НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 15.09.2021 № А17-9385/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-9385/2020

г. Иваново

22 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

областного государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (ОГРН: 1023701358977, ИНН: 3705005229)

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области

о признании недействительными п. 7, п. 8 Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32, выданного Службой государственного финансового контроля Ивановской области, а также требования о возмещении средств в размере 18243,84 руб. в доход областного бюджета;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент образования Ивановской области (ИНН 3728012511, ОГРН 1023700534791);

при участии в судебном заседании:

от заявителя - руководитель Алова Н.Н. на основании приказа от 14.07.2011 и выписки из ЕГРЮЛ; представитель Киселева О.Н. на основании доверенности от 08.12.2020, паспорта и документа о высшем юридическом образовании;

от Службы государственного финансового контроля Ивановской области - представитель Коробейникова О.В. на основании доверенности № 4 от 12.01.2021, паспорта и документа о высшем юридическом образовании;

установил:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»  (далее: заявитель, учреждение, ОГКОУ) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее: административный орган, Служба, СГФК) о признании недействительными п. 7, п. 8 Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32, выданного Службой государственного финансового контроля Ивановской области, а также требования о возмещении средств в размере 18243,84 руб. в доход областного бюджета; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент образования Ивановской области (далее: Департамент).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2020 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.

Департамент надлежащим образом извещен о начавшемся арбитражном процессе, в суд своего представителя не направил. Информация о времени и месте судебного заседания размещена в сети Интернет. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьего лица.

Обоснования заявленных требований областного государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» подробно изложены в заявлении и дополнениях к нему.

Заявителем указано, что пункты 7 и 8 Представления от 07.10.2020 № 06-01/01-19-32 нарушают его права на основании следующего. За совмещение профессий работникам образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования Ивановской области, устанавливается выплата компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Директором Учреждения Аловой Н.Н. наряду с основной деятельностью педагогическая деятельность по должности «учитель» осуществлялась в порядке совмещения профессий (должностей) с разрешения работодателя, которым является Департамент образования Ивановской области. В 2019 г. и 2020 г. за ведение педагогической деятельности Аловой Н.Н. была произведена оплата труда в соответствии с Типовым положением и положением об оплате труда Учреждения. Директором Аловой Н.Н. в 2019.2020 годах педагогическая работа выполнена в полном объеме. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. наряду с основной деятельностью педагогическая деятельность по должности «учитель» осуществлялась в порядке совмещения профессий (должностей) в соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору на соответствующий учебный год и на основании приказов Учреждения. Требование об устранении нарушений, указанных в пунктах 7 и 8 Представления, путем возмещения средств в размере 18243 руб. 84 коп. в доход областного бюджета является незаконным и невозможным к исполнению. ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» является казенным учреждением и финансируется за счет средств областного бюджета. Возмещение средств в размере 18243 руб. 84 коп., которое требует Служба государственного финансового контроля Ивановской области, за счет средств учреждения, предусмотренных на 2021 финансовый год, является фактически невозможным. Удержание из заработной платы Аловой Н.Н. и Орловой И.В. «неправомерно» выплаченных средств невозможно в силу статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации. Возмещение средств в доход бюджета возможно только при условии внесения наличных денежных средств директором Аловой Н.Н. и заместителем директора Орловой И.В. в кассу учреждения и последующим перечислением внесенных средств в доход бюджета, что в свою очередь ведет к нарушению трудовых прав работников, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации, которые выполнили в полном объеме дополнительную работу, порученную им работодателем.

Выводы, содержащиеся в пунктах 7 и 8 Представления о том, что директору и заместителю директора по учебно-воспитательной работе Учреждения неправомерно осуществлены выплаты ввиду начисления компенсационной выплаты (коэффициента специфики в размере 0,2 на компенсационную выплату за совмещение профессий (ведение педагогической деятельности), а также о незаконности начисления заместителю директора по административно-хозяйственной части Учреждения компенсационной выплаты — доплаты за увеличение объема работ (проверку тетрадей) ошибочны, не подтверждается ссылками на нормативные акты, содержащимися в указанных пунктах и противоречат статьям 22, 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации (далее: ТК РФ).

Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Служба указала, что установление выплаты компенсационного характера при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, за увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором обусловлено тем, что законодательное регулирование призвано компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных. В ходе контрольного мероприятия установлено, что директору Учреждения Аловой Н.Н. в соответствии с распоряжениями Департамента образования Ивановской области (далее - Департамент) от 20.08.2018 № 310-л «О ведении педагогической работы Аловой Н.Н.», от 11.09.2019 № 205-л «О ведении педагогической работы Аловой Н.Н.», заместителю директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. согласно приказам Учреждения от 03.09.2018 № 785 «Об учебной нагрузке на 2018-2019 год», от 02.09.2019 № 74 «Об учебной нагрузке на 2019-2020 год» разрешалось ведение педагогической деятельности в объеме 7 часов в неделю и 6 часов в неделю соответственно в пределах основного рабочего времени на 2018-2019, 2019-2020 учебные года. Выплаты директору Учреждения Аловой Н.Н и заместителю директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. за ведение педагогической работы, то есть за совмещение профессии учителя наряду с основной должностью, являются выплатами компенсационного характера, предусмотренными абзацем 3 пункта 2 Перечня выплат компенсационного характера № 285-п, абзацем 3 пункта 3.1 Типового положения о системе оплаты труда работников № 371-п. Кроме того, директору Учреждения Аловой Н.Н. и заместителю директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. к компенсационной выплате за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных  при  совмещении профессий (должностей), устанавливались выплаты компенсационного характера с учетом условий труда, отклоняющихся от нормальных в виде коэффициента специфики, заместителю директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. к компенсационной выплате за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных при совмещении профессий (должностей), установлена компенсационная выплата в виде доплаты за увеличение объема работ - проверку тетрадей. На основании изложенного, по мнению административного органа, доводы заявителя являются несостоятельными в полном объеме, противоречащими действующему законодательству, не нашедшими объективного документального подтверждения, а также не свидетельствующими о нарушении Службой бюджетного законодательства РФ при вынесении Представления, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и являлись бы основанием для отмены Представления.

Департамент образования Ивановской области в своих пояснениях указал, что принятие решения по заявлению о признании недействительным пунктов 7, 8 представления службы государственного финансового контроля Ивановской области от 07.10.2020 № 06-01/01-19-32 Департамент оставляет на усмотрение суда.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В соответствии с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 10.08.2020 № 1 «О проведении плановой камеральной проверки» Службой государственного финансового контроля Ивановской области в период с 10.08.2020 по 18.08.2020 проведена плановая камеральная в областном государственном казенном общеобразовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», (ОГРН 1023701358977, ИНН 3705005229), по теме: «Осуществление финансово-хозяйственной деятельности», за 2019 год, истекший период 2020 года, по результатам которой составлен акт проверки от 21.08.2020.

В ходе контрольного мероприятия установлены в числе прочего следующие нарушения, отраженные в тексте Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32:

7.         В нарушение абзаца 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области и органов государственной власти Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, абзаца 3 пункта 2 Перечня основных видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Ивановской области и в органах государственной власти Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, пункта 2.2, абзаца 3 пункта 3.1 Типового положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Ивановской области и иных государственных учреждений Ивановской области (кроме государственных учреждений дополнительного профессионального образования Ивановской области), подведомственных Департаменту образования, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 371-п, Учреждением в 2019, 2020 годах неправомерно осуществлены выплаты директору Учреждения на общую сумму 10353,23 рублей, в том числе в 2019 году в сумме 6178,64 рублей, в истекшем периоде 2020 года в сумме 4174,59 рублей, ввиду начисления компенсационной выплаты (коэффициента специфики в размере 0,20) на компенсационную выплату за совмещение профессий (ведение педагогической деятельности).

