Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело №А20-6116/2023
06 марта 2024 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Л.К. Дабаговой,
рассмотрев в судебном заседании заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1020700751004, ИНН 0711024344), г. Нальчик
к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №11» (ОГРН 1020701191059, ИНН 0709005986), г. Прохладный
о взыскании 67 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №11» о взыскании 67 000 рублей штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования.
От заинтересованного лица поступил отзыв, в котором сообщает следующее: - СВЗ-СТАЖ (тип формы «ИСХ») сотрудников МКОУ «СОШ № 11» за 2022 год был отправлен 28.02.2023 в ОСФР РФ по Прохладненскому району, т.е. в соответствии с законодательными сроками. Однако, отчет не принят в связи с выявленными ошибками. В течение 5 рабочих дней ошибки были исправлены и отчет сдан в ОСФР по КБР. Ответственный за заполнение отчетности в ОСФР в момент подготовки отчета находилась в учебном отпуске (для сдачи госэкзаменов, Приказ от 09.01.2023 г № 1-о) В настоящий момент, должностное лицо уволено (Приказ от 04.07.2023 г№ 13-у). На основании изложенного просит снизить размер штрафа.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности, проанализировав доводы заявления и приложенных к нему документов, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» (ОГРН 1020701191059, ИНН 0709005986), г. Прохладный (далее должник или страхователь), в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Заявителем в отношении плательщика проведена проверка соблюдения правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ за 2022 г.
В ходе проверки установлено, что страхователем 02.03.2023 представлены сведения по форме СВЗ-СТАЖ (тип формы «ИСХ») за 2022 г. на 134 застрахованных лица.
Таким образом, сведения по отчету за указанный период представлены за пределами установленного законом срока.
Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ (в редакции №38 от 07.10.2022г.) в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
По факту получения индивидуальных сведений от страхователя за пределами
установленного Законом срока ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике составлен акт акт №005S 18230000955 от 14.06.2023г. о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, который направлен в адрес страхователя заказным письмом согласно реестра почтовых отправлений от 15.06.2023г.
По итогам рассмотрения вышеуказанного акта, ОСФР по КБР вынесено
решение Решением ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике должник привлечен к ответственности за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 67 000,00 руб. (расчет суммы штрафа: кол-во застрахованных лиц 134*500= 67 000).
Указанное решение направлено должнику заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 19.07.2023г.
Требованием №005S01230000998 от 02.08.2023г. должнику было предложено устранить допущенные нарушения и уплатить штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством. Указанное требование направлено в адрес должника заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 07.08.2023г. В установленный срок данное требование должником не исполнено.
В установленный срок данное требование должником не исполнено, что послужило основанием для обращения ОСФР по КБР в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования)» (далее - Закон №27-ФЗ) установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), представляет в органы пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Судом установлено, что 02.03.2023 страхователем были представлены фонду по форме СВЗ-СТАЖ (тип формы «ИСХ») за 2022 г. на 134 лица.
В силу статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В абзаце 17 статьи 17 Закона №27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчет штрафа произведен отделением правильно, процессуальных нарушений судом не установлено.
Вместе с тем, суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа по следующим основаниям.
Законами №27-ФЗ и №212-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Подпунктом "а" пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» из пункта 4 части 6 статьи 39 Закона №212-ФЗ было исключено положение об обязанности руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, а пунктом 24 той же статьи признана утратившей силу статья 44 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения» данного Федерального закона, предусматривавшая, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (часть 1); обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (часть 2); лицо, привлеченное к ответственности за совершение правонарушения, считается привлеченным к ответственности за это правонарушение в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда или органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 3); обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4).
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 №2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998 №14-П и от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Каких-либо доказательств причинения вреда допущенным правонарушением материалы дела не содержат, отделением суду не представлено.
Сведения об отягчающих вину учреждения обстоятельствах в материалах дела отсутствует.
Учитывая действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, что учреждение финансируется из муниципального бюджета, срок представления сведений нарушен всего на один день, суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 3 000 рублей.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике 3 000 рублей штрафа.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» в доход бюджета РФ госпошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Судья Л.К. Дабагова