Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-15/2021
«12» июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «06» июля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме «12» июля 2021 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шубиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» (ОГРН 1023902149424, ИНН 3914010751) к Калининградской областной таможне о взыскании с Калининградской областной таможни денежных средств в размере 13 145 840, 51 руб., в том числе излишне уплаченных таможенных платежей в размере 12 860 941, 16 руб., 362 769, 71 руб. процентов за нарушение срока возврата денежных средств, расходов по уплате государственной пошлины,
третье лицо: Центральная акцизная таможня
при участии
от истца: Панкстьянов С.В., по доверенности от 16.02.2020, паспорту; Михалева Ю.С., по доверенности от 20.08.2019, паспорту;
от ответчика: Рыжик Т.А., по доверенности от 04.03.2021, удостоверению; Кожевникова И.Ю., по доверенности от 24.12.2020, удостоверению; Решетникова Е.Р., по доверенности, паспорту;
от третьего лица: извещен, не явился;
установил:
31.12.2020 ООО ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Калининградской областной таможне (далее – Таможня, заинтересованное лицо) об обязании возвратить (зачесть) в счет авансовых платежей излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 12 860 941,16 руб.; обязании Таможни выплатить 738878, 93 руб. в качестве процентов в отношении излишне уплаченных сумм таможенных платежей; взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии с заявлениями об уточнении исковых требований от 20.05.2021 (том 2 л.д.88) и 29.06.2021 (том 2 л.д.105) общество просит взыскать с Калининградской областной таможни денежные средства в размере 13 145 840, 51 руб., в том числе излишне уплаченные таможенные платежи в размере 12 860 941, 16 руб., 362 769, 71 руб. процентов за нарушение срока возврата денежных средств, расходы по уплате государственной пошлины. Уточнения требования приняты судом к рассмотрению (протокол судебного заседания от 25.05.2021, от 06.07.2021).
В ходе судебного заседания представители Общества заявление поддержали в полном объеме, ссылаясь на представленные в дело материалы и письменные пояснения, просили суд предъявленные требования удовлетворить.
Представители Таможни исковые требования не признали, просили суд в удовлетворении требований отказать.
От представителя третьего лица в суд поступили письменные пояснения от 25.05.2021, в которых оно в удовлетворении требований общества просит отказать.
Заслушав в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало товар «Настойки спиртные, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимки в сосудах емкостью более 2-х л (дистиллят коньячный молодой не находившийся в контакте с древесиной дуба), содержание спирта 69,8%, для производства алкогольной продукции» - 5 400 л, о чем в Акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни Обществом была предоставлена соответствующая декларация на товары №10012210/281119/0002989.
Платежными поручениями от 26.11.2019 №№: 7354 и 7355 Обществом были перечислены денежные средства соответственно в качестве ввозных таможенных пошлин на сумму 5 724 000 руб. и авансовых платежей на сумму 7 792 000 руб., всего на общую сумму 13 516 000 руб. Из указанной суммы часть денежных средств в размере 12 860 941 рубль 16 коп. была списана таможенным органом в качестве таможенных платежей за указанную поставку товара по ДТ № № 10012210/281119/0002989.
По данным общества, изложенным в заявлении, поставка Товара по указанной выше деклараций на товары была осуществлена от нового производителя, с которым Общество ранее не работало, в связи с чем Общество провело собственный контроль качества поступившего сырья. Поскольку в товаре были выявлены неоговоренные контрактом недостатки, Общество инициировало помещение ранее ввезенного товара по ДТ № 10012210/281119/0002989 под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с Подпунктом 1 пункта 2 ст. 241 ТК ЕФЭС, частью 3 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Общество 14 ноября 2020 г. обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) на расчетный счет Общества излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин и иных денежных
средств, что подтверждается направленной в таможенный орган Формой
корректировки декларации на товары.
Таможенный орган письмом от 23.11.2020 № 23-19/24872 вернул заявление Общества без рассмотрения, сославшись на ч.4 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее - Закон N 311-ФЗ) со ссылкой на то, что к заявлению приложены документы, не отвечающие предъявляемым требованиям, а именно: платежные документы представлены в виде распечатанных электронных копий; свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на учёт в налоговом органе представлены в виде нотариально заверенных копий с копий документов.
На повторное заявление Общества от 30 ноября 2020 г. таможенный орган ответил письмом от 18 декабря 2020 г. № 23-19/27114, где указал о необходимости внести изменения (дополнения) в сведения об исчисленных соответствующих пошлинах, налогах, заявленные в графах 47 и «В» декларации на товары № 10012210/281119/0002989, товары по которой помещены под таможенную процедуру импорта, указал о необходимости предоставления корректировки декларации на товары (далее - КДТ).
После очередного электронного обращения Общества в таможенный орган с соответствующим заявлением о перечислении на лицевой счет Общества излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин и иных денежных средств о возврате (зачете), таможенным органом 28 декабря 2020 года принято решение об отказе в регистрации корректировки декларации на товары, указав в качестве причины принятого решения - не указано обоснование необходимости внесения изменений в ДТ, в том числе по графе 44 ДТ.
Исходя из сложившейся ситуации Общество посчитало необходимым обратиться в суд за защитой своих прав с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить (зачесть) в счет авансовых платежей излишне уплаченные таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решений об отказе в возврате таможенных платежей. В соответствии с позицией Общества, им представлено таможенному органу достаточно доказательств в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей.
Судом установлены следующие нормы таможенного законодательства, подлежащие применению при рассмотрении обоснованности заявления.
В соответствии с пп.7 п.1 ст.67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее – ТК ЕАЭС) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в соответствии с настоящей главой в следующих случаях - случаи, предусмотренные статьями 237 и 242 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.242 ТК ЕАЭС в отношении указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 238 настоящего Кодекса товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Союза, осуществляется возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных (взысканных) в связи с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением случая, когда суммы ввозных таможенных пошлин, налогов уплачены (взысканы) в связи с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот (п.1 ст.242 ТК ЕАЭС).
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляется в соответствии с главой 10 и статьей 76 настоящего Кодекса (п.2 ст.242 ЕАЭС).
Оценивая доводы Общества, а также возражения Таможни и третьего лица (Центральная акцизная таможня) судом установлено следующее.
В письменных объяснениях от 15.04.2021 (том 1 л.д.148) Таможня ссылается на следующие нормы таможенного законодательства.
В силу пункта 2 статьи 239 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, указанных в подпункте 6 пункта 2 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру реэкспорта являются:
1) помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах. Для целей подтверждения неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, таможенному органу могут представляться документы, выдаваемые уполномоченными организациями в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС;
3) неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза;
4) возможность идентификации товаров таможенным органом;
5) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
При этом по данным Таможни, согласно сведениям, содержащимся в архиве выпущенных деклараций АИС «АИСТ-М», решение о выпуске товаров, сведения о которых заявлены декларантом ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» в декларации на товары № 10009100/240720/0056995, принято должностным лицом Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни 25.07.2020. Товары, сведения о которых заявлены в декларации на товары № 10009100/240720/0056995, 25.07.2020 года помещены под таможенную процедуру реэкспорта. В графе 40 (Общая декларация/предшествующий документ) ДТ № 10009100/240720/0056995 под кодом «09035» (Декларация на товары, за исключением документа, указанного в позиции с кодом 09031) указана ДТ № 10012210/281119/0002989.
Решение о выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10012210/281119/0002989 (далее - товары), принято Калининградским акцизным таможенным постом Калининградской областной таможни 29.11.2019 года. Товары 29.11.2019 года помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При декларировании товара по ДТ № 10009100/240720/0056995 Калининградский акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни был заявлен декларантом в качестве таможенного органа, где товары находятся на момент подачи ДТ и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения в отношении них таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра. Должностные лица Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни какие-либо таможенные операции в отношении декларируемого товара, в том числе по поручениям Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни, не совершали. Декларантом товаров документы и сведения в отношении товара, декларируемого по ДТ № 10009100/240720/0056995, Калининградской областной таможне не представлялись.
В соответствии со статьей 134 ТК ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Предоставление отчетности владельцами складов временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определены приложением № 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 №444.
Из сведений, содержащихся в отчетах по форме ДО-2 (отчет о выдаче товаров с СВХ) от 28.11.2019 года №№ 200265, 200266 (прилагаются) и от 02.12.2019 года №№ 200272, 200273, представленных ООО «Виноконьячный завод «Альянс 1892» Калининградскому акцизному таможенному посту Калининградской областной таможни, товар был выдан с СВХ.
Таким образом, 02.12.2019 товар покинул зону таможенного контроля и находился без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению у ООО «Виноконьячный завод «Альянс - 1892».
Сведения об использовании/неиспользовании ООО «Виноконьячный завод «Альянс - 1892» товара на таможенной территории Евразийского экономического союза Калининградская областная таможня не располагает.
В связи с тем, что выпуск товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10009100/240720/0056995, и, соответственно, контроль соблюдения условий выпуска, осуществлялся Акцизным специализированным таможенным постом (центром электронного декларирования) Центральной акцизной таможни, какой-либо информацией о соблюдении декларантом условий помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, предусмотренных пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС, Калининградская областная таможня не располагает.
Соответствующие обстоятельства подтверждаются отчетами № 200138 от 06.08.2019, № 200137 от 06.08.2019 о принятии товаров на хранение (том 1, л.д. 151, 152), отчетами № 200266 от 28.11.2019, № 200272 от 02.12.2019, № 200273 от 02.12.2019 о выдаче товаров с СВХ (том 1, л.д.153-156).
Кроме этого, в объяснениях от 20.05.2021 Таможня указывает на то, что 27.01.2020 принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10012000-20/000018 по ДТ № 10012210/281 119/0002989 (в графе 31 ДТ указаны недостоверные сведения о характеристики товара, влияющие на его классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).
11.06.2020 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10012210/281119/0002989. Факт неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей отражен в корректировке декларации на товары № 10012210/281119/0002989 от 25.12.2020.
Арбитражным судом Калининградской области по делу № А21-13402/2020 от 01.04.2021 принято решение об отказе в удовлетворении заявления Общества об оспаривании отказа Калининградской областной таможни в принятии решения о прекращении действия (отмене) решения о классификации товара № РКТ-10012000-20/000018 и отмене решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10012210/281119/0002989.
Согласно пункту 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществляющих уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС», утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039, возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражению в ресурсе ЕЛС иных обстоятельств, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания, без представления плательщиком соответствующего заявления.
По состоянию на 17.05.2021 в ресурс ЕЛС не поступали сведения из КДТ к ДТ № 10012210/281119/0002989, влекущие возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов.
Дополнительно Таможня указывает на то, что по состоянию на 28.12.2020, а также по состоянию на 17.05.2021, задолженность Общества перед Калининградской областной таможней составляет 14 120 827,20 рублей.
При этом в судебных заседаниях по настоящему делу, в том числе и в заседании 06.07.2021, Таможня ссылалась на пп.1 п.12 Закона № 311-ФЗ в соответствии с которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи.
В своих письменных объяснениях от 25.05.2021 (том 2, л.д.93) по заявлению о возврате таможенных платежей Центральная акцизная таможня указывает на то, что акциз (акцизный налог или акцизный сбор) в данной ситуации не подлежит возврату обществу исходя из положений главы 22 НК РФ и имеющейся судебной практики.
Таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении, в том числе товаров Союза, в отношении которых применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении условий, установленных пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС (ст.238 ТК ЕАЭС).
При этом ЦАТ обращает внимание на тот факт, что общество, обращаясь с заявлением о возврате таможенных платежей, не учитывает, что Декларируемый по рассматриваемой поставке товар является подакцизным и имеет особый правовой статус.
В соответствии с пунктом 24 статьи 2 ТК ЕАЭС «налоги» - налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
В соответствии с пунктом 33 статьи 2 ТК ЕАЭС «таможенная пошлина» - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Статья 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет налогоплательщиков акциза. К таковым в частности относятся
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Организации и иные лица, указанные в статье 179 НК РФ, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Конституционным судом в Определении от 13.03.2018 № 592-0 указано, что Акциз является косвенным налогом.
В определении Конституционного суда от 09.12.2002 также дано определение понятию «Акциз». В данном определении Конституционный суд указывает, что акциз сохраняет свой статус косвенного налога вне зависимости от места происхождения товара, ключевым является отнесение товара к подакцизным в соответствии с положением ст. 181 НК РФ.
Таким образом, в случае, если в заявленных к возврату суммах таможенных платежей присутствует в том числе Акциз, рассматривая вопрос возврата таможенных платежей, необходимо руководствоваться в том числе НК РФ.
Данная правовая позиция соответствует и имеющейся арбитражной практике (дела А40-194088/2019, А40-225599/2019).
