153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-2809/2021
г. Иваново | 07 февраля 2022 года | ||
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Ланцелот-стандарт» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново
- о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Иваново, выразившееся в невыдаче уведомлений о подтверждении права ООО «Ланцелот-Стандарт» на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8;
- об обязании ИФНС России по г. Иваново выдать ООО «Ланцелот-Стандарт» уведомления о подтверждении права налогового агента на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8 в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО9 по доверенности от 24.03.2021, паспорту, документу об образовании и свидетельству о браке;
от ИФНС - представитель ФИО10 по доверенности № 05-12 от 04.12.2021, служебному удостоверению и документу об образовании.
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ланцелот-стандарт» (далее - ООО «Ланцелот-стандарт», Общество, заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново (далее: ИФНС России по г. Иваново, налоговый орган) о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Иваново, выразившееся в невыдаче уведомлений о подтверждении права ООО «Ланцелот-Стандарт» на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8; об обязании ИФНС России по г. Иваново выдать ООО «Ланцелот-Стандарт» уведомления о подтверждении права налогового агента на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8 в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
ООО «Ланцелот-стандарт» в обосновании заявленных требований указало следующее. Из п. 6 ст. 227.1 НК РФ не следует, что налоговый агент вправе обращаться с заявлением о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей только в текущем налоговом периоде. Кроме того, по мнению заявителя, формулировка «применительно к соответствующему налоговому периоду» в контексте п. 6 ст. 227.1. НК РФ подразумевает уменьшение налоговыми агентами суммы НДФЛ на сумму авансовых платежей, которые были уплачены налогоплательщиками в том же налоговом периоде, за который происходит уменьшение суммы НДФЛ. То есть «соответствующий налоговый период» - это не обязательно текущий налоговый период, а значит выдача налоговым органом Уведомления за 2019 год по заявлению ООО «Ланцелот-Стандарт», представленному в 2020 году, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, в ст. 227.1 НК РФ и в гл. 23 НК РФ не установлены специальные сроки для подачи налоговым агентом Заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей. Поэтому заявитель считает уместным к применению в данном случае общей нормы, закрепленной в п. 7 ст. 78 НК РФ, согласно которой заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, распространяются на налоговых агентов.
ИФНС по г. Иваново в письменном отзыве и дополнениях к нему с заявленными требованиями не согласилось по следующим основаниям. Обращение налогового агента с заявлением о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за рамками соответствующего налогового периода нормами статьи 227.1 НК РФ не предусмотрено. Следовательно, выдача налоговым органом Уведомления за 2019 год по заявлению, представленному 29.07.2020 г., противоречит действующему законодательству. В связи с этим заявление от 29.07.2020 г. не было обработано Инспекцией по причине нарушения сроков его представления. Подача Заявления налоговым агентом в 2020г. с целью уменьшения сумм налога, исчисленного за 2019г., является неправомерной, поскольку налоговый агент должен подавать заявление о праве уменьшить налог на доходы физических лиц на сумму авансовых платежей налога по патенту до конца налогового периода, в котором можно уменьшить налоговые платежи. Кроме того, налоговое законодательство также не содержит норм, устанавливающих обязанность налогового органа направлять сообщения об отказе в случае подачи уведомления не в соответствующем налоговом периоде. В связи с вышеизложенным, оснований для направления в адрес ООО «Ланцелот-Стандарт» Уведомлений о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019г., на основании представленных как 01.06.2020г., так и 29.07.2020г. Заявлений, у Инспекции не имелось. Дополнительно, Инспекция пояснила суду, что основания для отказа, установленные утвержденной формой от 30.03.2016г. №БС-4-11/5514 в рассматриваемом случае отсутствуют. Дополнительно налоговый орган обращает внимание суда на отсутствие у Общества заявлений от рассматриваемых иностранных граждан на возврат денежных средств. В связи с чем, налоговый орган полагает, что в случае выдачи спорных уведомлений на стороне Общества образуется переплата и неосновательное обогащение.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Обществом 01.06.2020г. в Инспекцию представлено Заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей в 2019г. (далее - заявление от 01.06.2020г.) в отношении 13 налогоплательщиков.
Данное заявление от 01.06.2020г. за 2019г. было зарегистрировано налоговым органом как заявление за 2020г.
По результатам рассмотрения Заявления от 01.06.2020г. Инспекцией 17.06.2020г. сформированы:
- Уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2020г. в отношении, указанных в данном Заявлении: ФИО1 - № 317, ФИО5 У.И.У. - № 313, ФИО11 - № 315, ФИО8 - №316, ФИО6 О.Х.У. - № 319, ФИО7 - №314, ФИО3 Х.Ш.У. - №312, ФИО2 - № 318, ФИО4 - №311;
- Сообщения об отказе в выдаче подтверждения права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2020г. в отношении: ФИО2 Р.Р.У. - №25, ФИО12 Я.Р.У. - № 27, ФИО13 А.Ш.У. - № 28, ФИО14 А.А.У. - №26.
Вышеперечисленные документы были получены представителем Заявителя по доверенности.
Таким образом, в ответ на указанное заявление Обществом были получены уведомления № 311-319, сообщения об отказе № 25-28 на 2020 год вместо запрошенного и указанного в заявлении 2019 г.
По причине указания в уведомлениях 2020 г. вместо 2019 г. ООО «Ланцелот-Стандарт» 29.07.2020г. повторно представило в Инспекцию Заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019г. (далее - Заявление от 29.07.2020г.) в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8.
ИФНС России по г. Иваново ни уведомление, ни сообщение об отказе в каком-либо виде на повторное обращение не направило.
22.01.2021г. ООО «Ланцелот-Стандарт» направило в УФНС России по Ивановской области жалобу на бездействие должностных лиц ИФНС России по г. Иваново от 12.01.2021г.
