АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5131/2014
29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ист Логистик Компании» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 16.10.2014 № 149193 о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ист Логистик Компании» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ист Логистик Компании») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее – административный орган, Управление) от 16.10.2014 № 149193, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения. Общество, ссылаясь на положения статей 100, 103, 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, полагает, что вмененное правонарушение не является нарушением в сфере отношений по защите прав потребителей, поскольку гражданка ФИО1 полностью реализовала свои права, что подтверждается фактом добровольного заключения договора воздушной перевозки пассажира, а равно отсутствием со стороны пассажира намерений реализовать дополнительные права, предоставленные статьей 105 ВК РФ.
При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.
В срок, установленный судом в соответствии с абзацем первым части 3 статьи 228 АПК РФ административный орган представил в суд отзыв на заявление и копии материалов дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд признал возможным в соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю на основании поступившего заявления потребителя от 26.09.2014 № В-956/ЭП установлено, что 10.04.2014 в 11 часов 45 минут общество с ограниченной ответственностью «Ист Логистик Компании» (в городе Петропавловске-Камчатском, в офисе авиакассы, расположенном по адресу: ул. Лукашевского, д. 1) при оформлении авиабилетов для несовершеннолетнего ФИО2 не предоставило его законному представителю – матери – ФИО1 в наглядном и доступном виде расшифровку полей маршрутных квитанций (документов, удостоверяющих договоры авиаперевозки пассажиров) на русском языке. На руки выданы маршрутные квитанции (выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) №№ 555 2474849594, 555 2474849595, 555 2474849596, оформленные с использованием букв латинского алфавита и цифр.
По данному факту 03.10.2014 заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления составлен протокол опроса свидетеля по делу об административном правонарушении и 08.10.2014 этим же должностным лицом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 149260.
16.10.2014 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 149193, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, выражается в действиях либо бездействии, в результате которых нарушаются права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1, Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 статьи 8 Закона № 2300-1 информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 статьи 10 Закона установлены требования к информации о товарах (работах, услугах).
По смыслу приведенных норм, информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной, достоверной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение.
В соответствии с пунктом 37 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:
- указанную в оформленном перевозочном документе;
- об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;
- об условиях применения тарифа;
- о правилах перевозчика;
- о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
- о способе проезда до аэропорта отправления;
- о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
- о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
- об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
- о типе воздушного судна.
Заключение договора воздушной перевозки пассажира по общему правилу удостоверяется билетом (пункт 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно статье 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
В соответствии с пунктом 37 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения пассажира при оплате и/или оформлении перевозки перевозчиком или уполномоченным агентом.
Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (далее – Приказ Минтранса России от 08.11.2006 № 134).
В соответствии с пунктом 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 № 134 электронный пассажирский билет и багажная квитанция представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.
Именно маршрут/квитанция содержит в себе сведения о перелете (номер рейса, дату отправления рейса, время отправления рейса, итоговую стоимость перевозки и т.д.) на русском языке.
Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется) в электронном виде пассажиру.
Кроме того, согласно пункту 4.2 Стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации», утвержденного Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 29 августа 2001 года № НА-334-р, тексты условий договора, правил и другой информации, наименования граф, блоков, прочих типографских надписей на бланке билета, используемого для внутренних линий, должны быть выполнены на русском языке, а для международных линий – на русском и английском языках.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Имеющимися в материалах дела доказательствами (протокол об административном правонарушении от 08.10.2014 № 149260, заявление от 26.09.2014 № В-956/ЭП, протокол опроса свидетеля от 03.10.2014, копии маршрутных квитанций (выписок из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) №№ 555 2474849594, 555 2474849595, 555 2474849596)) подтверждается факт не предоставления Обществом в наглядном и доступном виде информации о реализуемом товаре (работе, услуге) при оформлении авиабилетов для несовершеннолетнего ФИО2 его законному представителю – матери – ФИО1 в виде расшифровки полей маршрутных квитанций (документов, удостоверяющих договоры авиаперевозки пассажиров) на русском языке.
Вышеуказанные обстоятельства Обществом не опровергнуты.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у заявителя не имелось реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод административного органа о предоставлении Обществом потребителям информации, не отвечающей критериям необходимости и достоверности, является правомерным и обоснованным, а также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы заявителя о наличии у потребителя обязанности по самостоятельному ознакомлению с информацией, составляющей предмет заключаемого договора перевозки, суд находит несостоятельными, поскольку вышеназванные законоположения обязывают организацию, оказывающую услугу, представлять заявителю маршрут/квитанцию (выписку из нее) на русском языке.
Кроме того наличие у потребителя обязанности по самостоятельному ознакомлению с информацией, составляющей предмет заключаемого договора перевозки, не освобождает заявителя от исполнения императивных требований, установленных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Из материалов дела следует, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, судом не установлено.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом проверена законность и обоснованность оспариваемого постановления, установлен факт законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья А.М. Сакун