ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
29 сентября 2015 года | Дело №А17-5007/2015 |
Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (ОГРН <***>, ИНН<***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области о признании незаконным Постановления № 293 о назначении административного наказания от 16.07.2015 года,
установил:
Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (далее – МП ЖКХ г. Шуи, заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области (далее административный орган, Инспекция) № 293 о назначении административного наказания.
В обоснование заявленных требований предприятие указало, что МП ЖКХ г. Шуи ошибочно выбивало кассовый чек на сумму выручки структурных подразделений, принимаемой в кассу предприятия, что послужило причиной превышения данных фискальных отчетов над данными дебета счета 50. Вместе с тем, в кассовой книге предприятия и в бухгалтерском учете величина поступившей в кассу предприятия наличной денежной выручки, в том числе принятой из касс структурных подразделений, отражена верно. По мнению заявителя, пробитие кассового чека с ошибочной (завышенной) суммой по сравнению с суммой, фактически уплаченной покупателем, не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Заявитель также указал, что вменяемые ему нарушения не представляют существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Заявитель пояснил, что в настоящее время МП ЖКХ г. Шуи предпринимает все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений. Предприятие находится в тяжелом финансовом положении, установленные тарифы не покрывают фактические издержки на технологию предприятия и выполнение основных функций, у предприятия имеются обязательства по оплате кредитных договоров. Учитывая данные обстоятельства, заявитель считает, что назначенное ему наказание носит неоправданно карательный характер.
Определением от 31.07.2015г. заявление МП ЖКХ г. Шуи принято к рассмотрению Арбитражным судом Ивановской области в порядке упрощенного производства. Сторонам предложено представить дополнительные документы в срок до 16.09.2015г.
В установленный срок административный орган представил в суд письменный отзыв и копии материалов административного дела. В письменном отзыве административный орган указал, что МП ЖКХ г. Шуи в период с 01.05.2015г. по 29.05.2015 г. нарушило порядок ведения кассовых операций, допустив неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, которая оформляется по окончанию проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники. Так же МП ЖКХ г. Шуи не вело кассовые книги по обособленным подразделениям, не определило лимит остатка наличных денег по каждому обособленному подразделению, не осуществляло прием денежных средств от обособленных подразделений по приходно-кассовому ордеру (ПКО), а повторно пробивало их через контрольно-кассовую технику, что является нарушением Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указания № 3210-У).
Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по контролю полноты учета выручки с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в отношении МП ЖКХ г. Шуи. По результатам проверки, наряду с иными обстоятельствами административным органом установлено, что в период с 01.05.2015г. по 29.05.2015 г. согласно данным полных фискальных отчетов общая сумма выручки (выручка ФО) составляет 2 721 932.04 руб.; согласно записям в журнале кассира-операциониста (форма №4) общая сумма выручки за проверяемый период составляет: 2 721 932.04 руб.; согласно данным кассовой книги сумма оприходованных организацией денежных средств составляет 1 412 547.00 руб. В результате установлены расхождения данных бухгалтерского учета выручки (данных дебета счета 50) по сравнению с выручкой ФО: превышение выручки данных ФО по сравнению с данными дебета счета 50 в сумме 1 309 385.04 руб.
Административный орган установил, что МП ЖКХ г. Шуи не вело кассовые книги по обособленным подразделениям, не определило лимит остатка наличных денег по каждому обособленному подразделению, не осуществляло прием денежных средств от обособленных подразделений по приходно-кассовым ордерам, повторно пробивая их через ККТ.
В ходе проверки также выявлено, что в период с 01.05.2015г. по 29.05.2015 г. имело место неоприходование выручки в кассу организации: 05.05.2015г. - 6142.50 руб., 06.05.2015г.-13826.17 руб., 13.05.2015г.-18656.07 руб., 15.05.2015г.- 32456.07 руб., 20.05.2015г.- 5062.13 руб., 21.05.2015г.-16333.24 руб., 22.05.2015г.- 7261.56 руб., 25.05.2015г.- 25525.29 руб., 28.05.2015г.- 22227.01 руб., 29.05.2015г.-3030.82 руб.
По результатам проверки, с соблюдением процедуры, установленной ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом составлен Протокол об административном правонарушении №293 от 10.07.2015 г., предусмотренном частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания №293 от 16.07.2015 года административный орган привлек предприятие к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Указанное Постановление оспорено МП ЖКХ г. Шуи в Арбитражный суд Ивановской области.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения определяет Указание Центрального банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
В соответствии с абз. 4,5,6 пункта 2, абз.7 пункта 4.6 и пунктом 5.3 Указаний N 3210-У подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица; юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения,
сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка
наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим
обособленным подразделениям; экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом; Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности; прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001.
Из материалов дела следует и заявителем по существу не отрицается, что МП ЖКХ г. Шуи не вело кассовые книги по обособленным подразделениям, не определило лимит остатка наличных денег по каждому обособленному подразделению, не осуществляло прием денежных средств от обособленных подразделений по ПКО, повторно пробивая их через ККТ. Превышение данных фискальных отчетов над данными дебета счета 50 образовалась по причине двойного приходования выручки (выручка полученная с конторльно-кассовой техники АМС-100 К 20555541 (туалет), Элвес-Микро-К №00021421 (баня), Элвес-Микро-К №00004485 (спец.магазин), АМС-100 К 20569347 (абонентский отдел), повторно пробивалась по контрольно кассовой технике АМС-100 К 00062545 (касса предприятия)).
В соответствии с пунктом 5.2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, на общую сумму принятых наличных денег.
Материалами административного дела зафиксированы и заявителем по существу не отрицаются имевшие место факты неоприходования выручки в кассу организации: 20.05.2015г.- 5062.13 руб., 21.05.2015г.-16333.24 руб., 22.05.2015г.- 7261.56 руб., 25.05.2015г.- 25525.29 руб., 28.05.2015г.- 22227.01 руб., 29.05.2015г.-3030.82 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении МП ЖКХ г. Шуи п. 15 Приказа № 34н от 29.07.1998г. «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», абз. 4,5,6 пункта 2, абз.7 пункта 4.6 , пункта. 5.2 и пункта 5.3 Указаний N 3210-У и наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах следует вывод о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Оценив доводы заявителя о малозначительности вменяемого ему правонарушения суд установил следующее.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Объективной стороной вменяемого предприятию правонарушения является несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансов и финансовой дисциплины, которые должны носить устойчивый характер. Допущенные заявителем нарушения носят многочисленный и систематический характер. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, не установлено, такие обстоятельства, в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не названы.
Таким образом, принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Административное наказание назначено Обществу в минимальном размере, в пределах санкции вменяемой статьи, с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Исходя из минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, основания для применения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ у суда отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Отказать Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства города Шуи в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области № 293 о назначении административного наказания.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Калиничева М.С.