НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 21.01.2015 № А17-6115/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

21 января 2015 года

Дело № А17-6115/2014

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2015 года. Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Кочешковой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлемановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда: г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, д. 59 «б» дело по заявлению Открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области от 31.07.2014 года № 25 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, при участии в судебном заседании: от заявителя – Курбатовой И.Ю. (по доверенности от 29.10.2014г.), Волковой Е.А. (по доверенности от 25.09.2013г.), от ответчика – Микерина А.Г. (по доверенности от 29.10.2014г.),

установил:

Открытое акционерное общество «Объединенные электрические сети» (далее по тексту – ОАО «Объединенные электрические сети», ОАО, Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области (далее – МИ ФНС, налоговый орган, Инспекция, Ответчик) о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области от 31.07.2014 года № 25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебных заседаниях представители Общества поддержали заявленные требования в полном объеме.

Основаниями заявления ОАО «Объединенные электрические сети» указывает следующие доводы. Заявитель считает, что своевременное представление документов, заполненных с ошибками, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Налоговый орган ссылается на Порядок представления сведений о доходах физических лиц, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@, согласно которому представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом. По мнению налогового органа, поскольку 1 сведение содержало ошибку и не было принято инспекцией, заявителем нарушен срок их представления, однако это мнение является неверным, так как всю необходимую информацию о работнике (фамилия, имя, отчество, ИНН, адрес), об исчисленном, удержанном и перечисленном НДФЛ первоначально представленные сведения содержали, Инспекция имела возможность их изучать.

Более подробно позиция Общества изложена в заявлении.

МИ ФНС заявление ОАО «Объединенные электрические сети» не признала, свою позицию изложила в отзыве на заявление.

Налоговый орган ссылается на Порядок представления сведений о доходах физических лиц, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@, согласно которому представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом. По мнению налогового органа, поскольку 1 сведение содержало ошибку и не было принято Инспекцией, Заявителем нарушен срок их представления.

Более подробно позиция Общества изложена в заявлении.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы, арбитражный суд установил.

Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области была проведена камеральная налоговая проверка ОАО «Объединенные электрические сети» по вопросу представления Обществом (за обособленное подразделение, зарегистрированное по адресу: Ивановская область, г. Родники, ул. Баснева, д. 11), сведений о доходах физических лиц за 2013 год.

По итогам камеральной налоговой проверки составлен акт № 23 от 16.06.2012г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123).

Начальником МИ ФНС вынесено решение по результатам проведенной камеральной налоговой проверки - Решение № 25 от 31.07.2014 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО «Объединенные электрические сети» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ - в Межрайонную ИФНС России № 1 по Ивановской области сведений о доходах физических лиц и суммах исчисленного и удержанного в 2013 году налога на доходы физических лиц в количестве одной штуки в виде штрафа в сумме 100 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Решением Управления ФНС по Ивановской области от 10.09.2014г. № 12-16/07954 апелляционная жалоба ОАО «Объединенные электрические сети» на Решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области № 25 от 31.07.2014 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, ОАО «Объединенные электрические сети» просит суд признать его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, показания представителей сторон, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении требований ОАО «Объединенные электрические сети» по следующим основаниям.

В соответствие с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны, в том числе, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствие с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях.

Форма сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) и рекомендации по ее заполнению, формат сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочники утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010г. № ММВ-7-3/611@.

Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@ (далее - Порядок).

Исходя из пунктов 27, 28 Порядка в течение рабочего дня, следующего за датой отправки сведений, налоговый агент получает подтверждение даты отправки от специализированного оператора связи или налогового органа, а также извещение о получении от налогового органа. При этом датой представления сведений считается дата отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа (пункт 4 Порядка).

Обществом 25.03.2014 года по ТКС был направлен в Инспекцию файл, содержащий сведения о доходах физических лиц за 2013 год в количестве 74 документов.

В результате автоматизированного контроля файла был сформирован и отправлен в адрес Общества протокол приема сведений о доходах физических лиц за 2013 год № 1298 от 26.03.2014, согласно которому из 74 сведений о доходах за 2013 год, представленных Обществом в файле: НО_2НДФЛ\GPR\2010\2013\NO NDFL2_3701_3701_3706016431370201001_20140324_С 3901F42-FBD8-454F-B4D6-80B8640C40C1.XML, форматный контроль прошли 73 документа, 1 сведение не прошло форматный контроль, так как справка № 318 содержала недопустимое значение элемента (отрицательное значение дохода).

Судом установлено, что ошибка, выявленная налоговым органом, относится к содержанию документа и не препятствуют ознакомлению Инспекции с ним (фамилия, имя отчество работника – налогоплательщика НДФЛ, его ИНН, дата рождения, адрес, сумма дохода, налоговая база, налог исчисленный, налог удержанный, налог перечисленный в представленной 25.03.2014г. справке 2-НДФЛ на Ларину Л.Ю. содержатся).

