НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 30.01.2012 № А17-5377/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  06 февраля 2012 года Дело № А17-5377/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2012 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гажур О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области

к открытому акционерному обществу «Газпромнефть - Ярославль»

Третьи лица:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области;

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области;

Департамент управления имуществом Ивановской области

о признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны - помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, согласно кадастровому паспорту помещения от 15.12.2009

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя Сахненко Р.Г. по доверенности от 30.12.2011 № 03-1892-и,

от ответчика – представителя Качалова Д.А. по доверенности от 01.01.2012 № 30/12,

от третьего лица МЧС России – представителя Старковой М.В. по доверенности от 30.12.201 № 839314-8,

от третьего лица Росреестр – не явился, извещен,

от третьего лица ДУИ Ивановской области – представителя Зябловой И.С. по доверенности от 28.12.2011 № 565-и

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее – ТУФАУГИ в Ивановской области, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Газпромнефть - Ярославль» (далее – ОАО «Газпромнефть - Ярославль», ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны – помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, согласно кадастровому паспорту помещения от 15.12.2009.

Обращение с иском основано на ст.ст. 12, 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что истцу стало известно о государственной регистрации права собственности ОАО «Газпромнефть - Ярославль» на все здание, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, в то время, как помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м. является объектом гражданской обороны (защитное сооружение, класса А-3), находящееся в федеральной собственности. В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Приложение №1, раздел 3, пункт 2) помещения, занимаемые объектами гражданской обороны, находятся исключительно в федеральной собственности, приватизации не подлежали, регистрация права собственности ответчика проведена незаконно.

Исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 05.12.2011. Извещением суда предварительное судебное заседание перенесено на 15.12.2011.

Определением суда от 15.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству истца привлечен Департамент управления имуществом Ивановской области. Судебное разбирательство по делу назначено на 10.01.2012. В порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось на 30.01.2012.

Ответчик иск не признал. В отзыве указал, что истцом не представлено доказательств того, что спорное имущество не подлежало приватизации, передавалось правопредшественникам ответчика в хозяйственное ведение для использования по целевому назначению без права продажи, сдачи в залог, в аренду, безвозмездной передачи с баланса на баланс, списание с баланса. Спорное имущество выбыло из владения государства в 2002 году, право собственности на него было зарегистрировано за ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт» в установленном законом порядке.

Ответчик также заявил о применении исковой давности, поскольку считает, что иск предъявлен за пределами установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетнего срока, начальный момент которого исчисляет с 2002 года – времени регистрации права собственности правопредшественниками.

Третье лицо Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области выступило на стороне истца, сообщив в отзыве, что объект федеральной собственности – помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6 было приватизировано в составе нежилого здания (лит. А9, А10, А11) расположенного по указанному адресу с нарушением действующего законодательства.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в отзыве сообщило о том, что государственная регистрация права собственности осуществлена на основании разделительного бухгалтерского баланса от 01.10.2007, акта приема-передачи объектов нежвижимого имущества от ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» ОАО «Газпромнефть-Ярославль» на основании разделительного баланса по состоянию на 01.09.2008.

Третье лицо Департамент управления имуществом Ивановской области поддержал позицию истца, указав, что в соответствии с п. 8 Плана приватизации указанного предприятия объекты гражданской обороны входили в укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации. Спорный объект недвижимости не вошел в уставной капитал акционерного общества при приватизации.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и отзывах на него.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия третьего лица.

Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

ТУФАУГИ в Ивановской области обратилось с иском о признании права собственности Российской Федерации на часть здания – помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, согласно кадастровому паспорту помещения от 15.12.2009.

По, данным кадастрового паспорта, изготовленного по данным технического обследования от 13.11.2009, объект представляет собой помещение подвала №1001, Лит. А9, общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6.

Исходя из Выписки из ЕГРП от 18.04.2011 №01/070/2011-346 нежилое здание, по адресу: ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, кадастровый номер 37:24:02 02 01:0004:002:000063300:0109, представляет собой нежилое здание промблока общей площадью 319,2 кв.м., в котором по данным кадастрового паспорта, изготовленного на основании технического обследования от 13.11.2009, отдельно проинвентаризировано помещение № 1001 Литера А9 – подвал - «объект ГО, Кл.А-3» кадастровый номер 24:401:002:000063300:0109:21001 (помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), общей площадью 84,4 кв.м.

Как видно из Выписки из ЕГРП от 18.04.2011 №01/070/2011-346 право собственности на здание в целом по адресу: ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6 зарегистрировано за ОАО «Газпромнефть-Ярославль».

Между тем, с момента постройки здания, в данном сооружении был запроектирован встроенный в сооружение объект гражданской обороны. Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны № 167 назначение данного защитного сооружения в мирное время по проекту – материальный склад, объект относился к федеральной собственности, балансодержатель – ОАО «Газпромнефть-Ярославль».

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты.

Основания возникновения и приобретения права собственности приведены в ст. 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Защита гражданских прав производится, в том числе, путем признания права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27.12.1991 №3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

На основании п. 15 постановления от 27.12.1991 №3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 №2980-1 объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).

Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» с 01.01.1994 введена в действие Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. На основании п. 2.1.37 данной Программы приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Согласно п. 2 «Положения о порядке использования объектов имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Приватизация государственного предприятия «Ивановонефтепродукт», осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации был утвержден Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Ивановской области 08.06.1994. Вновь образованное юридическое лицо – акционерное общество открытого типа «Ивановонефтепродукт» (правопредшественник ОАО «Газпромнефть-Ярославль») зарегистрировано Регистрационной палатой г. Иванова 09.06.1994.

Пунктом 9 Плана приватизации определено – объекты гражданской обороны передать в хозяйственное ведение акционерного общества для использования по целевому назначению без права продажи, сдачи в залог, в аренду, безвозмездной передачи с баланса на баланс, списания с баланса.

В Заключении отдела правоохранительных органов и обороны администрации Ивановской области о приватизации предприятия, подписанном 01.06.1994 был также сделан вывод о том, что предприятие подлежит приватизации за исключением части имущества, которое является мобилизационным зданием и поэтому передается предприятию по договору.

Судом установлено, что в ходе мероприятий по приватизации государственного имущества, защитное сооружение класса А-3, номер по соответствующему реестру 22, из федеральной собственности не выбывало.

В Акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года по предприятию «Ивановонефтепродукт» под пунктом №22 поименован объект недвижимости – здание пром.блока (инвентарный номер объекта №201), год ввода в эксплуатацию – 1960 год.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1992 №288, письмом Госкомимущества России от 29.04.1992 № АИ-13/2253 «О необходимости наличия при разработке плана приватизации заключения мобилизационного отдела соответствующего органа управления», заключения Управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ивановской области, ОАО «Славнефть - Ивановонефтепродукт» (правопреемник ОАО «Газпромнефть-Ярославль») и Комитетом по управлению Государственным имуществом Администрации Ивановской области был заключен договор от 28.10.1997 № 42/97 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнении мероприятий гражданской обороны», в отношении ОСУ, Кл. A3.

По результатам протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Славнефть - Ивановонефтепродукт» в форме заочного голосования от 19.04.2002 было принято решение реорганизовать ОАО «Славнефть - Ивановонефтепродукт» в форме присоединения его к ОАО «Славнефть - Ярославнефтепродукт».

Нежилое здание промблока литер А9, А10, А11, общей площадью 318,8 кв.м., расположенное по адресу: ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6, в соответствии с перечнем передаваемого от ОАО «Славнефть -Ивановонефтепродукт» в ОАО «Славнефть - Ярославнефтепродукт» недвижимого имущества в соответствии с утвержденным общим собранием акционеров от 19.04.2002 договором о присоединении и передаточным актом было передано от ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт» к ОАО «Славнефть Ярославнефтепродукт».

В 2008 году ОАО «Славнефть - Ярославнефтепродукт» реорганизовано в форме выделения, путем создания двух новых акционерных обществ - ОАО «ТНК -Ярославль» и ОАО «Газпромнефть-Ярославль», которым в соответствии с разделительным балансом переданы часть прав и обязанностей.

Таким образом, судом установлено, что спорное нежилое помещение - подвал, являющееся объектом гражданской обороны, из состава имущества, относящегося к объектам федеральной собственности, не выбывало.

Право федеральной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон №122-ФЗ от 21.07.1997г. вступил в силу 31.01.1998г.). В силу положений п.п. 1, 2 ст. 6 указанного Закона права на недвижимое имущество, возникшие ранее, до момента вступления в силу вышеназванного закона, признаются юридически действительными, государственная регистрация такого права производится по желанию правообладателя.

Изложенные ответчиком возражения против иска отклоняются судом по следующим основаниям.

Ссылка ответчика на то, что спорное недвижимое имущество выбыло из владения государства в 2002 году, судом отклоняется в силу следующего.

Спорное помещение – подвал в составе здания как защитное сооружение гражданской обороны, построенное в 1972 году и поставленное на учет, с момента постройки находилось на балансе правопредшественника ОАО «Славнефть - Ярославнефтепродукт» - Государственного предприятия «Ивановонефтепродукт». Решение о приватизации спорного объекта недвижимости Правительством Российской Федерации не принималось, сведений о делегировании Правительством Российской Федерации соответствующих полномочий Комитету по управлению государственным имуществом Администрации Ивановской области, утвердившему план приватизации названного государственного предприятия, нет, в силу чего данный объект является федеральной собственностью. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Как разъяснено в постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», регистрация права собственности на основании судебного акта не является препятствием для оспаривания зарегистрированного права другими лицами, считающими себя собственниками (законными владельцами) этого имущества (абзац 3 пункта 21 постановления). Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвующих в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество.

Также суд отклоняет довод ответчика о том, что в иске следует отказать по мотиву пропуска срока исковой давности на обращение с заявленными требованиями. В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 49 совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.

Исходя из содержания статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права возможно, согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем предъявления иска о признании права.

Заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Удовлетворение требований истца, влечет восстановление нарушенного права Российской Федерации в отношении указанного недвижимого имущества. Настоящее судебное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст.ст. 110, 156 (ч. 5), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на помещение подвала №1001, общей площадью 84,4 кв.м. в здание промблока, Литера А9, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Завокзальная, д. 40/6.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию-Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья О.А. Ильичева