НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Калининградской области от 30.08.2022 № А21-4670/2022

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                       Дело №        А21 - 4670/2022

«06»   сентября 2022  года         

Резолютивная   часть   решения    объявлена       «30» августа 2022  года.

Решение   изготовлено   в    полном   объеме       «06»     сентября 2022  года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем Гончаровой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ООО «Тотус» (ОГРН 1203900004538)

к Калининградской областной таможне

о признании недействительным решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10009100/230920/0093149

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Воронин А.В., Кулак А.А., по доверенности, паспорту;

от Калининградской областной таможни: Иваненко А.С., Кожевникова И.Ю. по доверенности, служебному удостоверению;

установил: ООО «Тотус» (ОГРН 1203900004538) (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее – Таможня, заинтересованное лицо) о признании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10009100/230920/0093149 от 08.02.2022г. по причине того что является декларантом товара, поставленного в адрес третьего лица, и не может выступать плательщиком налога.

В ходе судебного разбирательства представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме.

Протокольным определением суда от 30.08.22 в удовлетворении ходатайства Общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО «ПромЗапад39», принятии уточненного заявления, с учетом мнения таможенного органа и представленных им доказательств (протокола допроса свидетеля  от 01.04.22г., протокола очной ставки от 21.06.22г.. по уголовному делу №12204009707000008) отказано.

Представители Общества изложили позицию согласно первоначальному заявлению.

Таможня требования не признала, поддержала доводы отзыва.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Калининградской областной таможней в соответствии ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка у ООО «ТОТУС» в отношении товаров, сведения о которых указаны в декларациях на товары (далее- ДТ) №№ 10009100/220720/0055202 (товар № 1), 10009100/230920/0093149 (товар № 1), По вопросам достоверности сведений, заявленных в декларации на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары (пп.2 п. 6 ст. 331 ТК ЕАЭС) и соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС (пп. 6 п. 6 ст. 331 ТКЕАЭС).

По ДТ № 10009100/230920/0093149 (товар №1) в соответствии с таможенной процедурой «свободная таможенная зона» осуществлен выпуск товаров «табак курительный ферментированный, резаный и смешанный, для использования в качестве сырья (материалов) для промышленной переработки (производства сигарет)...» классифицируемых кодом 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - «Табак и промышленные заменители табака, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные     заменители     табака;     табак     «гомогенизированный»     или «восстановленный»;   табачные   экстракты   и   эссенции:   курительный   табак,  содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции, прочий, прочий».

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статей 193 НК РФ табачная продукция, в том числе табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный признаются подакцизными товарами, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции.

Исчисление таможенной пошлины и НДС в графе 47 ДТ № 10009100/230920/0093149 (товар № 1) произведено условно в соответствии с содержанием заявленной таможенной процедуры (ИМ 78). Акциз условно не исчислялся и не уплачивался. Товары помещены таможенным органом под заявленную таможенную процедуру с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении следующих условий: «Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)» (гр. А ДТ). 

В рамках проведения таможенной проверки документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции Обществом, Калининградской областной таможне не представлены, как и не представлены документы, подтверждающие реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции.

В соответствии со сведениями электронной базы данных деклараций на товары  ФТС России товары, сведения о которых заявлены в ДТ № 10009100/230920/0093149, под иные таможенные процедуры не помещены.

Отсутствие подконтрольного товара и конечной продукции, равно как отсутствие информации об их помещении под иные таможенные процедуры, позволило сделать  таможенному органу вывод о том, что декларантом ООО «Тотус», не соблюдены условия помещения и использования товаров, задекларированных по ДТ № 10009100/230920/0093149 (товар № 1), в соответствии с заявленной целью - в качестве сырья для производства табачной продукции, в связи с чем, им подлежит уплате акциз.

Ввиду того, что в отношении указанных товаров должен быть уплачен акциз, подконтрольные товары, на основании п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не могут быть помещены по таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в связи с чем, подлежат уплате суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.

27.12.2021 г. по результатам таможенного контроля Калининградской областной таможней составлен Акт камеральной таможенной проверки № 10012000/210/27122021/А000321 (далее -Акт).

Возражений Общества по Акту камеральной таможенной проверки в Калининградскую областную таможню в порядке, предусмотренном частями 16-19 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании), не поступало.

08.02.2022, в соответствии со ст. 112 ТК ЕАЭС, п. 28 ст. 237 Федерального закона о таможенном регулировании и на основании пп. б) п. 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013г. № 289, Калининградской областной таможней принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10009100/230920/0093149 (в количестве 8000 кг.), с целью взыскания сумм неуплаченных таможенных пошлин, налогов.

Не согласившись указанным решением, Общество обратилось в заявлением в арбитражный суд.

Суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно письму ФТС России от 20.07.2020 № 05-17/39007 «О проведении контроля полноты уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее - письмо ФТС России № 05-17/39007) - курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями -производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции). В случае, если данный товар ввозится организациями по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и С, потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия -производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции. При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.

Пунктом 4 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, подлежащих соблюдению после помещения товаров под таможенную процедуру, возлагается на декларанта, а также на иных лиц в соответствии в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 132 ТК ЕАЭС). Лица, указанные в п. 1 ст. 132 ТК ЕАЭС, несут ответственность за нарушение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. В силу ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно п. 1 ст. 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Довод заявителя о том, что товар, сведения о котором заявлены в декларации на товары, ввезен с целью передачи ООО «ПромЗапад39» в соответствии с договором  поставки от 16.06.2020 №16/06 опровергается представленными копиями материалов уголовного дела ОВД отдела дознания Калининградской таможни №12204009707000008, сведениями гр.44 декларации..

Согласно пункту 42 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ.

Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений и через знак разделителя 7" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ.

В графе 44 ДТ № 10009100/230920/0093149 декларантом ООО «Тотус» не указаны сведения о договоре поставки от 16.06.2020 №16/06.

При декларировании указанного товара каких-либо документов, подтверждающих целевое использование ввозимой табачной продукции, не представлено.

Обосновывая позицию о том, что Общество не является плательщиком
НДС и ввозной таможенной пошлины, представители ссылаются на операции по расчетному счету № 40702810032580000643 в адрес ООО «ТОТУС» (Получатель) от ООО «ПромЗапад39» (Плательщик), в рамках которых осуществлено перечисление денежных средств по счету № 4 от 12.08.2020 г.: 12.08.2020 - в сумме 400 000,00 руб. и 13.08.2020 -389 060,00 руб., что якобы свидетельствует о реализации товара - табак курительный  ферментированный, резанный и смешанный для использования в качестве сырья для промышленной переработки производства сигарет», задекларированного по ДТ № 10009100/220720/0055202 в количестве 3000, 00 кг. в рамках договора поставки № 16/6 от 16.06.2020 г.

Кроме того, заявитель указывает, что по названному расчетному счету в адрес ООО «ТОТУС» (Получатель) от ООО «ПромЗапад39» (Плательщик) иных перечислений денежных средств по спецификации № 6 от 02.10.2020 г. к договору поставки № 16/6 от 16.06.2020 на поставку товара табак ферментированного, резанного на общую сумму 2 104 160, 00 руб., не поступало, у ООО «ПромЗапад39» имеется задолженность за (табак резанный) 8000, 00 кг., по ДТ № 10009100/230920/0093149.

Изложенный выше довод Общества не является обоснованным, противоречит материалам камеральной таможенной проверки:

-в Акте камеральной таможенной проверки содержатся перечни проведенных в ходе таможенного контроля мероприятий, проверенных документов и сведений, в том числе полученных от иных государственных органов, от декларанта и в рамках осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

-          из содержания полученных документов и сведений, Калининградской областной таможней при проведении таможенного контроля установлено, что Общество, осуществившее ввоз и таможенное декларирование спорных товаров (курительного табака), производством табачной продукции не занимается.

В пакете документов, представленных Обществом Калининградской областной таможне в ходе проверочных мероприятий, содержатся: рамочный договор поставки от 16.06.2020 № 16/06, заключенный между ООО «ТОТУС» (Продавец) и ООО «ПромЗапад39» (Покупатель), в том числе на поставку резанного табака. Согласно п. 1.3. договора поставки от 16.06.2020 № 16/06 товар поставляется покупателю отдельными партиями в рамках договора по каждой спецификации; документы, подтверждающие реализацию товара «табак ферментированный, резаный» в адрес ООО «ПромЗапад39» в количестве 3000,000 кг., с указанием ДТ № 10009100/220720/0055202 и в количестве 8000,000 кг., с указанием ДТ № 10009100/230920/0093149.

В ходе камеральной таможенной проверки заявителем
не представлены первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление (оприходование) и дальнейшее движение товаров, задекларированных по            ДТ№№10009100/220720/0055202,10009100/230920/0093149. Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП России.

В ходе проверки заявителем также не представлена отчетность в отношении подконтрольных товаров, предусмотренная приказом ФТС России от 28.07.2009 №1351 «Об утверждении формы отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам». Общество также привлечено к административной ответственности по статьи 16.15 КоАП России.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки у ООО «ТОТУС», на основании ст.ст. 337, 340 ТК ЕАЭС, в адрес ООО «ПромЗапад39» Калининградской областной таможней направлено Требование о предоставлении документов и (или) сведений) (исх. от 18.08.2021 № 06-23/17741) в целях подтверждения информации, установленной в ходе проверки.    Указанное       Требование       Калининградской       областной     таможни ООО «ПромЗапад39» не исполнено.

Кроме того, в материалах камеральной таможенной проверки, имеются объяснения  от 11.05.2021, 01.07.2021г. и 16.07.2021г. в рамках оперативно-розыскных мероприятий директора ООО «ТОТУС» Ненашева А. В. и директора ООО «ПромЗапад39» Ежихина А. С, из содержания которых следует, что ООО «ТОТУС» создано с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности, основными контрагентами ООО «ТОТУС» выступают ООО «Глобал» и ООО «Промзапад39».

Директор ООО «Промзапад39» пояснил, что названная организация осуществляет деятельность в сфере грузоперевозок, а также оказывало услуги по таможенному оформлению грузов. Иных видов деятельности ООО «Промзапад39» не осуществляет. Производством каких-либо товаров не занималось и не занимается. В ходе осуществления деятельности ООО «Промзапад39» использовало грузовые  машины, которые были арендованы у ООО «Строительные механизмы» и иных индивидуальных предпринимателей. По поводу поставок товара от ООО «Промзапад39» в адрес ООО «ТОТУС», а также поставок товара от ООО «ТОТУС» в адрес ООО «Промзапад39» А.С. Ежихину также ничего не известно.

Дополнительно в ходе камеральной проверки таможней исследованы документы, предоставленные таможенному органу кредитными учреждениями, Калининградской торгово-промышленной палатой (далее - Калининградская ТПП), УФНС России по Калининградской области.

По результатам анализа выписок по операциям на счетах, предоставленных филиалом «Санкт-Петербургский» АО «Альфа-банк», установлено,  что в адрес ООО «ТОТУС» (Получатель) от ООО «ПромЗапад39» (Плательщик) осуществлено перечисление денежных средств за реализацию товара «табак курительный ферментированный, резанный и смешанный для использования в качестве сырья для промышленной переработки производства сигарет», задекларированного по ДТ № 10009100/220720/0055202 в количестве 3000, 00 кг. в рамках договора поставки № 16/06 от 16.06.2020 г.

Анализ выписок по операциям на счете, представленной ПАО «Сбербанк России», записей, не подтверждает перечислении денежных средств за реализацию табачной продукции.

Согласно информации, предоставленной УФНС России по Калининградской области, ООО «ТОТУС», ООО «ПромЗапад39» и ООО «БАЙВИКС» с момента постановки на учет в налоговых органах Калининграда и Калининградской области применяют упрощенную систему налогообложения.

Главой 26.2 НК РФ, регулирующей порядок применения упрощенной системы налогообложения,   установлен   ряд   ограничений   по   применению   данного специального налогового режима, в том числе по видам деятельности.

Так, согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся производством подакцизных  товаров.

Специальные марки для маркировки табачной продукции, приобретение которых предусмотрено п.3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции», ООО «ТОТУС», ООО «ПромЗапад39» УФНС России по Калининградской области не выдавались, налоговые декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме указанными организациями не представлялись.

Калининградская ТПП письмами от 18.01.2021 № 21 и от 02.07.2021 № 709 сообщила, что ООО «ТОТУС», ООО «ПромЗапад39» в Калининградскую ТПП за оформлением каких-либо экспертных документов (экспертиз) с целью освидетельствования производственных площадей и производственных мощностей не обращались.

Таким образом, ни декларант товаров - ООО «ТОТУС», ни организации, которым был передан/реализован подконтрольный товар, не являются производителями табачной продукции (сигарет) и не могут являться таковыми, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Ввиду отсутствия документов и сведений, подтверждающих осуществление производства табачной продукции, принимая во внимание факт отсутствия подконтрольного товара и конечной продукции, равно как и отсутствие информации об их помещении под иные таможенные процедуры, с учетом письма ФТС России № 05-17/39007, Калининградская областная таможня пришла к выводу о том, что декларантом (ООО «Тотус») не соблюдены условия использования товаров, задекларированных по ДТ № 10009100/230920/0093149, в соответствии с заявленной  целью - в качестве сырья для производства табачной продукции, в связи с чем подлежит уплате акциз.

Следовательно, подконтрольные товары, в соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в связи с чем, подлежат уплате суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 315 ТК ЕАЭС предусмотрено, что если таможенному органу в ходе проведения таможенного контроля, в форме предусмотренной ст. 331 ТК ЕАЭС, представлены документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. База для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

Согласно п. 1 ст. 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Таким образом, Калининградской областной таможней  установлено, что ООО «ТОТУС» обязано уплатить ввозные таможенные пошлины, НДС и акциз в размерах, определенных на день регистрации таможенным органом таможенных деклараций, поданных для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Следовательно, Калининградской областной таможней правомерно принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10009100/230920/0093149 (товар № 1).

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Тотус» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                   Залужная Ю.Д.

  (подпись, фамилия)