НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 21.05.2019 № А24-2953/19

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                                Дело № А24-2953/2019

27 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен мая 2019 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Курмачева Дениса Валерьевича, при ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования помощником судьи Белым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 4101016708 )

к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 1036106 , ОГРН 4101022010 )

о взыскании пени и штрафа за просрочку уплаты страховых взносов в сумме
61 630 886,06 руб.,

при участии:

от заявителя: Кузьмина А.Н. – представитель по доверенности от 25.09.2018 № 7-0149 (сроком до 31.12.2020);

от ответчика:  Останина М.Г. – представитель по доверенности от 15.01.2019 № 01-01-01/88/19 (сроком по 31.12.2019),

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее – заявитель, ТФОМС Камчатского края, Фонд) обратился в Арбитражный суд Камчатскому краю в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – ответчик, Администрация) о взыскании пеней начисленных за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и штрафов за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в общей  сумме 61 630 886,06 руб.

Ответчик направил отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признал, указав на пропуск срока исковой давности.

В предварительном судебном заседании судом разрешены вопросы подготовки дела к судебному разбирательству, которые определены статьей 135 АПК РФ.

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд завершил подготовку дела в предварительном судебном заседании и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в порядке статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ТФОМС Камчатского края поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, заявив ходатайство о пропуске срока исковой давности на взыскание пени и штрафа за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 61 630 886,06 руб.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Администрацией взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2004 были уплачены в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края не в полном объёме.

В 2008 году Администрацией произведено перечисление задолженности по взносам на ОМС неработающего населения прошлых лет в сумме 10 165 368,50 руб.

По состоянию на 01.01.2013 сумма недоимки по страховым взносам на ОМС неработающего населения, начисленной Администрации за период с 01.01.2001 по 31.12.2004, составила 40 511 000 руб.

В периоды образования недоимки по указанным взносам Фондом начислялась пеня на суммы недоимки. Всего за период с 01.01.2001 по 31.12.2013 начислено пеней на сумму 72 523 194,86 руб., из них в 2008 году Администрацией произведено перечисление задолженности по пеням прошлых лет на ОМС неработающего населения в сумме
3 607 911,69 руб., таким образом, задолженность по пеням, неуплаченным Администрацией по состоянию на 01.01.2013 составила 68 915 283,17 руб.

На основании решения Арбитражного суда Камчатского края от 04.10.2013 по делу № А24-3406/2013 задолженность по недоимке по страховым взносам на ОМС неработающего населения, начисленная за 2001-2002 годы в сумме 40 511 000 руб. и задолженность по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения, начисленным за 2001 -2002 годы в сумме 13 754 397,11 руб., была списана ТФОМС Камчатского края в общей сумме 54 265 397,11 руб.

Таким образом, сумма задолженности по недоимке была списана в полном объёме, а сумма пеней, начисленных за 2003-2013 годы, и не уплаченных Администрацией в Фонд, составила 55 160 886,06 руб.

Также Камчатским территориальным фондом обязательного медицинского страхования начислен штраф за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) в размере 10 процентов причитающихся к уплате в учетном квартале Администрации за 2001 и 2002 годы в сумме 6 470 00 руб.

17.12.2018 ТФОМС Камчатского края в отношении Администрации вынесено требование № 4 об уплате пеней и  штрафов в общей сумме 61 630 886,06 руб. в срок до 17.01.2019

В связи с неисполнением ответчиком вышеуказанного требования, ТФОМС по Камчатскому краю обратилось  в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее – Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Как следует из пунктов 5, 7 Положения, органы исполнительной власти, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Поскольку Положением и иными актами не был установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

В силу статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018, предусмотрено применение срока исковой давности по взысканию недоимок, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций, которая составляет три года.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 8 статьи 45 НК РФ).

Согласно статье 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которым признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Как следует из пункта 3 статьи 46 НК РФ, заявление о взыскании налога (сбора, пени, штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

До 01.01.2007 данный срок имел пресекательный характер и восстановлению не подлежал.

Таким образом, сроки на обращение в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности по пеням и штрафам, имеющейся по состоянию на 31.12.2013 подлежат исчислению следующим образом: 10 дней с даты вынесения соответствующего решения территориального фонда (статья 70 НК РФ), плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования),  плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Учитывая сроки, установленные НК РФ для проведения проверки и направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет за собой изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание  штрафов, суд признает, что требование о взыскании пеней и штрафов в размере 61 630 886,06, заявлено  (18.04.2019) за пределами установленного налоговым законодательством срока на обращение в суд с заявлением о взыскании соответствующей задолженности.

Разрешая требование заявителя о взыскании с ответчика пени за несвоевременную уплату страховых взносов, начисленной за период с 01.01.2003 по 31.12.2013, арбитражный суд также не находит правовых оснований для его удовлетворения в связи со следующим.

Как разъяснено в пункте 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»  при применении пунктов 3 и 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Судом установлено, что пени, взыскиваемые с ответчика в рамках настоящего дела начислялись за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.2001 по 31.12.2004.

Учитывая, что в рассматриваемом случае в отношении недоимки по страховым взносам заявителем пропущен предусмотренный законом срок для ее принудительного взыскания, начисление пеней за несвоевременную уплату данных страховых взносов и их взыскание в судебном порядке также является неправомерным.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает, что заявитель располагал достаточным временем для подготовки и направления в суд заявления о взыскании с ответчика в судебном порядке соответствующих сумм недоимки, пеней и штрафа.

Вместе с тем, никаких объективных доводов, подтверждающих невозможность обращения ТФОМС Камчатского края с заявлением в суд в установленный законом срок, заявителем в силу части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено. Кроме того, ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем также заявлено не было.

Учитывая, что пропуск срока на подачу заявления в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, правовых оснований для взыскания с ответчика обязательных платежей в бюджет не имеется.

 При таких обстоятельствах суд считает необходимым  в удовлетворении заявленных требований заявителю отказать. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не разрешался ввиду того, что решение суда принято в пользу ответчика, а заявитель освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27–29, 167–171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                        Д.В. Курмачев