Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нальчик Дело №А20-936/2016
26 сентября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 сентября 2016 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Х.Н. Шогенова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Бабугоевым
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростагро", с. Нартан
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
о признании права собственности отсутствующим,
третьи лица - Местная администрация Чегемского муниципального района и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики,
в отсутствие представителей сторон,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью "Ростагро" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республики о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:08:1800000:98, площадью 60 000 кв.м., категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования «Для строительства тепличного комплекса», расположенного по адресу: КБР, Чегемский район, земли администрации с. Нартан.
К участию в деле были привлечены третьи лица - Местная администрация Чегемского муниципального района и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики,
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев и оценив в порядке 75 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, проанализировав доводы искового заявления и приложенных к нему документов, суд установил следующие обстоятельства.
Во исполнение постановления бюро Обкома КПСС и Совета Министров КБАССР №52/6-256 от 28.06.1982г., Решениями исполнительного комитета Нальчикского городского Совета народных депутатов КБАССР от 04.01.1983г. №65, от 17.03.1983 № 206 и решением Исполкома Чегемского райсовета депутатов трудящихся от 18.04.1979г. №421 производственному объединению «Телемеханика» под организацию и строительство подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок общей площадью 45 га, что подтверждается паспортом земельного участка.
09.06.1994г. по согласованию с трудовым коллективом предприятия Государственным комитетом по управлению государственным имуществом КБР утвержден план приватизации завода «Телемеханика», в том числе и подсобного сельского хозяйства в составе ангаров для техники, водонапорной башни со скважиной, озера, недостроенных: котельной, овощехранилища и теплицы.
Распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом КБР №158 от 31.07.1996г. согласован перечень объектов недвижимости, предлагаемых для продажи, в том числе и подсобное хозяйство.
17.12.1998года Распоряжением Департамента по управлению городским
имуществом г. Нальчик зарегистрировано ООО крестьянское (фермерское ) хозяйство
«Клим», которое 23.12.1998 г. Госкомстатом КБР включено в Единый государственный
реестр предприятий и организаций с присвоением кодов Общероссийского
классификатора. На налоговый учет ООО КФХ «Клим» постановлено 28.12.1998г.
01.10.1999 года по договору купли-продажи ООО КФХ «Клим» приобрел у ОАО
«Телемеханика» в собственность незавершенный строительством объект - подсобное
хозяйство, расположенное на земельном участке площадью 329198 кв. м., по адресу :
г. Нальчик. Прохладненское шоссе. 8 км.
Перечень объектов, входящих в состав подсобного хозяйства содержится в Приложении №1 к договору купли-продажи и состоит, в том числе из объектов капитального строительства, прудов, плотины, линий электропередач, водопровода, газопровода, дорог, ограждений и прочего имущества. По своей сути подсобное хозяйство является имущественным комплексом.
В связи с приобретением ООО КФХ «Клим» объектов недвижимого имущества, Постановлением администрации Чегемского района № 147 от 12.07.2000г. для использования под подсобное хозяйство по выращиванию и реализации сельскохозяйственной продукции за ООО КФХ «Клим» перезакреплен земельный участок общей площадью 32,91 га, в том числе: пашни-14,9 га, многолетних насаждений -2,97 га, пастбища - 4,35 га, под водой - 7,68 га, под дворами и площадками- 2,74 га и под строениями - 0,27 га в границах, описанных по материалам отвода в Плане земельного участка (кадастровый номер 07:08:04.10:01:02:00) . При этом, земельный участок 0,27 га передан в собственность, а земельный участок площадью 32,64 га - в пожизненное наследуемое владение. Категория земель определена как «Земли граждан и общинно-родовых хозяйств», вид использования: «Крестьянское (фермерское) хозяйство».
Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю (до 01.07.2006г.) в соответствии с п.10 ст. 3 Федерального Закона 137-ФЗ от 25.10.2001г. ( в редакции, действовавшей до 01.07.2006г.) осуществлялась органами местного самоуправления.
Данное Постановление администрации Чегемского района представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 326400 кв.м. было зарегистрировано ООО КФХ «Клим» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись регистрации № 07-01/08-1/2000-191.2 от 08.09.2000г.
На основании Решения от 27.06.2004г. ООО КФХ «Клим» было переименовано в ООО КФХ «Лотос», а 23.07.2009 г. единственный учредитель принял решение о переименовании ООО КФХ «Лотос» в ООО «РостАгро».
В связи с тем, что в процессе ведения крестьянского (фермерского ) хозяйства в подсобном хозяйстве незавершенные строительством объекты достраивались ООО КФХ «Лотос» и в связи с тем, что установленные Федеральным законом № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» сроки для переоформления права пожизненного наследуемого владения истекали, общество переоформило право пожизненного наследуемого владения на право аренды на земельный участок площадью 22,48 га, в том числе: пашни - 9, 76 га, многолетних насаждений - 2,97 га, пастбища - 2,69 га, под постройками - 1,09 га, под водой - 4,76 га, под дворами - 1,21 га. Договор аренды был заключен на основании Постановления администрации Чегемского района №434 от 18.12.2006г. на срок по 01.12.2055 года (кадастровый номер земельного участка 07:08:1800000:33).
По мере того, как на арендуемом земельном участке было завершено строительство теплицы общей площадью 48721,4 кв. м., часть земельного участка площадью 60000 кв. м., занятого теплицей, была сформирована в самостоятельный земельный участок с постановкой на государственный кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 07:08:1800000:98 (участок выделен из земельного участка с кадастровым номером 07:08:1800000:33).
Земельный участок площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером 07:08:1800000:98 по договору купли-продажи № 40 от 25 июля 2012 года на основании Постановления главы администрации Чегемского муниципального района от 25.07.2012 года приобретен ООО «РостАгро» в собственность и принят по Акту приема-передачи от 26 июля 2012г., ООО «РостАгро», в свою очередь оплатило установленную договором цену Продавцу - администрации Чегемского муниципального района.
ООО «РостАгро» обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок и предоставило все необходимые для этого документы.
Однако, истцом получен отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с тем, что на земельный участок с кадастровым номером 07:08:1800000:98, расположенный по адресу: КБР, Чегемский район, земли администрации с. Нартан зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В связи с этим, ООО «РостАгро» обратилось в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в КБР и в местную администрацию Чегемского муниципального района для решения вопроса о возврате уплаченных денежных средств от ненадлежащего продавца и заключении договора купли-продажи земельного участка с собственником земельного участка .
Однако, по настоящее время вопрос о передаче земельного участка в муниципальную собственность не решен, уплаченные денежные средства обществу не возвращены и ООО «РостАгро» лишено возможности зарегистрировать свое право собственности на земельный участок будучи его фактическим владельцем с 2000 года.
Посчитав, что земельный участок с кадастровым номером 07:08:1800000:98, расположенный по адресу: КБР, Чегемский район, земли администрации с.Нартан неправомерно внесен в реестр федеральной собственности, а, следовательно, и запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок внесена в ЕГРП необоснованно, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу прямого указания пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к собственности таких субъектов Российской Федерации, и это согласуется с закрепленным в пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, к спорным правоотношениям по аналогии (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - Гражданский кодекс, часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) подлежат применению правила частей 7 и 9 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о государственной регистрации прав, Закон N 122-ФЗ, пункт 52 постановления Пленумов N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункты 58, 59 постановления Пленумов N 10/22).
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (статья 16 Земельного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Земельного кодекса в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 4) которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В целях разграничения государственной собственности на землю с 1 июля 2006 года введена в действие статья 3.1 Закона N 137-ФЗ (Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ), с указанного момента земельные участки на территории Российской Федерации считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
Согласно статье 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (статья 2 Закона о государственной регистрации прав).
Основания для государственной регистрации предусмотрены статьей 17 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации) все земли в пределах городской черты, за исключением переданных в собственность в установленном порядке, находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления (являются муниципальными землями).
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования (статья 1 и часть 2 статьи 12 Закона N 154).
Из статьи 29 Закона N 154 органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, в частности, органам местного самоуправления предоставлено право сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования.
Из анализа приведенных норм права следует, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям, поэтому суд пришел к правильному выводу, что Администрация правомочна осуществлять распоряжение им, и обоснованно указал, что право муниципальной собственности на земельный участок хотя и не зарегистрировано в установленном законом порядке, однако возникло в силу закона.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, сложившуюся судебно-арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, а также правильно распределяя бремя доказывания, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 АПК РФ доказал обстоятельства, на которые он ссылается, как на основание своих требований (а именно что являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, необходимом для его использования, ему предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) данного земельного участка), в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
исковые требования истца удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:08:1800000:98, площадью 60 000 кв.м., категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования «Для строительства тепличного комплекса», расположенного по адресу: КБР, Чегемский район, земли администрации с. Нартан. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Х.Н. Шогенов