НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 20.08.2014 № А17-2160/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

20 августа 2014 года

Дело №А17-2160/2014

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания       секретарем Римской Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО Надежда» (ИНН 44155005540) к Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области об отмене постановления начальника Департамента Борониной О.Б. о привлечении ООО «Надежда» к административной ответственности по делу об административном правонарушении № 03-А001/2014 от 03.04.2014г. по статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

при участии:

от  Департамента экономического развития-Соловьева М.В. (доверенность от 15.01.2014 г.),

                                                УСТАНОВИЛ:

        в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области ( далее Департамент экономического развития) об отмене постановления начальника Департамента Борониной О.Б. о привлечении ООО «Надежда» к административной ответственности по делу об административном правонарушении № 03-А001/2014 от 03.04.2014г. по статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. обратилось ООО «Надежда».

           В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований ООО «Надежда» указало, что в течении 4 кв. 2013 г. алкогольная продукция обществом не закупалась, лицензия на право на право осуществления розничной продажи алкоголя в 2014 г.  не продлевалась.

        Сдачей декларации по алкоголю за всю деятельность ООО «Надежда» занималось ООО «ТК Эдем». О том, что нулевая декларация не была своевременно предоставлена заявитель узнал от Департамента экономического развития.

         По мнению заявителя наложенный штраф является чрезмерным, не отвечает требованиям справедливости. Какой либо выгоды в результате несвоевременной сдачи декларации общество не получило. Сведения не повлекли сокрытие либо неуплату налогов, либо иного улучшения финансового положения  заявителя.

   Департамент экономического развития считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

   ООО «Надежда» в нарушение требований части 4 статьи  14 Федерального закона от 22.13.1995года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее –Закон № 171-ФЗ),   Постановления Правительства РФ от 9.08. 2012  № 815 «О представлении декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее   Постановление Правительства РФ от 9. 08. 2012  № 815), Приказа Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 N 237 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" в установленный срок не была представлена декларация об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 4 квартал 2013 г.

    Несоблюдение ООО «Надежда» требований  части 4 статьи  14 Закон № 171-ФЗ образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ. Факт отсутствия закупок алкогольной продукции заявителем не подтверждается.

          В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение заявления откладывалось.

           Заявление ООО «Надежда рассмотрено арбитражным судом в соответствии  со статьями   153-170,  207-212  Арбитражного процессуального кодекса  РФ.

           Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы,  суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.       

   Из материалов дела следует, что ООО «Надежда»  имело  лицензию 37 АЛ 000272 регистрационный номер 940 от 13.02.2012 г.  на право осуществления розничной продажи алкоголя на территории Ивановской области.

   Осуществляя деятельность связанную с оборотом алкогольной продукции , ООО «Надежда»  в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 статьи  14 Закон № 171-ФЗ и пунктов  13 и 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановление Правительства РФ от 9. 08. 2012  № 815) было обязано в срок не позднее 20. 01. 2014 г. предоставить в лицензирующий орган , декларацию по форме приложения N 11.

   Данная обязанность исполнена не была, что послужило основанием для составления Департаментом  экономического развития протокола об административном правонарушении № 1/Д от 17.03.2014 г.   и принятия начальником Департамента  03.04.2014 г.  постановления  № 03-А001/2014 о привлечении ООО «Надежда»  к административной ответственности по статьей 15.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

    Не согласившись с указанным постановлением  ООО «Надежда»  обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании постановления  № 03-А001/2014  незаконным и об его отмене.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.

          В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ  организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

           В пункте 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.

           Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ).

  Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815. Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, утвержден пунктом 1 Правил № 815.

  Согласно пункту 13 Правил № 815 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период)   организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.

 Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 15 Правил № 815 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).

   Таким образом, законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.

 Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста  тысяч рублей..

    Факт неисполнения заявителем            в установленный срок возложенной  на него публичной  обязанности по предоставлению декларации подтверждается представленными в материалы дела протоколом  об административном правонарушении № 1/Д от 17.03.2014 г.,   постановлением   № 03-А001/2014 от 03.04.2014 г.  о привлечении к административной ответственности и самим обществом не оспаривается.

     В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

   Не выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно представить, в том числе и нулевые декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  Факт не осуществления в 4-м квартале 2013 г. деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции не снимает с общества публичной обязанности по предоставлению отчетности.

  При таких обстоятельствах, следует признать, что наличие в действиях ООО «Надежда»  состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КАП РФ административным органом доказано.

  Протокол об административном правонарушении № 1/Д от 17.03.2014 г.,    постановление  № 03-А001/2014 03.04.2014 г.  о привлечении ООО «Надежда»  к административной ответственности по статьей 15.13 КоАП РФ составлены и приняты уполномоченными должностными лицами Департамента экономического развития в соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

            В то же время суд, рассмотрев в совокупности все обстоятельства совершения правонарушения, изучив материалы административного дела, считает деяние, совершенное Обществом, малозначительным по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

  Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

  При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

   КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.

    В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

    В Определении N 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

  Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

    В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    Судом  учитывается, что в 4-м квартале 2013г. обществом не производилось деятельности связанной с оборотом алкогольной продукции. Доказательств обратного Департаментом экономического развития в материалы дела не представлено.

   Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.

  Принимая во внимание,  что вменяемое Обществу правонарушениене повлекло реальных негативных последствий,   суд приходит к выводу, что   применение статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае  соответствует обстоятельствам совершения правонарушения, и обеспечивает охраняемым правоотношениям адекватную защиту, так как факт возбуждения административного дела и объявления устного замечания выполняют предупредительную функцию. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения.

В соответствии с п.17 Постановления Пленума  ВАС РФ  от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения  дела  об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,  суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

  Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь  статьями  170-176, 207-212   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         РЕШИЛ:

         1.Заявление ООО Надежда» к Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области удовлетворить.

         2. Признать незаконным постановление Департамента экономического развития и торговли Ивановской области по делу об административном правонарушении № 03-А001/2014 от 03.04.2014г. по статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения на ООО Надежда» штрафа в размере 50 000 руб.

        3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 

      Судья                                                                                                    Герасимов В.Д.