НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 22.06.2015 № А17-1603/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

24 июня 2015 года

Дело №А17-1603/2015

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2015 года. Полный текст решения изготовлен 24 июня 2015 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Голикова С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пирожковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети» о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ивановской области от 06.02.2015г. №59 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Махотиной А.Н. (доверенность № 2 от 01.01.2013г.),

от заинтересованного лица – Лаптева П.А. (доверенность № 3 от 16.06.2015г.),

установил:

Открытое акционерное общество «Объединенные электрические сети» (далее – ОАО «Объединенные электрические сети», ОАО, Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ивановской области (далее – МИФНС, налоговый орган, Инспекция, Ответчик) от 06.02.2015г. № 59 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением арбитражного суда от 25.05.2015г. судебное разбирательство по делу откладывалось.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Суть заявленных требований состоит в том, что Общество своевременно представило сведения о доходах физических лиц за 2013г. Имеющиеся ошибки в представленных сведениях относятся к содержанию документа и не препятствуют ознакомлению с представленными данными. Срок представления уточненной справки не установлен ни одним законодательным актом, соответственно, если первоначальная справка представлена в установленный срок, уточненная справка может быть представлена в любое время и ответственность за пропуск сроков отсутствует.

Представитель ИФНС в судебном заседании поддержала позицию налогового органа, изложенную в отзыве на исковое заявление.

ИФНС ссылается на то, что в соответствии с Порядком представления сведений о доходах физических лиц, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@, представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом, а поскольку 1 сведение содержало ошибку, оно не было принято Инспекцией, тем самым Заявителем нарушен срок их представления.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, арбитражный суд установил:

МИФНС была проведена камеральная налоговая проверка ОАО  «Объединенные электрические сети» по вопросу представления Обществом, сведений о доходах физических лиц за 2013 год.

По итогам камеральной налоговой проверки составлен акт № 570 от 26.12.2014г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123).

Обществом были представлены возражения от 15.01.2015г. на акт проверки.

Заместителем начальника МИФНС по результатам проведенной камеральной налоговой проверки вынесено Решение № 59 от 06.02.2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО «Объединенные электрические сети» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ - в МИФНС сведений о доходах физических лиц и суммах исчисленного и удержанного в 2013 году налога на доходы физических лиц в количестве одной штуки в виде штрафа в сумме 100 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Решением Управления ФНС по Ивановской области от 17.03.2015г. № 12-16/02403 апелляционная жалоба ОАО «Объединенные электрические сети» на Решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ивановской области № 59 от 06.02.2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, ОАО «Объединенные электрические сети»  просит суд признать его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, показания представителей сторон, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении требований ОАО  «Объединенные электрические сети»  по следующим основаниям.

В соответствие с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны, в том числе, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствие с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях.

Форма сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) и рекомендации по ее заполнению, формат сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочники утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010г. № ММВ-7-3/611@.

Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@ (далее - Порядок).

Исходя из пунктов 27, 28 Порядка в течение рабочего дня, следующего за датой отправки сведений, налоговый агент получает подтверждение даты отправки от специализированного оператора связи или налогового органа, а также извещение о получении от налогового органа. При этом датой представления сведений считается дата отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа (пункт 4 Порядка).

Обществом 25.03.2014 года по ТКС был направлен в Инспекцию файл, содержащий сведения о доходах физических лиц за 2013 год в количестве 20 документов.

В результате автоматизированного контроля файла был сформирован и отправлен в адрес Общества протокол приема сведений о доходах физических лиц за 2013 год № 828 от 26.03.2014, согласно которому из 20 сведений о доходах за 2013 год, представленных Обществом в файле: НО_ НО_2НДФЛ\RАВ\1\ТКS\2013\NO_NDFL2_3720_3720_3706016431370201001_20140324_6BF34858-A6FE-4639-AB24-3EAB040EDCAB040EDCAB.XML, форматный контроль прошли 20 документов, 1 сведение не прошло форматный контроль, так как справка № 199 содержала недопустимое значение элемента (отрицательное значение дохода).

Судом установлено, что ошибка, выявленная налоговым органом, относится к содержанию документа и не препятствуют ознакомлению Инспекции с ним (фамилия, имя отчество работника – налогоплательщика НДФЛ, его ИНН, дата рождения, адрес, сумма дохода, налоговая  база, налог исчисленный, налог удержанный, налог перечисленный в представленной 25.03.2014г. справке 2-НДФЛ на Двойникова А.Н. содержатся).

Допущенная ошибка (отрицательное значение дохода по коду 2012 за 4 месяц имел отрицательное значение «-7638,83» была исправлена (заминусован доход за 2 месяц года и стал составлять 812,97 вместо ранее указанной суммы в 7244,40 во 2 месяце и 1207,40 в 3 месяце; сумма дохода работника за год не изменилась); сведения по форме 2-НДФЛ в количестве 1 штуки были повторно направлены в МИФНС 14.05.2014,  данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются. При этом необходимые для контроля за исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ сведения (фамилия, имя отчество работника – налогоплательщика НДФЛ, его ИНН, дата рождения, адрес, сумма дохода, налоговая  база, налог исчисленный, налог удержанный, налог перечисленный) были указаны те же, что и в первоначально (24.03.2014г.) представленной на Двойникова А.Н. справке по форме 2-НДФЛ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Для квалификации правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ существенным обстоятельством является наличие или отсутствие факта отправки сведений, что определяется в соответствии с пунктом 4 раздела 1 Порядка.

Требования пункта 30 раздела IV Порядка о том, что представленными считаются сведения после их проверки на соответствие формату и действий налогового органа по регистрации сведений в реестре, относятся не к своевременности представления документа, а к его оформлению, полноте и достоверности его содержания.

Объективной стороной правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ является непредставление документов и сведений.

По смыслу статьи 126 НК РФ ответственность за непредставление документов наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля. Нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган с соответствующими действительности сведениями, достаточными для осуществления налогового контроля, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьи 126 НК РФ.

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган в нарушение статей 65, 71 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательств несоблюдения Обществом условий и порядка отправки сведений в электронном виде не представил, отсутствие технической возможности раскрыть содержащуюся в файлах информацию не подтвердил, доказательств неполучения сведений через специализированного оператора не представил.

Кроме того, при получении 25.03.2014г. от Общества справки по форме 2-НДФЛ на Двойникова А.Н. налоговый орган обладал всеми необходимыми сведениями для проверки правильности исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что наличие в своевременно представленной  в Инспекцию справки по формы 2-НДФЛ отрицательного значения дохода не является существенной ошибкой, свидетельствующей о непредставлении ОАО «Объединенные электрические сети», как налоговым агентом сведений по работнику Двойникову А.Н., перечисленных в пункте 5 статьи 226 и пункте 2 статьи 230 НК РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения последнего к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Своевременное представление документов, составленных с ошибками, не влечет ответственность по части 1 статьи 126 НК РФ

Учитывая изложенное, решение МИФНС от 06.02.2015г. № 59 признается судом незаконным.

Государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 333.21 НК РФ  составляет 3 000 руб., была уплачена заявителем при подаче платёжным поручением от 16.03.2015г. № 574, расходы на ее уплату являются судебными расходами и согласно статье 110 АПК РФ, подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167 – 170, 176, 198, 201, 257, 273, 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                  Р Е Ш И Л:

1.     Требования Открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети» удовлетворить.

2.  Признать незаконным, противоречащими Налоговому кодексу РФ решение межрайонной ИФНС России №7 по Ивановской области от 06.02.2015г. № 59

3.     Расходы по госпошлине отнести на ответчика.

4.    Взыскать с межрайонной ИФНС России №7 по Ивановской области в пользу Открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети» судебные расходы в виде госпошлины в сумме 3 000 рублей.

5.    На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (статья 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Судья                                                                                  С.Н. Голиков