Рассмотрев жалобу, УФНС России по Ивановской области оставило ее без удовлетворения. Такое решение было принято на основании п. 6 ст. 227.1 НК РФ, согласно которому общая сумма налога с доходов налогоплательщиков исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке предусмотренном настоящим пунктом. Руководствуясь указанной нормой УФНС России по Ивановской области сделало вывод, что обращение налогового агента с заявлением о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за рамками соответствующего налогового периода Кодексом не предусмотрено, следовательно, выдача налоговым органом Уведомления за 2019 год по заявлению, представленному в 2020 году, противоречит действующему законодательству.
Не согласившись с выводами налоговых органов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав позиции представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом при исчислении налога на доходы физических лиц признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму в организациях исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в порядке, установленном статьей 227.1 Налогового кодекса российской Федерации.
В соответствии пунктами 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ иностранными гражданами уплачиваются фиксированные авансовые платежи по налогу за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (региональный коэффициент), устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент. При этом в платежном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа» (п.4 ст. 227.1 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 227.1 общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
В силу п. 6 ст. 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
В случае если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику (пункт 7 статьи 227.1 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Из изложенного следует, что для исчисления налоговым агентом общей суммы налога налогоплательщика (абзац 1 пункта 6 статьи 227.1 НК РФ) за соответствующий налоговый период по заявлению налогового агента инспекция обязана выдать ему уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за период действия патента (абзац 2 пункта 6 статьи 227.1 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Таким образом, подача ООО «Ланцелот-стандарт» заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей в соответствии с пунктом 6 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении рассматриваемых иностранных граждан в 2020 году за 2019 год не противоречит указанным нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений абзаца 4 пункта 6 статьи 227.1 Кодекса причинами для отказа в выдаче уведомления являются:
- отсутствие информации о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;
- ранее применительно к соответствующему налоговому периоду налоговым агентам выдавалось уведомление в отношении указанного налогоплательщика.
Согласно пояснениям налогового органа данные основания для отказа в рассматриваемом случае отсутствовали. Согласно пояснениям ИФНС бездействие обусловлено тем, что заявления поданы за рамками соответствующего налогового периода.
При этом применение сроков, установленных в пункте 2 статьи 230 Кодекса, к направлению заявлений налогоплательщиков о выдаче им уведомлений о подтверждении им права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей, необоснованно, поскольку статья 227.1 Кодекса, регулирующая порядок выдачи таких уведомлений, не отсылает к пункту 2 статьи 230 Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 227.1 НК РФ налоговый орган направляет уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В свою очередь, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных (абзац 5 пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Наличие оплаченных патентов и трудовых договоров в отношении рассматриваемых иностранных граждан, налоговым органом не оспаривается.
В рассматриваемом случае заявитель обратился с заявлением о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей и не получил от налогового органа соответствующего уведомления, только лишь потому, что, по мнению налогового органа, такое заявление подано не в соответствующем периоде.
Утверждение налогового органа о том, что уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год не может быть выдано Заявителю, обратившемуся в 2020 году, основано на ошибочном толковании норм права.
Статья 227.1 НК РФ не содержит нормы, обязывающей подавать заявление на выдачу уведомления на 2019 год только в 2019 году, в ней лишь указано на то, что уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода. Более того, подача подобного заявления в 2019 году невозможна, поскольку налоговым периодом по налогу на доходы является календарный год.
Также к указанным отношениям, по мнению суда, применимы нормы п. 7 ст. 78 НК РФ, на которые ссылается заявитель, согласно которым заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, распространяются на налоговых агентов.
Суд отмечает отсутствие такого основания для отказа в выдаче уведомления, как истечение соответствующего налогового периода. Иное бы означало двойное взыскание в бюджет сумм налоговых платежей - НДФЛ.
Ссылка Ответчика на приказы и письма ФНС России судом не может быть принята во внимание, поскольку последние не являются актами законодательства о налогах и сборах.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу № А41-80715/18, Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по делу № А06-7402/2018, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2020 по делу № А65-22693/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2020 по делу № А65-22685/2019.
Доводы налогового органа об отсутствии у Общества заявлений от иностранных граждан и возможном наличии на стороне Общества переплаты и неосновательного обогащения в случае удовлетворения заявленных требований, судом отклоняются.
В силу п. 6 ст. 227.1 НК РФ налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Данная норма права не свидетельствует об обязательном наличии у налогового агента заявлений от иностранных граждан до подачи заявлений на получение уведомления.
Порядок возврата излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц определен статьей 231 НК РФ, согласно которой излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
Таким образом, соответствующие денежные средства могут быть возвращены Обществом иностранным гражданам только при наличии от них соответствующих заявлений. Утверждения налогового органа о дальнейших неправомерных действиях Общества носят предположительный характер. Правомерность дальнейшего перерасчета (возврата) Обществом денежных средств только при наличии заявлений от иностранных граждан может быть в последующем проверена налоговым органом в ходе соответствующей проверки.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3000 рублей, оплаченная при подаче заявления по чеку-ордеру от 29.03.2021 № 27, подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Ланцелот-стандарт» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Иваново, выразившееся в невыдаче уведомлений о подтверждении права ООО «Ланцелот-Стандарт» на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8.
3. Обязать ИФНС России по г. Иваново выдать ООО «Ланцелот-Стандарт» уведомления о подтверждении права налогового агента на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за 2019 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 Хайруллохона Шамсиддин Угли, ФИО4, ФИО5 Угли, ФИО6 Олимхона Хасанбой Угли, ФИО7, ФИО8 в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ланцелот-стандарт» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по делу.
5. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева