Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-5427/2019
26 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 26 марта 2020 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи М.Х. Паштовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи З.Б.Мальбаховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, с.Псыгансу к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о признании отказа в предоставлении гранта незаконным и об обязании рассмотреть заявку,
при участии в судебном заседании представителя ответчика: ФИО2 – по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о признании отказа от 30.10.2019 в предоставлении гранта "Агростартап" незаконным и об обязании рассмотреть заявку.
В судебном заседании представитель ответчика по доводам, изложенным в отзыве просила в иске истцу отказать, считает отказ в предоставлении гранта законным и обоснованным.
Истец – ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, своего представителя не направила, свою позицию по возражениям ответчика и истребованные судом документы не представила.
В судебном заседании, начатом 16.03.2020, судом объявлен перерыв, после окончания которого – 17.03.2020, судебное заседание продолжено с участием представителя ответчика, который поддержал доводы, изложенные в отзыве, в иске просит отказать.
Заслушав доводы представителя ответчика, рассмотрев в порядке 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.09.2019 на портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики опубликовано информационное сообщение о начале приема документов для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов «Агростартап».
Порядок предоставления грантов «Агростартап» (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2019 № 86-ПП.
Правила участия в конкурсе, порядок, сроки и перечень необходимых документов и др. установлены Порядком, а также Административным регламентом предоставления Министерством сельского хозяйства КБР государственной услуги по предоставлению грантов «Агростартап», утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2019 № 67 «Об утверждении Административных регламентов предоставления Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики государственных услуг по предоставлению средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на создание системы поддержки фермеров и развитие сельского хозяйства» (далее – Административный регламент).
Пунктом 13 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядок ее предоставления.
Третьим абзацем пункта 14 Административного регламента установлено, что документы, предусмотренные пунктом 13 Административного регламента, могут быть направлены заявителем в Министерство сельского хозяйства КБР через государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР» и его филиалы.
07.10.2019 через государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР» истец подал заявку на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта «Агростартап» с приложением документов для участия в конкурсе.
Направление заявки и документов подтверждается описью документов через государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР» от 07.10.2019 № 0086/473135.
Уведомлением от 30.10.2010 Министерство сельского хозяйства КБР отказало в предоставление гранта, ссылаясь на неправильность расчета использования трудовых ресурсов КФХ, и что в плане расходов не заполнена графа «Итого без НДС».
Полагая отказ в предоставлении гранта незаконным, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон №209-ФЗ) закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Частью 1 статьей 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием финансовой поддержки за счет бюджетных средств такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие признакам субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
При этом частью 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ установлено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Статьей 16 Закона N 209-ФЗ установлены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Таким образом, статья 16 ФЗ N 209-ФЗ предоставляет полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать имущественную поддержку субъектам предпринимательства.
В целях достижения результатов регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановлением от 24.05.2019 № 86-ПП «Об утверждении порядков предоставления средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» утверждены:
- Порядок предоставления грантов «Агростартап»;
- Порядок предоставления субсидий на развитие сельской кооперации;
- Порядок предоставления субсидий региональному центру компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.
Согласно пункту 1 Порядка предоставления грантов «Агростартап» (далее – Порядок), настоящий Порядок определяет цели, условия и правила предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях софинансирования затрат, связанных с реализацией проекта "Агростартап".
Уполномоченным органом по предоставлению грантов "Агростартап", а также организатором проведения конкурсного отбора получателей гранта "Агростартап" является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (пункт 2 Порядка).
Гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам – победителям конкурсного отбора в соответствии с решениями конкурсной комиссии (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка персональный состав конкурсной комиссии, положение о конкурсной комиссии и сроки приема документов для участия в конкурсном отборе утверждаются приказом Министерства, который подлежит официальному опубликованию в газете "Кабардино-Балкарская правда", размещению на странице Министерства на едином портале исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации.
Объявление о проведении конкурсного отбора, место и сроки приема документов (не менее 15 рабочих дней) указываются в информационном сообщении, которое размещается на странице Министерства на едином портале исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 10 Порядка).
Как указано в пункте 16 Порядка гранты предоставляются на основании проведения конкурсного отбора при соответствии заявителя следующим требованиям:
- заявитель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
- заявитель не получал средства из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с иными правовыми актами на реализацию проекта "Агростартап";
- у заявителя на дату представления заявления отсутствует просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики средств субсидий, бюджетных инвестиций, грантов, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами;
- у заявителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату подачи заявления;
- заявитель, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- заявитель ранее не являлся получателем гранта на поддержку начинающего фермера или на развитие семейных животноводческих ферм;
- заявитель ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий и грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности в соответствии с иными правовыми актами;
- заявитель обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;
- заявитель в год получения гранта обязуется создать новые постоянные рабочие места в количестве:
одно новое постоянное рабочее место - при получении гранта в сумме менее 2000 тыс. рублей;
два новых постоянных рабочих места - при получении гранта в сумме от 2000 тыс. рублей и более;
- заявитель обязуется осуществлять непрерывную деятельность хозяйства не менее 5 лет после получения гранта;
- заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение 5 лет после получения гранта;
- заявитель при получении гранта обязуется в течение 15 календарных дней после объявления его победителем конкурсного отбора осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы - для граждан Российской Федерации;
- заявитель согласен на осуществление в отношении него проверки Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта.
Из содержания пунктов 17, 18 Порядка следует, что конкурсный отбор проводится поэтапно. На первом этапе Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет проверку заявления и приложенных к нему документов с целью установления:
- полноты (комплектности), соответствия представленных документов перечню документов, установленному настоящим Порядком;
- правильности оформления и составления документов;
- наличия у заявителя денежных средств, достаточных для финансирования приобретений, указанных в плане расходов в соответствии с подпунктом "е" пункта 11 настоящего Порядка;
- отсутствия получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и (или) грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам.
В соответствии с пунктом 19 Порядка, заявитель допускается к участию во втором этапе конкурсного отбора при отсутствии замечаний к заявлению и приложенным к нему документам.
Согласно пункту 20 Порядка заявителям, не соответствующим требованиям настоящего Порядка либо представившим недостоверные сведения и не допущенным к участию во втором этапе конкурсного отбора, в течение 5 рабочих дней со дня окончания рассмотрения документов направляются уведомления об отказе в предоставлении грантов с указанием причин отказа.
Как следует из уведомления Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2019 №21.04.2.07/4681 по результатам рассмотрения документов, предоставленных истцом для участия в конкурсном отборе получателей гранта «Агростартап» ФИО1 отказано в предоставлении гранта по следующим основаниям: «В результате проверки правильности оформления и составления документов в соответствии с пунктом 18 Правил предоставления грантов «Агростартап», утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 мая 2019 № 86-ПП, установлено, что: в проекте «Агростартап»: неверно рассчитаны показатели использования трудовых ресурсов; в плане расходов: не заполнена графа «Итого без НДС». Вместе с заявкой на получение субсидии истец представил через многофункциональный центр в Министерство все документы, предусмотренные Порядком.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии явилось (как указано в уведомлении): неверный расчет показателей использования трудовых ресурсов, не заполнение графы «Итого без НДС».
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Министерство сельского хозяйства КБР, возража против заявленных требований указывает, что в проекте «Агростартап» раздел 4 «Планируемые показатели использования трудовых ресурсов КФХ при реализации проекта «Агростартап» заполнен неправильно, а именно:
1) в фонд заработной платы в графах 3-7 необоснованно включена сумма страховых отчислений. Фонд заработной платы - сумма заработной платы за рассчитываемый период времени. В доказательство данной позиции также применены положения Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Минсельхозом РФ 22.10.2008 г., согласно которым приведен перечень выплат, подлежащих включению в фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям. Страховые взносы, отчисления, аналогичные расходы, подлежащие начислению на заработную плату и уплате работодателем в соответствии с действующим законодательством, в указанный перечень не входят. Кроме этого Минсельхоз РФ фонд заработной платы и выплату страховых отчислений относит к разным категориям (показателям). Например, в приказе Минсельхоза РФ от 27.07.2017 г. № 373;
2) расчет фонда заработной платы в году предоставления гранта и начала реализации проекта произведен исходя из 12 месяцев. Между тем, дата подачи документов на участие в конкурсном отборе 07.10.2019, соответственно, нанять работников в рамках реализации программы «Агростартап» и осуществить выплаты наемным работникам за прошедшее время не представляется возможным. Если расчет произведен на 2020 год, а фактически грант будет предоставлен в 2019 году, рассматриваемый проект не соответствует требованию о создании новых рабочих мест в году получения гранта.
3) выплата страховых отчислений не предусматривает страховые взносы на главу КФХ. Статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода. Выплаты и иные вознаграждения, производимые крестьянским (фермерским) хозяйством в пользу физических лиц, принятых главой КФХ на работу в фермерское хозяйство в рамках трудовых отношений, на основании статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке. Глава КФХ является работником КФХ, но не является наемным работником. Главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке. Следовательно, расчет показателей использования трудовых ресурсов КФХ без учета расходов на уплату фиксированных страховых взносов является неполным.
Также в отзыве на иск и своих пояснениях в ходе судебного разбирательства Министерство указывает следующее основание для отказа «не заполнена графа «Итого без НДС», аргументируя тем, что заполнение данного поля является обязательным, а заявителем в представленном плане расходов проставлен прочерк. Прочерк означает «ноль», при этом арифметическая сумма предельной стоимости всех запланированных расходов отличается от нуля.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 167) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7 ФЗ № 167 застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 7 ФЗ № 167).
В силу статьи 3 ФЗ № 167 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 28 ФЗ № 167 страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.
Согласно пункту 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке. Расчет показателей использования трудовых ресурсов КФХ без учета расходов на уплату фиксированных страховых взносов является неполным.
При этом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Судом на основе анализа представленных в материалы дела доказательств установлено, что из раздела 4 проекта «Агростартап» «Планируемые показатели использования трудовых ресурсов КФХ при реализации проекта «Агростартап» следует, что истец действительно не предусмотрел выплату страховых взносов на главу КФХ.
Также в плане расходов на реализацию проекта «Агростартап» истец не заполнил обязательную для заполнения графу «Итого без НДС».
Таким образом, суд приходит к выводу, что поданные заявителем документы оформлены неправильно.
В соответствии с пунктом 19 Порядка, заявитель допускается к участию во втором этапе конкурсного отбора при отсутствии замечаний к заявлению и приложенным к нему документам.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основе анализа всех представленных доказательств суд приходит к выводу, что на дату представления документов на получение гранта, заявитель не соответствовал требования, установленным пунктом 16 Порядка предоставления грантов «Агростартап», что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В связи с вышеизложенным отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Судья М.Х.Паштова