.01.2016 платежей, с одной стороны, и суммами доначисленного по представленным Обществом первичным и уточненным налоговым декларациям за 2015, 2016 г.г. налога (без учета сумм, доначисленных по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9).

Общество такую позицию обосновывает тем, что, по его мнению, суммы налога, пеней и штрафа по УСН, доначисленные решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации за 2015 год, не могут учитываться при подведении баланса расчетов с бюджетом по УСН, являются неактуальными и подлежат сторнированию по КРСБ вследствие принятия налоговым органом без возражений по истечении предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ срока камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год.

В свою очередь, Инспекция с таким порядком расчета не согласна и полагает, что принятие уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год не отменяет доначисленных решением вышестоящего налогового органа от 13.02.2017 № 9 сумм налога, пеней, штрафа по УСН и влечет за собой лишь необходимость проведения по карточке РСБ к доначислению разницы к доплате в размере 61 254 руб. между суммой налога по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией за этот налоговый период.

Таким образом, разница в позиции сторон относительно определения состояния расчетов Общества с бюджетом по уплате УСН в данном случае вызвана исключительно различным мнением налогоплательщика и Инспекции о порядке отражения в карточке РСБ уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за налоговый период 2015 года, в котором на основании решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 ранее были проведены доначисления по камеральной налоговой проверке первичной декларации за указанный период.

При оценке позиции сторон суд руководствуется следующим.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ в числе прочего предусмотрено, что налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1); представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4).

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором совершены указанные ошибки (искажения) (статья 54 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить и налоговой орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится камеральная налоговая проверка.

На основании пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

На основании пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В пункте 6 статьи 101 НК РФ отмечено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии со статьями 100, 101 НК РФ специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не предусмотрено. Результаты такой камеральной налоговой проверки оформляются в общем порядке с учетом требований статей 100, 101 Кодекса.

Содержание вышеперечисленных норм НК РФ свидетельствует о наличии у налогоплательщика обязанности самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства. В случае недостоверности последних, и установления данного факта по результатам проведенных налоговым органом мероприятий налогового контроля, корректировка налоговых обязательств происходит посредством вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), и внесения соответствующих данных в КРСБ налогоплательщика.

При этом вынесение налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) не порождает у налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган уточненных (корректирующих) налоговых деклараций, с отражением в них к уплате сумм налогов, доначисленных по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, так как в данном случае корректировка налоговых обязательств производится налоговым органом самостоятельно, без вмешательства в указанный процесс, налогоплательщика.

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничений на представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый период. Отсутствует и запрет на подачу уточненной налоговой декларации с суммой налога к увеличению (уменьшению) после принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки.

Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие и обязанность налогового органа на проверку этой декларации.

В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение налоговым органом всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом необходимо учитывать изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации.

Письмом ФНС России от 25.08.2017 № АС-4-15/16906@ «О результатах рассмотрения обращения» разъяснено, что если иное не предусмотрено порядком заполнения налоговой декларации, при перерасчете налогоплательщиком сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый (отчетный) период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет сумм налога.

В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) отражается разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям.

При этом, если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ были проведены решения по камеральным проверкам по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период с учетом решений вышестоящих налоговых органов (судебных органов), в КРСБ проводится разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 письма ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576 «О некоторых вопросах, связанных с учетом уточненных налоговых деклараций при принятии решения по результатам налоговой проверки», в случае если уточненная налоговая декларация представлена после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки, то налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 № АС-5-2/1222дсп@.

Таким образом, письма ФНС России от 25.08.2017 № АС-4-15/16906@, от 21.11.2012 № АС-4-2/19576 применительно к рассматриваемой ситуации отсылают к письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.10.2011 № АС-5-2/1222дсп@ «О порядке отражения в КРСБ уточненных налоговых деклараций».

В свою очередь, в письме от 12.10.2011 № АС-5-2/1222дсп@ ФНС России даны разъяснения относительно порядка действий налоговых органов в случаях, когда налогоплательщиком предоставлена уточненная налоговая декларация за налоговый (отчетный) период, в котором ранее были проведены доначисления по камеральным или выездным налоговым проверкам.

В этом случае ФНС России помимо истребования налоговым органом у налогоплательщика пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ также рекомендовала запросить у налогоплательщика факт отражения результатов предыдущих налоговых проверок данного периода в этой декларации.

