НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 16.08.2023 № А24-1652/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1652/2023

22 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2023 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.А. Рогожиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Атласовская средняя школа»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо:

ФИО1

о взыскании 7 386,31 руб.,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились.

установил:

отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – истец, отделение ОСФР по Омской области, адрес: 644099, <...>) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Атласовская средняя школа» (далее – ответчик, МКОУ АСШ, образовательное учреждение адрес: 684309, <...>) о взыскании 7 386,31 руб. ущерба.

Определением суда от 13.04.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 08.06.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и с учетом материально-правового характера спора привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 (644076, <...>).

Требования заявлены истцом со ссылкой на статьи 15, 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 21, 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) и мотивированы предоставлением ответчиком недостоверных сведений о работнике, повлекшим причинение вреда Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд).

Ответчик отзыв на иск не представил, что в силу части 4 статьи 131 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора по существу по имеющимся в деле доказательствам. Третьим лицом мнение на иск также не представлено.

В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводилось в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости на общих основаниях, одновременно продолжала в августе 2020 года трудовую деятельность в образовательном учреждении, которое является страхователем в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Закона № 27-ФЗ.

Согласно письму Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю от 06.12.2021 № 04-02-21/9430 в ответ на запрос истца сведения в отношении застрахованного лица ФИО1 за отчетный период август 2020 года представлены по форме СЗВ-М «Дополняющая» 05.02.2021.

Как указывает истец, в связи с несвоевременным представлением страхователем сведений на ФИО1 о том, что она осуществляла трудовую деятельность в августе 2020 года, необоснованно произведен расчет пенсии с учетом коэффициентов индексации (как неработающим пенсионерам).

В результате за период с 01.08.2020 по 31.082020 образовалась переплата пенсии в сумме 7 386,31 руб., о чем составлен протокол выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 11.05.2021 № 2687.

Полагая, что в результате несвоевременного предоставления ответчиком сведений о работающего у него в августе 2020 года застрахованного лица – ФИО1, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающему пенсионеру выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающим пенсионерам, вследствие чего бюджету Фонда причинен ущерб, истец направил ответчику претензию от 02.06.2022, содержащую требование о возмещении ущерба, а не получив удовлетворение данного требования, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Статьей 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.

Датой создания Фонда считается 01.01.2023 (часть 2 статьи 18 Закона № 236-ФЗ).

В силу пункта 12.5 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 09.12.2022 № 831р, ОСФР по Омской области осуществляет взыскание сумм излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам со страхователей или с застрахованных лиц в судебном порядке.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Закон№ 400-ФЗ дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей применительно к спорному периоду) которой установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2–2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В частности, согласно пункту 2.2 статьи 26.1 Закона № 27-ФЗ в редакции № 31 от 20.07.2020, действовавшей применительно к спорному периоду (август 2020 года), страхователь ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1–3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае, если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся, также, получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством РФ.

Частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

В рассматриваемом случае основанием к перерасчету размера пенсии с применением повышающего коэффициента (как неработающему пенсионеру) послужило, как указывает истец, несвоевременное предоставление ответчиком отчетных сведений за август 2020 года, которые фактически поступили в отделение Фонда 05.02.2021, и при изучении которых истцом установлено, что работник МКОУ АСШ – ФИО1, являющаяся пенсионером, не прекращала трудовую деятельность в августе 2020 года.

Из материалов дела следует, что основанием излишней выплаты работающему пенсионеру – работнику МКОУ АСШ суммы пенсии за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 в сумме 7 386,31 руб. послужило несвоевременное представление ответчиком в пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М о работнике ФИО1 за август 2020 года. Указанные сведения в форме дополняющей СЗВ-М предоставлены ответчиком лишь 05.02.2021.

По определению суда истцом представлены в материалы дела отчеты МКОУ АСШ по форме СЗВ-М за период с июня 2020 года по ноябрь 2020 года, содержащие предоставленные ответчиком сведения о застрахованных лицах и дату предоставления этих сведений отделению Фонда.

Проанализировав полученные документы, суд установил, что, действительно, сведения о ФИО1 как о лице, работавшем в МКОУ АСШ в августе 2020 года, ответчик предоставил Фонду с нарушением установленного статьей 11 Закона № 27-ФЗ срока, а именно: сведения за август 2020 года в форме дополняющей СЗВ-М предоставлены ответчиком 05.02.2021.

При этом своевременно предоставленные ответчиком в отделение Фонда отчеты по форме СЗВ-М за предшествующий период с июня 2020 по июль 2020 содержат сведения о работнике ФИО2, в то время как отчеты по форме СЗВ-М за последующие периоды с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года, также своевременно предоставленные, сведений о работнике ФИО1 не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у истца отсутствовала самостоятельная возможность установить факт работы пенсионера ФИО1 в августе 2020 года в МКОУ АСШ путем исследования имеющихся отчетов ответчика по форме СЗВ-М.

Нарушение ответчиком установленных сроков предоставления сведений за август 2020 года привело к инициированию процедуры индексации пенсии в сторону ее увеличения работающему на предприятии пенсионеру ФИО1 в отсутствие правовых и фактических оснований для таких выплат и принятию решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.08.2020 по 31.08.2020, что повлекло перерасход средств Фонда на выплату страховой пенсии с учетом индексации в сумме 7 386,31 руб.

Вина страхователя в возникновении убытков и причинно-следственная связь между его действиями и наступившими негативными последствиями у Фонда подтверждены материалами дела.

В данной связи требования истца о взыскании убытков в виде необоснованно выплаченной страховой пенсии с учетом индексации за август 2020 года в сумме
7 386,31 руб. признается судом нормативно обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание, что как истец, так и ответчик (как казенное учреждение) в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, её взыскание в доход федерального бюджета с ответчика не производится.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Атласовская средняя школа» в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области 7 386, 31 руб. ущерба.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Н. Бляхер