НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 18.07.2016 № А17-4658/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

29 июля 2016 года

Дело №А17-4658/2015

резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2016 года, в полном объеме текст решения изготовлен  29 июля 2016 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Голикова С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алалыкиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению  ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания»

о признании недействительным решения №3 от 01.04.2015г.

 заинтересованное лицо – ИФНС России по г. Иваново,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Нестерова Л.Н. (доверенность от 21.09.2015г.)

от заинтересованного лица – Меркуловой Е.Л. (доверенность от 15.10.2015г.), Козыревой Н.В. (доверенность от 11.01.2016г.),

установил:

            ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания»   (далее  –  Заявитель, ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России  по г. Иваново (далее по тексту – ИФНС) № 9643 от 23.01.2015г.

В обоснование заявленных требований приведены следующие доводы:

            ИФНС была  проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка № 4) по налогу на прибыль за 2010 год по результатам которой принято решение № 9643 от 23.01.2015 из текста которого следует, что ИФНС посчитала необоснованным уменьшение ОАО налога на прибыль за 2010 год на 2 823653руб. в связи с уменьшением доходов от реализации на 321 744 786руб.

            Данное решение было обжаловано  в УФНС России по Ивановской области, решением от 05.05.2015г. № 12-16/04052 жалоба была оставлена без удовлетворения.

            По мнению ОАО  оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Общества по следующим обстоятельствам.

            Основанием для перерасчета сумм налога на прибыль послужило то обстоятельство, что налогоплательщиком при подаче первичной налоговой декларации неверно определялась сумма дохода при формировании налоговой базы - сумма дохода от реализации услуг населению рассчитывалась на основе балансового метода (сколько тепловой энергии приобрели - столько и реализовали) без учета утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Между тем определение налоговой базы на основании балансового метода является неверным, поскольку действующим законодательством такой метод расчета стоимости коммунальных услуг не предусмотрен.

ОАО произвело перерасчет суммы реализации оказанных коммунальных услуг исходя из установленных нормативов потребления в отношении абонентов, не имеющих приборов учета, при этом производило перерасчет суммы реализации оказанных коммунальных услуг исходя из установленных нормативов потребления только в отношении абонентов, являющихся физическими лицами - население.

Услуги таким абонентам оказывались как непосредственно напрямую, так и опосредовано через управляющие организации.

Поскольку законодательством РФ не предусмотрен такой вид расчетов за коммунальные услуги как расчет на основании балансового метода, налогоплательщиком изначально неверно определялся размер полученного дохода.

В оспариваемом решении ИФНС  не согласилась с позицией налогоплательщика о том, что, оказывая услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению опосредовано через управляющие организации, ОАО  оказывало услуги населению, в связи с чем сделан вывод о необоснованности перерасчета суммы доходов налогоплательщика в 1 полугодии 2010 года - периоде, когда услуги оказывались через управляющие организации.

Кроме того инспекция на стр. 20 оспариваемого решения указала, что перерасчет выручки от реализации продукции за 2010 год по нормативу потребления по жилым домам необорудованным приборами учета необоснован, так как не соответствует условиям, действовавших в этот период договоров энергоснабжения и не подтвержден первичными документами.

Однако УФНС России по Ивановской области в решении от 05.05.2015 согласилось с позицией налогоплательщика, указав, что «довод ОАО «ИГТСК» об обоснованности перерасчета полученного в 2010 году дохода от реализации коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по установленным тарифам является правомерным».

Таким образом, вышестоящий налоговый орган признал, что налогоплательщиком изначально неверно определялись полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль организаций за 2010 год.

Однако, по мнению налоговых органов ОАО не представило документов, подтверждающих правомерность внесенных в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 год изменений, то есть

аналитических регистров, подтверждающих достоверность данных, внесенных в уточненную налоговую декларацию.

В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, при этом система налогового          учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно.

В ОАО аналитические регистры налогового учета ведутся в электронном виде, внесение исправления ошибки в аналитические регистры налогового учета, которые ведутся в электронном виде, происходит путем составления в электронном виде нового аналитического регистра, который заменяет собой старый регистр, обоснование и подтверждение изменений может содержаться, в том числе, в справке бухгалтера.

Внесение исправлений в аналитические регистры налогового учета было обосновано и подтверждено справкой бухгалтера от 30.04.2014 которая представлена в ИФНС в рамках камеральной проверки 23.01.2015.

Необоснованным довод налогового органа о том, что аналитические регистры налогового учета, представленные налогоплательщиком, не содержат ссылок на первичные документы, так как  ОАО представило в ИФНС все необходимые для проверки документы в соответствии со статьей 88 НК РФ.

Из аналитических регистров налогового учета, представленных в налоговый орган 23.01.2015, ИФНС могла увидеть выручку от реализации в разрезе контрагентов, в том числе, от реализации услуг населению:

в графе 2 были указаны суммы выручки без НДС до корректировки, отраженные в предыдущей декларации по налогу на прибыль за 2010 год по строке 010 листа 02 «Доходы от реализации»;

в графе 3 - суммы корректировки в связи с применением для населения нормативов потребления теплоэнергии;

в графе 4 - суммы выручки после уточнения, отраженная в уточненной декларации по налогу на прибыль за 2010 год, представленной 30.04.2014 года по Строке 010 листа 02.

Таким образом, налоговому органу были наглядно указаны суммы до и после корректировки в разрезе абонентов, а также сама сумма изменений расчета на основании балансового метода и исходя из нормативов потребления для населения.

Аналитические регистры налогового учета, представленные в налоговый орган налогоплательщиком, соответствуют всем требованиям, установленным в статьях 313-314 НК РФ, содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные НК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Налоговой инспекцией налог на прибыль доначислен до размеров, определенных в предыдущей (корректировка №1 налоговой декларации налогоплательщика, при этом достоверность данных предыдущей декларации (корректировка № 1) налоговым органом не проверялась.

Управлением же ФНС России по Ивановской области был признан факт неправильности учета доходов от реализации и правомерность довода налогоплательщика о необходимости перерасчета налоговой базы.

Соответственно, налоговым органом было установлено неверное исчисление дохода по предыдущей декларации (корректировка № 1), однако при этом по результатам камеральной проверки уточненной декларации (корректировка № 4) налогоплательщику доначислен налог на прибыль до сумм заведомо являющихся неверными - по данным корректировки № 1.

Для расчета доходов по нормативному методу ОАО использовало счета-квитанции на оплату, выставляемые в адрес населения, однако в рамках налоговой проверки ИФНС не истребовала у налогоплательщика и у третьих лиц (население, управляющие организации, РКЦ) счета на оплату, а потому вывод инспекции о необоснованном занижении налоговой базы является неверным.

Вменяемая инспекцией обязанность определения ОАО дохода исходя из договоров, заключенных с управляющими организациями, то есть балансовым методом, не имеет под собой правового основания, поскольку прямо противоречит действующему законодательству РФ.

На налоговом органе лежит бремя определения реального размера налогового обязательства ОАО для чего  НК РФ инспекции предоставлен обширный перечень полномочий, то есть, посчитав услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжения не подтвержденными должными документами (регистры, акты), ИФНС обязана воспользоваться правом, предусмотренным положениями подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Неприменение упомянутых положений действующего налогового законодательства повлекло необоснованное исчисление инспекцией налогов в сумме, не соответствующей размеру фактических обязательств предпринимателя.

Более того, как пояснили представители налогового органа на судебном заседании 15.10.2015, налогоплательщик в течение 2010 года расторг часть договоров с управляющими организациями и перешел на прямые отношения с населением, однако подтверждая указанные фактические обстоятельства, налоговый орган не произвел собственного расчета суммы дохода, полученного налогоплательщиком, и не принял уточнения ОАО в полном объеме.

При этом материалы камеральной налоговой проверки не содержат документов подтверждающих выводы инспекции о получении налогоплательщиком дохода в размере 2 322 396 452 руб., а следовательно, вывод инспекции о получении дохода в размере 2 322 396 452 руб. является голословным и не подтвержденным соответствующими доказательствами.

Следует учитывать, что Арбитражный суд Ивановской области по искам ОАО к управляющим организациям удовлетворяет требования только в части нормативного расчета.

