НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 05.03.2024 № А17-13180/2023

232/2024-22876(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А17-13180/2023

г. Иваново 07 марта 2024 года 

Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2024 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (ОГРН: 1113702005251,  ИНН: 3702640857) к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН:  1023700551710, ИНН: 3728015865) о признании недействительным и подлежащим отмене  Представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 21.11.2023   № 33-22-44/3488; 

при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель Меинов О.И. по доверенности № 7 от 01.02.2024, паспорту;

от УФК – представитель Горохова Т.В. по доверенности от 11.05.2022 (до 13.05.2024),  служебному удостоверению, документу об образовании и свидетельству; 

установил: 

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее: заявитель,  Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению  Федерального казначейства по Ивановской области о признании недействительным и  подлежащим отмене Представления Управления Федерального казначейства по Ивановской  области от 21.11.2023 № 33-22-44/3488. 

В обосновании заявленных требований Департамент указал следующее. Действующим  водным законодательством полномочия по принятию на учет информационных знаков,  обозначающих границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос, на органы  государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы. Не предусмотрено  также предоставление средств федерального бюджета в виде субвенций на содержание данных  информационных знаков. Таким образом, учитывая отсутствие полномочий и норм  действующей; законодательства по принятию информационных знаков в собственность,  принятие к учету в составе основных средств изготовленных информационных знаков является  нарушением действующего законодательства. Выявление фактически выполненных объемов  работ не относится к компетенции главных распорядителей средств. Данная обязанность в ходе  проведения работ лежит полностью на заказчике и органе строительного контроля. В связи с  вышеизложенным, нарушения пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  пункта 12 Порядка отсутствуют. Также заявитель полагает, что Управление Федерального 

код для идентификации:


казначейства по Ивановской области не является надлежащим органом для проведения  указанной проверки и выдачи Представления. 

Управление Федерального казначейства по Ивановской области с заявленными  требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. УФК указано,  что оспариваемое Представление является законным и обоснованным, основания для его  отмены отсутствуют. 

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы,  суд установил следующее. 

Управлением в соответствии с приказом от 08.06.2023 № 134 «О назначении плановой  выездной проверки в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области» в  период с 19 июня 2023 г. по 29 сентября 2023 г. в отношении Департамента проведена  плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию  мероприятий государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и  использование природных ресурсов». В результате проведенной проверки выявлены  нарушения, отраженные в акте проверки. Администрации выдано представление следующего  содержания.  


По данным фактам 21.11.2023 Управлением в адрес Департамента вынесено  Представление с требованием: 

Не согласившись с данным Представлением Департамент обратился в Арбитражный суд  Ивановской области с настоящим заявлением. 

Заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с  порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый  акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности  принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия  у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших  основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили  действия (бездействие). 


На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов  нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в  порядке главы 24 АПК РФ

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд  оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а  также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). 

В соответствии с п. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под  представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о  выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в  установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его  получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении  нарушению: об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;  о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его  устранения. 

В соответствии с п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам  субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные  трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях  финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или)  муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской  Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов  Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. 

Согласно п. 1 ст. 138.3 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов  Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются  межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации из  бюджета другого субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных  обязательств при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов  Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и расходных  обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по решению  вопросов местного значения, в том числе в целях обеспечения реализации заключенных  соглашений о межрегиональном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры,  порядок заключения которых определяется законом субъекта Российской Федерации и (или)  нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской  Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством  Российской Федерации. 

В силу п. 1 ст. 266.1 БК РФ главные распорядители (распорядители, получатели)  бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего  бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита  соответствующего бюджета являются объектами государственного (муниципального)  финансового контроля (далее - объекты контроля). 

В соответствии с п. 2.1. статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за  соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий,  субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных  кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и  контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения  (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные 


кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется  Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении: 

- главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета  (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации); 

- финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов  субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации; 

- финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов  муниципальных образований, местных администраций; 

- юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом  положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов  субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). 

