НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 26.02.2009 № А24-6038/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6038/2008

05 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2009 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

закрытого акционерного общества «Артель старателей «Камчатка»

о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Камчатскому краю от 22.10.2008 № 09-08/17/17 (в редакции решения УФНС России по Камчатскому краю от 12.12.2008 № 20-13/09663)

при участии:

от заявителя

Сычинский О.М. – председатель;

от ответчика

Будасова Л.И. – по доверенности от 11.01.2009, до 31.12.2009;

Слюсарева Е.Ю. – по доверенности от 11.01.2009, до 31.12.2009;

Домасканова И.Г. – по доверенности 11.01.2009, до 31.12.2009;

Курносова Н.В. – по доверенности от 11.01.2009, до 31.12.2009

установил:

закрытое акционерное общество «Артель старателей «Камчатка» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Камчатскому краю от 22.10.2008 № 09-08/17/17 (в редакции решения УФНС России по Камчатскому краю от 12.12.2008 № 20-13/09663).

Заявитель считает, что Обществу неправомерно доначислены: налог на прибыль в сумме 1 259 108 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 394 447 руб., а также соответствующие пени. Кроме того, заявитель не согласен с привлечением его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату спорных сумм налогов, доначисление которых произошло по причине отнесения налоговым органом на доходы стоимости продуктов питания, приобретенных Обществом, удержанной впоследствии из заработной платы работников. Затраты на котловое питание (стоимость закупленных продуктов с НДС) в течение года накапливаются на специальном бухгалтерском счете 76.2. В конце сезона сумма израсходованных продуктов питания относится пропорционально отработанным дням на заработную плату работников. Стоимость продуктов питания не относится на затраты ни по добыче золота, ни на выпуск другой продукции, не участвует в создании прибыли.

В судебном заседании представитель Общества заявил об уточнении требований по заявлению в части налога на прибыль, просил признать недействительным оспариваемое решение в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 056 696 руб., а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. Заявление об уточнении требований по заявлению принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

С учетом принятого судом уточнения представитель Общества требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (том 1 л.д. 3-5), возражениях на дополнение к отзыву (том 2 л.д. 49). Пояснил, что целью деятельности по предоставлению горячих обедов сотрудникам является обеспечение нормальных условий труда, а не извлечение прибыли.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Камчатскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) направила отзыв на заявление и дополнение к нему, в которых требования Общества не признала (том 2 л.д. 1-4, 51-53).

В отношении налога на прибыль ответчик указал, что в проверяемом периоде заявитель предоставлял своим работникам четырехразовое питание, оплачиваемое за счет работников. В соответствии с заключенными договорами передача напрямую работникам приобретенных продуктов питания не предусматривалась. Следовательно, для подтверждения обоснованности понесенных расходов и возможности их включения в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль Обществу необходимо было представить такие документы, как акты приема-передачи товаров на производство для приготовления готовых блюд, расчет стоимости питания на каждый день в зависимости от количества работающих и др. Однако, такие документы заявитель не представил. Счета-фактуры поставщиков являются документами, подтверждающими факт приобретения товара, и не могут являться основанием для отнесения стоимости товаров на расходы.

По мнению налогового органа, из данных, отраженных Обществом в регистрах аналитического учета следует, что затраты, связанные с обеспечением питания работников фактически отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль (с учетом НДС).

Налог на добавленную стоимость в сумме 394 447 руб. доначислен в соответствии со статьями 38, 40, 146, 153 НК РФ с выручки от реализации предоставленного работникам предприятия питания, стоимость которого была удержана из заработной платы работников, с учетом налога на добавленную стоимость. Сумма налога определена Инспекцией расчетным путем и составила 394 447 руб., в том числе 136 558 руб. за 2005 год, 152 592 руб. за 2006 год, 105 297 руб. за 2007 год.

В судебном заседании представители Инспекции не признали требования по заявлению по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

Выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что требования по заявлению подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Камчатскому краю проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Артель старателей «Камчатка» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 19.09.2008 № 09-08/17 (том 1 л.д. 66-108).

22 октября 2008 года по материалам проверки Инспекцией вынесено решение № 09-08/17/17 (том 1 л.д. 10-26) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной:

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафов за неполную уплату сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет – 43 929 руб., налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ – 118 271 руб., налога на добавленную стоимость – 187 379 руб., сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – 38 308 руб.;

- пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений за пользование объектами водных биологических ресурсов – 50 руб., за непредставление сведений по налогу на доходы физических лиц – 950 руб.

Кроме того, начислены пени в общей сумме 885 506 руб. и предложено уплатить суммы неуплаченных налогов в размере 3 480 883 руб., в частности 1259108 руб. налога на прибыль, 1 232 237 руб. налога на добавленную стоимость.

Решением УФНС России по Камчатскому краю (далее – Управление) от 12.12.2008 № 20-13/09663, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции изменено, в том числе в части налога на добавленную стоимость (сумма НДС, доначисленного по итогам проверки, составила 394 447 руб.).

Не согласившись с решением Инспекции (в редакции решения Управления), заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта налогового органа частично недействительным. В частности, Общество не согласно с доначислением налога на прибыль в сумме 1056696 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 394447 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций.

Как следует из оспариваемого решения, в ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что ЗАО «Артель старателей «Камчатка» в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ занижены доходы для целей налогообложения на сумму реализованных в счет заработной платы товаров:

- в 2005 году – 1 640 801 руб.,

- в 2006 году – 1 177 324 руб.,

- в 2007 году – 1 584 776 руб.

Инспекция считает, что приобретенные Обществом в собственность продукты питания были переданы на возмездной основе в собственность работников предприятия, с удержанием стоимости продуктов из заработной платы. По мнению Инспекции, фактически произведена продажа перепродаваемых товаров, сопровождающаяся получением денежной выручки, являющейся в соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения. Данный вывод налоговый орган мотивирует ссылками на п. 1 ст. 39, п.п. 1, 2 ст. 249 НК РФ.

В результате выявленных нарушений налоговым органом доначислен налог на прибыль в сумме 1 056 696 руб. (1 640 801 руб. + 1 177 324 руб. + 1 584 776 руб.) х 24%.

Основываясь на данных, отраженных Обществом в регистрах аналитического учета, налоговый орган полагает, что затраты, связанные с обеспечением питания работников фактически отнесены на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль. В частности, согласно представленным к проверке карточкам счетов, журналам операций по счетам 20.3, 70, 76.2, 60 за 2005-2007 гг. стоимость питания начислена в составе доходов начисленной заработной платы по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которая отнесена на расходы, связанные с производством. В соответствии с планом счетов ЗАО «Артель старателей «Камчатка» проведены операции следующими проводками:

- Дт 60.1 – Кт 51 – оплачено поставщикам за продукты;

- Дт 20.3 – Кт 70 – начислена заработная плата на питание;

- Дт 70 – Кт 76.2 – удержано из заработной платы на питание;

- Дт 76.2 – Кт 60 – закрытие счета по приобретенным продуктам питания.

В обоснование правомерности доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 394 447 руб. (с учетом решения вышестоящего налогового органа), Инспекция ссылается на статьи 40, 146, 153, 154 НК РФ. Полагает, что сумма выручки, полученная от реализованных в счет заработной платы работникам предприятия продуктов питания, является налогооблагаемой базой для исчисления налога на добавленную стоимость.

В соответствии с имеющимся в материалах дела уставом ЗАО «Артель старателей «Камчатка» (том 1 л.д. 129), одним из основных видов деятельности Общества является разработка недр с целью добычи золота, платины, олова, серебра и других металлов и полезных ископаемых, разведка месторождений полезных ископаемых.