Вывод о необоснованности применения балансового метода и о принципиальной невозможности ОАО получить денежные средства в суммах, отраженных в первоначально выставленных актах приема-передачи, подтверждается  судебными актами Арбитражного суда Ивановской области (от 26.11.2015 по делу № А17-2158/2013;  от 26.11.2015 по делу№ А17-2184/2013)

ОАО не предъявляло налог на прибыль управляющим организациям, поэтому не могут быть приняты доводы представителей ИФНС о том, что управляющие компании поставили себе в расходы суммы, отраженные в первоначально выставленных (пусть и с неправильными данными) актах приема-передачи.

Абсолютно все управляющие организации были способны самостоятельно определить размер своих экономически обоснованных расходов на приобретение услуг теплоснабжения у ОАО «ИГТСК».

Управляющим организациям были известны такие показатели как: 1) площадь жилого помещения, 2) количество зарегистрированных там лиц; 3) норматив потребления тепла и горячего водоснабжения; 4) тариф, установленных для граждан по услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения, то есть управляющие организации могли принимать к учету только те расходы, которые являлись экономически обоснованными, исходя из нормативного метода расчета.

            В полном объеме доводы ОАО изложены в тексте заявления, дополнениях и пояснениях (т.10, л.д.68-77, 118-120,  т.11,  л.д.4-6) выступлениях его представителя.

            ИФНС с доводами ОАО не согласилась по следующим основаниям:

ОАО 30.04.2014г. представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год,  согласно которой, сумма исчисленного налога на прибыль заявлена в размере 0 руб., уменьшена по сравнению с ранее представленной уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций за 2010 год на 2 823 653 руб.

По пояснениям налогоплательщика причиной изменения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2010 год стало уменьшение доходов от реализации (строка 010 к Листу 02) на 321 744 786 руб., в связи с неверным определением налогоплательщиком суммы доходов при формировании налоговой базы за 2010 год.

Камеральной налоговой проверкой было установлено, что налогоплательщиком в 2010 году были заключены договора энергоснабжения с управляющими компаниями согласно договоров Заявитель является энергоснабжающей организацией, а компании являются «Абонентами».

Договорами предусмотрено, что определение количества тепловой энергии и теплоносителя и горячей воды в отношении объектов теплоснабжения, не оснащенных общедомовыми приборами учета, производится расчетным методом пропорционально месячной тепловой нагрузке на отопление, расчетного месячного объема потребления горячей воды, исходя из общего количества, потребленного за расчетный период всеми абонентами, не имеющими приборов учета, объема тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды, рассчитанному по тепловому и водному балансам.

Согласно вышеуказанному условию договора ОАО в проверяемом периоде определяло количество поставленного теплоресурса в адрес Абонентов на основе балансового метода.

ОАО первичные документы, подтверждающие изменение показателей налоговой декларации не представило, факт неизменения первичной документации Заявителем не отрицается.

Учётной политикой Общества предусмотрено, что документами, на основании которых отражается хозяйственная операция в бухгалтерском и налоговом учете, является счет на оплату и акт выполненных работ, что соответствует условиям заключенных договоров энергоснабжения с управляющими компаниями.

Такие первичные документы, как Акты приемки-передачи, акты выполненных работ (услуг), счета-фактуры, акты сверки расчетов, бухгалтерские справки, которые подтверждали бы достоверность данных, внесенных в уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 год,  а именно, уменьшение доходов от реализации в части перерасчета выручки от реализации коммунального ресурса, по домам, не оборудованным приборами учета (в связи с переходом в определении количества коммунального ресурса с расчетно-балансового метода на определение по нормативу для населения), а также другие документы, отражающие внесение изменений в налоговый учет, налогоплательщиком не представлены.

В бухгалтерском учете Управляющих организаций (Абонентов суммы за поставленный коммунальный ресурс отражены в составе прямых расходов и учтены для целей налогообложения прибыли по первичным документам без каких либо изменений, исправлений, что подтверждается документами, представленными контрагентами (оборотно-сальдовыми ведомостями по балансовым счетам - 20.91.1,90. актами выполненных работ, подписанными без разногласий, актами сверки расчетов, счетами- фактурами), полученными Инспекцией в ответ на требования, направленные в их адрес в порядке ст.93.1 Кодекса.

ОАО 23.01.2015г. была представлена бухгалтерская справка, однако она

обязательных реквизитов, установленных законодательством, не содержит, и не подтверждает изменение показателей до и после их корректировки по хозяйственным операциям.

ИФНС считает, что документы, представленные ОАО, аналитическими регистрами налогового учета не являются в силу следующего:

Согласно статье 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В соответствии со статьей 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Представленные ОАО  налоговые регистры не могут быть положены в основу определения дохода, полученного от реализации товаров, поскольку сформированы не на основе, принятых к учету первичных документов в результате систематизации которых они должны быть определены, не содержат данных о хозяйственных операциях, в том числе аналитических данных налогового учета: их содержание не соответствует требованиям законодательства (ст.314 Кодекса, ст. 10 Федерального закона от 21Л 1.1996 N 129-ФЗ (ФЗ от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»)).

Представленные аналитические регистры не соответствуют п. 2.4.1. Учетной политики предприятия на 2010 год, в части идентичности аналитическим регистрам бухгалтерского учета, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах, без какой либо систематизации и аналитики указаны только наименование организации, с которыми у налогоплательщика были хозяйственные операции и сумма начислений.

Оборотно-сальдовая ведомость, являющаяся внутренним документом организации, сама по себе, при отсутствии соответствующих первичных документов, не может являться безусловным доказательством, подтверждающим факт совершения хозяйственных операций и возникновения договорных обязательств.

Проверкой установлено, что в 1 полугодии 2010 ода  ОАО тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду непосредственно населению не поставляло.

Подтверждением тому являются договоры энергоснабжения, заключенные с управляющими компаниями и иными организациями, представленные налогоплательщиком. С 01.07.2010г. некоторые из указанных договоров были прекращены, и Общество перешло на прямые отношения с населением.

В бухгалтерском учете Заявителя отражена выручка, поступавшая от «Абонентов» - Управляющих компаний, следовательно, и корректировка должна была быть произведена именно этой выручки.

ИФНС считает, что квитанции, выставленные Расчетно-кассовым центром гражданам, никакого отношения к налоговому учёту ОАО не имеют, и первичными документами ОАО «ИГТСК» не являются, т.к. не отражают показатели хозяйственной операции между Заявителем и УК (такие как. объем поставленного ресурса, тариф применяемый для УК. как контрагента по сделке, общая стоимость поставленного ресурса).

Квитанции оформлены вне рамок договорных отношений с Заявителем, сторонним лицом (УК) для собственников помещений, соответственно указанные квитанции не могут являться основанием для изменения налоговых показателей Заявителя.

В связи с этим. Инспекция считает утверждение Заявителя о правомерности корректировки налоговых обязательств, произведённой на основании документов РКЦ необоснованным, а ссылку Заявителя на счета-квитанции, выставляемые в адрес населения и на ведомости РКЦ несостоятельной.

В полном объеме доводы ИФНС изложены в тексте отзыва, дополнениях и пояснениях (т.10, л.д.50-54, т.11  л.д. 1-2, ) выступлениях ее представителей.

Заслушав представителей лиц участвующих в рассмотрении дела, суд считает, что требования ОАО подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

ОАО  30.04.2014г. была  представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2010 год согласно которой, сумма исчисленного налога на прибыль заявлена в размере 0 руб., уменьшена по сравнению с ранее представленной уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций за 2010 год на 2 823 653 руб.

Также сумма доходов от реализации заявлена в сумме 2 001 651 666 руб. и уменьшена по сравнению с ранее представленной уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций за 2010 год на 321 744 786руб.

            В обоснование уменьшения суммы доходов ОАО приведен довод о том, что согласно первоначальной декларации ОАО определение налоговой базы производилось  на основании балансового метода, что  является неверным, поскольку действующим законодательством такой метод расчета стоимости коммунальных услуг не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, то определение налоговой базы на основании балансового метода является неверным, так как действующим законодательством такой метод расчета стоимости коммунальных услуг не предусмотрен.

