АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5043/2023
08 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Тюшняковой В.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жуковой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании пунктов 11-12 описательной части и пункт 2 требовательной части представления от 06.10.2023 № 38-77-07/12-12 недействительными,
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности
от 29.12.2023 № 30/06/6406 (сроком по 31.12.2024), диплом АВС № 0022884;
ФИО2 - представитель по доверенности
от 30.11.2023 № 30.06/5901 (сроком по 31.12.2024) (после перерыва не явился);
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю:
ФИО3– представитель по доверенности
от 09.01.2024 № 38-17-06/5 (сроком по 31.12.2024), диплом ЭВ № 302872;
ФИО4 – представитель по доверенности
от 09.01.2024 № 38-17-06/1 (сроком по 31.12.2024), (после перерыва не явился);
установил:
Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю, Управление) о признании пунктов 11-12 описательной части и пункт 2 требовательной части представления от 06.10.2023 № 38-77-07/12-12 недействительными.
Заявленные требования Министерства мотивированы тем, что оспариваемые пункты 11 и 12 представления нарушают права и законные интересы Министерства, связанные с расходованием средств краевого бюджета, в связи с неверным толкованием заинтересованным лицом положений Закона Камчатского края от 10.12.2007 № 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края» (далее - Закон Камчатского края № 710) и, как следствие, незаконного требования применить к спорным отношениям часть 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статью 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», что нарушает принцип самостоятельности субъекта Российской Федерации при осуществлении им нормативно-правого регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к ведению субъекта Российской Федерации. В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложены федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к страховой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.), но с учетом требования к стажу за выслугу лет, установленного на федеральном уровне (приложению 2 к Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В судебном заседании представитель Министерства заявил ходатайство об участии в судебном заседании ФИО2, в качестве второго представителя заявителя.
Представитель УФК по Камчатскому краю заявил ходатайство об участии в судебном заседании ФИО4 в качестве второго представителя заинтересованного лица.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 59 АПК РФ, исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», допустил указанных лиц к участию в судебном заседании.
До начала судебного заседания 29.12.2023 от Министерства поступило заявление об ознакомлении с материалами дела, с делом не ознакомлены.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Ранее заявленное ходатайство об ознакомлении с материалами дела поддержал в полном объеме.
Представитель УФК по Камчатскому краю требования заявителя не признал, полагал не подлежащими удовлетворению, а оспариваемые пункты представления законным и обоснованным, по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.
В целях ознакомления с материалами дела, суд удовлетворил ходатайство заявителя и на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявил перерыв до 15 час.00 мин. 18.01.2024, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Судебное заседание после перерыва продолжено в 15 час.00 мин. 18.01.2024 в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания и протоколировании с использованием средств аудиозаписи тем же секретарем судебного заседания.
В судебное заседание после окончания объявленного перерыва присутствовали те же представители сторон.
Представитель Министерства заявил ходатайство об участии в судебном заседании ФИО2, в качестве второго представителя заявителя.
Представитель УФК по Камчатскому краю заявил ходатайство об участии в судебном заседании ФИО4 в качестве второго представителя заинтересованного лица.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 59 АПК РФ, исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», допустил указанных лиц к участию в судебном заседании.
До начала судебного заседания 17.01.2024 от Министерства поступило дополнение к заявлению, с материалами дела ознакомлены в полном объеме.
Представитель УФК по Камчатскому краю с дополнениями к заявлению заявителя ознакомлен.
Протокольным определением суда от 18.01.2024, в соответствии со статьей 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что нарушен порядок проведения проверки.
Представитель УФК по Камчатскому краю требования заявителя не признал, по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Пояснил, что проверка была проведена в рамках централизованного задания и представленной программы плановой выездной проверки финансового органа.
С учетом необходимости предоставления заинтересованным лицом централизованного задания и указанной программы, судом по собственной инициативе на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час.00 мин. 25.01.2024, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Судебное заседание после перерыва продолжено в 11 час.00 мин. 25.01.2024 в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания и протоколировании с использованием средств аудиозаписи тем же секретарем судебного заседания.
В судебное заседание после окончания объявленного перерыва от заявителя явился представитель ФИО1, от заинтересованного лица явился представитель ФИО3
Представитель УФК по Камчатскому краю в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам письма Федерального казначейства России о направлении централизованного задания для проведения проверки и программу плановой выездной проверки.
Представитель заявителя с письмом Федерального казначейства России о направлении централизованного задания для проведения проверки ознакомлен, против приобщения указанного документа к материалам дела не возражал.
Протокольным определением суда от 25.01.2024, в соответствии со статьей 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Правовая позиция сторон после перерыва в судебном заседании не изменилась.
Иных заявлений и ходатайств от представителей сторон в судебном заседании не поступало.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
УФК по Камчатскому краю в соответствии с приказом органа контроля от 06.07.2023 № 197 «О назначении плановой выездной проверки Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края» (с изменениями по приказу органа контроля от 10.08.2023 № 233 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края, назначенной приказом УФК по Камчатскому краю от 06.07.2023 № 197») и на основании пунктов 10, 12 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее – Федеральный стандарт № 1235), в период с 10.07.2023 по 25.08.2023 в отношении объекта контроля проведена выездная проверка по теме: «Проверка годовых отчетов об исполнении в 2022 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объемасобственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнения субъектами Российской Федерации согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2534 дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2534 (идентификатор контрольного мероприятия: 2023-ПВ.078.1014-3800.024)».
В ходе контрольного мероприятия Управлением выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пункта 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 10.12.2007 № 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края» (далее - закон № 710) объектом контроля в 2022 году в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к трехкратному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необоснованно начислено и выплачено за счет средств краевого бюджета ежемесячной доплаты к пенсии в общей сумме 1 800 133 рубля 80 копеек (8 206,05х12х18)+27 627,00) (пункт 11 представления);
- в нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пункта 1 статьи 7 Закона № 710 объектом контроля в 2022 году в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к 2,5 размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необоснованно начислено и выплачено за счет средств краевого бюджета пенсии за выслугу лет по 10 пенсионным делам в общей сумме 781 517 рублей 88 копеек (66 911,50+68 240,88+69 419,90+(82 420,80x7)) (пункт 12 представления).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 25.08.2023.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 06.10.2023 № 38-77-07/12-12, которым на Министерство возложена обязанность по пунктам 11, 12 вернуть в доход краевого бюджета неправомерно израсходованные денежные средства на сумму 2 581 651 рубль 68 копеек. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю до 03.04.2024.
Полагая, что указанное представление является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
На основании пунктов 1, 4, 5.15.1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Положения «Об Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю», утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК по Камчатскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Камчатского края, и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
В связи с этим суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Министерства УФК по Камчатскому краю выборочно проверено начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, по 19 пенсионных дел, по которым фиксированная выплата к страховой пенсии в 2022 году не увеличивалась на районный коэффициент 1,6 при расчете установленных ежемесячных доплат к пенсии (распоряжения Правительства Камчатского края о назначении выплаты от 29.04.2020 № 141-РП, от 06.05.2020 № 149-РП, от 23.09.2019 № 422-РП, от 09.10.2018 № 409-РП, от 02.10.2020 № 416-РП, от 19.12.2018 № 529-РП, от 26.09.2019 № 429-РП, от 29.05.2020 № 199-РП, от 18.09.2020 № 392-РП, от 02.11.2018 № 450-РП, от 05.10.2021 №487-РП, от 22.07.2021 № 361-РП, от 15.04.2021 № 184-РП, от 12.10.2018 № 410-РП, от 03.07.2017 № 260-Р, от 08.10.2018 № 405-РП, от 27.09.2017 № 383-РП, от 17.07.2020 № 276-РП, от 24.04.2017 № 150-РП).
УФК по Камчатскому краю установлено, что в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к трехкратному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Министерством необоснованно начислено и выплачено за счет средств краевого бюджета ежемесячная доплата к пенсии по указанным пенсионным делам в общей сумме 1 800 133 руб. 80 коп.
Документы, подтверждающие нарушения: списки на перечисление за январь-декабрь 2022 года, Журнал операций № 2 с безналичными денежными средствами за 2022 год, платежные поручения от 25.01.2022 № 625123, от 24.02.2022 № 860966, от 25.03.2022 № 207446, от 22.04.2022 № 435027, от 25.05.2022 № 667741, от 24.06.2022 № 872613, 872610, № 667738, от 25.07.2022 № 84841, № 84838, от 24.08.2022 № 190488, № 190486, от 23.09.2022 № 300683, № 300720, от 27.09.2022 № 306291, № 306290, № 316509, № 306293, от 27.10.2022 № 424737, № 429906, от 24.11.2022 № 524223, № 524224, от 23.12.2022 № 656098, № 656099 (пункт 11 представления).
Также органом контроля при выборочной проверке 10 пенсионных дел в части начисления и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, установлено, что объектом контроля в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к 2,5 размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необоснованно начислено и выплачено за счёт средств краевого бюджета пенсии за выслугу лет в сумме 781 517 руб. 88 коп. (распоряжения Правительства Камчатского края от 28.03.2022 № 145-РП, от 16.03.2022 № 127-РП, от 17.03.2022 № 131-РП, от 18.05.2020 № 167-РП, от 22.05.2017 № 197-РП, от 10.05.2017 № 177-РП, от 26.01.2017 №33-РП, от 16.05.2017 № 187-РП, от 15.05.2017 № 184-РП, от 25.05.2017 № 203-РП о назначении выплаты.)
Документы, подтверждающие нарушение: Журнал операций № 2, Журнал операций № 8 за 2022 год, платежные поручения от 26.01.2022 № 632878, от 25.02.2022 № 873323, от 25.03.2022 № 207306, от 22.04.2022 № 435079, от 25.05.2022 № 653136, от 24.06.2022 № 874684, от 26.07.2022 № 88567, от 25.08.2022 № 194525, от 23.09.2022 № 300609, от 28.10.2022 № 429826, от 25.11.2022 № 527449, от 23.12.2022 № 660756 ФИО5, платежные поручения от 26.01.2022 № 633451, от 25.02.2022 № 873388, от 25.03.2022 № 207237, от 22.04.2022 № 435140, от 24.05.2022 № 653146, от 24.06.2022 № 874648, от 26.07.2022 № 88559, от 25.08.2022 № 194520, от 23.09.2022 № 300674, от 28.10.2022 № 429872, от 25.11.2022 № 527380, от 23.12.2022 № 660744 ФИО6, платежные поручения от 26.01.2022 № 633423, от 25.02.2022 № 873369, от 25.03.2022 № 207234, от 27.09.2022 № 306299, от 29.09.2022 № 316514, от 25.07.2022 № 85712, от 24.08.2022 № 190532, от 23.09.2022 № 300719, от 28.10.2022 № 429908, от 24.11.2022 № 524231, от 23.12.2022 № 656091 (реестры) ФИО7, платежные поручения (реестры) от 25.01.2022 № 625133, от 25.02.2022 № 860967, от 25.03.2022 № 207199, от 22.04.2022 № 434983, от 24.06.2022 № 872618, от 25.05.2022 № 667681, от 25.07.2022 № 85712, от 24.08.2022 № 190531, от 23.09.2022 № 300682, от 27.10.2022 № 424739, от 24.11.2022 № 524219, от 23.12.2022 №656092)(пункт 12 представления).
По доводам УФК по Камчатскому краю, при расчете размера ежемесячной доплаты к пенсии Министерству следовало применить к трёхкратному и двум с половиной размерам фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости районный коэффициент в размере 60 %.
Обращаясь с заявленными требованиями, Министерство не согласилось с выводами Управления, изложенными в пунктах 11 и 12 мотивированной части оспариваемого представления, поскольку полагает, Закон Камчатского края № 710 устанавливает механизм определения размера указанной ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет, согласно которому при расчете ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет применяется размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленный частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 1 февраля 2016 года. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в целях Закона Камчатского края № 710 является расчетной составляющей, применяемой при подсчете ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет. Применение при расчете размера ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет повышенного, то есть увеличенного на районный коэффициент, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Законом Камчатского края № 710 не предусмотрено.
Рассмотрев приведенные доводы, арбитражный суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, но с учетом общих требований, установленных федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону.
В связи с образованием нового субъекта РФ Камчатского края, Постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 07.12.2007 года № 2517 и Думой КАО от 7.12.2007 года № 24/25, был принят Закон Камчатского края от 10.12.2007 года № 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края» (далее - Закон № 710), который вступил в законную силу с 22.12.2007 года.
Частью 1 статьи 1 Закона № 710 предусмотрено, что условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края (далее - краевая гражданская служба), порядок установления их размеров, а также порядок исчисления стажа работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, и стажа краевой гражданской службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет устанавливаются настоящим Законом.
Согласно статье 2 данного Закон № 710 выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности краевой гражданской службы, осуществляется за счет средств краевого бюджета и является расходным обязательством Камчатского края.
Закон № 710 устанавливает дифференцированный подход в регулировании пенсионного обеспечения лиц, находящихся на гражданской службе.
Так, ежемесячная доплата к пенсии предусмотрена только лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, а назначение пенсии за выслугу лет предусмотрено лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края.
Таким образом, Закон № 710 определяет различия в статусе должностных лиц, в отношении которых осуществляет регулирование.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется, но между тем, в части 4 статьи 2 данного Федерального закона указано, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Поскольку, в настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, суд соглашается с доводом Министерства, что субъект Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств порядок пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной службы субъектов Российской Федерации, предусматривая в его рамках различные виды социальных гарантий, в том числе пенсию за выслугу лет и доплату к пенсии.
В ходе судебного заседания правильность примененных величин в арифметическом расчете по каждому пенсионному делу сторонами не оспаривалось.
Доводы заявителя сводились к отсутствию необходимости применения в расчетах, при исчислении ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет положения части 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») и статьи 10 Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в части применения к фиксированной выплате к страховой пенсии, районного коэффициента, поскольку данное применение коэффициента Законом Камчатского края № 710 не предусмотрено.
Однако указанный довод основан на ошибочном толковании норм права и подлежит отклонению судом ввиду следующего.
Порядок установления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края установлен в статье 4 Закона № 710, согласно из части 1 которой следует, что лицу, замещавшему государственную должность Камчатского края, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 55 процентов среднемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 4(1) настоящего Закона (далее - среднемесячное денежное вознаграждение), при наличии стажа работы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии от пяти до десяти лет и в размере 75 процентов среднемесячного денежного вознаграждения при наличии стажа работы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии десять и более лет за вычетом трехкратного размера установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 1 февраля 2016 года фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Частью 1 статьи 4.1 Закона № 710 предусмотрено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, исчисляется исходя из их среднемесячного денежного вознаграждения за последние 12 полных месяцев замещения государственной должности Камчатского края, предшествующих дню увольнения с замещаемой государственной должности Камчатского края либо дню назначения им страховой пенсии по старости (инвалидности).
В состав среднемесячного денежного вознаграждения включаются: должностной оклад, увеличенный на коэффициент согласно приложению 2 к настоящему Закону; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной работы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премия за выполнение особо важных и сложных задач; ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (часть 2 статьи 4.1 Закона № 710).
Согласно части 3 статьи 4.1 Закона № 710 среднемесячное денежное вознаграждение, определенное в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может превышать 2,8 оклада по замещавшейся государственной должности Камчатского края.
Частью 6статьи 4.1 Закона № 710 к среднемесячному денежному вознаграждению, исходя из которого лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, исчисляется размер ежемесячной доплаты к пенсии, определенному в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, применяется районный коэффициент, установленный Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях», при условии, что денежное вознаграждение лица, замещавшего государственную должность Камчатского края, выплачивалось с учетом районного коэффициента.
Пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности краевой гражданской службы указан в разделе 3 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 7 Закон № 710 краевому гражданскому служащему пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания краевого гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 7(1) настоящего Закона (далее - среднемесячное денежное содержание), за вычетом двух с половиной размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа краевой гражданской службы сверх стажа краевой гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Закону. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и двух с половиной размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (часть 2 статьи Закона № 710).
Размер пенсии за выслугу лет краевым гражданским служащим исчисляется исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев замещения должности краевой гражданской службы, предшествующих дню увольнения с замещаемой должности краевой гражданской службы либо дню назначения им страховой пенсии по старости (инвалидности) (часть 1 статьи 7.1 Закона № 710).
Частью 2 статьи 7.1 Закона № 710 предусмотрено, что в состав среднемесячного денежного содержания включаются: месячный оклад краевого гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью краевой гражданской службы (далее - должностной оклад), увеличенный на коэффициент согласно приложению 3 к настоящему Закону; месячный оклад краевого гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином краевой гражданской службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на краевой гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия краевой гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.
Среднемесячное денежное содержание, определенное в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может превышать 2,8 оклада по замещавшейся должности краевой гражданской службы (часть 3 статьи 7.1 Закона № 710).
Согласно части 6 статьи 7.1 Закона № 710 к среднемесячному денежному содержанию, исходя из которого краевым гражданским служащим исчисляется размер пенсии за выслугу лет, определенному в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, применяется районный коэффициент при условии, что денежное содержание краевого гражданского служащего выплачивалось с учетом районного коэффициента.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Федеральным законом «О страховых пенсиях» установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 558 рубля 93 копеек в месяц (с 01.01.2016) (4 558,93х3=13 676,79).
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (пункт 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях).
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, чторазмер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 установлен районный коэффициент для Камчатской области, за исключением Командорских островов 1,6.
Исходя из буквального толкования пункта 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» данная норма, будучи по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона.
Ссылка на части 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» прямо указана в содержании нормы пункта 9 статьи 17 названного закона.
Таким образом, применение указанной нормы без взаимосвязи с частью 1 статьи 16 закона не предусмотрено при соблюдении условия проживания лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку федеральный закон, регулирующий вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, отсутствует, а Закон № 710 устанавливает при расчете ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет применять размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 1 февраля 2016 года, то не применение районного коэффициента 60 % за работу в районах Крайнего Севера к фиксированной выплате страховой пенсии по старости является неправомерным.
Само по себе отсутствие указания в Закон № 710 ссылки на фиксированную выплату, увеличенную на районный коэффициент, при расчете ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет не отменяет установленное положением пункта 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» применение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент.
Оснований для иных выводов судом не установлено, в связи с чем оспариваемое представление Управления в заявленной части соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, заявителем заявлен довод о нарушении Управлением процедуры проведения проверки.
В обоснование заявитель приводит доводы о том, что проверка проводилась исключительно в соответствии с Федеральным стандартом № 1235. Вместе с тем, исходя из указанной в приказе УФК по Камчатскому краю от 06.07.2023 № 197 темы проведения проверки, Министерство полагает, что она должна осуществляться в строгом соответствии с Порядком проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации федеральным казначейством, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.10.2016 № 185н (далее - Порядок № 185н).
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 1 статьи 269.2 БК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что УФК по Камчатскому краю как орган внутреннего государственного контроля, осуществляя проверку в отношении Министерства, действовало в пределах предоставленных полномочий.
Пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с Федеральными стандартами, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые устанавливают унифицированные правила планирования, назначения контрольного мероприятия, подготовки и проведения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе назначения экспертиз, оформления и реализации его результатов, правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности и досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц и др.
Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утвержденыпостановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов».