Допущенная ошибка (отрицательное значение дохода по коду 2012 за 4 месяц имел отрицательное значение «-859,54» была исправлена (заминусован доход за 2 месяц года и стал составлять 1 289,66 вместо ранее указанной суммы в 2 149; сумма дохода работника за год не изменилась); сведения по форме 2-НДФЛ в количестве 1 штуки были повторно направлены в МИ ФНС 15.04.2014, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются. При этом необходимые для контроля за исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ сведения (фамилия, имя отчество работника – налогоплательщика НДФЛ, его ИНН, дата рождения, адрес, сумма дохода, налоговая база, налог исчисленный, налог удержанный, налог перечисленный) были указаны те же, что и в первоначально (25.03.2014г.) представленной на Ларину Л.Ю. справке по форме 2-НДФЛ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Для квалификации правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ существенным обстоятельством является наличие или отсутствие факта отправки сведений, что определяется в соответствии с пунктом 4 раздела 1 Порядка.

Требования пункта 30 раздела IV Порядка о том, что представленными считаются сведения после их проверки на соответствие формату и действий налогового органа по регистрации сведений в реестре, относятся не к своевременности представления документа, а к его оформлению, полноте и достоверности его содержания.

Объективной стороной правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ является непредставление документов и сведений.

По смыслу статьи 126 НК РФ ответственность за непредставление документов наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля. Нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган с соответствующими действительности сведениями, достаточными для осуществления налогового контроля, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьи 126 НК РФ.

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган в нарушение статей 65, 71 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств несоблюдения Обществом условий и порядка отправки сведений в электронном виде не представил, отсутствие технической возможности раскрыть содержащуюся в файлах информацию не подтвердил, доказательств неполучения сведений через специализированного оператора не представил.

Кроме того, при получении 25.03.2014г. от Общества справки по форме 2-НДФЛ на Ларину Л.Ю. налоговый орган обладал всеми необходимыми сведениями для проверки правильности исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что наличие в своевременно представленной Инспекции справке формы 2-НДФЛ отрицательно значения дохода не является существенной ошибкой, свидетельствующей о непредставлении ОАО «Объединенные электрические сети», как налоговым агентом сведений по работнику Лариной Л.Ю., перечисленных в пункте 5 статьи 226 и пункте 2 статьи 230 НК РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения последнего к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Своевременное представление документов, составленных с ошибками, не влечет ответственность по части 1 статьи 126 НК РФ

Оценив доводы Общества о допущенных МИ ЫФНС процессуальных нарушениях, суд приходит к выводу, что процессуальные нарушения при вынесении оспариваемого решения отсутствуют.

05.06.2014г. Инспекция направила по юридическому адресу ОАО «Объединенные электрические сети» (Ивановская область г. Иваново ул. Новая д. 15) уведомление с предложением явиться 16.06.2014г. к 11.00 для ознакомления с актом проверки (уведомление от 04.06.2014г. № 07-05/15442). Данное уведомление получено 10.06.2014г. Обществом, о чем свидетельствует почтовое уведомление с отметкой о вручении.

На основании пункта 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

17.06.2014г. Инспекция направила в адрес ОАО «Объединенные электрические сети» акт проверки, о чем свидетельствует список заказной корреспонденции от 17.06.2014г. ОАО «Объединенные электрические сети» представило 30.06.2014г. в Инспекцию возражения на акт проверки.

В соответствие с пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта проверки налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть материалы проверки в отсутствии этого лица.

18.06.2014 г. МИ ФНС заказным письмом с уведомлением направила в адрес ОАО «Объединенные электрические сети» уведомление о вызове на 29.07.2014г. к 10.45ч. на рассмотрение акта проверки, уведомление с предложением явиться в инспекцию 31.07.2014г. к 10.45ч. для вручения решения по акту проверки. Согласно почтовому уведомлению о вручении указанные документы получены Обществом 23.06.2014г.

На рассмотрение материалов проверки руководитель Общества либо представитель не явились, материалы рассмотрены в отсутствии представителя Общества. Решение № 25 от 31.07.2014 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение 4 августа 2014 г. отправлено заказной с уведомлением корреспонденцией на адрес Общества (Ивановская область Иваново ул. Новая д. 15). По данным почтового уведомления решение получено Обществом 7 августа 2014 г.

Согласно пункту 43 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013г. «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат положений о том, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, либо о том, что в случае вынесения такого решения в иной день лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, должно быть извещено о месте и времени вынесения решения.

В связи с этим соответствующие действия (бездействие) налогового органа не могут быть квалифицированы в качестве нарушения условий процедуры рассмотрения указанных материалов.

Следовательно, довод Общества о нарушении МИ ФНС срока вынесения оспариваемого решения является неверным.

Учитывая изложенное, решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ивановской области от 31.07.2014 года признается судом незаконным.

Госпошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 257, 276, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети» удовлетворить.

2. Признать решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области № 25 от 31.07.2014г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.

3. Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ивановской области, юридический адрес: 155331, Ивановская область, г. Вичуга, ул. Ульяновская, д. 34А (ИНН 3701005323, зарегистрировано 31.12.2004г.) в пользу открытого акционерного общества «Объединенные электрические сети», юридический адрес: 153006, Ивановская область, г. Иваново, ул. Новая, д. 15 (ИНН 37060116431, зарегистрированного 13.11.2009г. ИФНС России по г. Иваново) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.

4. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

5. В соответствии со статьями 257-259 АПК РФ на настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия решения во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьями 273-276 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается в Арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород, через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьями 291.1-291.2 АПК РФ вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу; кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья М.В. Кочешкова