НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 28.11.2007 № А24-5577/2007

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский                                                               Дело № А24-5577/2007

05 декабря 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2007 г. Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2007 г.

Арбитражный суд в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей, – рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ЗАО «Малкинское»

о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 09 октября 2007 № 07-30/2764

при участии в заседании:

от заявителя: Лопанцев А.С. – по доверенности от 24.10.2007 № 08/07, до 31.08.2008

от ответчика: Трусова Л.В. – по доверенности от 20.08.2007 № 02-73, до 31.12.2007

установил: ЗАО «Малкинское» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган) от 09 октября 2007        № 07-30/2764.

В соответствии с данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 20396 руб., за несвоевременное представление в Инспекцию налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) за 1 квартал 2006 года. Декларация представлена 19.04.2007, срок представления – 20.04.2006.

Как указал заявитель, 20.04.2006 в адрес Инспекции была направлена декларация по ЕНВД за 1 квартал 2006 г. по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н. Однако, налоговый орган, сославшись на пункт 4 Приказа Минфина России от 17.01.2006 № 8н, не принял данную декларацию и потребовал представить декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2006 г. по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 01.11.2004 № 96н.

Полагая данное требование Инспекции незаконным, заявитель ссылается на разъяснения, содержащиеся в письмах Минфина России от 03.03.2006 № 03-11-02/49, от 10.03.2006 № 03-11-04/3/126. Указанные разъяснения даны в связи с тем, что форма декларации, утвержденная приказом Минфина России от 01.11.2004 № 96н, стала противоречить главе 26.3 НК РФ.

По мнению заявителя, оспариваемое решение Инспекции является незаконным, так как налоговым органом не принята во внимание ст. 34.2 НК РФ и нарушена ст. 111 НК РФ. При этом заявитель ссылается на п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5.

В судебном заседании представитель ЗАО «Малкинское» поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Инспекция направила отзыв на заявление, в котором требования ЗАО «Малкинское» не признала, ссылаясь в обоснование своих доводов на пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 80 НК РФ.

По мнению Инспекции, Обществом не учтен пункт 4 Приказа Минфина России от 17.01.2006 № 8н, где указано, что налоговая декларация по новой форме представляется налогоплательщиками, если на территории где они расположены, муниципалитеты приняли закон о ЕНВД. В Елизовском муниципальном районе, где зарегистрировано Общество, такого закона не принято, и уплата ЕНВД производилась на основании Закона Камчатской области от 19.11.2002 № 48 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Камчатской области», следовательно, налоговая декларация по ЕНВД за 1 квартал 2006 года должна быть сдана по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.11.2004 № 96н.

Уведомлением от 04.08.2006 № 1827 Инспекция довела до сведения Общества, что сданная им 20.04.2006 декларация за 1 квартал 2006 г. не соответствует форме, установленной действующим законодательством.

В судебном заседании представитель Инспекции не признала требования ЗАО «Малкинское» по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд считает, что требования по заявлению ЗАО «Малкинское» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, 20.04.2006 Общество направило в адрес Инспекции ценным письмом налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2006 г., что подтверждается описью вложений в ценное письмо и уведомлением о вручении. Указанная декларация составлена по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядка ее заполнения».

Уведомлением от 04.08.2006 № 1827 Инспекция сообщила Обществу, что вышеуказанная декларация представлена по форме, не установленной действующим законодательством. При этом заявителю предложено в трехдневный срок представить налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 01.11.2004 № 96н.

Из материалов дела следует, что декларация по ЕНВД за 1 квартал 2006 г. по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 01.11.2004 № 96н представлена Обществом в Инспекцию 19.04.2007.

Инспекция на основании данной декларации провела камеральную налоговую проверку, по итогам которой заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 09.10.2007 № 07-30/2764 о привлечении ЗАО «Малкинское» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 20 369 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2006 г.

Не согласившись с указанным решением, ЗАО «Малкинское» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.32. НК РФ налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В силу пункта 7 статьи 80 НК РФ формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н утверждены форма налоговой декларации по ЕНВД и порядок ее заполнения.

Пунктом 3 данного приказа установлено, что настоящий Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2006 года налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, за исключением налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов и городских округов, представительные органы которых до 1 января 2006 года не приняли нормативные правовые акты о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В пункте 4 Приказа указано, что Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 96н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и инструкции о порядке ее заполнения» применяется в отношении налоговых деклараций, представляемых за I - IV кварталы 2006 года налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность, переведенную в 2006 году на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».

Таким образом, согласно пунктам 3 и 4 названного Приказа новую форму декларации в 2006 г. должны были применять только те плательщики единого налога на вмененный доход, которые действуют на основании нормативных актов местных органов власти о введении ЕНВД. Там же, где продолжают действовать законы субъектов РФ о введении ЕНВД, следует применять прежнюю форму декларации, утвержденную Приказом Минфина России от 01.11.2004 № 96н.

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что на территории Елизовского муниципального района соответствующий закон не принят, поэтому действует Закон Камчатской области от 19.11.2002 № 48 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Камчатской области».

Вместе с тем, как разъяснено позже Минфином России в письме от 10.03.2006 № 03-11-04/3/126, применять новую форму декларации в 2006 г. должны все плательщики единого налога на вмененный доход без исключений.  Аналогичное разъяснение содержится  в письме Минфина России от 03.03.2006 № 03-11-02/49.

Как определено в пункте 1 статьи 34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, к которым в числе прочих отнесено отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 2 названной статьи).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

При таких обстоятельствах суд считает, что ЗАО «Малкинское» не подлежит привлечению к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, поскольку при подаче налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2006 года в установленный законом срок (20.04.2006) Общество руководствовалось письменными разъяснениями уполномоченного органа – Минфина России, изложенными в письмах от 10.03.2006 № 03-11-04/3/126, от 03.03.2006 № 03-11-02/49, следовательно, вина Общества в совершении налогового правонарушения отсутствует.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

На основании изложенного, учитывая, что несоответствие оспариваемого решения нормам налогового законодательства нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а также, что оспариваемое решение нарушает права заявителя, возлагая на него обязанность по уплате штрафа в размере 20 396 руб., суд считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 5  Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2007 уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

 При таких обстоятельствах, госпошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит взысканию с Инспекции в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 09 октября 2007 № 07-30/2764 о привлечении ЗАО «Малкинское» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 396 руб., признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

            Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю в пользу ЗАО «Малкинское» расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                  К.Ю. Иванушкина