В том случае, если из полученных пояснений налоговым органом выяснено, что налогоплательщиком результаты налоговой проверки по предыдущей налоговой декларации учтены в представленной уточненной налоговой декларации в силу наличия объективных обстоятельств, то во избежание возникновения в КРСБ сумм необоснованной налоговой задолженности, при подтверждении налогоплательщиком в ходе камеральной проверки указанных объективных обстоятельств, сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной налоговой декларации, производится на основании служебной записки начальника отдела камеральных проверок, согласованной руководителем (заместителя руководителя) налогового органа.

При этом решения налогового органа по результатам камеральной или выездной налоговой проверки могут быть изменены только по решению вышестоящего налогового органа или суда.

Решение вышестоящего налогового органа, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение нижестоящей инспекции по результатам налоговой проверки, является актом налогового органа ненормативного характера, а потому может быть в общем порядке признано судом недействительным, если оно нарушает права налогоплательщика (статьи 137 и 138 НК РФ).

Одним из случаев нарушения прав налогоплательщиков является вынесение вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке нового решения, предусматривающего взыскание с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей. На это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, из постановления которого от 28.07.2009 № 5172/09 следует: налогоплательщику не могут быть созданы препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения, а потому, если вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы примет решение о взыскании с него дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа, это будет означать нарушение прав налогоплательщика (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2009 № 5172/09).

В рассматриваемой ситуации в ходе камеральной проверки первичной налоговой декларации Общества по УСН за 2015 год Инспекция установила факт занижения налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб. в результате необоснованного занижения суммы доходов на указанную сумму.

В ходе камеральной проверки Инспекция определила сумму доходов Общества за 2015 год для целей применения УСН в размере 5 817 325 руб. (в первичной налоговой декларации Общества сумма доходов была указана равной 4 417 071 руб.).

В результате решением Инспекции от 05.09.2016 № 16840 было произведено доначисление 210038 руб. налога по УСН, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, 42 007 руб. 60 коп. штрафа по УСН.

Решение Инспекции от 05.09.2016 № 16840 было отменено вышестоящим налоговым органом вследствие нарушения Инспекцией процедуры привлечения Общества к налоговой ответственности.

Вместе с тем вышестоящий налоговый орган признал правильным выводы Инспекции о занижении Обществом налоговой базы по УСН за 2015 год на 1 400 254 руб., доначислив своим решением от 13.02.2017 № 9 те же суммы налога (210 038 руб.) и пеней (11 431 руб. 79 коп.), что ранее были указаны в решении Инспекции от 05.09.2016 №16840. Управление ФНС России по КЧР лишь изменило размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, снизив его в два раза в порядке ст.ст. 112, 114 НК РФ по мотиву наличия смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств - 21 003 руб. 80 коп.

Решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 представляет собой акт налогового органа ненормативного характера, который не был обжалован налогоплательщиком в установленном НК РФ, АПК РФ порядке и вступил в силу.

Суд принимает во внимание, что при перерасчете сумм налога за налоговый период для целей подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик не должен учитывать результаты ранее проведенных налоговым органом налоговых проверок за этот налоговый период, указанное обстоятельство разъяснено письмом ФНС России от 25.08.2017 № АС-4-15/16906@.

В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) отражается разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям.

Материалами дела подтверждено, что еще до рассмотрения Управлением ФНС России по КЧР апелляционной жалобы Общества последнее фактически «обнулило» показатели своей первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год, уменьшив подлежащую уплате в бюджет сумму налога на 55 172 руб. по отношению к первичной декларации за этот налоговый период.

Суд учитывает, что, представив в Инспекцию 22.02.2017 уточненную (номер корректировки - 2) налоговую декларацию по УСН за 2015 год, Общество фактически признало правомерность выводов Инспекции и Управления ФНС России по КЧР о занижении налогоплательщиком в первичной налоговой декларации за этот период суммы доходов для целей применения УСН на 1 400 254 руб., поскольку указало в уточненной декларации № 2 сумму доходов за налоговый период в установленном решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 размере - 5 817 325 руб.

Общество в уточненной (номер корректировки - 2) налоговую декларацию за 2015 год лишь увеличило сумму расходов для целей исчисления налога по УСН по сравнению с ранее представленной первичной налоговой декларацией на 1 359 706 руб., указав их равными 5 408 963 руб.

В результате в уточненной налоговой декларации № 2 за 2015 налогоплательщик увеличил итоговую сумму налога к уплате в бюджет за этот налоговый период на 61 254 руб. по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией, которая, в свою очередь, «обнулила» показатели первичной декларации за этот период.

Суд приходит к выводу, что с учетом того, что к моменту ввода показателей уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации Общества за 2015 в КРСБ было уже проведено вступившее в силу решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 по камеральной проверке первичной декларации Общества за этот период, Инспекция обоснованно провела в карточке РСБ по УСН лишь разницу к доплате в размере 61 254 руб. по отношению к предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации Общества.

