АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул.Ленина, д.90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А23-265/2017
24 мая 2017годаг.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2017 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ефимовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Слесаревой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКС ПЛАТ» (ОГРН1144025005453, ИНН4025442047) 249035, Калужская область, г.Обнинск, ул.Красных Зорь, д.26, к Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области, 249035, Калужская область, г.Обнинск, ул.Победы, д.29, о признании незаконным постановления от 21.12.2016 №230 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании: от заявителя - представителя Ларионова Д.А. по доверенности от 16.11.2016 №1, паспорт;
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ЭКС ПЛАТ» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области (далее Инспекция) о признании незаконным постановления от 21.12.2016 №230 по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, представил дополнительные письменные пояснения.
Заинтересованное лицо извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направило. В силу норм ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии его представителя. В отзыве и дополнениях требования не признало, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В адрес Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области ИФНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга были направлены определение от 18.10.2016 №07-17/17246 об истребовании у ООО «ЭКС ПЛАТ» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об правонарушениях в отношении лица, осуществляющего прием платежей через платежный терминал № 9503089, а также три запроса оператору по приему платежей физических лиц ООО «ЭКС ПЛАТ» от 19.10.2016 №07-17/17313, №07-17/17314, №07-17/17315 согласно приказу ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/48@ "Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц ".
Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области ООО «ЭКС ПЛАТ» был направлено письмо № 13-08/01/2520/ЗГ от 21.10.2016 и копии запросов ИФНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга от 19.10.2016 №07-17/17313, №07-17/17314, №07-17/17315 с требованием представить запрашиваемую информацию в трехдневный срок.
Письмо получено директором Общества 27.10.2016, информация по запросам была направлена 01.11.2016 заказным письмом с почтовым идентификатором 24985592055518.
Считая, что Обществом был нарушен срок предоставления информации 14.11.2016 в отношении ООО «ЭКС ПЛАТ» должностным лицом Инспекции в присутствии представителя Общества был составлен протокол №230 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе указано время и место рассмотрения материалов административного дела.
21.12.2016 начальником Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области в отсутствии представителя ООО «ЭКС ПЛАТ» вынесено постановление №230 о назначении административного наказания, которым ООО «ЭКС ПЛАТ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
В постановлении от 21.12.2016 №230 указано, что 27 октября 2016 года директором ООО «ЭКС ПЛАТ» было получено письмо № 13-08/01/2520/ЗГ от 21.10.2016 о представлении документов, касающихся финансовой деятельности ООО «ЭКС ПЛАТ», а именно: информации об агенте (субагенте), от которого поступил запрос на исполнение денежного обязательства по абонентскому договору в части проведения платежа в сумме 100 рублей 00 копеек (к зачислению 92 рубля 00 копеек, комиссия 8 рублей 00 копеек), произведенного 29.09.2016г. в 19 часов 19 минут (время согласно квитанции № 123385: 19 часов 19 минут) в платежной системе «Мультипроцессинг Кит» через платежный терминал № 9503089, в отношении лицевого счета абонента № 9198430212, а также сведения о данном агенте (субагенте): ФИО, наименование агента (субагента), ИНН, юридический адрес, копию договора о приеме платежей.
Указанные документы должны были быть представлены в Межрайонную инспекцию ФНС России № 6 по Калужской области в трехдневный срок со дня получения (вручения) требования, до 30.10.2016, а были предоставлены ООО «ЭКС ПЛАТ» 08.11.2016г., то есть с нарушением сроков.
Считая указанное постановление незаконным, ООО «ЭКС ПЛАТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 14.5 КоАП РФ непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, право налоговых органов на информацию, представление которой в соответствующий налоговый орган обязательно и установлено законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
Как следует из материалов дела в запросах оператору по приему платежей физических лиц ИФНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга от 19.10.2016 №07-17/17313, №07-17/17314, №07-17/17315 имеется ссылка на часть 7 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее Федеральный закон № 103-ФЗ), оформлены запросы согласноприказу ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/49@ "Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов". В запросах истребуют сведения об осуществленных расчетах с плательщиками в месте приема платежей физических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, в том числе осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ определены следующие понятия, используемые в данном законе: плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 103-ФЗ контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации(часть 4).
Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи (часть7).
Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть8).
Исходя из содержание указанных норм, содержания и формы запросов от 19.10.2016 №07-17/17313, №07-17/17314, №07-17/17315, направленных Инспекцией Обществу, суд считает, что запросы направлены для получения информации согласно Федеральному закону № 103-ФЗ и не связаны, в рассматриваемом деле, с обязанностью Общества представить информацию и документы в соответствующий налоговый орган в срок, установленный законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
С учетом изложенного, действия Общества не образуют события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.5 КоАП РФ, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, Обществу вменено несвоевременное представление документов согласно письму Инспекции № 13-08/01/2520/ЗГ от 21.10.2016, касающихся финансовой деятельности ООО «ЭКС ПЛАТ», а именно: информации об агенте (субагенте), от которого поступил запрос на исполнение денежного обязательства по абонентскому договору в части проведения платежа в сумме 100 рублей 00 копеек (к зачислению 92 рубля 00 копеек, комиссия 8 рублей 00 копеек), произведенного 29.09.2016г. в 19 часов 19 минут (время согласно квитанции № 123385: 19 часов 19 минут) в платежной системе «Мультипроцессинг Кит» через платежный терминал № 9503089, в отношении лицевого счета абонента № 9198430212, а также сведения о данном агенте (субагенте): ФИО, наименование агента (субагента), ИНН, юридический адрес, копию договора о приеме платежей (как указано в оспариваемом постановлении), между тем, из содержания письма Инспекции № 13-08/01/2520/ЗГ от 21.10.2016 не следует, что запрашивалась именно эта информация.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а заявленные требования Общества удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление от 21.12.2016 №230 по делу об административном правонарушении вынесенное Межрайонной ИФНС России №6 по Калужской области.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Г.В. Ефимова