НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2020 № А25-1672/20

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1672/2020

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747) к Муниципальной казенной дошкольной образовательной организации «Детский сад «Аленушка» а.Эльбурган» (ОГРН 1020900751915, ИНН 0910004409) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 16 500 руб., а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций

в отсутствии представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате и времени предварительного судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальной казенной дошкольной образовательной организации «Детский сад «Аленушка» а.Эльбурган» (далее – ответчик, страхователь) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 16 500 руб.

Учреждением в суд также представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд. Пропуск срока обосновывается истцом своевременным обращением в суд за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности и последующей отменой судебного приказа 26.11.2019 в связи с поступлением возражений ответчика.

Ответчик отзыва на исковое заявление в суд не представил.

Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных писем.

Суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении доводы, рассмотрев ходатайство Учреждения, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд за взысканием финансовых санкций не подлежащим удовлетворению, в удовлетворении исковых требований Учреждения следует отказать.

Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован истцом в этом качестве под регистрационным № 008-010-003406.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Истец указывает, что ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Учреждения были представлены сведения по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (СЗВ-СТАЖ) в отношении 33 застрахованных лиц за 2018 год 14.03.2019, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Учреждением была проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2018 год по форме отчетности «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (СЗВ-СТАЖ).

По результатам проверки Учреждением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 30 застрахованных лиц ответчика и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2019 №008S18190001549.

Акт был направлен в адрес страхователя по почте 24.05.2019 заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовой квитанцией, списком почтовых отправлений, списком внутренних почтовых отправлений Учреждения со штампом органа почтовой связи о приеме корреспонденции.

На основании абзаца седьмого статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В акте содержалось уведомление страхователя о том, что рассмотрение материалов и акта проверки состоится 24.06.2019 в 10-00.

Ответчиком возражения на акт проверки не были представлены.

По результатам рассмотрения акта проверки Учреждением в отсутствие представителя страхователя было вынесено решение от 24.06.2019 №008S19190001426 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 16500 руб. (500 руб. х 33 застрахованных лица = 16 500 руб.).

Копия решения от 24.06.2019 №008S19190001426 была направлена ответчику заказным почтовым отправлением 25.06.2019.

Учреждением в адрес страхователя было выставлено требование от 15.07.2019 №008S01190001725 об уплате в срок до 02.08.2019 финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требование направлено страхователю заказным почтовым отправлением 15.07.2019.

Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требование об уплате финансовых санкций, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики 01.11.2019 был вынесен судебный приказ по делу № А25-3281/2019 на взыскание с ответчика задолженности в сумме 16 500 руб.

Ответчик 26.11.2019 обратился в арбитражный суд с возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Определением АС КЧР от 26.11.2019 судебный приказ от 01.11.2019 по делу № А25-3281/2019 был отменен.

Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению Учреждения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций, предусмотренных решением от 24.06.2019 №008S19190001426 и выставленных ответчику требованием от 15.07.2019 №008S01190001725.

В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, в том числе, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ.

Порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ определен постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждении, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведения».

Согласно пункту 1.5 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ, утвержденным постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п (действовал на дату представления ответчиком сведений за 2017 год), данная форма заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях (в том числе с которыми заключены трудовые договоры) или заключивших с ним гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Согласно пункту 2.1.5 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ в позиции «Тип сведений» знаком «X» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом «Исходная», не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.

Как указывает Учреждение, исходные сведения по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (СЗВ-СТАЖ) в отношении 33 застрахованных лиц за 2018 год были представлены ответчиком 14.03.2019, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Учреждение 28.10.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики 01.11.2019 был вынесен судебный приказ по делу № А25-3281/2019 на взыскание с ответчика финансовых санкций в размере 16 500 руб., предусмотренных решением Учреждения от 24.06.2019 №008S19190001426.

Ответчик 26.11.2019 обратился в арбитражный суд с возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Обращаясь в суд с возражениями относительно исполнения судебного приказа, ответчик указал, что отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год был отправлен (предварительно был проверен на наличие форматно-логических ошибок модулем проверки CheckPfr) в Управление Отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Хабезском районе 26.02.2019, т.е. с соблюдением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Впоследствии отправка указанного отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год была ответчиком еще дважды продублирована (27.02.2019, 28.02.2019) в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срока. Отправка ответчиком файлов отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год подтверждается квитанциями от 26.02.2019, 27.02.2019, 28.02.2019.

Впоследствии специалист с ПФР Хабезского района 14.03.2019 позвонила ответчику и попросила переслать отчет повторно.

Ответчик в своих возражениях указал, приемный комплекс Учреждения трижды не смог справиться с обработкой правильно сформированного и направленного ответчиком отчета, но при этом успешно высылал квитанции о получении отчета.

Ответчик считает, что отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год был получен Учреждением 14.03.2019 по не зависящим от страхователя обстоятельствам.

Определением АС КЧР от 26.11.2019 судебный приказ от 01.11.2019 по делу № А25-3281/2019 был отменен.

Рассматривая ходатайство Учреждения о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, суд руководствуется следующим.

Абзацами пятнадцатым - семнадцатым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При этом сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ не установлены.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Однако Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 1 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» не только дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации новой главой 34 «Страховые взносы» (статьи 419 - 432), но и внес изменения в иные положения данного Кодекса (в том числе общие).

Например, согласно пункту 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 10 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что положения статьи 46 Кодекса применяются также при взыскании страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные указанной статьей, применяются также при взыскании страховых взносов и штрафов, в том числе за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Следовательно, признание утратившим силу с 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ применительно к анализируемому вопросу (порядку взыскания в судебном порядке страховых взносов и финансовых санкций) принципиально ничего не изменило, поскольку в настоящее время к взысканию страховых взносов и соответствующих санкций применяются аналогичные правила, установленные пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 2 статьи 48 и пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В свою очередь, из преамбулы Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ следует, что данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, представление страхователями сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, направлено на обеспечение целей индивидуального (персонифицированного) учета и реализацию его принципов, то есть и на создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, на обеспечение всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах, а также соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем для индивидуального (персонифицированного) учета.

Соответственно, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ меры принуждения, в том числе финансовые санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) страхователем обязанностей, установленных статьей 11 этого Федерального закона, в конечном итоге направлены на обеспечение всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и создание условий для контроля за уплатой таких взносов.

Суд приходит к выводу о том, что финансовые санкции, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в отсутствие специального правового регулирования в указанном Федеральном законе подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

С учетом изложенного на правоотношения, связанные с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в полной мере распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе - в силу прямого указания - и положения статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как было указано, пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Ранее (до 31.12.2016) аналогичное правовое регулирование содержалось в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Таким образом, в силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с ответчика суммы финансовых санкций Учреждение вправе было обратиться в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате указанных финансовых санкций.

Между тем, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае указанный срок Учреждением пропущен, поскольку в требовании от 15.07.2019 №008S01190001725 был установлен срок для его добровольного исполнения – до 02.08.2019, то есть шестимесячный срок взыскания финансовых санкций в судебном порядке истек 02.02.2019, тогда как данное исковое заявление представлено в суд Учреждением нарочно только 31.07.2020, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей документации и корреспонденции Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно статье 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными, и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 данного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не определены. Процессуальным законодательством также не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. При этом право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Таким образом, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно указанным разъяснениям при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Разъяснения пункта 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 могут быть использованы в рассматриваемой ситуации, поскольку с 01.01.2017 к правоотношениям по контролю за исчислением и уплатой страховых взносов, пеней, штрафов (финансовых санкций) на обязательное пенсионное страхование, их взысканию применимы нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Пропуск срока на обращение в арбитражный суд за взысканием финансовых санкций обосновывается истцом своевременным обращением в суд за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности и последующей отменой судебного приказа 26.11.2019 в связи с поступлением возражений ответчика.

Между тем, с учетом истечения 02.02.2019 шестимесячного срока с даты исполнения требования от 15.07.2019 №008S01190001725 в распоряжении Учреждения с момента вынесения определения АС КЧР от 26.11.2019 об отмене судебного приказа от 01.11.2019 по делу № А25-3281/2019 имелось достаточно времени (более двух месяцев) для своевременного обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности после отмены судебного приказа.

Своевременное направление Учреждением заявления о выдаче судебного приказа и последующая отмена выданного арбитражным судом приказа не изменяют и не прерывают законодательно установленные процессуальные сроки.

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В данном случае Учреждение с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании с ответчика 16 500 руб. финансовых санкций обратилось в арбитражный суд лишь 31.07.2020, то есть по прошествии более пяти месяцев с даты истечения шестимесячного срока с указанной в требовании от 15.07.2019 №008S01190001725 даты его добровольного исполнения страхователем.

При таких обстоятельствах исковое заявление подано по истечении шестимесячного срока, установленного статьей 46 НК РФ для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.

В части 1 статьи 115 АПК РФ указано, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 АПК РФ, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Из перечисленных норм права следует, что ходатайство о восстановлении срока должно содержать причины его пропуска, уважительность которых должна быть подтверждена документально.

Законодательство о страховых взносах не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

При этом судом в качестве уважительной причины пропуска срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю своевременно обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика суммы финансовой санкции.

В рассматриваемом случае Учреждение в ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд сослалось исключительно на то обстоятельство, что определением АС КЧР от 26.11.2019 судебный приказ от 01.11.2019 по делу № А25-3281/2019 был отменен.

При этом рассматриваемое исковое заявление о взыскании финансовых санкций подано Учреждением только 31.07.2019, то есть спустя более чем 8 месяцев после отмены судебного приказа.

Пояснений в отношении наличия уважительных причин, препятствующих обращению с заявлением о взыскании финансовых санкций в кратчайший период после отмены судебного приказа, а также соответствующих доказательств наличия таких причин Учреждением не приведено и не представлено.

Оценивая уважительность пропуска срока на обращение в арбитражный суд, необходимо исходить из того, что соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций находилось в пределах контроля Учреждения, которое, зная о существовании установленного законодательством шестимесячного срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисляемого с момента истечения срока для исполнения требования о добровольной уплате санкций, не предприняло своевременных мер для взыскания указанной задолженности в установленном порядке.

Обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не является обстоятельством, прерывающим течение установленного налоговым законодательством шестимесячного срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций. Учреждение при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, имело возможность для своевременного обращения в суд.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению заявителя в суд в надлежащем порядке, управлением не представлено.

Суд считает, что Учреждением не приведено уважительных причин, которые препятствовали бы обращению с настоящим заявлением в суд в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок, а также уважительных причин, обосновывающих обращение в арбитражный суд в суд по истечении восьми месяцев после отмены судебного приказа.

Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением судом не установлено, то следует признать, что оснований для удовлетворения ходатайства Учреждения о восстановлении срока у суда не имеется.

Пропуск срока на обращение в суд за взысканием финансовых санкций в отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного срока является достаточным и самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных Учреждением требований.

С учетом изложенного ходатайство Учреждения о восстановлении пропущенного срока обращения в суд удовлетворению не подлежит, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по финансовым санкциям в размере 16500 руб. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 117, 167-171, 216 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении ходатайства Государственного учреждения Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747) о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за взысканием финансовых санкций отказать.

2.В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747) отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Д.Г. Шишканов