НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Калининградской области от 15.05.2008 № А21-1298/08

Арбитражный суд Калининградской области Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2008г.)

г. Калининград Дело № А21-1298/2008

"16" мая 2008 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи Гелеверя Т.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гелеверя Т.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «КД авиа»

к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 10 по "Калининградской области о признании недействительным решения

при участии:

М.Н.ВА. -юрисконсульт, дов. № 128 от 15.10.2007г.

от ответчика: ФИО1 - начальник юротдела, дов. № 6 от 09.01.2008г., ФИО2 - нач-к юротдела МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, дов. № 10 от 14.04.2008г.

от третьего лица:

установил: ОАО «КД авиа» обратилось в Арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 10 по Калининградской области (далее МИ ФНС РФ № 10) о признании недействительным решения № 392 от 12.03.2008 г.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, ссылаясь на то, что льгота по налогу на имущество применена им правомерно, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ имеет право использовать льготы, что согласно пунктов 1 и 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога на имущество законами субъектов, могут быть предусмотрены льготы, указал, что статьей 4 Закона Калининградской области № 336 от 27.11.2003 г. предусмотрено предоставление таких льгот, а Законом Калининградской области № 171 от 15.07.2002г. установлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих инвестиции, указал, что на основании данного Закона было заключено инвестиционное соглашение между Обществом и Администрацией Калининградской области от 01.09.2005 г. сроком на

\.,.*С-.

„л.

г

2 * 60 месяцев, которым предусмотрено предоставление Обществу льготы по налогу на имущество в виде освобождения от уплаты налога на имущество, в части, зачисляемой в областной бюджет. Сослался на то, что хотя Законом № 32 от 12.07.2006 г. Закон № 171 был изменен и в статье 2 указано, что льготы действуют до конца текущего года, но так как Закон № 32 вступил в действие с 01.01.2007 г., следовательно, текущим годом является 2007 г., кроме того, указал, что согласно статьи 57 Конституции РФ и пункта 2 статьи 5 НК РФ налоговые льготы действуют в течение всего периода, на который они были предоставлены, то есть до 01.10.2010 г. Ответчик исковые требования отклонил, ссылаясь на то, что введенные нормы Закона Калининградской области № 32 признали Закон Калининградской области № 171 утратившим силу, новая редакция Закона № 171 не предусматривает предоставление налоговых льгот, что в пункте 2 статьи 2 Закона № 32 указано, что инвестор пользуется предоставленными ему налоговыми льготами до конца текущего года. Текущим годом для Закона № 32 является год его принятия, то есть 2006 г., поэтому срок пользования налоговой льготой истек в 2006 г., а в 2007 г. у Общества _ право на применение налоговой льготы отсутствовало, указал, что статья 2 Закона № 32 не оспорена в установленном порядке и не отменена.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы, суд установил следующее.

Общество представило в налоговую инспекцию 29.10.2007 г. первичную налоговую декларацию «расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения» за 9 месяцев 2007 г., заявив в ней налоговую льготу в сумме 5015644 руб.

Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой было установлено, что Общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество в нарушение требований статьи 381 НК РФ и Закона Калининградской области № 32 от 12.07.2006 г., о чем был составлен акт №1884 от 11.02.2008 г.

По результатам проверки МИ ФНС РФ № 10 было вынесено решение № 392 от 12.03.2008г. об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу был доначислен налог на имущество в сумме 5015644 руб. и пени в сумме 224029 руб. 85 коп.

Статья 5 Закона «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 г. № 2030-1 (действовавшего до 01.01.2004 г.) предоставляла право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределам сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Аналогичное право субъектов Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками закреплено также нормами пункта 2 статьи 372 Налогового Кодекса РФ.

■.-.**

3

Пунктом 4 статьи 4 Закона Калининградской области « О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 г. № 336 предусмотрено освобождение от налогообложения иных организаций в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.

В соответствии с Законом Калининградской области «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области» 15.07.2002 г. № 171 установлена государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области в виде предоставления налоговых льгот ( статья 2 пункт а).

В силу пункта 1 статьи 8 данного Закона инвесторы, удовлетворяющие требованиям настоящего Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, при этом срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений.

Как следует из материалов дела, между Администрацией Калининградской области и ОАО «КД авиа» было заключено инвестиционное соглашение от 01.09.2005 г., согласно которому Общество реализует инвестиционный проект «Техническое перевооружение ОАО «Калининградавиа» и реконструкция аэропорта Храброво», в связи с чем освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Согласно пунктам 2.1 и 2.2 соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005 г., освобождение от уплаты налога прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.

В течение 2005 - 2006 г.г. Общество пользовалось предоставленной ему льготой.

Законом Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области» от 12.07.2006 г. № 32 были внесены изменения в Закон № 171 от 15.02.2002 г. Так, пунктом 2 статьи 2 было установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 г. № 171 пользуются данными льготами до окончания текущего года.

Закон от 12.07.2002 г. № 32 вступил в силу с 01.01.2007 г.

На основании положений, изложенных в статье 2 Закона № 32, налоговым органом был сделан вывод о том, что срок действия льготы по налогу на имущество истек в 2006 г., в связи с чем использование льготы в 2007 г. произведено Обществом неправомерно.

Суд находит доводы налогового органа необоснованными, при этом исходит из следующего.

'kr-

4

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Налогового Кодекса РФ, которой установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 г. № 111-0 изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Подобное _ истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимых из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, поскольку срок реализации инвестиционного проекта, и соответственно, срок предоставленной Обществу льготы по налогу на имущество, не истек, Общество правомерно пользовалось указанной льготой в 2007 г. и вправе пользоваться льготой при соблюдении условий инвестиционного соглашения до 01.10.2010 г.

Доказательств нарушения Обществом условий инвестиционного соглашения в отчетный период налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах суд находит -исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 10 по Калининградской области от 12.03.2008 г. №392

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 10 по Калининградской области в пользу Открытого акционерного общества «КД авиа» 2000 руб. расходы по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный
 суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.
Судья Т.А.Гелеверя

< t,f