НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2016 № А20-2419/15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нальчик Дело №А20-2419/2015

12 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2016 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи С.М. Пономарева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Н. Каляевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР, г.Нальчик

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР, г. Нальчик

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Ошхуновой М.Х. – по доверенности от 13.01.2016 №3, Ульбашевой Д.Х. – по доверенности от 12.01.2016 №2,

от заинтересованного лица: Макоева Т.Э. - по доверенности от 15.01.2016 №04-01-29/45, Шаваева М.Ш. по доверенности от 15.09.2015 № 04-01-29/1185, Пшихачева А.К.- по доверенности от 15.09.2015 №04-01-29/1187,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ о признании недействительным пунктов 1 и 2 представления №04-03-07/843 от 30.06.2015, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали уточненные требования по основаниям изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица требование учреждения не признали, просили отказать в его удовлетворении по по основаниям изложенным в отзыве. А также пояснили, что непринятие мер по представлению не влечет никаких негативных последствий для учреждения, в том числе не влечет привлечение к ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная ссылка на административную ответственность указана в представлении ошибочно.

На основании приказа ТУ Росфиннадзора в КБР № 60 от 06.05.2015г. Управлением проведена выездная проверка Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР на предмет использования в 2014 году средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240

Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.06.2015.

По результатам проверки руководитель ТУ Росфиннадзора вынес представление от №04-03-07/843 от 30.06.2015 об устранении нарушения бюджетного законодательства, в котором предложил Учреждению в срок до 31.07.2015 рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства и принять меры по их устранению; о результатах исполнения настоящего представления проинформировать надзорный орган.

Одновременно надзорный орган уведомил, что неисполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность.

ТУ Росфиннадзора согласно пунктов 1 – 2 представления установило в действиях Учреждения нарушения, выразившееся :

-в нарушение ст. 37 Бюджетного кодекса РФ и письма Фонда социального страхования РФ от 16.10.2013г. № 15-03-11/03-13964 «О разработке статей доходов и расходов бюджета ФСС РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по территориальным органам Фонда» руководством ГУ-РО ФСС РФ по КБР при расчете потребности в средствах, необходимых на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации на плановый 2014 год допущены отдельные факты завышения количественных показателей в технических средствах реабилитаций, что соответственно привело к завышению планируемой потребности в средствах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на общую сумму 31456,6 тыс. руб.

-в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ и письма ФСС России от 20.11.2013г. №15-03-11/06-16104, вследствие завышения средней стоимости оказанных услуг инвалидам по предоставлению технических средств реабилитации, от средней стоимости, сложившейся по федеральному округу в целом и по региональным отделениям ФСС России, ГУ-РО ФСС РФ по КБР произведены неэффективные расходы средств субвенций, выделенных из федерального бюджета в сумме 13755,2 тыс. руб.

Решение вопроса о способе устранения причин и условий нарушения отнесено на заявителя. Фактов нарушений, выразившихся в нецелевом использовании учреждением бюджетных средств в 2014 году не выявлено.

Не согласившись с пунктами 1 – 2 представления надзорного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет бюджетные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

Согласно пунктам 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ, при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 270.2 БК РФ, в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

В соответствии с частью 2 данной статьи, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Учитывая изложенное, Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ) статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) была дополнена частью 20, предусматривающей отдельный состав административного правонарушения и дифференцированную административную ответственность за невыполнение предписания органа государственного финансового контроля.

При этом положения части 1 статьи 19.5 КоАП не распространяются на нарушения, выразившиеся в невыполнении постановлений, представлений, решений органов государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц).

Из материалов дела следует, что планирование потребности в средствах на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий на 2014 год и плановый 2015-2016 годы, планово-экономическим отделом Отделения Фонда, в соответствии с приложением №9 к письму ФСС России от 16.10.2013г. № 15-03-11/03-13964, осуществлены отдельно, по каждому виду технических средств реабилитации.

Вместе с тем, при планировании внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета учреждением на отчетный 2014 финансовый год были установлены отдельные факты завышения реальной потребности в средствах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Потребность и фактическое исполнение заявок, значительно ниже запланированных учреждением, что подтверждено письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.11.2013 г. №15-03-11/06-16104, которое носило императивный характер в отношении действий по перерасчету потребности ГУ-РО ФСС РФ по КБР.

Доводы фонда о том, что письмо ФСС России от 20.11.2013г. № 15-03-11/06-16104 на день его издания носило рекомендательный характер, не нашли своего подтверждения. Данные обстоятельства также опровергаются проведенным ТУ Росфиннадзора в КБР анализом закупочных цен на оспариваемые фондом товары.

Учреждением в обоснование заявленных требований, не представлены первичные документы на товары закупленные в 2014 году по которым фонд выразил свое несогласие с выводами ТУ Росфиннадзора в КБР.

Представители ТУ Росфиннадзора в КБР в судебном заседании пояснили, что в ходе проведения проверки учреждением не были представлены первичные документы на товары закупленные в 2014 году по которым фонд выразил свое несогласие с выводами ТУ Росфиннадзора в КБР.

Данные обстоятельства учреждением не оспорены.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В соответствии со статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Таким образом, в нарушение ст.ст. 34, 37 Бюджетного кодекса РФ и письма Фонда социального страхования РФ от 16.10.2013г. № 15-03-11/03-13964 «О разработке статей доходов и расходов бюджета ФСС РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по территориальным органам Фонда» ГУ-РО ФСС РФ по КБР при расчете потребности в средствах, необходимых на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации на плановый 2014 год допущены отдельные факты завышения. В ходе рассмотрения дела Управлением произведен перерасчет запланированных расходов (плановых показателей), с учетом компенсационных выплат (которые при проведении проверки не были учтены проверяющими) по результатом которой установлены отдельные факты завышения количественных показателей в технических средствах реабилитаций, что соответственно привело к завышению планируемой потребности (прогнозные показатели) в средствах федерального бюджета на сумму 25516,0 тыс. руб.

Учреждением не опровергнуты выводы ТУ Росфиннадзора в КБР указанные в акте проверки.

Таким образом, включение фактов нарушений нормативных правовых актов, приведенных выше и содержащихся в пунктах 1, 2 представления, регулирующих бюджетные правоотношения, внесены ответчиком в оспариваемое представление законно и обоснованно, выявленные нарушения документально подтверждены, представление направлено надлежащему объекту - объекту проведенной проверки. Доказательств объективно свидетельствующих об обратном заявителем в материалы дела не представлено.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования учреждения подлежат удовлетворению в части признания недействительным пункта 1 представления №04-03-07/843 от 30.06.2015, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР в отношении Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР в части указания в разделе «нарушения в денежном выражении» в сумме 5 940 600 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать, так как оспариваемое представление соответствует требованиям нормам действующего законодательства и не нарушает права учреждения.

Непринятие мер по представлению не влечет никаких негативных последствий для учреждения, в том числе не влечет привлечение к ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, а не представления.

Обжалуемое представление не предусматривает механизма привлечения к ответственности, а именно применение иных мер принуждения, за неисполнение представления. Данный вывод подтверждается материалами дела.

В деле отсутствуют доказательства о том, что в связи с изданием оспариваемого представления наступили какие-либо неблагоприятные для учреждения последствия. Оспариваемые пункты представления носят информационно-разъяснительный характер и не являются властно-обязывающими в отношении учреждения, не нарушают права и законные интересы учреждения, не возлагают на учреждение каких-либо незаконных обязанностей.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное учреждением не доказано.

Учреждение и Территориальное управление от уплаты государственной пошлины освобождены на основании положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем ее взыскание не производится.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным пункт 1 представления №04-03-07/843 от 30.06.2015, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР в отношении Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР в части указания в разделе «нарушения в денежном выражении» в сумме 5 940 600 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия.

Судья С.М. Пономарев