НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Калужской области от 13.12.2023 № А23-3137/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А23-3137/2023

20 декабря 2023 года город Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2023 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Кретовой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Маренок О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области, 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39А,

к обществу с ограниченной ответственностью "Московский картофель", ОГРН 1047796813382, ИНН 7718528015, 249096, Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, д. 28, помещение 67,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью ПИК "Политех", ОГРН 1137453000189, ИНН 7453251090, 454902, г. Челябинск, ул. Гостевая, д. 1, офис 208; общества с ограниченной ответственностью "Виктория", ОГРН 1062353002216, ИНН 2353021866, 352700, Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Баварская, д. 4,

о взыскании задолженности по уплате экологического сбора за 2021 год в размере 1 872 754 руб. 66 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя Латышевой Н.В., на основании доверенности от 15.02.2023 №96, диплома о высшем образовании, паспорта,

от ответчика - представителя Аверина П.В., на основании доверенности №МК/Д-82/23 от 28.03.2023, диплома о высшем образовании, паспорта; представителя Панасевич А.В., на основании доверенности №МК/Д-93/23 от 15.06.2023, паспорта,

представители третьих лиц в судебное заседание не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (далее - заявитель, Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Московский картофель" (далее - ответчик, ООО "Московский картофель", ООО "Москарт", общество) задолженности по уплате экологического сбора за 2021 год в размере 1 872 754 руб. 66 руб.

Определением суда от 29.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью Производственно-исследовательская компания "Политех" (далее - ООО ПИК "Политех") и общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - ООО "Виктория).

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представители ответчика с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы изложенные в отзывах, просили отказать в удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, заслушав в судебных заседаниях пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Основным видом деятельности ООО "Московский картофель" является деятельность по переработке и консервированию картофеля.

ООО "Москарт" 24.03.2022 в Управление Росприроднадзора представило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год.

В подтверждение выполнения нормативов утилизации к отчетности было приложено:

- договор №ЭС-08/2021/МК-147/21 от 06.12.2021, заключенный между ООО "Москарт" и ООО ПИК "Политех" на оказание возмездных услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров,

- договор №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021, заключенный между ООО "Москарт" и ООО "Виктория" на оказание возмездных услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров,

- акт утилизации отходов от использования товаров №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021, исполнитель ООО "Виктория",

- акт утилизации отходов от использования товаров №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021, исполнитель ООО ПИК "Политех".

Управлением Росприроднадзора в адрес ООО "Москарт" направлено письмо от 08.04.2022 №03-51/3762 (л.д.54 т.2) о предоставлении документов, подтверждающих использование при производстве упаковки вторичного сырья (первичные учетные документы, товарно-сопроводительные, включая нормативно-технические, документы, содержащие информацию о виде материалов, из которых сделана упаковка) и доле вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Управлением Росприроднадзора в адрес ООО "Москарт" направлено письмо от 19.05.2022 №03-51/5460 (л.д.19 т.4) о предоставлении дополнительных документов: документы, подтверждающие выполнение в 2021 году нормативов утилизации отходов товаров и упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, а именно:

- договор с лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров,

- акт утилизации отходов от использования товаров.

Письмом №071МК от 03.06.2022 (л.д.2 т.2) ООО "Москарт" сообщило Управлению Росприроднадзора о том, что при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от используемых товаров за 2021 год в разделе "Данные об утилизации" - "Вложенные документы" были загружены запрашиваемые Управлением документы, подтверждающие выполнение в 2021 году нормативов утилизации отходов от товаров и упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории РФ. К письму повторно были приложены: договор №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021; акт утилизации от использования товаров №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021; договор №ЭС-08/2021/147/21 от 06.12.2021; акт утилизации от использования товаров №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021 с приложением данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов по формам Приложений № 2 и № 3 к порядку учета в области обращения с отходами , утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

Форма акта утилизации на отчетный период 2021 год утверждена Приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 №236 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров".

В форме акта закреплено, что неотъемлемой частью настоящего акта утилизации отходов от использования товаров являются:

1) копия обобщенных данных учета в области обращения с отходами согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении №2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" с обобщенными данными учета в области обращения с отходами за отчетный период;

2) копия данных учета, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении №3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" с данными учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за отчетный период.

Управление Росприроднадзора пришло к выводу, что акты утилизации отходов были предоставлены ООО "Москарт" с нарушением требований законодательства, ввиду отсутствия приложений №2 и №3 к Порядку №1028.

В связи с чем, Управлением Росприроднадзора были направлены запросы о предоставлении документов, подтверждающих утилизацию отходов, принятых в 2021 году от ООО "Московский картофель":

- от 05.07.2022 №03-51/7367 в адрес ООО "Виктория" (л.д.66-67 т.2),

- от 05.07.2022 №03-51/7371 в адрес ООО ПИК "Политех" (л.д.68-69 т.2).

ООО "Виктория" на запрос Управления Росприроднадзора был направлен ответ от 14.07.2022 №67 (л.д. 3-4 т. 2), в котором отражено, что выполнение норматива утилизации подтверждается договорами и актами утилизации, которые включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона №89-ФЗ. Обязанность производителя товаров утилизации может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность производителя товаров (п.8 ст. 24.2 Федерального закона №89-ФЗ). ООО "Москарт" заключило договор от 17.11.2021 №ЭС-01/2021 с ООО "Виктория". Согласно приложению 1 к договору ООО "Виктория" по заданию ООО "Московский картофель" взяло на себя обязательство по сбору, обработке и утилизации отходов упаковочного гофрокартона незагрязненного в количестве 232672,23 кг. Выполнение обязательств по договору подтверждается УПД от 31.01.2022 №53 и актом утилизации отходов от использования товаров от 30.12.2021 №ЭС-01/2021/МК-139/21. ООО "Виктория" в процессе утилизации отходов упаковочного гофрокартона применяет следующее оборудование: прокатный станок (резательно-рилевочный), гидравлический пресс. Информация по оборудованию, используемому ООО "Виктория" для утилизации отходов направлена в Росприроднадзор 19.11.2020 в соответствии с требованиями, предусмотренными приложениями 10, 11 к Правилам создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 №1520. Исходя из требований закона обязанность по выполнению норматива утилизации возникает у ООО "Московский картофель" в отношении упаковки товаров, произведенных на территории РФ с момента их первичной реализации на территории РФ (п.1.1 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ), а не в отношении собственных отходов производства и потребления, образующихся у общества в результате осуществления хозяйственной деятельности. Товары в упаковке, произведенные ООО "Московский картофель" реализованы потребителю. В результате использования потребителем товаров, удаляемые потребителем отходы (в том числе упаковочный гофрокартон незагрязненный) собираются, обрабатываются и утилизируются ООО "Виктория". К ответу были приложены документы: копия договора от 17.11.2021 №ЭС-01/2021, копия акта утилизации от 30.12.2021 №ЭС-01/2021/МК-139/21, копия УПД от 31.01.2022 №31, копии технических условий, копия журнала учета движения отходов.

ООО ПИК "Политех" на запрос Управления Росприроднадзора был направлен аналогичный ответ от 14.07.2022 №47 (л.д.5-6 т.2), в котором указано, что ООО "Москарт" заключило договор от 06.12.2021 №ЭС-08/2021/МК-147/21 с ООО ПИК "Политех". Приложением 1 к договору на ООО ПИК "Политех" по заданию ООО "Московский картофель" возложено обязательство по сбору, обработке и утилизации отходов упаковки полимерных материалов, не содержащих галогены в количестве 7399,00 кг. Выполнение обязательств по договору подтверждается УПД от 21.02.2022 №48 и актом утилизации отходов от использования товаров от 30.12.2021 №ЭС-08/2021/7. Сведения о мощностях и оборудовании ООО ПИК "Политех", используемых для утилизации отходов, в том числе, от использования товаров, направлены в Росприроднадзор 01.04.2021 в виде отчета об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров №6789649 в соответствии с требованиями Правил создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 №1520. К ответу были приложены документы: копия договора от 06.12.2021 №ЭС-08/2021/МК-147/21, копия акта утилизации от 30.12.2021 №ЭС-08/2021/7, копия УПД от 21.02.2022 №48, копии технических условий, копия журнала учета движения отходов.

Управлением Росприроднадзора был произведен анализ, представленных ООО "Москарт" документов и сведений, заполненных в Форме федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами - 2-ТП.

Управлением Росприроднадзора не выявлена фактическая передача отходов от производителя (ООО "Москарт") иным лицам (ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех") в целях их дальнейшей утилизации, поскольку сведения указанные в актах утилизации не подтверждаются приложениями №2 и №3 к Порядку учета №1028, а также отчетом 2-ТП (отходы), поэтому Управление пришло к выводу о несоответствии данных по передаче отходов на утилизацию иным лицам:

Наименование отходов

Предмет договоров, кг

По актам утилизации

По данным формы

Отходы полипропиленовой тары незагрязненные

Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные

Лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные

(кроме тары)

Отходы полиэтиленовой тары незагрязненные

Лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные

Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные

По итогам проведения проверки Управлением Росприроднадзора 24.10.2022 был составлен акт №43 о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2021 год, в котором указано следующее: "В качестве подтверждения выполнения нормативов утилизации отходов, ООО "Москарт" предоставляет договоры возмездного оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров №ЭС-08/2021/МК-147/21 от 06.12.2021 с ООО ПИК "ПолиТех", №ЭС-01/2021-МК-139/21 от 17.11.2021 с ООО "Виктория"; акт утилизации №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021; акт утилизации №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 31.12.2021. Обращаем внимание, что в материалах отсутствуют данные учета в области обращения с отходами. По данным формы статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за отчетный 2021 год, представленной в адрес Управления ООО "Москарт", отсутствует информация о передаче отходов иным лицам в целях дальнейшей утилизации. Управление сообщает об отсутствии фактов подтверждения обеспечения обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов за отчетный 2021 год".

В акте сообщено о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения акта представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в акте.

ООО "Москарт" на акт в Управление Росприроднадзора направило ответ от 21.11.2022 №174МК (л.д. 7-8 т. 2), в котором сообщило, что обществом ранее были предоставлены данные учета в области обращения с отходами, совместно с договорами с ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория", актами утилизации от 30.12.2021. В форме статистической отчетности 2-ТП (отходы) за отчетный период 2021 год была внесена информация о передаче отходов иным лицам, что отражено в разделе I. Считают замечания, изложенные в акте №43 ошибочными, просили пересмотреть результаты проверки.

Управлением Росприроднадзора 20.12.2022 ООО "Москарт" выставлено требование №03-51/19324, в котором указано, что в Управление не поступили обоснованные пояснения по вопросу исполнения обязанности по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов за отчетный период 2021 год, а также необходимые подтверждающие документы и уточненная отчетность.

В требовании произведен расчет суммы экологического сбора, подлежащего уплате в бюджет в размере 1 872 754, 66 руб.

Требование от 20.12.2022 №03-51/9324 направлено в адрес ООО "Москарт" для добровольного погашения задолженности суммы экологического сбора за 2021 год в размере 1 872 754, 66 руб.

На требование от 20.12.2022 №03-51/9324 ООО "Москарт" в Управление Росприроднадзора представлены возражения от 31.01.2023 №2023, в которых указано, что общество выполнило норматив утилизации за 2021 год в полном объеме, в связи с чем экологический сбор уплате не подлежит. Отчетность о выполнении нормативов утилизации предоставлена в порядке, форме и по срокам, установленным ст. 24.2 Федерального закона №89-ФЗ. ООО "Москарт" не является производителем упаковки из гофрированной бумаги или гофрированного картона и закупает упаковку у поставщиков, которые используют при производстве вторичное сырье. ООО "Москарт" самостоятельно не может обеспечить утилизацию отходов от использования товаров, в целях выполнения норматива утилизации в 2021 году были заключены договоры с юридическими лицами, осуществляющими утилизацию соответствующих видов отходов от использования товаров. По итогам оказания услуг утилизации были подписаны акты об утилизации. В связи с достижением нормативов утилизации за 2021 год, ООО "Москарт" была представлена отчетность о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2021 год с приложением всех документов установленных пунктом 9 статьи 24.2 Федерального закона №89-ФЗ. В соответствии пунктом 1.1 статьи 24.2 Федерального закона №89-ФЗ обязанность по выполнению норматива утилизации в отношении упаковки товаров, произведенных на территории РФ, возникает с момента их первичной реализации на территории РФ, а не в отношении собственных отходов производства и потребления, образующихся у общества в результате осуществления хозяйственной деятельности. Норматив утилизации рассчитан исходя из объема выпущенных в обращение на территории РФ товаров в упаковке, упаковки товаров. При этом законом не предусмотрено обязанность непосредственной передачи отходов на утилизацию для выполнения норматива утилизации. Товары в упаковке, произведенные ООО "Москарт" реализованы потребителям. В результате использования уже потребителями товаров (в том числе упаковки) у потребителя образуются отходы. Удаляемые потребителями отходы (в том числе упаковочный материал) собираются, обрабатываются и утилизируются подрядчиками по договорам в пределах норматива утилизации. Таким образом, передача отходов от ООО "Москарт" к подрядчикам ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех" напрямую обществом не осуществлялась. По условиям договоров выполнение норматива утилизации ООО "Москарт" осуществлено с использованием удаляемых потребителем отходов, которые собраны, обработаны и утилизированы подрядчиками, а не в отношении собственных отходов общества. ООО "Москарт" указал об ошибочности выводов Росприроднадзора о наличии расхождений в статистической отчетности по форме 2-ТП. Сравнение формы 2-ТП с актами утилизации некорректно, поскольку в статистической отчетности (по форме 2-ТП) указано количество всех образованных отходов, а в декларации указано количество упаковки используемой при производстве продукции, в связи с чем данные не совпадают и не должны сопоставляться. ООО "Москарт" по условиям договоров не передавала отходы напрямую подрядчикам ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех", по условиям договоров подрядчики собирали отходы и утилизировали в счет выполнения норматива утилизации для ООО "Москарт". Отражение движения отходов необходимо усматривать именно в представленных ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех" приложениях к актам утилизации: данные учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов по формам приложений №2 и №3 к порядку учета в области обращения с отходами, утвержденными Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028. ООО "Москарт" указало о необоснованности требования об уплате экологического сбора за 2021 год.

Ввиду того, что ООО "Москарт" не согласилось с требованием от 20.12.2022 №03-51/9324, Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании задолженности по уплате экологического сбора за 2021 год.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).

В статье 24.2 Закона об отходах производства и потребления установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (пункт 1 статьи 24.2).

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации, в том числе, в отношении упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 24.2).

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2 статьи 24.2).

Пунктом 3 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления установлено, что производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (пункт 4.1 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Таким образом, Закон разрешает заключение договоров на утилизацию отходов (в том числе упаковки) с юридическими лицами, осуществляющими утилизацию. При этом разрешено выполнение норматива утилизации за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Пунктом 8 статьи 24.2 Закона 89-ФЗ регламентировано, что обязанность производителя товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данного производителя.

В силу пункта 9 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Согласно пункту 9.1. статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления выполнение нормативов утилизации подтверждается:

- договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

- актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации (пункт 9.2 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки, использованной для таких товаров (пункт 12 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

При перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации (пункт 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

В случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (пункт 14 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Положения пунктов 13 и 14 настоящей статьи не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 9.2 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с пунктом 7 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - Правила представления отчетности №2010), которые устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 4 Правил представления отчетности №2010 отчетность представляется производителями товаров в отношении упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

Отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (пункт 5 Правил представления отчетности №2010).

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов (пункт 5 Правил представления отчетности №2010).

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 10 Правил представления отчетности №2010).

Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным (пункт 12 Правил представления отчетности №2010).

Производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности (пункт 13 Правил представления отчетности №2010).

Пунктом 14 Правил представления отчетности №2010 установлено, производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор представляют по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации:

а) копии договоров, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Копии документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, направляются производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (пункт 15 Правил представления отчетности №2010).

Как указывает ответчик, ООО "Москарт" не является производителем упаковки из гофрированной бумаги или гофрированного картона и закупает готовую упаковку у поставщиков. ООО "Москарт" не может самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров. Во исполнение пункта 4 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления с целью выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров за 2021 год ООО "Москарт" заключило договоры возмездного оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров:

- №ЭС-08/2021/МК-147/21 от 06.12.2021 с ООО ПИК "Политех",

- №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021 с ООО "Виктория".

Предметом указанных договоров является оказание Исполнителем (ООО ПИК "Политех", ООО "Виктория") по заданию Заказчика (ООО "Москарт") возмездных услуг/работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров (пункт 1.1 договоров).

Заключение таких договоров во исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров разрешено статьей 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Описание, объем, стоимость, порядок оплаты, срок выполнения работ, дополнительные условия/требования, предъявляемые к оформлению результата работ, определяются сторонами в соответствующих технических заданиях, являющихся неотъемлемой частью договора (Приложения 1,2) (пункт 1.3 договоров).

Приложением №1 к договору №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021, заключенному с ООО "Виктория", установлен следующий перечень отходов собранных и утилизированных исполнителем: отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные, в количестве 232 672,23 кг. Услуги должны быть фактически оказаны до 30.12.2021.

По итогам оказания услуг подписан акт №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021 согласно, которому исполнителем ООО "Виктория" осуществлена утилизация отходов от использования товаров: отходы упаковочного гофрокартона незагрязненного в количестве 232 672,23 кг.

Приложением №1 к договору №ЭС-08/2021/МК-147/21 от 06.12.2021, заключенному с ООО ПИК "ПолиТех", установлен следующий перечень отходов собранных и утилизированных исполнителем: отходы полипропиленовой тары незагрязненные, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары), всего в количестве 7 399,0 кг. Услуги должны быть фактически оказаны до 30.12.2021.

По итогам оказания услуг подписан акт №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021, согласно которому, исполнителем ООО ПИК "ПолиТех" осуществлена утилизация отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные в количестве 2 219,0 кг, отходов полипропиленовой тары незагрязненные в количестве 2 220,0 кг, лома и отходов изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары) в количестве 2 960,0 кг.

Таким образом, согласно договоров, заключенных ООО "Москарт" с ООО ПИК "Политех", ООО "Виктория" напрямую передача отходов не предусмотрена. Согласно договорам ООО ПИК "Политех", ООО "Виктория" сами осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, упаковки товаров.

Форма акта утилизации на 2021 год утверждена Приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 №236 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров".

В форме акта закреплено, что неотъемлемой частью акта утилизации отходов от использования товаров являются:

1) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия обобщенных данных учета в области обращения с отходами согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении №2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" с обобщенными данными учета в области обращения с отходами за отчетный период;

2) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия данных учета, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении №3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" с данными учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за отчетный период.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Вприложениях №2 и №3 к Порядку учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 №1028 приведены рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" представлены данные учета в области обращения с отходами за 2021 год, которые состоят из:

- обобщенных данных учета в области обращения с отходами за 2021 год, как предусмотрено приложением №2 к Порядку от 08.12.2020 №1028,

- данных учета переданных другим лицам отходов за 2021 год, данных учета полученных от других лиц отходов за 2021 год, как предусмотрено приложением №3 к Порядку от 08.12.2020 №1028.

ООО ПИК "Политех" данныеучета в области обращения с отходами за 2021 год были приложены к акту утилизации №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021.

ООО "Виктория" данныеучета в области обращения с отходами за 2021 год были приложены к акту утилизации №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021.

В отчетной документации ООО ПИК "Политех" отражено следующее.

В обобщенных данных учета в области обращения с отходами за 2021 год (л.д.61, 65-72 т.3) графе 7 "Получено отходов от других лиц в отчетном периоде, тонн" указано:

- в строке 10 "Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные" - 936,027,

- в строке 11 "Лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары) - 582,708,

- в строке 12 "Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной" - 771,067.

Все перечисленные виды отходов в указанном объеме утилизированы, что отражено в графе 9 "Утилизировано отходов в отчетном периоде, тонн".

В таблице "Данные учета полученных от других лиц отходов" подробно перечислены сведения о получении отходов за 2021 год (количество, наименование контрагента, реквизиты договора).

В отчетной документации ООО "Виктория" отражено следующее.

В обобщенных данных учета в области обращения с отходами за 2021 год (л.д.108-110, 122 т.3) графе 7 "Получено отходов от других лиц в отчетном периоде, тонн" указано:

- в строке 30 "Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные" - 1173,575.

В графе 9 "Утилизировано отходов в отчетном периоде, тонн" указан объем утилизированных отходов по указанной категории - 1 113,221.

В таблице "Данные учета полученных от других лиц отходов" перечислены сведения о получении отходов за 2021 год (количество, наименование контрагента, реквизиты договора).

