НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 13.12.2016 № А24-4154/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4154/2016

13 декабря 2016 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 4101008042, ОГРН 1024101027554)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Джемини-Авто» (ИНН 4101101450, ОГРН 1054100029147) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Джемини-Авто» (далее – ООО «Джемини-Авто», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

Как установлено судом, определение от 20.10.2016 дважды направлялось заявителю по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова, д. 8/2, оф. 26.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Почтовые конверты возвращены органом связи с отметкой «истек срок хранения». При этом отмечены две неудачные попытки вручения корреспонденции адресату, в связи с чем, суд признал надлежащим извещение заявителя.

При указанных обстоятельствах суд признал возможным в соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Как следует из материалов дела, ООО «Джемини-Авто» имеет лицензию от 01.08.2013 № АСС-41-102270 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

27.09.2016 при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства DAEWOO BS-106 г/н АВ341 41 установлен факт осуществления Обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований, а именно:

- не обеспечено заключение трудовых отношений с водителем Юлдашевым С.Ю. (пункт 4.б Постановления Правительства РФ № 280 от 02.04.2012, статья 303 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ);

- не обеспечено проведение предрейдовых медицинских осмотров (пункт 4 Постановления Правительства РФ № 280 от 02.04.2012);

- не обеспечено наличие специалиста, осуществляющего контроль технического состояния транспортных средств, соответствующего квалификационным требованиям (статья 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Приказ Министерства транспорта РФ № 287 от 28.09.2015);

- не обеспечено наличие специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, соответствующего квалификационным требованиям (статья 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Приказ Министерства транспорта РФ № 287 от 28.09.2015);

По данному факту 10.10.2016 в отношении ООО «Джемини-Авто» составлен протокол об административном правонарушении № 113, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением и другими материалами административного дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО «Джемини-Авто» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Ответственность, предусмотренная данной статьей, для перевозчика наступает в случае осуществления им деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением лицензионных требований.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Статья 3 названного Федерального закона определяет, что лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пунктов 1, 4 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995
 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995) юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны, в том числе, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 280 от 2 апреля 2012 года (далее – Положение № 280 от 02.04.2012).

В пункте 4 Положения № 280 от 02.04.2012 перечислены лицензионные требования для осуществления перевозок пассажиров, в том числе:

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в числе прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 835н от 15.12.2014 «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Порядок).

Пунктом 9 Порядка организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возложена на работодателя.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995, приказом Минтранса России № 7 от 15.01.2014 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (пункт 29 Правил).

Согласно пункту 4 Правил к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся в том числе обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности.

В соответствии с пунктом 14.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 287 от 28.09.2015 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Требования) к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы; наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года; наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

В соответствии с пунктом 16.3 Требований к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Имеющиеся в материалах дела доказательств (протокол об административном правонарушении от 10.10.2016 № 113, акт от 27.09.2016 № 94, трудовой договор № 2 от 10.03.2016, срочный трудовой договор № 14 от 01.04.2007, иные материалы административного дела) подтверждают несоблюдение Обществом вышеуказанных лицензионных требований в области безопасности дорожного движения.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих о наделении ИП Айтукаева И.Х. полномочиями от имени Общества заключить 10.03.2016 трудовой договор с Юлдашевым С.Ю., 01.04.2007 № 14 срочный трудовой договор с Кушнирук И.П., а также соответствие Айтукаева И.Х., назначенного приказом Общества от 01.11.2015 № 33-П механиком по выпуску автобусов на линию, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, квалификационным требованиям, установленным пунктами 14.3, 16.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 287 от 28.09.2015, в материалы дела не представлено.

ООО «Джемини-Авто» не представлено надлежащих доказательств проведения предрейсовых осмотров медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование или медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, вступая в правоотношения в области лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, должно не только знать, но и обязано обеспечить выполнение установленных требований, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований лицензии материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ООО «Джемини-Авто» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Общества, судом не установлено.

Принимая во внимание, что несоблюдение Обществом лицензионных требований при осуществлении пассажирских перевозок с помощью транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не находит оснований для назначения Обществу наказания в виде предупреждения.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Джемини-Авто» (ИНН 4101101450, ОГРН 1054100029147, место нахождения: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова, д. 8/2, кв. 26) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)

Счет 40101810100000010001

ИНН 4101008042

КПП 410101001

ОКТМО 307001000001

БИК 043002001

КОД 10611690040046000140

Отделение Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья А.А. Копылова