НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Калининградской области от 03.05.2017 № А21-836/17

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-836/2017

«05»

   мая

2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОПРОМСТРОЙ»  

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области (межрайонное)

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10  по Калининградской области  

о признании недействительным решения от 28.12.2016 № 049V12160000050

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шпеко А.А. по доверенности от 13.01.2017, Фильковский С.Е. по доверенности от 19.01.2017,  

от ответчика: Низамова И.А. по доверенности от 11.01.2017, Жижимова Л.А. по доверенности от 24.04.2017.

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОПРОМСТРОЙ», ОГРН 1083925032300, место нахождения: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Малое Исаково, ул. Гурьевская, д. 1 (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области (межрайонное), ОГРН 1023902298837, место нахождения: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Ленина, д. 13А (далее – Управление) от 28.12.2016 № 049V12160000050 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

       В дальнейшем заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил требования и просит признать недействительным решение Управления от 28.12.2016 № 049V12160000050 в частидоначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в  сумме 557 536,62 руб., пени в сумме 92 594,55 руб. и штрафа в сумме 111 507,32 руб. на доначисленные суммы по дополнительному тарифу.

        Уточнение требований принято судом к рассмотрению.

        В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования, ссылаясь на то, что органом Пенсионного фонда не исследовался в ходе проверки и не доказан факт того, что работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, занимались такими работами более 80% рабочего времени и имеют право на досрочное назначение пенсии по старости, в силу чего должны применяться дополнительные тарифы страховых взносов. Кроме того, в случае отказа в удовлетворении требований просят суд снизить размер штрафа в 100 раз в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, которые не были учтены Управлением при вынесении решения.

        Представители Управления просят отказать в удовлетворении заявления, считают оспариваемое решение законным и обоснованным, ссылаясь на то, что в проверяемый период страховые взносы по дополнительному тарифу должны начисляться на все выплаты, производимые работникам, занятым на вредных, опасных и тяжелых условиях труда и включенным в Списки № 1 и № 2, независимо от времени занятости работника на таких работах. В части снижения штрафа указали, что органы Пенсионного фонда не имеют полномочий для применения смягчающих ответственность обстоятельств в связи с признанием с 01.01.2015 утратившей силу статью 44Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон N 212-ФЗ).

        Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10  по Калининградской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представила суду ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в соответствии со статьей 156 АПК РФ.  

        Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и зарегистрирован как страхователь в Управлении.

Управлением в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 02.12.2016 № 049V10160000069.

Как усматривается из акта, в ходе проверки выявлены факты занижения заявителем за проверяемый период базы для начисления страховых взносов на сумму 38 057,29 руб. на выплаты компенсации оплаты спортивно-оздоровительных мероприятий (3 чел.), оплаты отпуска (1 чел.), выплаты месячной премии (1 чел.), выплаты компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы (1 чел.), на суммы выплат в рамках трудовых отношений (2 чел.).

Кроме того, выявлены факты занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на сумму 18 150 071,59 руб. в отношении работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 (1991г.), а именно: производители работ (7 чел.), электрогазосварщики (6 чел.), электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий (69 чел.) и монтажники по монтажу стальных и железобетонных изделий (9 чел.).

По результатам рассмотрения акта Управлением принято решение от 28.12.2016 № 049V12160000050 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 113 570,02 руб. Названным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 567 850,15 руб. и пени в сумме 93 764,59 руб.

        Посчитав решение Управления незаконным и нарушающим его права в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

        Суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (действовавшего в проверяемый период) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

        В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

С 01 января 2013 года частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, то есть для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон N 173-ФЗ) (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, производители работ, электрогазосварщик, электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, действующей с 01.01.2015.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).

В силу пунктов 5 и 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и, соответственно, начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, является постоянная занятость работника в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.

Как следует из материалов дела, основанием для начисления Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу послужили представленные в ходе выездной проверки расчетные ведомости и табели учета рабочего времени на работников, должности которых подпадают под Список № 2.

Данные документы подтверждают общее количество рабочего времени, отработанного работником на предприятии. Однако из этих документов не следует, что работник был занят на вредных и опасных условиях труда, дающих право на досрочную пенсию, более, чем 80% рабочего времени, как того требуют вышеприведенные нормативные акты.

В силу положений статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение. 

В нарушение данного требования Управление не исследовало в ходе проверки и не представило суду доказательств того, что работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, занимались такими работами более 80% рабочего времени и имеют право на досрочное назначение пенсии по старости, в силу чего должны применяться дополнительные тарифы страховых взносов.

В подтверждение своих доводов о том, что в спорный период работники были заняты на вредных и опасных условиях труда менее 80% рабочего времени, заявитель представил в материалы дела Журнал учета времени работы сотрудников во вредных и неблагоприятных условиях труда.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя, Управление суду не представило.

При таких обстоятельствах суд признал, что непосредственная занятость работников на вредных и опасных работах не подтверждена, доказательств, что проверенный период времени подлежал включению в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, не представлено, вследствие чего основания для доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в данном случае отсутствуют.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2017 N 309-КГ16-18816.

Суд отмечает, что специальную оценку условий труда Общество провело по состоянию на 01 июня 2015 года, по результатам которой установленобщий класс условий труда производителей работ - 2, электромонтеров-линейщиков по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети - 3,2. При этом по результатам проведения специальной оценки условий труда установлено, что  право на льготное пенсионное обеспечение имеют только электромонтеры-линейщики (том 2 л.д. 75-77).

Дата утверждения отчета является датой завершения специальной оценки условий труда, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается Управлением, с 01.06.2015 дополнительные тарифы страховых взносов начислены Обществом в соответствии с названной статьей на выплаты тем работникам, которые имеют право на льготную пенсию по итогам проведенной оценки.

Ссылка Управления на внесение Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ изменений с 01.01.2017 в статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) отклоняется судом, поскольку в названной статье определены понятия, которые употребляются в данном Законе, в частности, понятие застрахованных лиц, в которое вносится соответствующее изменение. При этом статья 1 Закона N 27-ФЗ не устанавливает порядок и основания уплаты дополнительных страховых взносов.

В силу изложенного оспариваемое решение Управления подлежит признанию недействительным в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в  сумме 557 536,62 руб., пени в сумме 92 594,55 руб. и штрафа в сумме 111 507,32 руб., произведенных на основе выводов о занижении базы для исчисления страховых взносов.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей относятся на Управление.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

РЕШИЛ:

        Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902298837) от 28 декабря 2016 года № 049V12160000050 в части доначисления Обществу с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОПРОМСТРОЙ» (ОГРН 1083925032300) страховых взносов по дополнительному тарифу в  сумме 557 536 руб. 62 коп., пени в сумме 92 594 руб. 55 коп. и штрафа в сумме 111 507руб. 32 коп.

        Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902298837) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОПРОМСТРОЙ» (ОГРН 1083925032300) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

        Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                 И.С.Сергеева