Согласно пункту 9 Федерального стандарта документы, оформляемые при назначении и проведении контрольного мероприятия, и их копии, подлежащие направлению объекту контроля, копии актов и заключений вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в следующие сроки:
копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении контрольного мероприятия - не позднее 24 часов до даты начала контрольного мероприятия;
запрос объекту контроля – не позднее дня, следующего за днем его подписания;
справка о завершении контрольных действий, предусмотренных пунктом 19 стандарта, - не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий (даты окончания контрольных действий);
иные документы - не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта решение о назначении планового контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.
Пунктом 24 Федерального стандарта предусмотрено, что результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами, формы которых могут быть установлены ведомственным стандартом органа контроля. Судом установлено, что проверка осуществлена УФК по Камчатскому краю в соответствии с Планом контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2023 год, утвержденным руководителем УФК по Камчатскому краю 27.12.2022.
06.07.2023 УФК по Камчатскому краю издан приказ № 197 «О назначении плановой выездной проверки Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края» по теме: «Проверка годовых отчетов об исполнении в 2022 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнения субъектами Российской Федерации согласно Приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2534 дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта РоссийскойФедерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2534».
Согласно пунктам 2, 5 указанного приказа проверяемый период – 2022 год, срок проведения плановой выездной проверки 30 рабочих дней с 10.07.2023.
Приказом УФК по Камчатскому краю от 10.08.2023 № 233 срок проведения плановой выездной проверки Министерства, назначенной приказом УФК по Камчатскому краю от 06.07.2023 № 197, продлен с 21.08.2023 на 5 рабочих дней.
Копия приказа «О назначении плановой выездной проверки» от 06.07.2023 № 197 и Акт плановой выездной проверки от 25.08.2023 вручены Министерству, что подтверждено представителем заявителя в судебном заседании 18.01.2024.
Представители УФК по Камчатскому краю в судебном заседании пояснили, что проверка осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с Федеральным стандартом № 1235, в рамках которой проверялось конкретное юридическое лицо - Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края. При проведении проверки документы в отношении объекта контроля составлены в соответствии с Федеральным стандартом № 1235. При этом план контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю на 2023 год разработан и корректировался на основании централизованного задания Федерального казначейства от 07.06.2023 № 07-04-05/17-15697 с приложенной программой плановой выездной проверки финансового органа субъекта Российской Федерации, главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, получателей средств бюджетов субъекта Российской Федерации, бюджетных, автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляют главные распорядители средств бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 год, утвержденной заместителем руководителя Федерального казначейства.
Согласно пункту 2.4 в указанную Программу входит, в том числе проверка использования средств бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Также представители заинтересованного лица в судебном заседании пояснили, что в дальнейшем по итогам проверок объектов контроля в рамках указанного централизованного задания составляется заключение на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 финансовый год, согласованный с центральным аппаратом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации. Разночтение в наименованиях проверок связано с разными централизованными заданиями, тема проверки определяется в соответствие с программой, являющейся приложением к централизованному заданию.
Оценив представленные в материалы дела доказательств судом, с учетом данных пояснений сторон, суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении Управлением при проведении проверки требований Федерального стандарта № 1235.
Срок проведения плановой выездной проверки заинтересованным лицом соблюден с учетом его продления на основании пункта 39 Федерального стандарта № 1235 (30 рабочих дней с 10.07.2023, с 21.08.2023 на 5 рабочих дней).
Приведенные доводы Управления суд находит обоснованными и подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами.
При этом проверка осуществлена управлением в соответствии с Федеральным стандартом № 1235, которое имеет большую юридическую силу, чем Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.10.2016 № 185н.
При проведении проверки документы в отношении объекта контроля составлены в соответствии с Федеральным стандартом № 1235, вручены заявителю (приказ и акт), в связи с чем оснований для признания Управления нарушившим правила проведения проверки судом не установлено.
В связи с чем процессуальные нарушения при проведении проверки, влекущих признание недействительными ее результатов отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представление вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции с законным требованием, о необходимости устранения причин и условий выявленных нарушений.
Также судом, не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя при вынесении оспариваемого представления.
Следовательно, совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемое представление подлежит признанию судом недействительным, в данном случае отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о ее распределении по рассматриваемому делу судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.М. Тюшнякова