8. В нарушение абзаца 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области и органов государственной власти Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, абзаца 3 пункта 2 Перечня основных видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Ивановской области и в органах государственной власти Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, пункта 2.2, абзаца 3 пункта 3.1, абзаца 2 пункта 3.3.5 Типового положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Ивановской области и иных государственных учреждений Ивановской области (кроме государственных учреждений дополнительного профессионального образования Ивановской области), подведомственных Департаменту образования, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 371-п, Учреждением в 2019, 2020 годах заместителю директора по административно-хозяйственной части Орловой И.В. неправомерно установлены (согласно приказам от 09.01.2018 № 4 «Об установлении должностных окладов заместителям директора, главного бухгалтера», от 25.11.2019 № 175 «Об установлении должностных окладов заместителям директора, главного бухгалтера», от 03.09.2018 № 76 «О закреплении», от 02.09.2019 № 75 «О закреплении») и осуществлены выплаты на общую сумму 7890,61 рублей, в том числе в 2019 году в сумме 5301,76 рублей, в истекшем периоде 2020 года в сумме 2588,85 рублей, ввиду начисления компенсационных выплат (коэффициента специфики, доплаты за увеличение объема работ (за проверку тетрадей) в размере 20 % и 5 % соответственно), начисленных на компенсационную выплату за совмещение профессий (ведение педагогической деятельности).

Служба в тексте Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32 потребовала в числе прочего:

2.         Устранить нарушения, указанные в пунктах 7, 8 настоящего представления, путем возмещения средств в размере 18243,84 рублей в доход областного бюджета и принять меры по устранению причин и условий нарушений, путем разработки и выполнения Плана, в срок до 09.11.2020.

Не согласившись с п. 7, п. 8 Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32, а также с содержащимися в Представлении требованиями о возмещении средств в размере 18243,84 руб. в доход областного бюджета, ОГКОУ обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 БК РФ).

Постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 г. № 567-п утвержден Порядок осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, который действовал на момент проведения проверки.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.9 указанного Порядка основанием проведения плановых контрольных мероприятий является наличие контрольного мероприятия в плане контрольных мероприятий органа финансового контроля на соответствующий календарный год, утвержденном распоряжением органа финансового контроля. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.

В соответствии с пунктом 2.10 Порядка план утверждается органом финансового контроля по согласованию с Губернатором Ивановской области до начала следующего календарного года. Внесение изменений в План органом финансового контроля осуществляется на основании письменных поручений Губернатора Ивановской области, письменных решений руководителя органа финансового контроля. Внесение изменений в План на основании письменных решений руководителя органа финансового контроля осуществляется по согласованию с Губернатором Ивановской области.

Необходимость осуществления согласования с иными органами и должностными лицами указанным Порядком и бюджетным законодательством не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае проверка была проведена в соответствии с распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановской области от 10.08.2020 № 1. Следовательно, рассматриваемая проверка органом внутреннего государственного финансового контроля проведена в установленном порядке.

В пункте 2 статьи 269.2 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

По пунктам 7,8 Представления суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее: ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Статьей 151 ТК РФ установлено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

В соответствии подпунктом «ж» пункта 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений. При этом выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области и органов государственной власти Ивановской области» установлено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Ивановской области, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

В соответствии с пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области и органов государственной власти Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, иные выплаты устанавливаются для руководителей государственных учреждений Ивановской области, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам, в абсолютных размерах или другим способом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области.

Согласно пункту 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области и органов государственной власти Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, в абсолютных размерах или другим способом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области.

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно: при выполнении работ различной квалификации; при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, за увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; за работу в ночное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; за сверхурочную работу; при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, включены в Перечень основных видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях ивановской области и в органах государственной власти ивановской области, утвержденный Постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п.

В соответствии с пунктом 3.1 Типового положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Ивановской области и иных государственных учреждений Ивановской области (кроме государственных учреждений дополнительного профессионального образования Ивановской области), подведомственных Департаменту образования Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 371-п «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области, подведомственных Департаменту образования Ивановской области» (далее — Типовое положение об оплате труда) работникам образовательных учреждений могут быть осуществлены выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, за увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Как следует из вышеперечисленных норм законодательства, за совмещение профессий работникам образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования Ивановской области, устанавливается выплата компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в частности при совмещении профессий (должностей)).

Из материалов дела следует, что в 2019 г. и 2020 г. директор и заместитель директора государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» осуществляли совмещение профессий, а именно: должность директора с ведением педагогической деятельности и должность заместителя директора с ведением педагогической деятельности соответственно.

Пунктом 3.3.1. Типового положения об оплате труда установлено, что размер доплаты при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Для педагогических работников государственных учреждений образования может применяться почасовая оплата: за часы, отработанные за отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников с их письменного согласия, продолжительностью не свыше двух месяцев, за педагогическую работу специалистов других учреждений и организаций (в том числе работников органов государственной власти и местного самоуправления, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях.

Размер оплаты за один час педагогической работы определяется путем деления установленной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы на среднемесячное количество рабочих часов, а для преподавателей профессиональных образовательных организаций (за исключением педагогических колледжей) - путем деления установленной месячной ставки заработной платы на 72 часа.

В соответствии с пунктом 3.3.6. Типового положения об оплате труда с учетом других условий труда, отклоняющихся от нормальных (повышенная напряженность), работникам образовательных учреждений устанавливается выплата компенсационного характера в виде коэффициента специфики к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы), оплате за фактическую учебную нагрузку в соответствии с приложением 3 к Типовому положению об оплате труда.

Из чего следует, что компенсационная выплата устанавливается как к должностному окладу, так и к оплате за фактическую учебную нагрузку.

Пунктом 3.3.5. Типового положения об оплате установлено, что доплаты за увеличение объема работ (работа, связанная с образовательным процессом и не входящая в круг основных обязанностей педагогического работника), а также порядок их установления определяются образовательным учреждением самостоятельно.

В перечень видов увеличения объема работ могут включаться: классное руководство, проверка тетрадей, заведование отделениями, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.; руководство предметными комиссиями, цикловыми  и  методическими     комиссиями; проведение работы по дополнительным образовательным программам: организация трудового обучения, профессиональной ориентации и другие.

Таким образом, Типовым положением предусмотрено несколько видов выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. При этом отсутствует запрет на одновременное применение нескольких видов выплат компенсационного характера.

Конкретные коэффициенты специфики работы в государственных образовательных организациях установлены Приложением 3 к Типовому положению о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Ивановской области и иных государственных учреждений Ивановской области (кроме государственных учреждений дополнительного профессионального образования Ивановской области), подведомственных Департаменту образования Ивановской области, утвержденному Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 371-п.

Пунктом 4 Приложением 3 к Типовому положению установлено, что за работу в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: педагогическим работникам и руководящим работникам устанавливается коэффициент 0,20.

При этом в Приложении 3 к Типовому положению прямо установлено, что при наличии оснований для применения двух и более коэффициентов соответствующие коэффициенты складываются.

Из материалов делу следует, что директору Учреждения Аловой Н.Н. в соответствии с распоряжениями Департамента образования Ивановской области (далее - Департамент) от 20.08.2018 № 310-л «О ведении педагогической работы Аловой Н.Н.», от 11.09.2019 № 205-л «О ведении педагогической работы Аловой Н.Н.», заместителю директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. согласно приказам Учреждения от 03.09.2018 № 785 «Об учебной нагрузке на 2018-2019 год», от 02.09.2019 № 74 «Об учебной нагрузке на 2019-2020 год» разрешалось ведение педагогической деятельности в объеме 7 часов в неделю и 6 часов в неделю соответственно в пределах основного рабочего времени на 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.

Таким образом, директором Учреждения Аловой Н.Н. наряду с основной деятельностью (руководитель, директор) осуществлялась педагогическая деятельность по должности «учитель» в порядке совмещения профессий (должностей) с разрешения работодателя, которым является Департамент образования Ивановской области.

В 2019 г. и 2020 г. за ведение педагогической деятельности Аловой Н.Н. была произведена оплата труда в соответствии с Типовым положением и положением об оплате труда Учреждения. Директором Аловой Н.Н. в 2019, 2020 годах педагогическая работа выполнена в полном объеме.

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе Орловой И.В. наряду с основной деятельностью (заместитель директора) осуществлялась педагогическая деятельность по должности «учитель»  в порядке совмещения профессий (должностей) в соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору на соответствующий учебный год и на основании приказов Учреждения от 03.09.2018 № 76 «О закреплении», от 02.09.2019 № 75 «О закреплении», что соответствует ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ.

Заместителем директора в 2019 и 2020 годах педагогическая работа выполнена в полном объеме, в том числе работником осуществлялась проверка тетрадей обучающихся, за которую в соответствии с пунктом 3.3.5. Типового положения предусмотрена доплата за увеличение объема работ (работу, связанную с образовательным процессом и не входящую в круг основных обязанностей педагогического работника) и которая в соответствии с Положением об оплате труда Учреждения устанавливается работникам в размере 5 % от оклада по профессионально-квалификационной группе по должности «учитель».

Из материалов дела следует, что по должности «учитель» директору и его заместителю осуществлены спорные компенсационные выплаты 20% за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи от оплаты за фактическую учебную нагрузку, то есть от оклада учителя.

Такие компенсационные выплаты получает любой учитель данного учреждения. Следовательно, перерасхода бюджетных денежных средств не имелось.

То обстоятельство, что директору и его заместителю также осуществлялись компенсационные выплаты за работу в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи от должностного оклада руководителя, о незаконности вышеуказанных выплат не свидетельствует, так как в Приложении 3 к Типовому положению прямо установлено, что при наличии оснований для применения двух и более коэффициентов соответствующие коэффициенты складываются, что и было сделано в рассматриваемом случае.

Утверждение Службы государственного финансового контроля о том, что в рассматриваемом случае имело место начисление компенсационной выплаты на компенсационную выплату, судом отклоняется как противоречащее имеющемуся в материалах дела расчету, из которого следует, что компенсационные выплаты начислялись к разным основаниям: к должностному окладу (директора, заместителя директора) и к оплате за фактическую нагрузку (окладу учителя), а затем складывались, что прямо установлено п. 3.3.6 Типового положения и Приложении 3 к Типовому положению.

Доводы Службы о том, что работы осуществлялась в порядке совмещения, то есть в одно и то же время, не свидетельствуют о законности оспариваемых пунктов Представления, поскольку работа в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи имеет свою специфику как у педагогических работников (сложность реализации педагогических программ), так и руководящих работников (сложность руководства деятельностью всего учреждения).

Последующее изменение Департаментом Порядка оплаты труда не свидетельствует о наличии выявленных нарушений.

Проверка тетрадей не входит в круг должностных обязанностей Орловой И.В. ни по должности заместителя руководителя, ни по должности учителя. Доплата за проверку тетрадей Орловой И.В. установлена в соответствии с пунктом 3.3.5 Типового положения и относится к доплате за увеличение объема работ по должности учитель. Любая дополнительная работа может выполняться работником только при условии его согласия и за соответствующую оплату, что установлено статьями 60.2 и 151 ТК РФ. Таким образом, довод Службы о необоснованности и неправомерности выплаты за проверку тетрадей Орловой И.В. подлежит отклонению как противоречащий вышеуказанным нормам права.

Таки образом, пункты 7 и 8 Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32, выданного Службой государственного финансового контроля Ивановской области, а также изложенного в Представлении от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32 производного от них требования о возмещении средств в размере 18243,84 руб. в доход областного бюджета подлежат признанию недействительными.

На основании вышеизложенного, требования областного государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» подлежат удовлетворению.

Поскольку государственные и муниципальные органы государственной власти осуществляют свои функции как непосредственно, так и через подчиненные учреждения они имеют право на предоставление налоговой льготы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

В связи с чем, государственная пошлина в сумме 3000 рублей, излишне уплаченная Учреждением при подаче заявления по платежному поручению № 378864 от 26.11.2020 на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю.

Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет по делу судом не рассматривается, поскольку Служба освобождена от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования областного государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (ОГРН: 1023701358977, ИНН: 3705005229) удовлетворить.

2. Признать недействительными п. 7, п. 8 Представления от 07.10.2020 г. № 06-01/01-19-32, выданного Службой государственного финансового контроля Ивановской области, а также требования о возмещении средств в размере 18243,84 руб. в доход областного бюджета.

3. Возвратить областному государственному казенному общеобразовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (ОГРН: 1023701358977, ИНН: 3705005229) 3000 руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению № 378864 от 26.11.2020.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева