НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2016 № А20-602/16

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нальчик Дело №А20-602/2016

16 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2016. Полный текст решения изготовлен 16.05.2016.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Н.Ж. Кочкаровой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальбаховой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гермес Ника» , г. Нальчик

к инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Нальчику

к Управлению Федеральной налоговой службы России по КБР

об оспаривании ненормативного акта,

при участии в судебном заседании представителей :

инспекции : Мазанова – по дов. в деле , Суховеева – дов. в деле

УФНС РФ по КБР: Татуевой – по дов. в деле, Балкарова – дов. в деле, Суховеева – дов. в деле

УСТАНОВИЛ :

общество с ограниченной ответственностью «Гермес Ника» ( далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решений №19603 от 30.12.2015 и № 19617 от 18.01.2016, вынесенных ИФНС №2 по г. Нальчику о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных документов по делу .

Представитель инспекции возражал против отложения дела.

Арбитражным судом ходатайство об отложении дела отклонено, в слушании дела объявлен перерыв до 04.05.2016.

В ходе судебного заседания представитель инспекции возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее.

Обществом , 26.06.2015г. представлена первичная «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за период май 2015г. (рег.№15920943) согласно которой:

Вид подакцизной продукции

Объем подакцизного товара (литров продукции)

Налоговая база в пересчете на безводный этиловый спирт (литров)

Ставка акциза (руб.)

Сумма исчисленного акциза (руб.)

Сумма акциза к вычету по ранее уплаченному авансовому платежу акциза (руб.)

Сумма акциза к уплате (руб.)

водка

0

0

500

0

0

0

Вино, без добавления этилового спирта

0

0

8

0

0

0

Согласно представленным обществом в Федеральную службы по регулированию алкогольного рынка декларациям об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (объемные декларации), а так же отчетов об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции из данных единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученных из УФНС по КБР проведен анализ соответствия объема отгруженной покупателям алкогольной продукции согласно данных из объемных декларации в мае 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за май 2015г. В результате было установлено отклонение в объеме отгрузки покупателям алкогольной продукции.

Вид подакцизной продукции

Отгрузка алкогольной продукции по данным ЕГАИС ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным объемных деклараций ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным налоговой деклараций по акцизам (руб. акциза)

Отклонение (руб. акциза)

водка

285450000

285450000

0

285450000

Вино, без добавления этилового спирта

11616000

11616000

0

11616000

Общая сумма расхождений между данными объемных декларации, ЕГАИС в мае 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за май 2015г. составило 297066000 руб.

По данному факту налогоплательщику было направлено сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию по акцизам за май 2015г. (№10-12/505 от 01.07.2015г.).

Налогоплательщиком 25.09.2015г. представлена уточненная «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за период май 2015г. (рег.№ 16510292) согласно которой:

Вид подакцизной продукции

Объем подакцизного товара (литров продукции)

Налоговая база в пересчете на безводный этиловый спирт (литров)

Ставка акциза (руб.)

Сумма исчисленного акциза (руб.)

Сумма акциза к вычету по ранее уплаченному авансовому платежу акциза (руб.)

Сумма акциза к уплате (руб.)

водка

2500

1000

500

500000

0

500000

Вино, без добавления этилового спирта

0

-

8

0

0

0

Общая сумма акциза к уплате в бюджет за май 2015г. составило 500000 руб..

По проведенному анализу соответствия объема отгруженной покупателям алкогольной продукции согласно данных объемных декларации и ЕГАИС в мае 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за май 2015г. было установлено отклонение в объеме отгрузки покупателям алкогольной продукции.

Вид подакцизной продукции

Отгрузка алкогольной продукции по данным ЕГАИС ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным объемных деклараций ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным налоговой деклараций по акцизам (руб. акциза)

Отклонение (руб. акциза)

водка

285450000

285450000

500000

284950000

Вино, без добавления этилового спирта

11616000

11616000

0

11616000

Общая сумма расхождений между данными объемных декларации и ЕГАИС в мае 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за май 2015г. составило 296566000 руб.

Таким образом, расхождения установленные в первичной декларации не устранены.

По данному факту налогоплательщику было направлено сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию по акцизам за май 2015г. (№10-12/959 от 01.10.2015г.). Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие объемы отгрузки алкогольной продукции указанные в уточненной налоговой декларации «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» май 2015г. (рег.№ 16510292) налогоплательщиком не представлены.

На основании решения Заместителя начальника ИФНС России №2 по г.Нальчику КБР от 26.11.2015г. № 137 проведены дополнительные мероприятия налогового контроля в отношении общества, в соответствии с которыми для установления фактов и объемов реализации алкогольной продукции в мае 2015г. дополнительно направлено требование о представлении документов (информации) №10-12/7809 от 01.10.2015г. контрагенту (оптовому покупателю алкогольной продукции) ООО "Оптима", на которое налогоплательщик документы (информацию) не представил.

Общество, согласно извещения №9 от 13.08.2014г. об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции было получено освобождение от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на основании банковской гарантии №43PGR141542 от 13.08.2014г. (сроком действия до 13.05.2015г.) ОАО«МИНБ», ИНН-7725039953, БИК-044525600. Объем закупленного спирта составил 300100л. спирта, с которой сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии составляет 150050000 руб. При этом на дату окончания действия банковской гарантии налогоплательщиком реализована алкогольная продукция, для производства которой использована только часть приобретенного этилового спирта.

Объем этилового спирта, не использованного для производства и реализации алкогольной продукции к 13.05.2015г. составило 192178 литров спирта, с которого авансовый платеж акциза составляет в сумме 96089000 руб. Сумма неуплаты авансового платежа акциза за май 2015г. составило 96089000 руб.

В результате проведенной камеральной налоговой проверкой установлено, что общество нарушение п.1 ст.181, п.5 ст.201 и п.1 ст. 182 НК РФ неправомерно занизил объем реализации алкогольной продукции, что привело к неуплате (неполной уплате) акциза на подакцизные товары за май 2015г. в сумме 296566000 (двести девяносто шесть миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей. А так же общество в нарушение п.13 ст. 204 НК РФ не исчислил в налоговой декларации за май 2015г. авансовый платеж акциза в сумме 96089000 (девяносто шесть миллионов восемьдесят девять тысяч) рублей.

Кроме того, в нарушение п.5 статьи 204 НК РФ, общество несвоевременно представило налоговую декларацию «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за май 2015г. (срок представления – 25.06.2015г., фактически представлена – 26.06.2015г.), за которое предусмотрено п. 1 статьи 119 НК РФ налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Инспекцией , после проведения камеральной проверки по представленной обществом налоговой декларации за май 2015 года , по результатам которой 07.10.2015. составлен акт №10402 , 30.12.2015. принято решение №19603, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 59 313 200 рублей штрафа, по пункту 1 статьи 119 Кодекса в виде 8 259 403 рублей штрафа, обществу начислено 392 655 000 рублей акциза, 20 999 875 рублей пени.

Далее , обществом представлена первичная «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за период июнь 2015г. (рег.№ 16202733) согласно которой:

Вид подакцизной продукции

Объем подакцизного товара (литров продукции)

Налоговая база в пересчете на безводный этиловый спирт (литров)

Ставка акциза (руб.)

Сумма исчисленного акциза (руб.)

Сумма акциза к вычету по ранее уплаченному авансовому платежу акциза (руб.)

Сумма акциза к уплате (руб.)

водка

0

0

500

0

0

0

Вино, без добавления этилового спирта

628000

-

8

5024000

0

5024000

Налогоплательщиком 28.07.2015г. представлена уточненная «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за период июнь 2015г. (рег.№ 16202820) согласно которой отгрузка алкогольной продукции в июне 2015г. не осуществлялась.

Согласно представленным обществом в Федеральную службы по регулированию алкогольного рынка декларациям об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции , а так же отчетов об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции из данных единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученных из УФНС по КБР проведен анализ соответствия объема отгруженной покупателям алкогольной продукции согласно данных из объемных деклараций в июне 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за июнь 2015г. В результате было установлено отклонение в объеме отгрузки покупателям алкогольной продукции.

Вид подакцизной продукции

Отгрузка алкогольной продукции по данным ЕГАИС ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным объемных деклараций ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным налоговой деклараций по акцизам (руб. акциза)

Отклонение (руб. акциза)

водка

0

0

170010000

170010000

Вино, без добавления этилового спирта

0

0

5024000

5024000

Общая сумма расхождений между данными объемных декларации, ЕГАИС в июне 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за июнь 2015г. составило 175 034 000 руб.

По данному факту налогоплательщику было направлено сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию по акцизам за июнь 2015г. (№10-12/634 от 30.07.2015г.).

Налогоплательщиком 26.10.2015г. представлена уточненная «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за период июнь 2015г. (рег.№ 16695362) согласно которой:

Вид подакцизной продукции

Объем подакцизного товара (литров продукции)

Налоговая база в пересчете на безводный этиловый спирт (литров)

Ставка акциза (руб.)

Сумма исчисленного акциза (руб.)

Сумма акциза к вычету по ранее уплаченному авансовому платежу акциза (руб.)

Сумма акциза к уплате (руб.)

водка

0

0

500

0

0

0

Вино, без добавления этилового спирта

628000

-

8

5024000

0

5024000

Общая сумма акциза к уплате в бюджет за июнь 2015г. составило 5 024 000 руб.

По проведенному анализу соответствия объема отгруженной покупателям алкогольной продукции согласно данных объемных декларации и ЕГАИС в июне 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за июнь 2015г. было установлено отклонение в объеме отгрузки покупателям алкогольной продукции.

Вид подакцизной продукции

Отгрузка алкогольной продукции по данным ЕГАИС ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным объемных деклараций ( в пересчете на руб. акциза)

Отгрузка алкогольной продукции по данным налоговой деклараций по акцизам (руб. акциза)

Отклонение (руб. акциза)

водка

0

0

170010000

170010000

Вино, без добавления этилового спирта

5024000

5024000

5024000

0

Общая сумма расхождений между данными объемных декларации и ЕГАИС в июне 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за июнь 2015г. составило 170010000 руб.

Таким образом, расхождения установленные в предыдущих декларациях налогоплательщиком не устранены.

По данному факту налогоплательщику было направлено сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию по акцизам за июнь 2015г. (№10-12/1091 от 02.11.2015г.). Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие объемы отгрузки алкогольной продукции указанные в уточненной налоговой декларации «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» июнь 2015г. налогоплательщиком не представлены.

В результате проведенной камеральной налоговой проверкой установлено, что общество в нарушение п.1 ст.181, п.5 ст.201 и п.1 ст. 182 НК РФ неправомерно занизил объем реализации алкогольной продукции, что привело к неуплате (неполной уплате) акциза на подакцизные товары за июнь 2015г. в сумме 170 010 000 рублей..

Общая сумма установленной не уплаты акциза в части алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) по которой на 2015г. действует ставка 500 руб. с 1 литра этилового спирта содержащегося в алкогольной продукции, составило 170 010 000 (сто семьдесят миллионов десять тысяч) рублей.

Инспекцией , после проведения камеральной проверки по представленной обществом налоговой декларации за июнь 2015 года , по результатам которой 11.12.2015. составлен акт №10514 , 18.01.2016. принято решение №19617, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 34 002 000 рублей штрафа, обществу начислено 170 010 000 рублей акциза, 8 181 731 рубль пени.

Не согласившись с решениями инспекции, в соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых с их учетом нормативных правовых актов.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса указано, что налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.

К числу налоговых проверок статьей 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем, Кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда от 15.03.2012 N 14951/11, в котором указано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы, если в ходе камеральной проверки выявил несоответствие данных представленной отчетности с имеющимися у него сведениями.

Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений пункта 5 статьи 88 Кодекса, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения, на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.

В определении от 12.07.2006 N 267-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно части третьей статьи 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Частью четвертой той же статьи налоговые органы наделяются правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Вместе с тем, по смыслу положений статьи 88 Кодекса, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из материалов дела видно, что в ходе камеральных налоговых проверок представленных обществом уточненных налоговых деклараций по акцизам на алкогольную продукцию за май и июнь 2015 года обнаружены расхождения между данными общества и инспекции по объему отгрузки покупателям года алкогольной продукции. Так, общая сумма расхождений между данными объемных декларации и ЕГАИС в мае 2015г. и налоговой декларацией по акцизам за май 2015г. составило 296566000 руб., в июне - 170010000 руб.

На требование инспекции №10-12/959 от 01.10.2015г. и №10-12/1091 от 02.11.2015г. о предоставлении пояснений по указанным расхождениям , общество первичные бухгалтерские документы не представило.

Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлено Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту Федеральный закон №171-ФЗ)

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №171-ФЗ для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукция вводится единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

Указом Президента РФ от 31.12.2008 № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» была образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка с возложением на нее функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона №171-ФЗ к документам, разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции на территории Российской Федерации, отнесены: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной; уведомление.

В соответствии с п.3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006г. №522, организации представляют в единую информационную систему, в том числе следующую информацию:

- объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения;

- сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации).

Из анализа названных норм следует, что первичным документом, на основании которого производится фиксация сведений в ЕГАИС, является товарно-транспортная накладная. Организация, осуществляющая оборот алкогольной продукции, обязана фиксировать информацию о движении алкогольной продукции в ЕГАИС путем отражения сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.

На основании п. 10 Правил при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной информации организация направляет в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, заявку с уточненными данными о фиксации, при этом организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, вносит уточнения в указанную информацию по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о возможности уточнения этой информации, принятому на основании заявления организации.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона №171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Указанное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

В силу п. 1 ст.26 Федерального закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.

Таким образом, сведения об объемах реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вносятся в ЕГАИС на основании данных, предоставляемых непосредственно организацией, осуществляющей такую реализацию, в том числе на основании первичной документации и показателей автоматических средств измерения и учета.

На основании ст.14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и поставки алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их производства и оборота.

Порядок представления деклараций и форма деклараций установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858. В соответствии с п. 4 вышеназванного Порядка декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Приказом Минфина России от 17.03.2006 №43н утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно п.8.2 Порядка заполнения деклараций «Об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» указываются данные в разрезе каждой товарно-транспортной накладной.

Соответственно, данные деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также данные ЕГАИС о поставке алкогольной продукции и данные деклараций по акцизам заполняются на основании первичных документов – товарно-транспортных накладных.

Уточненные объемные декларации налогоплательщиком за 2кв. 2015г. не представлялись.

Из изложенного следует, что общество , при наличии реализации алкогольной продукции, зафиксированной в ЕГАИС и отраженной в объемных декларациях занизил свои налоговые обязательства по уплате акцизов в налоговой декларации по акцизам за май и июнь месяцы 2015 года.

В сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, и только в случае, если установлена недобросовестность налогоплательщика, ему может быть отказано в защите его прав.

В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку общество не опровергло представленные инспекцией доказательства того, что сведения, представленные заявителем недостоверны и противоречивы, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

Кроме того, общество , согласно извещения №9 от 13.08.2014г. об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции было получено освобождение от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на основании банковской гарантии №43PGR141542 от 13.08.2014г. (сроком действия до 13.05.2015г.) ОАО«МИНБ», ИНН-7725039953, БИК-044525600. Объем закупленного спирта составил 300100л. спирта, с которой сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии составляет 150050000 руб. При этом на дату окончания действия банковской гарантии налогоплательщиком реализована алкогольная продукция, для производства которой использована только часть приобретенного этилового спирта.

Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции .

Пунктом 13 ст. 204 Кодекса установлено, что если на дату окончания действия банковской гарантии налогоплательщиком реализована алкогольная продукция, для производства которой использована только часть ранее приобретенного этилового спирта, авансовый платеж акциза должен быть уплачен не позднее дня, следующего за днем окончания срока действия банковской гарантии, исходя из ставки акциза, действующей на дату осуществления указанного платежа, и объема этилового спирта, не использованного для производства реализованной алкогольной продукции. При этом начисление авансового платежа акциза должно быть отражено в налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, на который приходится дата окончания действия банковской гарантии. Уплаченная сумма акциза в дальнейшем подлежит вычету в соответствии с пунктом 16 статьи 200 Кодекса.

Следовательно, банковская гарантия, срок действия которой заканчивается до реализации алкогольной продукции, не может обеспечить уплату акциза по этой продукции, поскольку в этом случае у налогового органа отсутствуют основания для предъявления банку требования об уплате акциза.

Таким образом, в случае окончания срока действия банковской гарантии, на основании которой налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции был закуплен этиловый спирт без акциза и без уплаты авансового платежа, ранее срока реализации данной продукции, произведенной из этого спирта, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате авансового платежа в части нереализованной продукции.

Объем этилового спирта, не использованного для производства и реализации алкогольной продукции к 13.05.2015г. составило 192178 литров спирта, с которого авансовый платеж акциза составляет в сумме 96089000 руб.

Учитывая изложенное авансовый платеж акциза в сумме 96089000 руб., приходящийся на объем этилового спирта, не использованного для производства и реализации алкогольной продукции, должен был быть уплачен не позднее дня, следующего за днем окончания срока действия банковской гарантии, исходя из ставки акциза, действующей на дату осуществления указанного платежа. При этом, начисление авансового платежа акциза должно было быть отражено в налоговой декларации по акцизам на который приходится дата окончания действия банковской гарантии: «Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий» за май 2015г., что налогоплательщиком не исполнено . Сумма неуплаты авансового платежа акциза за май 2015г. составила 96089000 руб.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

По смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком только в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. Соответственно, при отсутствии задолженности по уплате налога, пени взысканию не подлежат.

Исходя из наличия у общества недоимки по акцизам за май и июнь 2015 года, суд считает, что у налогового органа имелись основания для начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату акциза за указанный период.

Статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения): отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового Кодекса РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Поскольку материалами дела доказана правомерность доначисления обществу акциза за май и июнь 2015 года , а также нарушение сроков представления деклараций, в его действиях имеется событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Следовательно, налоговым органом обоснованно начислен штраф за неуплату акциза за указанный период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Кодекса к обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения относятся:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Указанный перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

При отсутствии прямых обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика, наличие или отсутствие отягчающих обстоятельств устанавливает руководитель налогового органа.

Согласно пункту 3 статьи 114 Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В ходе вынесения оспариваемого решения, налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность не установлено. Не установлены они и при рассмотрении дела.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что принятые инспекцией Федеральной налоговой службы России №2 по г.Нальчику решения №19603 от 30.12.2015. и решение №19617 от 18.01.2016. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Гермес Ника» являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 143, 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Гермес Ника» об отложении судебного заседания отклонить.

2. В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Гермес Ника» отказать.

2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Н.Ж. Кочкарова