Пунктами 7,8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований»,  утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, установлено, что по  результатам контрольного мероприятия выдается представление. 

Таким образом, Департамент как главный распорядитель (получатель) средств  субвенции и субсидии из федерального бюджета являлся объектом контроля со стороны  Управления Федерального казначейства по Ивановской области. 

По пункту 1 Представления судом установлено следующее. 

Статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская  Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации  следующие полномочия: 

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации  средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из  федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается  Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 утверждены  Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами  государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской  Федерации в области водных отношений (далее - Правила № 629). 

Согласно Правилам № 629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов  Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета  в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке  Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на  обеспечение перечисленных в статье 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий,  осуществление которых передано органам государственной власти субъекта Российской  Федерации. 

Пунктом 3 Правил № 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с 


Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной  финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия,  направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по  осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов  и экологии Российской Федерации. 

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий  Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61 (ред. от 25 апреля 2017 г.), среди  которых: 

- в составе полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их  частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов  Российской Федерации предусмотрено, в том числе: установление границ водоохранных зон и  прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными  знаками. 

Таким образом, осуществление мер по охране водных объектов или их частей,  находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов  Российской Федерации, в том числе установление границ водоохранных зон и прибрежных  защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками,  является переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации  полномочием, осуществляемым за счет средств субвенции из федерального бюджета. 

Из материалов дела следует, что бюджетные обязательства за счет средств субвенций в  рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в  области водных отношений в 2022 году приняты Департаментом путем заключения следующих  государственных контрактов: 

- государственный контракт № 38/22 от 22.08.2022 (далее - ГК № 38/22) на оказание  услуг по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных  полос ручья Бабья, рек Богатка, Годовица, Зобня, Иволга, Ирмес, Лагиш, Лахость, Липная  (Кукса), Луйка, Маслуха, Объедовка, Пелжанка, Попиха, Расколиха (Расколина), Страданка  (Страдинка), Чернавка, Черная, Чешиха, Ярцевка на территории Ивановской области  специальными информационными знаками; 

- государственный контракт от 18.04.2022 № 17/22 (далее - ГК № 17/22) на оказание  услуг по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных  полос озер Ламское, Святое, рек Богдановка, Вергуза, Востра, Вязьма, Внучка, Грибачка,  Исток, Клязьма, Липня, Люлех, Меньшинка, Матня, Нерль, Стверка, Ундер, Шабалиха  специальными информационными знаками. 

Цель осуществления закупки: изготовление и установка (из материалов исполнителя)  специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон. 

В Отчетах исполнителя, представленных в Департамент: в результате выполнения работ  изготовлено 379 специальных информационных знаков и произведено их закрепление на  местности. 

Департаментом приняты оказанные услуги по акту выполненных работ и списаны на  фактические расходы. 

Однако в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) данные, содержащиеся в  первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в  регистрах бухгалтерского учета. 

Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организации  государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н (далее - федеральный стандарт № 257н),  основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости  со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим 


стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для  неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного  управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору  аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях  выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления  деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта  учета. 

Из пунктов 8, 14 федерального стандарта № 257н следует, что материальная ценность  подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что  субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или  полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта  бухгалтерского учета можно надежно оценить; объекты основных средств, не приносящие  субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении  которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на  забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов  централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта  учета или единой учетной политики при централизации учета. Информация о таких объектах  основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности; объект  основных средств принимается к бухгалтерскому учету с момента признания его согласно  пунктам 8-12 настоящего стандарта по первоначальной стоимости. 

В соответствии с пунктами 11, 38 Инструкции по применению единого плана счетов  бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов  местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,  государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений,  утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н  (далее - Инструкция № 157н), записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций,  иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и  принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее  следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании  отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция  счетов в соответствующем Журнале операций записывается в зависимости от характера  операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым  счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о  поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета; счет 10100 «Основные  средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к  основным средствам в соответствии с положениями федерального № 257н. 

Из материалов дела следует, что в результате исполнения контрактов получены объекты  - специальные информационные знаки, которые согласно пунктам 7, 8 федерального стандарта  бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»,  утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, соответствуют критериям  признания объекта в составе основных средств: имеют срок полезного использования более 12  месяцев; выполняют определенные самостоятельные функции; используются в хозяйственной  деятельности организации неоднократно или постоянно (например, при расширении  природоохранной зоны знак может быть демонтирован и установлен в другом месте);  первоначальная стоимость объекта надежно оценена. 

Выводы о необходимости принятия специальных информационных знаков для  обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов  в составе основных средств также отражены в письме Министерства финансов Российской  Федерации от 13.12.2017 № 02-06-10/83131. 


Поэтому специальные информационные знаки следовало принять на учет в состав  основных средств по стоимости 10 016,15 руб., сформированной из расходов, связанных с их  изготовлением и установкой. 

Департаментом подстатья КОСГУ 226 применена неправомерно. КОСГУ 226  применяется в случае заключения отдельного договора на изготовление из материалов  заказчика либо отдельного договора на установку, при этом расходы не связаны с  формированием стоимости основных средств (т.е. планируются к учету как материальные  запасы). 

Если в рамках одного договора осуществляется изготовление и установка объектов  основных средств, то расходы отражаются по подстатье 310 КОСГУ (п.11, 11.1 приказа  Минфина России от 29.11.2017 № 209н). 

Следовательно, информационные знаки еще на стадии заключения контракта должны  были рассматриваться Департаментом как основные средства. Соответственно, объекты  основных средств должны быть приняты на балансовый счет 101 00 «Основные средства». 

В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил установления на местности границ  водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17, органы  государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных  полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их  частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов  Российской Федерации, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на  всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в  характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах  отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в  надлежащем состоянии. 

Таким образом, и размещение специальных информационных знаков, и поддержание их  в надлежащем состоянии должно осуществляться Департаментом в рамках исполнения  переданных полномочий за счет субвенции из федерального бюджета с принятием их к  бухгалтерскому учету. 

Доводы Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области об обратном  судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права. 

По пункту 2 Представления судом установлено следующее.

В целях реализации мероприятий государственной программы Ивановской области в  области использования и охраны водных объектов в проверяемом периоде Департаментом, как  главным распорядителем средств областного бюджета, источником формирования которых  являлись средства субсидий из федерального бюджета, заключены соглашения с  Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 17.05.2019 №  24637000-1-2019-002 и от 18.01.2022 № 24637000-1-2022-002 о предоставлении бюджету  Юрьевецкого муниципального района субсидий на капитальный ремонт гидротехнических  сооружений, находящихся в муниципальной собственности. 

В отношении получателя средств субсидий - Администрации Юрьевецкого  муниципального района - в ходе проверки в Департаменте проведена проверка по аналогичной  теме (акт от 29.09.2023). 

Проведенной проверкой установлены неправомерные расходы средств субсидии,  предоставленной из областного бюджета, выразившиеся в приемке по актам формы КС-2 от  19.08.2022 № 135, от 19.08.2022 № 136, от 10.11.2022 № 143 и оплате фактически  невыполненных объемов работ на общую сумму 892 326,87 руб. с НДС, из них за счет  федерального бюджета 823 981,40 руб., а именно: 

- отсутствуют плиты дорожные ПДН (серия 3.503.1 - 91) в количестве 24 шт. на общую  сумму 720 327,39 руб. из них за счет средств федерального бюджета 713 124,11руб.; 


- отсутствуют лестничные марши: ЛМ в количестве 1 шт. и камни бортовые: БР  100.30.15 бетон В30 (М400) в количестве 120 шт. на общую сумму 171 999,48 руб., из них за  счет средств федерального бюджета 110 857,29 руб.). 

Оплата произведена платежными поручениями от 30.08.2022 №№ 118832, 118834, от  23.11.2022 № 539240. 