При этом Инспекция учла разъяснения письма ФНС России от 12.10.2011 № АС-5-2/1222дсп@, посчитав, что решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации за 2015 год может быть изменено либо отменено исключительно по решению вышестоящего налогового органа (ФНС России) или суда.

При этом, поскольку решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 было вынесено по камеральной налоговой проверке первичной налоговой декларации за 2015 год, а к моменту представления Обществом уточненной декларации № 2 Инспекцией по КРСБ по УСН уже была проведена предыдущая уточненная налоговая декларация Общества № 1, то результаты камеральной проверки уточненной (номер корректировки - 2) декларации не могли являться основанием к сторнированию доначисленных решением вышестоящего налогового органа от 13.02.2017 № 9 сумм налога, пеней, штрафа.

В этом случае в карточке расчетов с бюджетом по УСН подлежала отражению лишь разница к доплате по отношению только к предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации Общества за соответствующий налоговый период, без учета результатов проверки первичной налоговой декларации.

Именно такой порядок отображения в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 2) декларации Общества за 2015 год обоснованно избрала Инспекция.

Следует также отметить, что из материалов дела не следует, что в отношении уплаты налога по УСН за 2015 год на налогоплательщика Инспекцией были возложены какие-либо дополнительные обязанности либо в отношении него применены какие-либо ограничения.

Сведения, содержащиеся в уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год, отражены в данных налоговых обязательств Общества, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем.

Довод заявителя о том, что в результате отражения в карточке лицевого счета сведений, содержащихся в уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год, суммы налога, пеней и штрафа, внесенные в КРСБ по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации за этот период на основании решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9, должны были измениться, по изложенным выше причинам не может быть принят судом.

Также подлежит отклонению судом как противоречащий материалам дела и установленным судом обстоятельствам довод Общества о том, что в результате отражения в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год у налогоплательщика на момент рассмотрения настоящего спора должна была образоваться переплата по налогу в размере 198 772 руб. 35 коп., по пеням в размере 6 481 руб. 45 коп., по штрафу в размере 23 579 руб. 51 коп.

Изменения, внесенные налогоплательщиком в уточненную (номер корректировки – 2) декларацию, по изложенным выше причинам не влияют на правильность вывода вышестоящего налогового органа о нарушении Обществом налогового законодательства при представлении первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год и не могут изменять по данным лицевого счета величину начисленного к уплате в бюджет налога по решению от 13.02.2017 № 9.

Поскольку согласно показателям уточненной декларации № 2 Обществом по сравнению с результатами камеральной проверки первичной декларации была изменена лишь расходная часть, то итоговая сумма налога к уплате в бюджет за 2015 год складывается из доначислений по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9 и разницы к доплате в бюджет по уточненной декларации № 2.

Судом установлено, что в итоге по первичной налоговой декларации за 2015 год (с учетом результатов камеральной проверки, утвержденных решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 № 9) сумма налога по УСН к уплате в бюджет равна 265 210 руб. (55 172 руб. по декларации + 210 038 руб. по проверке = 265 210 руб.); согласно уточненной (номер корректировки – 1) декларации сумма налога к уплате уменьшена на 55 172 руб. по сравнению с предыдущей (первичной) декларацией и составила 210 038 руб.; согласно уточненной (номер корректировки – 2) декларации сумма налога к уплате была увеличена налогоплательщиком на 61 254 руб. по сравнению с предыдущей уточненной декларацией № 1 и в результате составила 271 292 руб.

Дальнейшая корректировка итоговой суммы налога по УСН за 2015 года может быть Инспекцией произведена по итогам выездной налоговой проверки за указанный налоговый период, в ходе которой налоговый орган имеет возможность истребовать и исследовать всю первичную документацию о суммах понесенных Обществом доходов и расходов, провести дополнительные мероприятия налогового контроля и т.д.

В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли подтверждения доводы Общества о том, что в акте совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 №4125 информация о наличии у Общества по данным Инспекции задолженности по уплате налога по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп. являлась недостоверной.

Суд приходит к выводу, что результатом действий налогового органа явилось отражение в карточке расчетов с бюджетом Общества действительных налоговых обязательств.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия Инспекции не противоречат приведенным выше нормам налогового законодательства и разъяснениям ФНС России, законных прав и интересов Общества не нарушают.

На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действий Инспекции по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом, содержащего недостоверную информацию, и возложении на налоговый орган обязанности по проведению перерасчета налога и пеней по УСН по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Уруп-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000). 

         Судья                                                                       Д.Г. Шишканов