НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 16.03.2020 № А17-10342/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 марта 2020 года

Дело №А17-10342/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2020 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 23 марта 2020 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Администрации Приволжского муниципального района (ОГРН: 1023701711824; ИНН: 3719001961)

к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН: 1023700551710; ИНН: 3728015865)

об оспаривании Постановления № 3300-22-16/14 о назначении административного наказания от 16.11.2018 года;

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Скачкова Н.Н. представитель по доверенности от № 8-06 от 20.01.2020 и удостоверению, свидетельству и документу об образовании;

от УФК - Зорина Н.А. представитель по доверенности от 16.05.2019, удостоверению и документу об образовании;

установил:

 Администрация Приволжского муниципального района (далее - заявитель,  Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области (далее - Управление, УФК, административный орган) № 3300-22-16/14 от 16.11.2018 года о назначении административного наказания,   которым  Администрация привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с нецелевым использованием бюджетных средств, выразившимся в оплате за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в пользу Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (московский патриархат)» компенсации за изымаемое помещение, находящееся в аварийном состоянии,  с назначением наказания в виде административного штрафа в размере  31 220,41  рублей.

Нарушение установлено в ходе выездной проверки, проведенной УФК в период с 15 марта 2018 г. по 25 апреля 2018 г.    в Администрации Приволжского района Ивановской области на предмет использования средств Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 28.11.2018 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. В ходе судебного заседания  Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6423/2018, в рамках которого рассматривалось заявление Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1023701711824 ИНН 3719001961) о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ивановской области № 5 от 13.07.2018.

Определением от 18.01.2019 г. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6423/2018.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2019 года производство по делу возобновлено.

Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.

В рамках реализации положений  Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ Постановлением Правительства Ивановской области от 15 апреля 2013 г. № 134-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы».

 В целях реализации данной программы Постановлением Администрации Приволжского городского поселения от 05.04.2013 года №6-а-п утверждена адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Приволжского городского поселения», финансирование которой помимо бюджета городского поселения и бюджета области, также предусмотрено за счет средств Фонда.

Этап 2016 года муниципальной программы предусматривал реализацию программы путем приобретения муниципальных жилых помещений и выкуп аварийных жилых помещений на территории поселения.

Администрацией по этапу 2016 года осуществлена выплата компенсации Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» за изымаемое помещение в аварийном жилищном фонде, расположенном по адресу: г. Приволжск, ул. Куйбышева, д. 27, кв. 2, общей площадью 28,2 кв.м., на общую сумму 794 817 руб., в том числе за счет средств Фонда в сумме 624 408,23 руб. (п/п от 14.12.2016 № 588168 на сумму 624 408,23 руб.), средств областного бюджета в сумме 146 564,26 руб., средств местного бюджета в сумме 23 844,51 руб.

В соответствии с соглашением № 2/2016 от 14.11.2016 изъятие жилого помещения у Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» и выплата компенсации за него было осуществлено Администрацией в целях реализации Региональной адресной программы на 2013-2017 годы, а также адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Приволжского городского поселения на 2013-2015 годы» (в действующей редакции), утвержденной постановлением администрации Приволжского городского поселения от 05.04.2013 № 6-а-п.

Указанные выплаты квалифицированы Управлением как нецелевое использование бюджетных средств.

Между тем, указывает заявитель, Постановлением администрации Приволжского муниципального района от 01.02.2018  №72 в адресную программу, утвержденную Постановлением администрации Приволжского городского поселения от 05.04.2003 №6-а-п, внесены изменения, в соответствии с которыми выкуп жилых помещений, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Куйбышева, д. 27, принадлежащих Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской православной церкви», предусмотрен без финансовой поддержки Фонда за счет средств местного бюджета.

Администрация также просит учесть, что заявкой на возврат №7 от 03.05.2018 бюджетом Приволжского городского поселения произведен возврат Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области неиспользованных остатков прошлых лет субсидии на обеспечение мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ в сумме 2 126 216,40 рублей, в том числе компенсация за изымаемые жилые помещения принадлежащие Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (московский патриархат)» в сумме 1 140 320 рублей.

 С учетом изложенного, Администрация считает, что в ее действиях отсутствуют признаки нецелевого использования бюджетных средств, которые вменяются оспариваемым постановлением.

Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

В дополнениях к заявлению Администрация указывает на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности. Также заявитель указывает на наличие оснований для снижения размера штрафа менее минимального, либо для замены штрафа предупреждением.

УФК по Ивановской области  полагает, что заявление  Администрации не подлежит удовлетворению. 

Управление указывает, что факт нецелевого использования бюджетных средств установлен в ходе выездной проверки, подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.09.2019 по делу А17-6423/2018.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением  был сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного   ст. 15.14 КоАП РФ. Административным органом при вынесении оспариваемого постановления учтены все обстоятельства, влияющее как на квалификацию деяния. 

 Заявление Администрации рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 137, 153-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Федерального казначейства по Ивановской области проведена выездная проверка использования средств Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2017 году в Администрации Приволжского муниципального района.

В результате данной проверки был установлен повод к возбуждению дела об административном правонарушении, а именно: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п.1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

В частности, Администрацией по этапу 2016 года осуществлена выплата компенсации Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» за изымаемое помещение в аварийном жилищном фонде, расположенном по адресу: г. Приволжск, ул. Куйбышева, д. 27 кв. 2, общей площадью 28,2 кв.м., на общую сумму 794 817 руб. в том числе за счет средств Фонда в сумме 624 408,23 руб. (п/п от 14.12.2016 № 588168 на сумму 624 408,23 руб.), средств областного бюджета в сумме 146 564,26 руб., средств местного бюджета в сумме 23 844,51 руб.

Определением от 08.11.2018 у Администрации истребовано соглашение об изъятии помещения в аварийном жилищном фонде, расположенного по адресу: г. Приволжск, ул. Куйбышева, д. 27, кв. 2, общей площадью 28,2 кв. м., а также передаточный акт на изымаемое помещение.

По итогам изучения материалов дела Управление Федерального казначейства по Ивановской области пришло к выводу о том, что выплата юридическому лицу (Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (московский патриархат)») компенсации за изымаемое помещение, находящееся в аварийном жилищном фонде, за счет средств Фонда, предусмотренных для реализации Региональной программы на 2013-2017 годы в сумме 624 408,23 рублей, не соответствует правовым основаниям их получения.

Управлением в связи с установлением в действия Администрации       состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  статьей  15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   вынесено постановление № 3300-22-16/14 о назначении административного наказания от 16.11.2018 года.

Не согласившись с вынесенным  постановлением,  Администрация оспорила его в   Арбитражном суде Ивановской области. 

Изучив имеющиеся в материалах доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону образуют действия в виде неправомерного использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов Правительством Ивановской области издано постановление от 15.04.2013 № 134-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы» (далее - Региональная адресная программа).

Региональной адресной программой предусмотрен объем финансирования мероприятий по переселению аварийного жилищного фонда на предоставление финансовой поддержки на 2013-2017 годы из трех источников: средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Ивановской области и средств местного бюджета.

Постановлением Администрации Приволжского городского поселения от 05.04.2013 года №6-а-п утверждена адресная муниципальная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Приволжского городского поселения, финансирование которой помимо бюджета городского поселения и бюджета области, так же предусмотрено за счет средств Фонда.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 17.07.2009 № 147-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются в отношении финансовой поддержки, предоставленной за счет Фонда и подлежащей возврату в Фонд с учетом положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

В пункте 6 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2008 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, применяются при осуществлении контроля за использованием средств, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, средства Фонда являются целевыми и  подлежат направлению исключительно на цели, предусмотренные соответствующей программой. 

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

 При рассмотрении дела А17-6423/2018 судом установлен факт нецелевого использования Администрацией средств Фонда, путем выплаты Религиозной организации «Никольский женский монастырь Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной церкви (московский патриархат)» компенсации в размере 1 140 320 руб. (в том числе 624408,23 руб. по платежному поручению от 14.12.2016 №588168 за выкуп  помещения  № 2 многоквартирного дома № 27 по улице Куйбышева Приволжского городского поселения).  

 Решение Арбитражного суда по делу №А17-6423/2018 вступило в законную силу, имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Следовательно, суд  приходит к  выводу о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 25.04.2019, платежным поручением от 14.12.2016 № 588168,  протоколом об административном правонарушении от 31.10.2018.

Доводы заявителя о внесении изменении в муниципальную программу Постановлением администрации Приволжского муниципального района от 01.02.2018 №72,   в соответствии с которыми выкуп спорных жилых помещений, предусмотрен без финансовой поддержки Фонда за счет средств местного бюджета, а также доводы о возврате 03.05.2018 остатков субсидий прошлых лет в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, не могут повлиять на квалификацию деяния, поскольку совершены уже после 14.12.2016(дата совершения расходной операции) и свидетельствуют лишь о совершении действий по возмещению причиненного ущерба.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

Доказательств невозможности соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые  Администрация не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела не представлено.

При таких обстоятельствах вина  заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является доказанной.

В этой связи суд   приходит к  выводу о наличии в деянии заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Процедура привлечения к административной ответственности ответчиком соблюдена, существенных процессуальных нарушений из материалов дела не усматривается. 

Судом при рассмотрении дела не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, с соблюдение норм процессуального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения 14.12.2016 г.) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, срок давности привлечения к административной ответственности составлял два года со дня совершения административного правонарушения. Оспариваемое Постановление вынесено 16.11.2018 г., то есть с соблюдением вышеуказанного срока.

Отягчающих   ответственность обстоятельств судом  не установлено, об их наличии не заявлено.

Размер административного штрафа определен в минимальном размере  санкции, предусмотренной  статьей 15.14 КоАП РФ. Факта нарушения  Управлением  расчета  размера административного штрафа судом не установлено.

Оснований для снижения размера штрафа менее минимального размера, определенного КоАП РФ, в рассматриваемом случае не имеется, поскольку не соблюдены критерии, определенные п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в частности назначенный размер административного штрафа не превышает сто тысяч рублей.

Статья 4.1.1 КоАП РФ также применена быть не может ввиду наличия имущественного ущерба на дату совершения правонарушения.

На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Администрации Приволжского муниципального района (ОГРН: 1023701711824; ИНН: 3719001961) к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН: 1023700551710; ИНН: 3728015865) об оспаривании Постановления № 3300-22-16/14 о назначении административного наказания от 16.11.2018 года оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева