НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 11.12.2013 № А17-3729/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации 

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А17-3729/2013

11 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Новикова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алалыкиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» о признании недействительным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.05.2013г. № 30,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Бычкова А.Б. (доверенность от 10.09.2013г.), Вавилиной Е.А. (доверенность от 09.09.2013г.),

от заинтересованного лица – Беловой И.А. (доверенность от 10.01.2013г.), Вороновой Г.П. (доверенность от 10.01.2013г.),

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» (ИНН 3702636280, зарегистрированное 24.12.2010г. в ИФНС России по г. Иваново, ОГРН 1103702029936) (далее – ФКУ, Учреждение, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (ИНН 3702057652, зарегистрированного 14.07.2004г. в Инспекции МНС России по г. Иваново) (далее – ФСФБН, Управление, заинтересованное лицо) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.05.2013г. № 30.

Определением арбитражного суда от 26.11.2013г. рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании объявлялся перерыв.

Представитель заявителя в судебных заседаниях заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Учреждение считает, что не допустили нарушений бюджетного законодательства, ФСФБН вышло в данном представлении за пределы своих полномочий. При этом заявитель приводил доводы о необоснованности вменения следующих нарушений: неэффективное использование имущества (автотранспорт) на момент проверки на балансе стоимостью 399 000 руб., выразившееся в необоснованном и длительном (более года) неиспользовании автотранспорта; принятие к оплате документов по командировочным расходам 2010-2011 годов в январе-марте 2012 года за счет лимитов бюджетных обязательств 2012 года в сумме 550 724 руб., то есть в следующем за отчетным годом, без отражения кредиторской задолженности; искажение отчетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2012 год на общую сумму 1 082 201 950 рублей, выразившееся в завышении данных по строке 020 «Материальные ценности, принятые на хранение» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 220 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на сумму 700 076 631 рубль, завышении данных по строке 011 «Имущество, полученное в пользование (недвижимое)» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 012 «Имущество, полученное в пользование (не произведенное)» на сумму – 382 125 319 руб.

По мнению заявителя, оспариваемое представление нарушает права и законные интересы заявителя, так как предлагает принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений, а именно осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с действующими законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бюджетному учету. Заявитель считает, что Управление незаконно возлагает обязанность руководствоваться субъективными разъяснениями контролирующего органа при формировании бюджетной отчетности, что, в конечном счете, может привести к искажению отчетности. Управление неправомерно вмешивается в деятельность заявителя, указывая на то, как именно ему вести бухгалтерскую отчетность, ссылаясь на утратившую силу Инструкцию по бюджетному учету, сослался на иные доводы, изложенные в представленных в материалы дела письменных пояснениях.

Представитель ФСФБН поддержала позицию по отзыву, считает, что вынесенное представление законно и обоснованно, было исполнено заявителем и не нарушает его права и законные интересы, так как предложило заявителю соблюдать действующее законодательство.

Стороны в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заключили соглашение о фактических обстоятельствах дела от 25.10.2013г. (далее – Соглашение) о нижеследующем:

«1. На основании удостоверения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области от 22 марта 2013г, № 41, в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28 декабря 2012г. № 43-01-06-25/5424 Территориальным управлением проведена проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2011г. № 2590 «О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в части проведения инвентаризации имущества и обязательств, в ФКУ УФО Минобороны РФ по Ивановской области. Проверяемый период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. Проверка проводилась по представленным ФКУ УФО Минобороны РФ по Ивановской области документам с 25 марта по 17 мая 2013 года.

В 2011 году учреждение являлось Федеральным бюджетным учреждением. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 1996г, № 61-ФЗ «Об обороне» на основании приказа Минобороны России от 20 сентября 2010г. № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» создано ФКУ УФО Минобороны РФ по Ивановской области путем реорганизации федерального бюджетного учреждения для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.

Проверкой установлено, что в соответствии с Положением Учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, войсковых частей и учреждений, дислоцирующихся на территории Ивановской области.

Ведомственная принадлежность и вышестоящая организация - Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) код главы - 187. Финансирование за счет средств федерального бюджета в Учреждение поступало от Департамента финансового обеспечения Минобороны России. Бюджетная отчетность учреждением направлялась в Департамент учета и отчетности Минобороны России.

Для осуществления своей деятельности Учреждению в проверяемом периоде в Управлении Федерального казначейства по Ивановской области были открыты лицевые счета: № 01331А57610 - счет распорядителя бюджетных средств; № 03331А57610 - счет получателя средств федерального бюджета; № 04331А57610 - счет администратора доходов федерального бюджета.

В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Минобороны России, до 31 декабря 2011 года - Уставом Управления, утвержденным Министром обороны России А.Э. Сердюковым 23 сентября 2010 года, с 01 января 2012 года - Положением об Управлении, утвержденным Министром обороны России Сердюковым А.Э. 01 сентября 2011 года.

Бухгалтерский учет в Учреждении в проверяемом периоде организован в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Приказ Минфина России № 157н) и приказом Минобороны России от 07 мая 2008г. № 250дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Приказ Минобороны России № 250дсп).

2. В проверяемом периоде Учреждение осуществляло финансовое обеспечение 21 Войсковой части и 18 учреждений. Бюджетный учет основных средств по Войсковым частям велся в девяти отделениях материального обеспечения Учреждения.

3. Согласно данным Балансов главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета формы 0503130 (далее - Баланс формы 0503130) за Войсковыми частями и учреждениями, находящимися на финансовом обеспечении Учреждения, значились основные средства:

- на 01 января 2011 года на общую сумму 62 612 922 340 рублей (в том числе недвижимость на сумму 14 037 431 241 рубль);

- на 01 января 2012 года на общую сумму 63 636 900 268 рублей (в том числе недвижимость на сумму 14 801 087 671 рубль).

Проверкой правильности определения первоначальной стоимости основных средств и отражения ее по данным бюджетного учета; полноты оприходования, поступивших в проверяемом периоде основных средств, в том числе поступивших в централизованном порядке от вышестоящей и других организаций; правильности отнесения материальных ценностей к основным средствам в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994г. № 359 за период с 01 января по 31 декабря 2012 года по Войсковым частям №№ 03333, 21350-7, 62632-Г, 61641-12, 34048, 62295, 65385, 42732-2 Территориальным управлением нарушений не установлено.

В ходе проверки Учреждения проведены встречные проверки и осуществлена инвентаризация материальных ценностей в Войсковых частях №№ 03333, 21350-7, 62632-Г, 61641-12, 34048, 62295, 65385, 42732-2. В ходе инвентаризации установлены излишки материальных ценностей на общую сумму 38 902 рубля (укрытие для личного состава, караульное строение, кирпичное строение) и недостача материальных ценностей на сумму 2 280 рублей, В период проверки материальные ценности на сумму 38 902 рубля оприходованы по данным бюджетного учета, недостача в сумме 2 280 рублей внесена в кассу Учреждения, сдана на лицевой счет и перечислена в доход федерального бюджета.

Проверкой обоснованности списания основных средств в Войсковых частях №№ 03333, 21350-7, 62632-Г, 61641-12, 34048, 62295, 65385, 42732-2 случаев реализации и безвозмездной передачи федерального имущества сторонним организациям в проверяемом периоде не установлено. В проверяемом периоде списание материальных ценностей производилось: в 2011 году - в соответствии с приказом Минобороны России от 08 сентября 2009г. № 937 «Об утверждении Порядка взаимодействия в Вооруженных Силах Российской Федерации при списании недвижимого имущества и затрат по незавершенному строительству», в 2012 году - в соответствии с приказом Минобороны России от 30 декабря 2011г. № 2666 «Об утверждении Положения о списании федерального имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации». Списания основных средств раньше истечения срока эксплуатации не установлено.

Проведенной проверкой установлено наличие длительное время неиспользуемого имущества - автотранспорта (более года) по Войсковой части № 03333 на сумму 399 000 рублей согласно представленным путевым листам:

- автомобиль грузовой ЗИЛ-131н, инвентарный номер 033330060001653, амортизация 100 %, остаточная стоимость отсутствует (инвентарная карточка учета основных средств № 29), не используется с 05 мая 2012 года (последний путевой лист от 04 мая 2012 года № 896);

- автомобиль грузовой КАМАЗ-4310, инвентарный номер 033330060001558, на момент проверки остаточная стоимость 399 000 рублей (инвентарная карточка учета основных средств № 47), не используется с 17 февраля 2012 года (последний путевой лист от 16 февраля 2012 года № 3043);

- автомобиль грузовой ЗИЛ-131н, инвентарный номер 033330060001631, амортизация 100 %, остаточная стоимость отсутствует (инвентарная карточка учета основных средств № 30), не используется с 23 марта 2012 года (последний путевой лист от 22 марта 2012 года № 351);

- автомобиль грузовой КАМАЗ-4310, инвентарный номер 033330060001615, на момент проверки амортизация 100 %, остаточная стоимость отсутствует (инвентарная карточка учета основных средств № 23), не используется с 10 февраля 2012 года (последний путевой лист от 09 февраля 2012 года № 2960).

4. Проверкой учета операций с имуществом на забалансовых счетах Территориальным управлением установлено, что учет полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещений формы 0504805 и прилагаемых к нему документов поставщика, по данным бюджетного учета Учреждения велся не на забалансовом счете 22 «материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». По данным аналитического учета Учреждения, материальные ценности, полученные в порядке централизованного снабжения, по которым отсутствовали Извещения формы 0504805 и прилагаемые к нему документы, подтверждающие поставку материальных ценностей, значились по состоянию на 01 января 2013 года на сумму 711 201 605 рублей.

В Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу формы 0503130 по состоянию на 01 января 2013 года материальные ценности, полученные в порядке централизованного снабжения, по которым отсутствовали Извещения формы 0504805, отражены на счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в сумме 11 124 974 рублей и на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» в сумме 700 076 631 рубля. В период проверки на сумму 700 076 631 рубль по данным бюджетного учета внесены исправительные записи.

5. На 01 января 2013 года земельные участки кадастровой стоимостью 591 064 929 рублей, право пользования которых Учреждением подтверждено в период проведения проверки, по данным раздела 01 «Имущество, полученное в пользование, всего» по строке 012 «из них: непроизведенное» Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу формы 0503130 отражены частично в сумме 208 939 610 рублей.

6. В 2012 году Учреждением принимались к оплате за счет средств федерального бюджета расходные документы 2010-2011 годов (счета, билеты за проезд) - суточные расходы, возмещение за проезд сотрудникам и найм жилых помещений в ходе служебных командировок. Указанные расходы оплачены в январе-марте 2012 года в сумме 550 724 рубля. По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01 января 2012 года в учреждении кредиторская задолженность в сумме 550 724 рубля не значилась».

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, арбитражный суд установил:

ФСФБН в период с 25.03.2013г. по 17.05.2013г. была проведена проверка заявителя за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года на предмет правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2011г. № 2590 «О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в части проведения инвентаризации имущества и обязательств (далее – приказ Минобороны России № 2590).

По результатам проверки был составлен Акт от 17.05.2013г., в соответствии с которым выявлено, в том числе, неэффективное использование материальных ценностей на сумму 399 000 руб., выразившееся в необоснованном и длительном неиспользовании автотранспорта, ФКУ за счет средств федерального бюджета приняты к оплате расходные документы 2010-2011 годов – суточные расходы, расходы на проезд и на найм жилых помещений при служебных командировках, оплаченные в январе-марте 2012 года за счет лимитов бюджетных обязательств 2012 года в общей сумме 550 724 руб., то есть в следующем финансовом году. По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01 января 2012 года в учреждении кредиторская задолженность в сумме 550 724 рубля не значилась. Допущено искажение отчетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2012 год на общую сумму 1 082 201 950 руб., выразившееся в завышении данных по строке 020 «Материальные ценности, принятые на хранение» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 220 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на сумму 700 076 631 руб., а также допущено искажение отчетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2012 год, выразившееся в занижении данных по строке 012 «Имущество, полученное в пользование (не произведенное)» на сумму 382 125 319 руб. Актом выявлены иные нарушения.

22.05.2013г. ФСФБН в отношении Учреждения вынесла представление № 30 о ненадлежащем исполнении бюджета (далее – Представление). В данном Представлении ФСФБН указало, что проверкой среди прочего установлено:

- в нарушение статей 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование имущества (автотранспорт), приобретенного за счет средств федерального бюджета и числящегося на момент проверки на балансе Управления стоимостью 399 000 руб., выразившееся в необоснованном и длительном (более года) неиспользовании автотранспорта;

- в нарушение статей 12, 161, 162, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Управлением за счет средств федерального бюджета приняты к оплате расходные документы 2010-2011 годов (счета, билеты за проезд) - суточные расходы, расходы на проезд и на найм жилых помещений при служебных командировках, которые оплачены в январе-марте 2012 года за счет лимитов бюджетных обязательств 2012 года в сумме 550 724 руб., то есть в следующем за отчетным годом, без отражения кредиторской задолженности;

- в нарушение статей 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н, допущено искажение отчетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2012 год на общую сумму 1 082 201 950 рублей, выразившееся в завышении данных по строке 020 «Материальные ценности, принятые на хранение» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 220 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на сумму 700 076 631 рубль, завышении данных по строке 011 «Имущество, полученное в пользование (недвижимое)» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 012 «Имущество, полученное в пользование (не произведенное)» на сумму – 382 125 319 руб.

Управление предложило ФКУ рассмотреть данное Представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных в Представлении нарушений: осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с действующими законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бюджетному учету, формировать отчетные данные в соответствии с действующей Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства Управлением письмом от 26.11.2013г. № 24-06-07/1980 было внесено изменение в оспариваемое представление № 30 от 22.05.2013г., касающееся указания на войсковую часть № 03333 по тексту представления и письмом от 27.11.2013г. № 24-06-07/1984 исключило четвёртый абзац представления следующего содержания «В нарушение статей 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование имущества (автотранспорт), приобретенного за счет средств федерального бюджета и числящегося на момент проверки на балансе Управления стоимостью 399 000 - рублей, выразившееся в необоснованном и длительном (более года) неиспользовании автотранспорта Войсковой частью № 03333».

В 2011 году учреждение являлось Федеральным бюджетным учреждением. Для осуществления своей деятельности Учреждению в проверяемом периоде в Управлении Федерального казначейства по Ивановской области были открыты лицевые счета: № 01331А57610 - счет распорядителя бюджетных средств; № 03331А57610 - счет получателя средств федерального бюджета; № 04331А57610 - счет администратора доходов федерального бюджета.

Учет полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещений формы 0504805 и прилагаемых к нему документов поставщика, по данным бюджетного учета Учреждения велся не на забалансовом счете 22 «материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». По данным аналитического учета Учреждения, материальные ценности, полученные в порядке централизованного снабжения, по которым отсутствовали Извещения формы 0504805 и прилагаемые к нему документы, подтверждающие поставку материальных ценностей, значились по состоянию на 01 января 2013 года на сумму 711 201 605 рублей.

Проведенной проверкой установлено наличие длительное время неиспользуемого имущества - автотранспорта (более года) по Войсковой части № 03333 на сумму 399 000 руб. согласно представленным путевым листам по четырем автомобилям.

В Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу формы 0503130 по состоянию на 01 января 2013 года материальные ценности, полученные в порядке централизованного снабжения, по которым отсутствовали Извещения формы 0504805, отражены на счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в сумме 11 124 974 рублей и на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» в сумме 700 076 631 рубля. В период проверки на сумму 700 076 631 рубль по данным бюджетного учета внесены исправительные записи.

На 01 января 2013 года земельные участки кадастровой стоимостью 591 064 929 рублей, право пользования которых Учреждением подтверждено в период проведения проверки, по данным раздела 01 «Имущество, полученное в пользование, всего» по строке 012 «из них: непроизведенное» Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу формы 0503130 отражены частично в сумме 208 939 610 рублей.

В 2012 году Учреждением принимались к оплате за счет средств федерального бюджета расходные документы 2010-2011 годов (счета, билеты за проезд) - суточные расходы, возмещение за проезд сотрудникам и найм жилых помещений в ходе служебных командировок. Указанные расходы оплачены в январе-марте 2012 года в сумме 550 724 рубля, то есть в следующем финансовом году. По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01 января 2012 года в учреждении кредиторская задолженность в сумме 550 724 рубля не значилась.

Считая, что вынесенное Представление противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании указанного акта недействительным.

Оценив изложенные сторонами доводы, исследовав представленные по рассматриваемому делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

При этом суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается статьями 65 и 200 АПК РФ на орган, который принял решение.

Часть 2 статьи 70 АПК РФ устанавливает, что признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу (часть 5 статьи 70 АПК РФ).

Согласно статье 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативным административным актом, который может быть обжалован в арбитражном суде, является адресованный конкретному лицу или группе лиц документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учреждение обратилось с заявлением об обжаловании представления в установленный АПК РФ срок.

В силу с пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 2 и 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Пункт 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действовавший в период проверки и вынесения оспариваемого Представления, устанавливал, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В силу Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 278 от 15.06.2004г., Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Согласно подпункту 5.14.7. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005г. № 89н (далее - Положение), территориальные органы вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Пункт 2 статья 284 БК РФ, действовавший в период проверки и вынесения оспариваемого Представления, устанавливал, что за нарушение бюджетного законодательства руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов вправе применять меры принуждения, в том числе выносить представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Пункт 5.14 Положения устанавливает, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе, проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

В силу пункта 3 Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007г. № 75н, (далее - Регламент) Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Согласно пункту 4 Регламента, целью ревизии (проверки) является определение не только правомерности, в том числе целевого характера, но и эффективности и экономичности использования средств федерального бюджета.

По результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета в котором, среди прочего, указывает предложение о рассмотрении представления, предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 123 Регламента).

Пункт 1 статьи 268 БК РФ, действовавший в период проверки и вынесения оспариваемого Представления, устанавливал, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

С учетом изложенного выше Управление было уполномочено на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для рассмотрения представления с предложениями по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства и т.п.) не относится к полномочиям Управления.

Таким образом, суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что ФСФБН вышло в оспариваемом Представлении вышло за пределы своих полномочий, так как в качестве нарушения указало не отражение кредиторской задолженности по выплатам военнослужащим по состоянию на 01 января 2012 года в сумме 550 724 руб. в отношении выплат, произведенных в 2012 году, а также искажение отчетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2012 год на общую сумму 1 082 201 950 рублей, выразившееся в завышении данных по строке 020 «Материальные ценности, принятые на хранение» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 220 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на сумму 700 076 631 рубль, завышении данных по строке 011 «Имущество, полученное в пользование (недвижимое)» в графе «Бюджетная деятельность на конец отчетного периода» и занижении данных по строке 012 «Имущество, полученное в пользование (не произведенное)» на сумму – 382 125 319 руб.

Таким образом, вменены нарушения в области бухгалтерского учета, что не опровергается заинтересованным лицом.

При этом БК РФ не предусматривал на момент совершения данного деяния, применение к лицу, его совершившему мер принуждения.

Кроме того, суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что ФСФБН неправомерно вменило ФКУ в качестве нарушения неэффективное использование имущества (автотранспорт) на момент проверки на балансе стоимостью 399 000 руб., выразившееся в необоснованном и длительном (более года) неиспользовании автотранспорта, так как Учреждение не вправе использовать данный автотранспорт, что не опровергается заинтересованным лицом.

В ходе судебного разбирательства Управлением письмом от 26.11.2013г. № 24-06-07/1980 было внесено изменение в оспариваемое представление № 30 от 22.05.2013г., касающееся указания на войсковую часть № 03333 по тексту представления и письмом от 27.11.2013г. № 24-06-07/1984 исключило четвёртый абзац представления следующего содержания «В нарушение статей 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование имущества (автотранспорт), приобретенного за счет средств федерального бюджета и числящегося на момент проверки на балансе Управления стоимостью 399 000 - рублей, выразившееся в необоснованном и длительном (более года) неиспользовании автотранспорта Войсковой частью № 03333».

В тоже время суд признает необоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемое Представление нарушает его права и законные интересы по следующим основаниям.

В оспариваемом Представлении ФСФБН предложило ФКУ дословно: «рассмотреть данное Представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных в Представлении нарушений: осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с действующими законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бюджетному учету, формировать отчетные данные в соответствии с действующей Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Суд признает необоснованными доводы заявителя о том, что предложение осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с действующими законом «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бюджетному учету и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, может нарушать права ФКУ, так как обязанность соблюдать действующие нормативные правовые акты, в том числе закон «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бюджетному учету, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложена на заявителя действующим законодательством, предложение ФСФБН осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с этими действующими нормативными правовыми актами не порождает для Учреждения никаких новых обязанностей.

Суд также признает необоснованными доводы заявителя о том, что Управление возлагает обязанность руководствоваться его субъективными разъяснениями при формировании бюджетной отчетности, что, в конечном счете, может привести к искажению отчетности, и при этом Управление неправомерно вмешивается в деятельность заявителя, указывая на то, как именно ему вести бухгалтерскую отчетность, ссылаясь на утратившую силу Инструкцию по бюджетному учету, так как исходя из текста оспариваемого Представления не следует то, что Управление обязывает заявителя руководствоваться своей трактовкой какого-либо нормативного правового акта, либо применять недействующий нормативный правовой акт, либо не применять какой-либо нормативный правовой акт, либо осуществлять какие-либо определенные действия, непредусмотренные действующим законодательством (не осуществлять какие-либо определенные действия, предписанные действующим законодательством).

В любом случае, заявителем, в нарушении статьи 65 АПК РФ, а, также, не смотря на неоднократные предложения суда, не предоставлено суду доказательств и сведений, безусловно свидетельствующих, о нарушении оспариваемым актом его прав и законных интересов. Управление в ходе судебного разбирательства также поясняло, что оспариваемый акт не мог нарушить права и законные интересы заявителя.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статье 198 АПК РФ, ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

В силу статьи 4 АПК РФ правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи прав и законные интересы нарушены.

Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьёй 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ и статьей 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Между тем, суду не представлено доказательств того, что оспариваемый акт заинтересованного лица нарушает права заявителя, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого акта незаконным.

Государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2 000 руб., была уплачена заявителем при подаче платежным поручением № 3439560 от 08.07.2013г. в сумме 2 000 руб., расходы на ее уплату являются судебными расходами по делу и согласно статье 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167 – 170, 176, 198, 201, 257, 273, 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в удовлетворении заявления о признании недействительным представления от 22.05.2013г. № 30 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

2. Судебные расходы отнести на заявителя.

3. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (статья 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (статья 292 АПК РФ).

Судья Ю.В. Новиков