Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград дело № А21- 10884/2011
7 марта 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 7 марта 2012г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Гениной С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбодько Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП «Калининградтеплосеть» к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской областной об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 26.12.2011г., паспорт,
от заинтересованного лица –ФИО2, по доверенности от 14.02.2012г., паспорт,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – предприятие, МУП «Калининградтеплосеть», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской областной (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Служба, заинтересованное лицо) №15-тпэ-04-20 от 7.12.2011г., согласно которому предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000руб.
В обоснование заявления предприятие, ссылается на то, что взимало плату не за подключение к сетям, а за иные оказанные услуги, которые государственному регулированию не подлежат.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, считает оспариваемый акт законным и обоснованным. Представлен отзыв.
Как следует из материалов дела, Службой проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП «Калининградтеплосеть» обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования, регулирования и применение цен (тарифов) услуги по поставке тепловой энергии, подключению к системе коммунальной инфраструктуры, соблюдение стандартов раскрытия информации за 2010-2011г.г.
В рамках проведения проверки, Службой установлено, что МУП «Калининградтеплосеть» в период 2010-2011 годы осуществляло деятельность по подключению к системе теплоснабжения и коммунальной инфраструктуре потребляющих устройств сторонних потребителей.
Предприятием осуществлялась выдача технических условий, согласование проектно-сметной документации, заключение договоров на подключение нагрузки объектов строительства к тепловым сетям и на технологическое присоединение дополнительной нагрузки к тепловым сетям.
Получение заявителями (абонентами, застройщиками) технических условий было возможно после оплаты выезда специалистов МУП «Калининградтеплосеть» для обследования систем теплопотребления. В соответствии с расчётной калькуляцией Предприятие взимало с лиц, обратившихся за техническими условиями, денежные средства за выезд специалистов для обследования системтеплопотребления в размере 979,78 рублей. Согласно данным бухгалтерского учета за 2010 год Предприятием получены средства от услуг по обследованию систем теплопотребления в размере 776749,92 рублей. Кроме того, Предприятием взимались средства за согласование проектно-сметной документации, необходимой в соответствии с выдаваемыми техническими условиями, в размере 2006 рублей за одно согласование. За 2010 год Предприятием были получены средства от услуг по согласованию проектной документации в размере 290501,48 рублей.
В ходе проверки установлено, что МУП «Калининградтеплосеть» (Исполнитель) заключило договора с ООО «Еврострой Сервис Плюс» (договор №30 от 31.05.2010г.), гр. СоницкимА.В.(договор№25 от 19.01.2010г.), ООО «Вестер-недвижимость» (договор №48 от 16.02.2011г.), ЗАО «Строительная компания «РосСтрой» (договор №58 от 29.04.2011г.) (далее - Заказчики, услуг технологического присоединения (подключения) нагрузки к тепловым сетям). Из указанных договоров следует, что Заказчики услуг обязаны: исполнить надлежащим образом обязательства по оплате за присоединение тепловой нагрузки к тепловым сетям Предприятия; представить на согласование Исполнителю проектную документацию; выполнить работы, предусмотренные проектом теплоснабжения. Исполнитель в соответствии с договорами, обязан: подготовить и выдать ТУ; согласовать проект теплоснабжения; выполнить ТУ в части возложенной на Исполнителя; проверить выполнение ТУ в части, возложенной на Заказчика; составить акт о присоединении тепловой нагрузки. Договором, заключенным с ЗАО «Строительная компания «РосСтрой» обязанности Исполнителя не определены. Все указанные договоры не содержат информацию о размере платы за технологическое присоединение (подключение) нагрузки к тепловым сетям. Вместе стем плата по ним взималась.
При этом, в соответствии со счёт-фактурой №2816 от 30.08.2011 и актом приёмки-сдачи работ по договору№48 от 16.02.2011, заключенному Предприятием с ООО «Вестер-недвижимость», взыскана плата за подключение в размере 217 000 руб.
В соответствии со счёт-фактурой № 2612 от 22.09.2011 и актом приема-сдачи работ по договору №58 от 29.04.2011, заключенному Предприятием с ЗАО «Строительная компания «РосСтрой», взыскана плата по акту приёма работ - за присоединение в размере 207 200 рублей.
В соответствии со счет-фактурами № 1840 от 09.06.2011г., № 1839 от 11.05.2011, № 1838 от 1 1.05.2011, выставленным в адрес ООО «Мюллер и К» (договор не заключался), взыскана плата за услуги по подключению дополнительной нагрузки в сумме 199 508,90 рублей.
Кроме вышеуказанных организаций в период 2010-2011 годы МУП «Калининградтеплосеть» была взыскана плата за подключение с гр. ФИО3, Управления судебного департамента, Управления торговли «Балтийского флота», ООО «Балтфинстр».
Службой установлено, что в соответствии с данными бухгалтерского учета за 2010 год МУП «Калининградтеплосеть» получена выручка от оказания услуг по подключению к сетям теплоснабжения и ГВС в размере 3 954 960 рублей; за 1 полугодие 2011 года сумма выручки составила 218 688,90 рублей.
Кроме того, Службой отмечено, что Предприятием не раскрывалась информация в соответствии со стандартами раскрытия информации об условиях подключения к сетям коммунальной инфраструктуры и тепловым сетям, что лишало потребителей возможности ознакомления с информацией о наличии (отсутствии) технической возможности подключения и об установленных размерах платы на подключение.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки №15-птэ от 17 ноября 2011г.
По мнению Службы, МУП «Калининградтеплосеть» в нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановления Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» допустило нарушение установленного порядка ценообразования при осуществлении деятельности по подключению (присоединению) к тепловым сетям и сетям коммунальной инфраструктуры, выразившееся во взимании платы за выдачу технических условий, взимании платы за подключение при наличии технической возможности подключения, взимании платы за подключение по тарифам не установленным органом регулирования.
23 ноября 2011 года в отношении МУП «Калининградтеплосеть» в присутствии представителя, составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением №15тпэ-04-20 от 7.12.2011г. муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Заслушав пояснения представителей сторон, обозрев материалы дела об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд установил:
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, определены в ст. 8 Закона N 190-ФЗ. В п. 31 ст. 2 Закона N 190-ФЗ указано, что плата за подключение к системе теплоснабжения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу пункта 9 статьи 2 Закона N 210-ФЗ тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Во исполнение требований законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Федеральный закон, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2).
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, согласно части первой статьи 12 Федерального закона устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и(или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и(или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 5 пункта 11).
Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) не влечет за собой увеличение нагрузки, не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается, что соответствует требованиям Федерального закона, предусматривающего взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения только в тех случаях, когда строительство или реконструкция объектов капитального строительства будут связаны с увеличением потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения иного объекта.
Согласно п. 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Отсутствие в договорах сведений о выполнении МУП «Калининградтеплосеть» мероприятий по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры свидетельствует о наличии технической возможности подключения к данным системам.
Отсутствие, в соответствии с бухгалтерским учётом Предприятия, затрат связанных созданием технической возможности подключения и не вошедших в состав расходов по регулируемой деятельности по теплоснабжению потребителей, так же свидетельствует о наличии технической возможности подключения.
Сведения об обратном, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка Предприятия на то, что им не взималась платы за подключение, противоречит материалам дела. В соответствии со счёт-фактурой №2816 от 30.08.2011 и актом приёмки-сдачи работ по договору№48 от 16.02.2011 с ООО «Вестер-недвижимость», взыскана плата за подключение в размере 217 000 руб.; с ЗАО «Строительная компания «РосСтрой», взыскана плата по акту приёма работ - за присоединение; с ООО «Мюллер и К», взыскана плата за услуги по подключению дополнительной нагрузки в сумме 199 508,90 рублей.
Указанные обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Довод заявителя о направлении инвестиционной программы в 2009г. для утверждения и принятия в Администрацию городского округа «Город Калининград», не свидетельствует о ее наличии.
Кроме того, из материалов дела об административном производстве, представленных технических условий и договоров, с учетом указанных в них обязанностей исполнителя (Предприятия), не следует, что в указанных случаях подключение объектов повлекло за собой увеличение нагрузки или требовало развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть» допустило нарушение установленного порядка ценообразования при осуществлении деятельности по подключению (присоединению) к тепловым сетям и сетям коммунальной инфраструктуры,
выразившееся во взимании платы за выдачу технических условий, за подключение при наличии технической возможности подключения, за подключение по тарифам не установленным органом регулирования, что является нарушением установленного порядка регулирования цен и "иным" нарушением установленного порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд отмечает, что Службой не допущено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Срок привлечения к ответственности соблюден.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что в соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ ими раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия «Калининградтеплосеть» о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 7.12.2011г. №15тпэ-04-20, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.В. Генина