УФНС России по Ивановской области в решении от 05.05.2015 подтвердило правомерность определения налоговой базы при подаче уточненной декларации №4 по итогам 2010 года исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по установленным тарифам.

В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяющихся в соответствии с главой 25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 249 НК РФ предусмотрено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом согласно абзаца 6 пункта  1 статьи 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

По правилам статьи 313 НК РФ для целей налогообложения принимаются те же первичные учетные документы, которые используются для целей бухгалтерского учета.

При этом согласно данной статьи подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Следовательно, в случае возникновения спора о должной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных им расходов.

ИФНС указывает, что налогоплательщик не подтвердил документально факт перерасчета доходов от реализации, а именно выручки от реализации покупных товаров (работ, услуг) за 2010 год, однако при этом не учтено следующее:

В соответствии с положениями статьи 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета, а данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

В соответствии с положениями статьи 314 НК РФ ОАО аналитические регистры налогового учета  ведутся в электронном виде, внесение исправлений в аналитические регистры налогового учета было обосновано и подтверждено справкой бухгалтера от 30.04.2014 которая  была представлена в ИФНС России по г. Иваново в рамках камеральной проверки 23.01.2015.

В ходе камеральной налоговой проверки ОАО согласно требований ИФНС представило следующие аналитические регистры налогового учета:

По требованию ИФНС от 08.05.2014 № 12-16-12/64941 ОАО представило аналитические регистры налогового учета доходов по налогу на прибыль за 2010 год до и после изменений, заявленных в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, представленной 30.04.2014 (Приложение № 6 к иску; т. 1);

По требованию ИФНС от 08.07.2014 № 12-16-12/67489 ОАО  представило аналитические регистры налогового учета выручки от реализации теплоэнергии в разрезе покупателей за 2010 год - ведомости, реализаций услуг отопления и горячего водоснабжения населению - до и после изменений, заявленных в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, (Приложение № 7 к иску;  т.1, 2, 3, 4.);

По требованию ИФНС от 18.07.2014 № 12-16-12/67844 ОАО представило ведомости начисления расчетно-кассовым центром услуг «Отопление» и «Горячее водоснабжение» населения за 2010 год (Приложение № 8 к иску, т.5, 6, 7, 8);

По требованию ИФНС от 27.10.2014 № 12-16-12/71935 ОАО представило аналитические регистры налогового учета выручки от реализации покупных товаров поквартально за 2010 год до и после изменений, заявленных в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, (Приложение № 9 к иску, т.8);

Также 23.01.2015 ОАО  представило ИФНС аналитические регистры налогового учета выручки от реализации за 2010 год (поквартально) в разрезе контрагентов до и после уточнений (Приложение № 10 к иску, т. 8-9).

Из аналитических регистров налогового учета, представленных 23.01.2015 можно проследить выручку от реализации в разрезе контрагентов, в том числе, от реализации услуг населению:

в графе 2 были указаны суммы выручки без НДС до корректировки, отраженные в предыдущей декларации по налогу на прибыль за 2010 год по строке 010 листа 02 «Доходы от реализации»;

в графе 3 - суммы корректировки в связи с применением для населения нормативов потребления теплоэнергии;

в графе 4 - суммы выручки после уточнения, отраженная в уточненной декларации по налогу на прибыль за 2010 год, представленной 30.04.2014 года по Строке 010 листа 02.

Аналитические регистры налогового учета, представленные в налоговый орган налогоплательщиком, соответствуют всем требованиям, установленным в статьям 313-314 НК РФ, содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные НК РФ.

ИФНС не указано, что в вышеперечисленных аналитических регистрах налогового учета  ей обнаружены каких-либо ошибки или противоречия, в ходе рассмотрения дела была осуществлена случайная выборка по домам, начисления по нормативному методу по которым отражены в Регистре № 2 после уточнения (приложение № 7 к исковому заявлению) следующим счетам:

счета на оплату за январь 2010 года по адресу: Бакинский проезд, д. 53;

счета на оплату за январь 2010 года по адресу: Бакинский проезд, д. 55,

счета на оплату за январь 2010 года по адресу: ул. Герцена, д. 3,

счета на оплату за январь 2010 года по адресу: ул. Красных Зорь, д. 11,

счета на оплату за январь 2010 года по адресу: ул. Парижской Коммуны, д. 5Б.

Арифметически сумма начислений по строке «Отопление» и «Горячее

водоснабжение», содержащаяся в представляемых квитанциях, равна данным по соответствующей строке, отраженным в Регистре № 2 после уточнения (приложение № 7 к исковому заявлению).             Данный расчет ИФНС не опровергнут.

Расчет платы, причитающейся ОАО с каждого конечного потребителя теплоэнергии и горячего водоснабжения, произведен в счетах-квитанциях на оплату.

В соответствии с пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В силу подпункта "а" пункта 38 Правил в платежном документе указываются, в том числе почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).

            С учетом этого  счета-квитанции на основании которых население оплачивает потребляемые коммунальные услуги являются первичными документами и могут быть использованы в целях определения доходов ОАО при использовании метода по нормативу потребления.

            Тот факт, что квитанции, выставленные Расчетно-кассовым центром гражданам не отражают показатели хозяйственной операции между Заявителем и УК (такие как объем поставленного ресурса, тариф применяемый для УК как контрагента по сделке, общая стоимость поставленного ресурса) не может служить основанием признания правильности отражения в регистрах аналитического учета полученных ОАО доходов с использованием нормативного метода, так как только в них отражено фактическая оплата за поставленные теплоресурсы. 

При этом следует учитывать и то, что при рассмотрении исков ОАО к  управляющим организациям Арбитражный суд Ивановской области в части нормативного расчета.

Вывод о необоснованности применения балансового метода и о принципиальной невозможности ОАО получить денежные средства в суммах, отраженных в первоначально выставленных актах приема-передачи, подтверждается судебными актами от 26.11.2015 по делу № А17-2158/2013, от

от 26.11.2015 по делу № А17-2184/2013 и т.д.

В данных судебных актах исковые требования ОАО  в размере требований, превышающих нормативный расчет и указанных в первоначально выставленных актах приема-передачи, были признаны Арбитражным судом Ивановской области необоснованными.

Тот факт, что в адрес УК выставлялись счета-фактуры и акты  с указанием в них суммы рассчитанной на основании балансового метода и в дальнейшем в данные документы изменений не вносилось не может служить основанием для признания сумм дохода указанного в уточненной декларации №4 недостоверным, так как ОАО одновременно с актами выставляло и счета на плату в которых сумма была рассчитана исходя из нормативного метода  (т.10, л.д. 81-88; 118-136), сами УК оплачивали полученное количество теплоносителя исходя из нормативного метода в объеме денежных средств перечисляемых конечными потребителями – населением.

Доказательств того что УК  отнесли на расходы суммы, отраженные в первоначально выставленных (пусть и с неправильными данными) актах приема-передачи ИФНС не представлено, при этом УК вправе корректировать данные  своего учета на основании решений Арбитражного суда Ивановской области в части удовлетворенных требований ОАО.

С учетом изложенного доводы ОАО по вопросу правомерности определения суммы дохода указанного в уточненной декларации №4 по итогам 2010 года являются обоснованными, заявленные требования подлежат удовлетворению. Судебные расходы в виде уплаченной  при подаче иска госпошлины подлежат отнесению на ИФНС.

            Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ

                                                     Решил:

1.Заявление ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» удовлетворить.

2.Признать решение ИФНС России по г. Иваново №9643 от 21.01.2015г.  недействительным в полном объеме.

3.Судебные расходы отнести на ИФНС России по г.   Иваново.

4.Взыскать с ИФНС России по г. Иваново, юридический адрес: 153000 г. Иваново, пер. Семеновского, д. 10 (ИНН 3728012590, зарегистрированной 31.12.2004г.), в пользу открытого акционерного общества  «Ивановская городская теплосбытовая компания»  ОГРН 1143702015995) судебные расходы в сумме 3000руб.

5.Исполнительный лист выдать после вступления определения в законную силу.

6.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) через Арбитражный суд Ивановской области  в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

           В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

                                Судья                                                                    С.Н. Голиков