Налоговым органом не оспаривается, что согласно заключенным с работниками трудовым договорам (контрактам) Общество обязуется организовать четырехразовое питание (оплачиваемое за счет работника). Копия типового трудового контракта в материалах дела имеется (том 1 л.д. 40)

Судом установлено, что Обществом в 2005-2007 гг. приобретались продукты питания у различных поставщиков для организации питания работников с последующим удержанием соответствующих сумм из заработной платы работников. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются и подтверждаются материалами дела: реестрами счетов-фактур на приобретенные продукты (том 1 л.д. 46-55), расчетами оплаты труда (том 2 л.д. 47), структурой доходов и удержаний работников (том 2 л.д. 48), журналами операций по бухгалтерским счетам (том 3 л.д. 1-93, том 4 л.д. 1-95).

Инспекция считает, что Обществом занижены доходы для целей налогообложения прибыли на сумму реализованных в счет заработной платы товаров, в частности, в 2005 году на 1 640 801 руб., в 2006 году на 1 177 324 руб., в 2007 году на 1 584 776 руб., кроме того, не включена в объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации в счет заработной платы товаров, что в свою очередь повлекло доначисление налога на прибыль в размере 1 056 696 руб. и налога на добавленную стоимость в сумме 394 447 руб.

Данные доводы налогового органа суд считает неправомерными исходя из следующего.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 21 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В силу положений статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации) и внереализационные доходы

В целях главы 21 НК РФ товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса, согласно которому товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Исходя из анализа приведенных норм права, суд считает, что расходы, понесенные Обществом для организации питания своих работников, не могут быть признаны экономической выгодой налогоплательщика.

Налоговым органом не указано, в соответствии с какой нормой налогового законодательства данные расходы должны быть отнесены к доходам предприятия-налогоплательщика в целях налогообложения прибыли.

Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Суд считает, что факт реализации товаров, работ или услуг в данном случае отсутствует. Перемещение продуктов питания внутри предприятия не может расцениваться как реализация продукции (работ, услуг), так как переход права собственности не происходит. Работники Общества в данном случае не являются покупателями продукции, они не приобретают ее для личного использования и не оплачивают. Организация питания за счет работников предусмотрена трудовым договором, доход у предприятия не возникает и, соответственно, объект налогообложения отсутствует.

Доводы Инспекции, изложенные в дополнении к отзыву о том, что затраты связанные с обеспечением питания работников фактически отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, не соответствуют действительности, поскольку, данные суммы удержаны из доходов работников ЗАО «Артель старателей «Камчатка», что подтверждается журналами операций по счетам 70, 76.2, представленными к проверке, имеющимися в материалах дела.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания, в том числе законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Исследовав и оценив согласно требованиям, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, доказательства по делу, суд считает, что выводы налогового органа о занижении обществом налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Избранный обществом способ расчетов с работниками за питание, организованное в соответствии с заключенными трудовыми договорами, не противоречит действующему законодательству, и не привел к образованию недоимки по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость за 2005-2007 гг. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для доначисления Обществу налога на прибыль в сумме 1 056 696 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 394 447 руб., а также для начисления соответствующих сумм пеней и привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ ввиду отсутствия события налогового правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, требования заявителя подлежат удовлетворению на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Расходы по государственной пошлине относятся на налоговый орган, но взысканию не подлежат, поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в сумме 2000 руб. и по заявлению о принятии обеспечительных мер в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 100, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Камчатскому краю от 22.10.2008 №09-08/17/17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации в части доначисления налога на прибыль в сумме 1056696 руб., налога на добавленную стоимость в размере 394447 руб., а также в части соответствующих пеней и налоговых санкций.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Артель старателей «Камчатка» государственную пошлину из федерального бюджета в размере 3000 руб., уплаченную платежным поручением № 936 от 30.12.2008 на сумму 2000 руб. и по квитанции от 28.01.2009 на сумму 1000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья К.Ю. Иванушкина