НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Калининградской области от 11.11.2020 № А21-4530/20

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Калининград                                                                        Дело № А21-4530/2020

«17» ноября  2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «11» ноября  2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме   «17» ноября   2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской О.В.,                                                                                                                                                          

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Общества  с ограниченной ответственностью  «Новая линия» (ОГРН 1143926015584, ИНН 3901503125)

к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Калининградской области  о  признании незаконными действий по принудительному взысканию акциза на табачную продукцию,

Признании недействительными требований №91751 от 13.12.2019 года, требования №91763 от 18.12.2019 года, предписания об устранении нарушений №04-07/00735 от 27.01.2020 года, постановления №562 от 04.02.2020 года,

При участии в судебном заседании:

От заявителя –Дорошкевич Ю.К. по доверенности от 11.02.2020 года

От Ответчика МИФНС №7 – Бойко С.Н. по доверенности от 23.10.2019 года и удостоверению, Сурайкина В.С. по доверенности от 26.06.200 года и удостоверению

От МИФНС №10 – Володько Ю.В.  по доверенности от 05.04.2020 года и удостоверению

Определением суда от 17.06.2020г. в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10   по Калининградской области (далее ИФНС № 10). 

Общество с ограниченной ответственностью «Новая линия»  (далее- Общество, Заявитель, налогоплательщик) обратилось с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства,  в суд:

- о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7   по Калининградской области  (ИФНС, Инспекция) по принудительному взысканию акциза на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации за март 2019г. и апрель 2019г. всего на сумму 164 352 000,00руб. и в соответствующей части пени,

- о признании недействительными:  требования № 91751 от 13.12.2019г.

 (далее – требование № 91751) и требования № 91763 от 18.12.2019г (далее – требование № 91763, оспариваемые требования).

Требования обоснованы тем, что обществом представлены в налоговый орган документы, подтверждающие экспорт подакцизной продукции, что, по мнению общества, освобождает его от уплаты акциза.

Требования поддержаны в судебном заседании.

ИФНС № 7 и ИФНС № 10   в отзывах, поддержанных в судебном заседании, указывают на соблюдение закона и наличие оснований для принудительного взыскания, на законность оспариваемых требований, просят в удовлетворении требований отказать.  

Указанные акты и действия по принудительному взысканию ИФНС № 7 обжалованы в Управление федеральной налоговой службы России по Калининградской области, решением УФНС от 18.02.2020 жалоба оставлена без удовлетворения. Досудебный порядок разрешения спора соблюден.

Стороны заявили о предоставлении ими всех имеющихся доказательств.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства, суд

установил:

Обществом 25.04.2019г. в налоговый орган направлена налоговая декларация по акцизам на табак  с суммой, заявленной к возмещению 30 816 000 руб. и представлены подтверждающие ее обязательные документы.

Также Обществом 24.05.2019г. в налоговый орган направлена налоговая декларация по акцизам на табак с суммой, заявленной к возмещению 133 536 000 руб. и представлены подтверждающие документы.

В данных декларациях не отражены операции подакцизных товаров на экспорт.

В период с 6.12.2019 по 6.03.2020 ИФНС № 10 проведены камеральные  проверки первичных налоговых деклараций общества по акцизам на табачную продукцию за проверяемый период от 06.12.2010г. с 01.03.2019г. по 31.03.2019 и от 06.12.2019г. за период с 01.04.2019 по 30.04.2019, согласно которым  сумма акциза,  по подакцизным товарам, факт экспорта которых подтвержден:  за март - в размере 30 816 000 руб.,  за апрель – в размере 133 536 000 руб.

В связи с направлением требований о предоставлении пояснений Обществом представлены уточненные декларации

за март 2019г.:

-16.08.2019 (корректировка 1) без отражения реализации подакцизных товаров на экспорт и суммы акциза к возмещению;

-06.12.2019(корректировка 2) с отражением реализации подакцизных товаров на экспорт,  сумма акциза к доплате по корректировке 2 составила 30 816 000 руб. руб.

за апрель 2019г.:

- 25.06.2019г. (корректировка 1) с уменьшенной суммой акциза к возмещению, которая составила 100 152 000 руб. без отражения реализации подакцизных товаров на экспорт;

-16.08.2019 (корректировка 2) с нулевыми показателями, без отражения суммы акциза к возмещению и реализации подакцизных товаров на экспорт;

- 06.12.2019(корректировка 3) с отражением реализации подакцизных товаров на экспорт,  сумма акциза к доплате по корректировке 3 составила 133 536 000 руб.

Акциз не уплачен, банковская гарантия и договор поручительства не представлены.

По итогам проверки составлены акты № 352 от 23.03.2020г.  и № 354 от 23.03.2020г. с  указанием на нарушение статьи 184 НК РФ.

В связи с непогашением задолженности в установленный в требованиях срок соответствии со статьями 46 и 76 НК РФ ИФНС № 7 вынесены решения:

- о взыскании задолженности за счет денежных средств в банках № 630 от 17.01.2020,

-  о взыскании задолженности за счет денежных средств в банках № 669 от 21.01.2020

Приняты решения о приостановлении операций по счетам № № 1996, 1997 от 17.01.2020 и  № 2294, 2295 от 21.01.2020.

В связи с неисполнением решений о взыскании задолженности за счет денежных средств в банках № 630 от 17.01.2020 и № 669 от 21.01.2020 в соответствии со ст. 47 НК РФ ИФНС № 7 принято решение о взыскании задолженности за счет имущества  № 561 от 03.02.2020 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества  от 04.02.2020 № 562.

Данные обстоятельства по делу не оспариваются.

Суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы акциза, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Согласно статьей 69 (части 1, 2, 4), 70 (части 1, 2) НК РФ Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Оспариваемые требования ИФНС № 7 выставлены на основании статьи 69 НК РФ в связи с  отражением в карточке  «Расчеты с бюджетом» (далее- КРСБ) задолженности по налоговой декларации по акцизам на табачные изделия за март 2019гза  апрель 2019г.  

Основанием для взимания пени, которая исчисляется на неуплаченную сумму акциза, является статья 75 части 1 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

  В данных требованиях отражены вышеуказанные суммы акциза и в соответствующих суммах пени. Требования вынесены ИФНС № 7 в пределах полномочий согласно приказом УФНС по Калининградской области от 16.04.2019г. № 01-15/055@ «Об утверждении Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7   по Калининградской области. Основанием для взимания пени, которая исчисляется на неуплаченную сумму акциза, является статья 75 части 1 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии со статьей 46 НК РФ  В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Данные положения закона налоговым органом соблюдены.

По существу недоимки выводы налогового органа основаны на положениях статьи 184 НК РФ, устанавливающей особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации и позиции о том, что, несмотря на представление документов, подтверждающих экспорт подакцизной продукции, при отсутствии банковской гарантии и поручительства акциз должен быть уплачен.

Суд находит выводы налоговых органов обоснованными.

Так, п.п.4 п.1 Статьи 183 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в числе других операции: реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

В соответствии с пунктом 2 ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 настоящей статьи.

Пунктами 2.1. Право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики - организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее трех лет. Право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, имеют налогоплательщики - организации, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством.

Таким образом, для освобождения от уплаты акциза требуется банковская гарантия или поручительство.

Иного порядка освобождения от уплаты акциза налоговое законодательство не предусматривает.

Следовательно, при отсутствии банковской гарантии необходимо уплатить акциз в порядке, установленном для операций по реализации товаров на территории Российской Федерации.

В этом случае, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, на основании положений с пункта 4 статьи 203 НК РФ, согласно которому  возмещению из бюджета (путем зачета или возврата) подлежат суммы акциза, исчисленные по операциям, указанным в подпунктах 4, 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 183 НК РФ, и уплаченные налогоплательщиком вследствие отсутствия банковской гарантии или договора поручительства.

Возмещение указанных сумм из бюджета осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктами 7 и 7.2 статьи 198 НК РФ, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета одновременно с налоговой декларацией по акцизам, в которой отражается сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком при совершении операций, предусмотренных пунктами 4, 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 183 НК РФ, заявленная к возмещению.

Заявителем не уплачен акциз за март и апрель 2019г., в связи с чем по сроку уплаты у Общества в КРСБ отражена недоимка по акцизу.

С учетом изложенного довод Общества  о том, что представление в налоговый орган документов, подтверждающих экспорт подакцизной продукции, несмотря на отсутствие банковской гарантии и поручительства, освобождает его от уплаты акциза, является ошибочным. 

Изложенные выше положения закона обществом не соблюдены, тогда как в соответствии с ними общество, представив декларации с исчислением акциза при отсутствии банковской гарантии и поручительства должно было оплатить акциз, и только затем акциз подлежит возмещению из бюджета.

В связи с изложенным, оспариваемые действия и требования соответствуют положениям закона и не нарушают  прав и законных интересов общества.

Руководствуясь статьями 170-176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении  требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд со дня принятия.

Судья                                                                      Кузнецова О.Д.