Имеющаяся арбитражная практика исходит из того, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, в частности алкогольной продукции, которые при всей ее специфике и трудностях контроля за процессом ее реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара. Такое правовое регулирование в силу экономико-правовой природы акциза не должно рассматриваться как влекущее двойное налогообложение. При установлении механизма исчисления указанного налога законодатель вправе также предусмотреть, что в случаях, когда подакцизный товар не был реализован конечному потребителю, не исключается возможность уменьшить налогооблагаемую базу по акцизу на ранее уплаченную сумму акциза.
Вводя в главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации такой налог, как акциз, правила его исчисления (статья 194), в том числе особенности механизма исчисления его итоговой суммы, федеральный законодатель признал объектом налогообложения реализацию товара (статья 182), закрепил порядок определения налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров (статья 187), а также предусмотрел право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на налоговые вычеты - за отдельными исключениями (статья 200), установив тем самым все существенные элементы механизма уплаты акциза в зависимости от вида реализуемого товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 186 Налогового кодекса Российской Федерации взимание акциза по подакцизным товарам Евразийского экономического союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 настоящего Кодекса.
Следовательно, учитывая особенную природу акциза, как элемента налоговой системы, в частности акцизов на алкогольную продукцию, положения Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должны применяться с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них, за исключением алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 201 настоящего Кодекса (постановление Арбитражного суд Московского округа от 27 октября 2020 г. по делу N А40-194088/2019).
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч.5 ст.200 АПК РФ).
Судом было предложено ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» и Калининградской областной таможне представить письменные пояснения и соответствующие доказательства по соблюдению условий помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта:
- помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза: претензии, экспертизы, письменные жалобы и иные документы, характеризующие выявленные недостатки импортного товара; претензия иностранному поставщику; письменный ответ на претензию;
- неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза;
- возможность идентификации товаров таможенным органом;
- соблюдение срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, с таможенной территории Союза (не превышающий 4 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под такую таможенную процедуру);
- фактический вывоз иностранных товаров с таможенной территории Союза, подтвержденный таможенным органом места убытия в порядке, определенном Комиссией в соответствии со статьей 93 ТК ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 N 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза» (определение и протокол судебного заседания от 23.03.2021).
Исходя представленных письменных доказательств, установленных фактических обстоятельств дела, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, судом сделаны выводы о том, что истцом (Обществом) не доказано соблюдения всех условий помещения товаров, указанных в подпункте 6 пункта 2 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру реэкспорта (1) помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; 2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах. Для целей подтверждения неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, таможенному органу могут представляться документы, выдаваемые уполномоченными организациями в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС; 3) неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза; 4) возможность идентификации товаров таможенным органом; 5) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
02.12.2019 товар покинул зону таможенного контроля и находился без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению у ООО «Виноконьячный завод «Альянс - 1892». Сведения об использовании/неиспользовании ООО «Виноконьячный завод «Альянс - 1892» товара на таможенной территории Евразийского экономического союза Калининградская областная таможня не располагает. В связи с тем, что выпуск товаров, и, соответственно, контроль соблюдения условий выпуска, осуществлялся Акцизным специализированным таможенным постом (центром электронного декларирования) Центральной акцизной таможни, какой-либо информацией о соблюдении декларантом условий помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, предусмотренных пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС, Калининградская областная таможня не располагает.
Кроме этого, исходя из положений статей 182, 187, 194, 200 НК РФ, положений ТК ЕАЭС и Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", учитывая имеющуюся практику их применения, основания для возврата акциза обществу в данной ситуации отсутствуют.
По мнению суда, Таможней выполнена обязанность доказывания отсутствия в данной ситуации оснований для возврата таможенных платежей Обществу. В связи с этим основания для взыскания с Калининградской областной таможни денежных средств в размере 13 145 840, 51 руб., в том числе излишне уплаченных таможенных платежей в размере 12 860 941, 16 руб., 362 769, 71 руб. процентов за нарушение срока возврата денежных средств, расходов по уплате государственной пошлины, также отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного исковые требования общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» (ОГРН 1023902149424, ИНН 3914010751) о взыскании с Калининградской областной таможни денежных средств в размере 13 145 840, 51 руб., в том числе излишне уплаченных таможенных платежей в размере 12 860 941, 16 руб., 362 769, 71 руб. процентов за нарушение срока возврата денежных средств, расходов по уплате государственной пошлины отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.
Судья И.Ю. Юшкарёв