ООО ПИК "Политех" в подтверждение оплаты по договору №ЭС-08/2021/МК-147/21 от 06.12.2021 представлена счет-фактура №48 от 21.02.2022 на сумму 19 533,36 руб. (л.д.18 т.3).

ООО "Виктория" в подтверждение оплаты по договору №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021 представлена счет-фактура №53 от 31.01.2022 на сумму 418 810,02 руб. (л.д.88 т.3).

Кроме того, ООО "Москарт" в подтверждение оплаты по договорам, заключенным с ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" представлены платежные поручения: №761 от 16.02.2022 на сумму 19 533,36 и №762 от 16.02.2022 на сумму 418 810,02 руб.

Суд приходит к следующему выводу, представленными документами подтверждается, что необходимый объем отходов получен ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" был собран указанными обществами и утилизирован в соответствии с условиями договоров, заключенных с ООО «Москарт». Таким образом, выполнен лимит утилизации отходов от использования товаров ООО «Москарт».

Условиями договоров не предусмотрена непосредственная передача отходов от использования товаров (упаковки товаров) от ООО «Москарт» к исполнителям утилизации указанных отходов, поскольку ООО «Москарт» фактически ими не обладает после выпуска товаров в обращение.

Статьей 4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Однако, нормы Федерального закона № 89-ФЗ не обязывают производителя товаров передавать отходы от использования товаров в упаковке к юридическим лицам, исполняющим услуги по сбору и утилизации этих отходов.

Аналогичный правовой подход применен Арбитражным судом г.Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом по делу № А40-36398/23 (Постановление от 19.09.2023).

Доводы истца о применении иных норм Гражданского кодекса к данным правоотношениям необоснованны, учитывая фактические обстоятельства и условия договоров.

Отсутствие у ООО «Москарт» возможности самостоятельного сбора отходов от использования товаров, выпущенных в упаковке в целях дальнейшей передачи этих отходов для утилизации, отсутствие такого условия в договоре не свидетельствует о нарушении Федерального закона №89-ФЗ и о неисполнении обязанности по выполнению норматива утилизации отходов от использования товаров.

Таким образом, довод истца о том, что не подтвержден факт передачи отходов от ООО «Москарт» к ООО «Виктория» и ООО ПИК «Политех» не имеет правового значения по настоящему делу.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в который включены:

- ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (17.21.13.000),

- пленки прочие пластмассовые непористые (22.21.42.120).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 - 2023 годы, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3722-р. Вступило в силу с 01.01.2021.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3722-р установлено:

- группа №43 "Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены" норматив утилизации 20% от использования товаров,

- группа №46 "Упаковка из гофрированного картона" норматив утилизации 45% от использования товаров.

Как указывает представитель ООО "Москарт", общество не является производителем упаковки, норматив утилизации определялся исходя из количества выпущенных в обращение товаров в 2020 году.

В материалы дела ООО "Москарт" представлена декларация о количестве выпущенных в обращение товаров за 2020 год согласно которой:

- пленки прочие пластмассовые непористые выпущены в количестве - 36 992 кг,

- ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона выпущены в количестве - 1 723 498 кг.

Исходя из указанного количества товаров, выпущенных в обращение, норматив утилизации обществом был рассчитан следующим образом:

Наименование

Количество упаковки, выпущенной в обращение в 2020 году

Норматив утилизации

(%)

Норматив утилизации на 2021 год

Норматив утилизации на 2021 год

с учетом

п.14 ст. 24.2

пленки прочие пластмассовые непористые

-

ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона

ООО "Москарт" указывает, что общество упаковку из гофрированной бумаги или гофрированного картона закупает у поставщиков, которые при производстве используют вторичное сырье.

В подтверждение использования вторичного сырья ООО "Москарт" представлено письмо АО "Архбум" от 25.01.2021, в котором указано: АО "Архбум" изготавливает картон гофрированный и упаковку из него - ящики из гофрированного картона по ТУ 17.21.11-001-519282258-2019 и ТУ 17.21.13-002-51928258-2019. При этом используется сырье - бумага для гофрирования и картон для плоских слоев, которое закупается у сторонних производителей. Доля содержания вторичного волокна в сырье, используемом при изготовлении картона гофрированного для упаковки ООО "Москарт" составляет 70%. Письмо подписано коммерческим директором АО «АРХБУМ». (т.4 л.д.52)

Аналогичное письмо АО «Архбум» было направлено и в 2022 году.

С учетом пункта 14 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления к количеству выпущенных товаров в упаковке из гофрированной бумаги или гофрированного картона применяется понижающий коэффициент, который определяется как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Норматив утилизации рассчитан следующим образом:

45% от 1 723 498 кг = 775 574,1 кг,

775 574,1 кг - 70% = 232 672,23 кг.

Расчет норматива утилизации, произведенный ООО "Москарт" проверен судом и признается правильным.

ООО "Московский картофель" был выполнен норматив утилизации путем заключения договоров с юридическими лицами, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, ввиду чего в Управление Росприроднадзора была представлена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год.

ООО "Москарт" в установленный срок представило в Управление Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год, подготовленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также иные документы, подтверждающие выполнение нормативов утилизации.

Таким образом, ООО "Москарт" обеспечило выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год и представило отчетность в соответствии с Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

Довод Управления Росприроднадзора о том, что ООО "Москарт" к декларации не приложено надлежащих доказательств использования упаковки - картона гофрированного, произведенного из вторичного сырья, а именно обязательным приложением являются только первичные учетные документы суд считает необоснованным.

Так, Постановлением Правительства РФ №1417 от 24.12.2015 утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Также в Приложении установлена форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ. В сноске 9 к декларации указано, что графа декларации "Количество упаковки, произведенной из вторичного сырья" заполняется на основе первичных учетных данных об использовании вторичного сырья при производстве упаковки либо данных об использовании вторичного сырья при производстве упаковки, полученных от производителя упаковочных материалов. Документами, подтверждающими использование при производстве упаковки вторичного сырья, являются первичные учетные документы, товарно-сопроводительные, включая нормативно-технические, документы, которые в обязательном порядке должны содержать информацию о виде материалов, из которых сделана упаковка (упаковочные материалы), и доле вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (упаковочных материалов).

При этом, Минприроды России в письме от 28.03.2017 №09-47/8797 "Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров" разъяснено следующее: В случае если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки. Понижающий коэффициент применяется в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (согласно пункту 15 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ положения о применении понижающего коэффициента не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора). В качестве подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке производитель, импортер товаров может использовать письма от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и/или выписки из технологической/производственной документации производителя упаковки. При этом вся ответственность за предоставление недостоверной информации лежит на производителе, импортере товаров в этой упаковке.

ООО "Москарт" представлено письмо от 25.01.2021 от АО "Архбум" - производителя упаковки из картона гофрированного, в котором указана доля содержащегося вторичного сырья. Аналогичное письмо представлено от 2022 года.

Также, представлен скриншот о загрузке данного письма в цифровую программу сдачи отчетности.

Таким образом, ООО "Москарт" выполнено условие о подтверждении процентного содержания вторичных материалов в упаковке из картона гофрированного.

Согласно пункта 18 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Пунктом 17 Правил представления отчетности (Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 №2010) установлено, что контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с учетом пункта 7 настоящих Правил в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. Учет выполнения установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с использованием электронных сервисов системы учета отходов посредством включения в указанную систему информации, содержащейся в отчетности.

Согласно пункту 18 Правил представления отчетности №2010 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдением сроков ее представления с учетом информации, имеющейся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) и (или) полученной им (ими) в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за год, предшествующий отчетному периоду, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Пунктом 19 Правил представления отчетности №2010 предусмотрено, что при проверке отчетности устанавливается соответствие сведений, указанных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности, положениям настоящих Правил. В целях подтверждения представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности сведений Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить необходимую для контроля информацию у федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся эти сведения, а также у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми производителем товаров или импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров. Представление в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) указанной информации организациями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществляется в 30-дневный срок.

В случае если при проведении проверки отчетности в отчетности и представляемых в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) составляет акт о проведении контрольных мероприятий за выполнением установленных нормативов утилизации, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 20 Правил представления отчетности №2010).

Согласно пункту 21 Правил представления отчетности №2010 в акте указываются, в том числе, требование о представлении Росприроднадзору (его территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, которые направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).

Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (пункт 27 Правил представления отчетности №2010).

Из изложенных норм следует, что контроль за выполнением установленных нормативов утилизации должен был быть осуществлен Управлением Росприроднадзора в течение 3 месяцев со дня приема отчетности в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон №248-ФЗ от 31.07.2020) при проведении проверки инспектор не имеет права:

- требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (пункт 6);

- превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий (пункт 10).

Отчетность ООО "Москарт" представлена 24.03.2022.

Трехмесячный срок для проведения контроля истек 24.06.2022.

Акт о проведении контроля №43 был составлен Управлением Росприроднадзора только 24.10.2022, то есть по истечении 7 месяцев после представления отчетности.

В акте №43 от 24.10.2022 отражено два нарушения: отсутствие данных учета в области обращения с отходами и отсутствие информации о передаче отходов иным лицам в целях дальнейшей утилизации. Иные претензии о неполноте и недостоверности не были изложены в акте.

Таким образом, составление акта за пределами трехмесячного срока не соответствует вышеприведенным нормативным требованиям.

Предъявление Управлением Росприроднадзора иных доводов суду о недостатках или неполноте ответов на запросы Управления, предположения о недостоверности представленных документов, о неподтвержденности наличия мощностей у юридических лиц, заключивших договоры на утилизацию, которые не были своевременно изложены в акте, также не предусмотрено законодательством.

К отчетности ООО "Москарт" были приложены документы, перечисленные в пункте 9.1 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно договоры и акты, подтверждающие выполнение нормативов утилизации: договоры №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021 и №ЭС-08/2021/147/21 от 06.12.2021, акты утилизации №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021 и №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021, с приложениями № 2 и № 3 сведения о которых включены в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Затем письмом №071МК от 03.06.2022 ООО "Москарт" повторно представлены эти же договоры №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 17.11.2021 и №ЭС-08/2021/147/21 от 06.12.2021, акты утилизации №ЭС-01/2021/МК-139/21 от 30.12.2021 и №ЭС-08/2021/7 от 30.12.2021. данные учета в области обращения с отходами в форме приложений № 2 и № 3. Также, в письме общество указало, что при заполнении отчетности в раздел "Данные об утилизации" - "Вложенные документы" были загружены запрашиваемые Управлением Росприроднадзора документы, подтверждающие выполнение в 2021 году норматив утилизации.

В ответ на акт №174МК от 21.11.2022 ООО "Москарт" направило в Управление пояснения о том, что информация о передаче отходов иным лицам отражена в разделе I статистической отчетности 2-ТП (отходы) за отчетный 2021 год. К пояснениям были еще раз приложены эти же договоры и акты утилизации; также были приложены данные учета в области обращения с отходами с ООО "Виктория" и с ООО ПИК "ПолиТех".

Таким образом, в Управление Росприроднадзора по запросу были несколько раз направлены обществом одни и те же документы.

Кроме того, Управлением Росприроднадзора у ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех" были запрошены договор, акты приема-передачи отходов, акты утилизации, которые были уже представлены ООО "Москарт".

Также, Управлением Росприроднадзора у ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех" была запрошена информация об использовании оборудования и его мощностей для утилизации отходов, которая ранее была уже представлена в Росприроднадзор в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 30.12.2015 №1520, что следует из ответов от ООО "Виктория" от 14.07.2022 №67 и ООО ПИК "ПолиТех" от 21.07.2022 №47.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 №1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (действовавшим с 06.05.2022 по 31.08.2022) были утверждены Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Согласно указанному Постановлению система учета отходов содержит информацию об отходах, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, официальную статистическую информацию и иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Система учета отходов предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами, для обеспечения доступа к такой информации, а также для информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в указанной сфере (пункт 3).

В состав системы учета отходов в качестве ее сегментов включаются следующие информационные подсистемы: реестр операторов, в том числе региональных, по обращению отходами; реестр объектов (мощностей) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов; реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 5).

Согласно Приложению №1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 №1520, который содержит перечень статистической и иной документированной информации, представляемой поставщиками информации в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров, информация о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов представляется в течение 10 рабочих дней со дня выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, информация о мощностях согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2015 №1520 подлежала предоставлению один раз после выдачи лицензии.

Довод Управления Росприроднадзора о том, что информация о мощностях подается ежегодно до 01 апреля следующего за отчетным, отклоняется на основании следующего.

Информация о мощностях была запрошена по отчетности за 2021 год. В период предоставления отчетности за 2021 год действовало Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1520, которое прекратило своей действие 31.08.2022.

Информация о мощностях у ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех" была запрошена Управление Росприроднадзора в июле 2022 года, когда действовало старое Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1520.

Новое Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 №868 "О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" начало свое действие с 01.09.2022.

В новом Постановлении Правительства РФ от 13.05.2022 №868 содержится требование, что информация об объектах утилизации отходов (мощностях основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов) предоставляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 №868, вступившее в действие только 01.09.2022, не могло регулировать отношения, возникшие до его вступления в законную силу.

В момент проведения контроля, а именно в период представления информации ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех", действовало еще предыдущее Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1520.

Ссылка Управления Росприроднадзора на то, что информация о мощностях ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех" была представлена в другие территориальные органы, является несостоятельной.

Управление наделено полномочиями получать необходимые документы и сведения через электронные ресурсы Единую Федеральную государственную информационную систему, а также путем внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

Как отмечено выше в соответствии со ст. 37 Федерального закона № 248-ФЗ при проведении проверки инспектор не имеет право требовать от контролируемого лица представления документов, имеющихся в распоряжении государственных органов (пункт 6) превышать установленные сроки проведения контрольных мероприятий (пункт 10).

В соответствии со статьей 24.3 Закона об отходах производства и потребления Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. Система развивается и эксплуатируется российским экологическим оператором пункт 1).

Система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и вторичных ресурсов, обеспечения доступа к указанной информации (пункт 2).

Субъектами, размещающими информацию в системе которые обладают правом доступа к информации, содержащейся в системе, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров и (или) осуществляющие утилизацию вторичных ресурсов (пункт 6).

Пользователями информации, содержащейся в системе, которые обладают правом доступа к этой информации, являются российский экологический оператор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и физические лица (пункт 7).

Информационное взаимодействие между российским экологическим оператором и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пункт 8).

Программные средства системы также используются производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля, российским экологическим оператором при представлении декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчетов суммы экологического сбора и иных документов, связанных с исчислением и уплатой экологического сбора (пункт 13).

Согласно пунктам 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 №1520 (перекатило действие 31.08.2022) и Постановления Правительства РФ от 13.05.2022 №868 (вступившего в силу 01.09.2022) "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" система учета отходов содержит информационные подсистемы, в том числе, реестр объектов по утилизации отходов (мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов).

Таким образом, определяющей информацией о мощностях технологического оборудования является информация, содержащаяся в ЕГИС УОИТ. Управление Росприроднадзора как субъект Единой системы учета отходов от использования товаров имел доступ к информации о мощностях ООО "Виктория" и ООО ПИК "ПолиТех", которая была ими загружена в систему.

Кроме того, ООО ПИК «Политех» представлены в суд Технические условия «Трубы из вторичных полиолефинов серийный выпуск ТУ 22.48-001-49127551-2014 и технологический регламент на производство полимерных гранул.(т.3 л.д.20-58) ООО «Виктория» представлены в суд технические условия Гофропрокладка из отходов гофрированного картона (т.3 л.д.89-100) Представлены данные учета в области обращения с отходами.

Согласно статьи 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенирация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекупирация).

Довод Управления Росприроднадзора о том, что отсутствует подтверждение передачи отходов от производителя иным лицам в целях дальнейшей утилизации, противоречит нормам Закона об отходах производства и потребления.

Согласно пункту 1.1. статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления установлено, что норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В силу пункта 8 статьи 24.2 Закона об отходах производства и потребления обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

Таким образом, обязанность по выполнению норматива утилизации возникает у ООО "Москарт" в отношении упаковки товаров, а не в отношении собственных отходов производств и потребления, образующихся у производителя в результате осуществления хозяйственной деятельности.

Произведенные ООО "Москарт" товары в упаковке реализуются потребителям. После использования потребителями товаров у них образуются отходы потребления, которые подлежат утилизации.

ООО "Москарт" не передавало напрямую ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" отходы, образовавшиеся в процессе деятельности для целей выполнения норматива утилизации, а заключило с данными организациями договоры, в соответствии с которыми ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" обеспечили выполнение норматива утилизации путем сбора, обработки и утилизации отходов за счет других отходов, входящих в одну группу товаров.

Выводы Управления Росприроднадзора о наличии несоответствия данных в актах утилизации и в отчете по форме 2-ТП (отходы), являются ошибочными, поскольку сопоставление указанных документов некорректно.

Приказом Росстата №627 от 09.10.2020 утверждена форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления и Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения".

Данную форму заполняют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.

Пунктом 12 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения установлен подробный порядок заполнения каждой графы статистической отчетности 2-ТП (отходы), в том числе, в графах 17 и 18 указывается передача отходов другим хозяйствующим субъектам.

ООО "Москарт" передача отходов ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" напрямую не осуществлялась.

Акт приема передачи отходов не должны были составляться между сторонами с учетом условий договора. Закон № 89-ФЗ не содержит требований, предписывающих необходимость передачи отходов от производителя товаров лицу, осуществляющему по договору утилизацию отходов от использования товаров.

Выполнение норматива утилизации ООО "Москарт" осуществлено за счет заключения договоров с ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" на сбор, обработку и утилизацию отходов в виде упаковки товаров выпущенных в обращение , а не от собственных отходов общества.

Норматив утилизации отходов рассчитан ООО "Москарт" исходя из объема выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, отраженных в декларации, а не от количества образованных отходов от хозяйственной деятельности общества.

В отчетности 2-ТП (отходы) указывается количество образованных отходов, а в декларации указывается количество упаковки используемой при производстве продукции, ввиду чего данные не совпадают и сравнение данных по количеству переданных на утилизацию отходов иным лицам является неверным.

В актах утилизации отражены отходы собираемые, обрабатываемые и утилизированные самостоятельно ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" по договору, заключенному с ООО "Москарт", а не полученные от ООО "Москарт".

Отходы были утилизированы подрядчиками ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" и, соответственно, отражение движения необходимо усматривать именно в представленных утилизаторами приложениях к актам утилизации (данные учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов по формам приложений №2 и №3 к порядку учета в области обращения с отходами (приказ Минрироды № 1028 от 08.12.2020) Как пояснил ответчик, сведения о приемке отходов от третьих лиц указаны в столбце 7 Приложения №2 и заполнены на основании первичных документов. Законом установлено взаимодействие между предприятиями производителями, утилизаторами с госорганами Росприроднадзора в виде форм отчетности, предоставляемых согласно законодательства. Однако, сами первичные документы законодатель контролируемое лицо не обязывает предоставлять. В своих ответах на запросы ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех" довели до сведения Управления Росприроднадзора о предоставлении соответствующих документов в территориальные органы Росприроднадзора и сведений согласно установленным формам к отчетности о выполнении норматива утилизации.

Росприроднадзор имеет доступ к Единой информационной системе, а также вправе проводить соответствующие проверки в отношении утилизаторов в соответствии с законодательством.

Доводы Управления Росприроднадзора о том, что ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" выдаются акты утилизации отходов разным производителям товаров, используя один и тот же объем отходов, являются предположением не основанном на доказательствах.

Доводы управления об отсутствии документов, разрешающих использовать отходы иных производителей в счет исполнения договора на утилизацию заключенного с ООО "Москарт" свидетельствуют о неверном толковании законодательства, поскольку пункт 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ разрешает обеспечение выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем , предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. Законом не установлена обязательная форма или требования к тексту договора на утилизацию. Замечания Управления к содержанию и тексту договоров заключенных между ООО "Москарт", ООО "Виктория" и ООО ПИК "Политех" не имеют нормативного обоснования.

ООО ПИК "Политех" и ООО "Виктория" представлены данные учета в области обращения с отходами за 2021 год, в которых отражено от каких лиц поступали отходы и количество утилизированных отходов.

Кроме того, ответчик указал, что отчетность об исполнении лимитов утилизации отходов от использования товаров , поданная от имени ООО "Москарт" Национальной экологической ассоциацией за 2022 год принята центральным аппаратом Росприроднадзора без замечаний. Представленный набор документов отчетности за 2022 год аналогичный.(т.2 л.д.113-136)

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления Росприроднадзора о взыскании с ООО "Москарт" задолженности по уплате экологического сбора за 2021 год в размере 1 872 754 руб. 66 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области в удовлетворении заявленных требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Московский картофель" задолженности по уплате экологического сбора за 2021 год в размере 1 872 754,66 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья И.А. Кретова