НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 16.10.2018 № А17-4376/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 октября 2018 года

Дело №А17-4376/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября  2018 года.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым И.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Сеть Связной» (ОГРН: 1057748288850; ИНН: 7714617793)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново

об оспаривании Постановления № 16 о назначении административного наказания от 04.05.2018 года;

при участии в судебном заседании:

- от заявителя: Липина Ю.В. представитель по доверенности от  08.01.2018г. №200;

- от ИФНС: Уральский А.Н. представитель по доверенности от 17.09.2018г. №05-12/ и служебному удостоверению;  Ахвердян К.О. представитель по доверенности от 17.09.2018г. №005-12/;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (ОГРН: 1057748288850; ИНН: 7714617793) (далее Общество, заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – Инспекция, ИФНС,  административный орган)  об оспаривании Постановления № 16 о назначении административного наказания от 04.05.2018 года.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 29.05.2018 года заявление ООО «Евросеть-Ритейл» принято в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2018 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству.

Общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл»  11.09.2018 года сменило наименование на Общество с ограниченной ответственностью «Сеть Связной», о чем на основании ст. 124 АПК РФ известило арбитражный суд.

В обосновании заявленных требований ООО «Сеть Связной» указано, что Обществом не были получены: распоряжение о проведении проверки, вызов на составление протокола, протокол об административном правонарушении. О том, что в отношении ООО «Сеть Связной» (ООО «Евросеть-Ритейл») возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ, юридическое лицо узнало только 18.05.2018 г., получив постановление о назначении административного наказания. По утверждению Общества ИФНС были нарушены нормы процессуального права, не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, допущенные нарушения налоговым органом являются существенными, поскольку лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, было лишено представленного ему права давать объяснения и замечания при составлении протокола и постановления об административном правонарушении, заявлять ходатайства, сообщать иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения.

Также заявитель указывает на предписание ИФНС России по г. Иваново от 2301.2018 г. №23-10/168122, из содержания которого следует, что ООО «Сеть Связной» (ООО «Евросеть-Ритейл») обязано было предоставить в установленный срок документы, касающиеся снятия с регистрационного учета ККТ Общества. Указанное предписание выдано без проведения проверки Общества. Кроме того, предписание Обществом до настоящего времени не получено. Также Общество полагает, что правонарушение неверно квалифицировано административным органом, поскольку ответственность за неисполнение предписания в указанные в нем сроки предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.

ИФНС по основаниям, изложенным в письменном отзыве, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Процедура привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренная главами 28 и 29 КоАП РФ, соблюдена. Так, Инспекцией в адрес Общества было направлено предписание от 23.01.2018 г. № 23-10/168122, которое было получено представителем Общества 31.01.2018 г., поскольку в установленный срок Обществом предписание исполнено не было, Инспекцией было направлено извещение № 23-10/05042 о приглашении для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ, которое было получено представителем Общества 14.03.2018 г. В связи с тем, что на составление протокола законный либо уполномоченный на то представитель общества не явился, Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении № 16 от 13.04.2018 г., который совместно с извещением на рассмотрение дела об административном правонарушении были направлены 17.04.2018 г. и получены 25.04.2018 г.

В сроки, установленные законодательством, Общество фискальные данные не представило, что послужило основанием для направления предписания налогового органа от 23.01.2018 г. № 168122 в соответствии с п. 16 ст. 4.2 Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания) (далее — ФЗ № 54-ФЗ), абз.9 п.2 ст. 7 ФЗ № 54-ФЗ. Пунктом 1 ст. 7 ФЗ № 54-ФЗ установлено, что предписание может быть выдано налоговым органом при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Должностным лицом ИФНС России по г. Иваново в целях осуществлении контрольных мероприятий, в частности получения налоговым органом кратких фискальных отчетов за три последних года работы контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) модели Прим-08ТК, заводские номера 0610665, 0613606, которая была зарегистрирована у Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (ООО «Сеть Связной»), в адрес Общества 23.01.2018 г. направлено предписание № 168122 с требованием представить вышеуказанные отчеты в 30-дневный срок с даты получения предписания. ООО «Сеть Связной» (ООО «Евросеть-Ритейл») получило вышеуказанное предписание 31.01.2018 г., что подтверждается уведомлением о вручении. Общество должно было представить фискальные отчеты в налоговый орган 02.03.2018 г. В установленный срок Общество не выполнило требования налогового органа.

Данный факт зафиксирован ИФНС в протоколе об административном правонарушении № 16 от 13.04.2018 г. Рассмотрев протокол об административном правонарушении налоговым органом вынесено Постановление о назначении административного наказания №16 от 04.05.2018 г., которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5000 рублей.

Постановление № 16 о назначении административного наказания от 04.05.2018 года оспорено Обществом с ограниченной ответственностью «Сеть Связной» в Арбитражный суд Ивановской области.

Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, если совершенное ими административное правонарушение связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

В рассматриваемой ситуации оспариваемым Постановлением Общество привлечено к административной ответственности за непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Учитывая, что в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ данная деятельность относится к основным видам экономической (хозяйственной) деятельности Общества, настоящее заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с частью 5 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением контрольно-кассовой техники беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них.

Из материалов дела следует, что в сроки, установленные законодательством, Общество по запросу налогового органа (предписание от 23.01.2018 г. № 168122) фискальные данные не представило, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

Ссылка Общества на  то, что предписание выдано без проведения проверки и не получено заявителем, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно абз. 6 и 7 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при осуществлении контроля и надзора налоговые органы запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом. Кроме того, налоговые органы получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п. 16 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент направления предписания) в случае, если по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники такая контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета. При этом в течение одного месяца с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета.

В сроки, установленные законодательством, ООО «Сеть Связной» (ООО «Евросеть-Ритейл») фискальные данные не представило, что послужило основанием для направления предписания налогового органа от 23.01.2018 г. № 168122 в соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 7 ФЗ № 54, которым у Общества истребованы краткие фискальные отчеты за последние три года работы ККТ модели Прим-08ТК, заводские номера 0610665, 0613606, которая была снята с учета 01.07.2017 г. налоговым органом в одностороннем порядке.

Изложенное свидетельствует о наличии у налогового органа полномочий на истребование у Общества вышеуказанных документов вне рамок плановой либо внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с чем, доводы Общества об отсутствии уведомления о проверке подлежат отклонению.

Из содержания текста предписания от 23.01.2018 г. № 168122 следует, что оно представляет собой запрос документов в отношении применявшейся кассовой техники. Указание наименования «Предписание» правовой природы данного документа не меняет.

При этом Предписанием об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, выдаваемым в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, такой документ не является. Таким образом, доводы Общества о неверной квалификации правонарушения судом отклоняются как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Предписание от 23.01.2018 г. № 168122 было направлено по юридическому адресу общества и было им получено 31.01.2018, что подтверждается имеющимся уведомлением о вручении, содержащем сведения о направленном документе.

Согласно тексту оспариваемого постановления от 04.05.2018 г. Общество должно было представить документы до 02.03.2018. Однако до момента рассмотрения дела документы в налоговый орган представлены не были.

Изложенное свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае, имея возможность для соблюдения установленного законом порядка представления документов, Общество не приняло всех необходимых мер по исполнению своей публично-правовой обязанности, что свидетельствует о наличии вины в совершенном правонарушении.

Довод общества о том, что при привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ, Инспекцией не была соблюдена процедура привлечения к административной ответственности в связи с ненадлежащим извещением привлекаемого к ответственности лица, что является основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, также судом отклоняется в силу следующего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Инспекцией было направлено извещение № 23-10/05042 о приглашении Общества для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ, которое было получено представителем Общества по юридическому адресу 14.03.2018 г. Имеющееся в материалах дела почтовое уведомление содержит указание на то, что в данном почтовой отправлении содержалось именно извещение за № 23-10/05042.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В связи с тем, что при наличии надлежащего извещения на составление протокола законный либо уполномоченный на то представитель общества не явился, Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении № 16 от 13.04.2018 г., который совместно с извещением № 23-10/08661 на рассмотрение дела об административном правонарушении был направлен Обществу 17.04.2018 г. Сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении содержатся как в тексте протокола, так и в тесте постановления. Данные документы получены по юридическому адресу общества 25.04.2018 г., что подтверждается почтовым уведомлением, содержащим ссылку на номер исходящего письма № 23-10/08661.

Пунктом 4 части 1 ст. 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Учитывая представленные доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что Обществу были представлены установленные гарантии при привлечении к административной ответственности и оспариваемое постановление было правомерно вынесено в отсутствие представителя Общества.

Существенных процессуальных нарушений в рамках производства по административному делу налоговым органом не допущено.

Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.

Оснований для применения административного наказания в виде предупреждения суд не усматривает, поскольку ранее общество привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 г. № 13АП-11824/2017 по делу № А56-3537/2017).

При назначении наказания за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ административным органом был применен минимально возможный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией указанной статьи, – 5000 рублей.

На основании изложенного, требования заявителя являются не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Сеть Связной» (ОГРН: 1057748288850; ИНН: 7714617793) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново об оспаривании Постановления № 16 о назначении административного наказания от 04.05.2018 года оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева