НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Камчатского края от 05.07.2021 № А24-2689/2021

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2689/2021

12 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068)

о привлечении индивидуального предпринимателя Роликовой Алены Ивановны (ИНН 410114300340, ОГРН 313410101800078) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя:

Шитова К.В. – представитель по доверенности от 24.05.2021 № 41-00-05/71-2925-2021 (сроком
по 31.12.2021);

от  лица, привлекаемого

к административной ответственности:

Роликова А.И. – лично,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю(далее – заявитель, административный орган, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Роликовой Алены Ивановны (далее – ИП Роликова А.И., предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Индивидуальный предприниматель требования свою вину в совершении вменяемого правонарушения признала. Пояснила, что товар не предназначался для продажи. Ходатайствовала о снижении административного штрафа ниже низшего размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу
и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле,  перешел к рассмотрению дела по существу в судебном  заседании в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ

Правовая позиция представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании не изменилась.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления от 07.04.2021 № 197 должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в период с 12.04.2021 по 11.05.2021 проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с Прокуратурой Камчатского края (решение от 08.04.2021 № 7/7-3103-21), в отношении деятельности  ИП Роликовой А.И.

ИП Роликова А.И. зарегистрирована в перечне хозяйствующих субъектов
в Федеральной государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (в разрезе указанной товарной группы) с указанием идентификационных данных налогоплательщика и роли в обороте товаров (предприятие розничной торговли) согласно подпункту «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957
«Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» (сопряженные
с контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств идентификации у предпринимателя имеются).

В ходе проведения проверки установлено, что 20.04.2021 в 13 часов 00 минут на арендуемой торговой площади (торговое место № 9) «Макияж», расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Ленинградская, д. 49, (торговый центр «Комсомольская площадь») ИП Роликова А.И. допустила нарушения требований технических регламентов, обязательных требований к продукции не соответствующей таким требованиям, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, выразившиеся в следующем.

В ходе проведения проверки установлено, что на витрине без надлежаще оформленных ценников с указанием наименования товара и цены за единицу товара находились товары (парфюмерная продукция) (код ТН ВЭД ТС 3303 00),                   а именно:

1.Парфюмерная вода, SHANEL№ 5, PARIS, Франция, 100 мл. – 1 шт., по цене 2 500 рублей (без указания даты изготовления и срока годности).

2.Парфюмерная вода, VERSACEBRIGHTCRYSTAL, Италия, 90 мл. –
1 шт., по цене 2 500 рублей (без указания даты изготовления и срока годности).

В отношении указанных товаров отсутствовала информация о том, что товар не предназначается для продажи.

Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическом лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.04.2021 № б/н.

Указанные товары, находящиеся на реализации с нарушением требований технических регламентов, изъяты из оборота и переданы
на ответственное хранение ИП Роликовой А.И. по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Ленинградская, д. 49, торговое место № 9 «Макияж», что отражено в протоколе ареста товаров от 20.04.2021.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля индивидуального предпринимателя от 11.05.2021 № 197.

По данному факту 19.05.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в присутствии предпринимателя составлен протокол № 201144 об административном правонарушении в отношении ИП Роликовой А.И., действия предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ данный протокол
об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол
об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения
и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению
до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным
с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции,
не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических
или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо
к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза
в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам
от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии
с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ)  технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями
к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации).

Согласно статье 6 Закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются
в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

Пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (вместе с «ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции») (далее – ТР ТС 009/2011).

Согласно пункта 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует
из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции
(если страна, где расположено производство продукции, не совпадает
с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;

- номинальное количество продукции в потребительской таре (объем,
и (или) масса, и (или) штуки). Для мыла твердого туалетного номинальная масса куска на момент упаковывания. Для продукции номинальным объемом менее 5 мл (ml) или номинальной массой менее 5 г (g), а также для пробников продукции допускается не указывать номинальное количество;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора
(%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности указывается одним из следующих способов:

«Годен до...» (дата);

«Использовать до...» (дата);

«Дата изготовления...» (дата) и «Срок годности...» (месяцев, лет);

«Дата изготовления...» и «Годен до...» (дата);

«Дата изготовления...» и «Использовать до...» (дата);

«Срок годности... с даты изготовления, указанной на упаковке»
(месяцев, лет).

Слова «Дата изготовления...» в маркировке могут быть заменены словом «Изготовлено...».

После слов «Дата изготовления», «Годен до», «Использовать до» указывается дата. Допускается нанесение на потребительскую тару фразы
«Срок годности смотри на...», когда срок годности наносится на дно первичной упаковки, шов тубы и т.п. Для продукции, потребительская тара которой имеет небольшие размеры или сложную конфигурацию (помада, подводка, тени, тушь для ресниц и т.п.), допускается срок годности указывать следующим образом: «До... (дата)». Дата включает в себя месяц и год (мм.гггг или мм.гг) или день, месяц и год (дд.мм.гггг или дд.мм.гг). Срок годности может указываться
без разделителя или с использованием разделителя. В роли разделителя могут использоваться дефис «-«, точка «.», слэш «/» и др. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, в этом случае месяц пишется словом. В случае если срок годности продукции указан как «До... (месяц, год)», срок годности истекает в последний день предыдущего месяца, если «До... (день, месяц, год)», срок годности истекает до указанного дня;

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются
от стандартных;

- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных
в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 настоящей статьи.

Для аэрозольной продукции с пропеллентом должны приводиться предупредительные надписи (предупреждения) о:

защите от воздействия прямых солнечных лучей и нагревания баллона;

правилах использования детьми;

огнеопасности и опасности распыления вблизи открытого огня
и раскаленных предметов (при необходимости);

опасности попадания в глаза или на раздраженную кожу
(при необходимости);

невозможности распыления продукции в аэрозольной упаковке головкой вниз (для изделий в аэрозольной упаковке, содержащих в качестве пропеллента углекислый газ или сжатый воздух) (при необходимости);

запрете нарушения целостности аэрозольной упаковки.

В силу пункта 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо,
в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол
об административном правонарушении от 19.05.2021 № 201144, протокол ареста товаров от 20.04.2021, акт проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля индивидуального предпринимателя
от 11.05.2021 № 197, фототаблицы, экспертное заключение от 22.04.2021
№ 41-20-05/08-2407-2021 и другие материалы) в своей совокупности подтверждают факт нарушения предпринимателем вышеуказанных требований ТР ТС 009/2011.

В протоколе об административном правонарушении от 18.05.2021 № 201137 предприниматель факт правонарушения признала.

В рассматриваемом случае у предпринимателя имелась возможность
не допустить совершения административного правонарушения. Являясь лицом, осуществляющим реализацию парфюмерной продукции, которая должна соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами, предприниматель должен был не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

По мнению суда, у предпринимателя имелась возможность для соблюдения требований законодательства в вышеуказанной части, однако ИП Роликова А.И.
не предприняла всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности. Доказательств обратного суду не представлено.

Обозначения, что указанная продукция не предназначена к использованию отсутствовали. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия предпринимателя обосновано квалифицированы административным органом
по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, вина предпринимателя в совершении данного правонарушения доказана.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Оснований для квалификации совершенного предпринимателем административного правонарушения в качестве малозначительного из имеющихся материалов дела судом не усматривается. Исключительных обстоятельств, которые свидетельствовали бы о малозначительности правонарушения, не установлено.

Санкция части 2 статьи 14.43 предусматривает наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Из анализа Постановления Конституционного суда Российской федерации от 25.02.2014 № 4-П следует, что минимальный размер административного штрафа может быть снижен ниже низшего предела, только за административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме от ста тысяч рублей и более.

В рассматриваемом же случае минимальный размер штрафа для индивидуальных предпринимателей, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ составляет 30 000 руб.

В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для назначения                  ИП Роликовой А.И. наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.  

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного
им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ гласит, что административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Также согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, статья 14.43 КоАП РФ
не поименована, следовательно, законом не исключается замена административного штрафа на предупреждение при совершении рассматриваемого правонарушения.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предприниматель является субъектом малого предпринимательства, дата включения в реестр – 01.08.2016, категория –микропредприятие.

Доказательств того, что ранее предприниматель привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение в материалах дела не имеется.

Также судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя.

С учетом изложенного, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, принимая во внимание положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Поскольку товары (продукция), реализуемые с нарушением требований технических регламентов, изъяты из оборота согласно протоколу ареста товаров от 20.04.2021, они не могут быть возвращены предпринимателю и в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ подлежат уничтожению после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями  167–170, 176, 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Роликову Алену Ивановну (28.04.1984 года рождения, место рождения: г. Северо-Курильск Сахалинской обл.; зарегистрированную по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лизы Чайкиной, д. 13, кв. 3; ИНН 410114300340, ОГРН 313410101800078)                      к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                            с заменой административного наказания в виде административного штрафа
на предупреждение.

Товары, изъятые из оборота согласно протоколу ареста товаров от 20.04.2021, уничтожить после вступления решения суда в законную силу.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                 Е.Ю. Лебедева