По данному факту Управлением в адрес Администрации Юрьевецкого муниципального  района Ивановской области вынесено Представление № 33-22-44/3058 от 18.10.2023 с  требованием в срок до 31 января 2024 года устранить нарушение, обеспечив возврат в  областной бюджет средств субсидии в сумме 823 981,40 руб. 

Представление исполнено, средства перечислены Администрацией Юрьевецкого  муниципального района Ивановской области на лицевой счет Департамента. 

В свою очередь Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области  платежным поручением № 800521 от 30.01.2024 перечисли во исполнение оспариваемого  пункта Представления в Федеральное агентство водных ресурсов денежные средства в сумме  829863,97 руб. 

Указание Департамента на то, что в оспариваемом представлении указана меньшая  сумма (823981,40 руб.) основанием для отмены оспариваемого пункта представления не  является, поскольку рассматриваемое представление при указании меньшей суммы не нарушает  права и законные интересы Департамента. 

Перечисление средств субсидии из областного бюджета в муниципальное образование  регламентировано Порядком предоставления субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального  района Ивановской области на реконструкцию защитной дамбы инженерной защиты в г.  Юрьевец Ивановской области (корректировка с учетом выполнения работ по реконструкции и  капитальному ремонту) (разделение на этапы), являющимся приложением № 4 к подпрограмме  «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических  сооружений» (приложение № 4 к государственной программе Ивановской области «Развитие  водохозяйственного комплекса Ивановской области», утвержденной постановлением  Правительства Ивановской области от 30.10.2013 № 430-п (вред, от 29.12.2022) (далее - Порядок   № 43 0-п). 

В соответствии с пунктами 4,10,11,12,20 Порядка № 430-п (в ред., действующих на дату  перечисления средств): 

Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета,  предусмотренных для предоставления субсидий; 

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных  законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый  период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту на цели, указанные в  пункте 1 Порядка; 

Средства субсидии предоставляются в местный бюджет в пределах суммы, необходимой  для оплаты денежных обязательств, и перечисление осуществляется в порядке, установленном  Федеральным казначейством. Перечисление Субсидий осуществляется в сумме,  соответствующей объему выполненных работ (сумме аванса); 

Для перечисления Субсидии в местный бюджет Юрьевецкого района органы местного  самоуправления Юрьевецкого района представляют в Департамент следующие документы:  заявку Юрьевецкого района о перечислении Субсидии, представляемую Департаменту по  форме и в срок, установленные приказом Департамента, в пределах объема средств,  предусмотренного для предоставления Субсидии; муниципальный контракт; акт приемки  выполненных работ по форме КС-2; справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме  КС-3; 

Департамент проверяет представленные документы и осуществляет перечисление  соответствующей Субсидии в местный бюджет Юрьевецкого района. 

Между Департаментом и Администрацией заключены соглашения о предоставлении  субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального района на реконструкцию дамбы: от  


В соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.3 соглашений № 24637000-1-2019-002 и №  24637000-1-2022-002 Департамент обязуется осуществлять контроль за соблюдением  Администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных  соглашением, и осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы  бюджета Юрьевецкого муниципального района, на возмещение которых предоставляется  субсидия. 

Согласно пункту 4.2.1 соглашений № 24637000-1-2019-002 и № 24637000-1-2022-002  Департамент вправе запрашивать у Администрации документы и материалы, необходимые для  осуществления контроля, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную  документацию. 

Таким образом, в нарушение п. 10 статьи 158 БК РФ, пункта 12 Порядка № 430-п,  условий заключенных соглашений № 24637000-1-2019-002 и № 24637000-1-2022-002,  Департаментом, как главным распорядителем средств, не обеспечен надлежащий контроль  соблюдения получателем субсидии порядка её предоставления, в результате чего допущена  оплата фактически не выполненных работ. 

Требования, содержащиеся в Представлении Управления по данному факту, о принятия  мер по взысканию с Администрации средств субсидии в соответствии с законодательством, а  также о перечислении их на лицевой счет Федерального агентства водных ресурсов,  соответствуют положениям пункта 19 Порядка № 430-п и пункта 5 статьи 242 Бюджетного  кодекса Российской Федерации. 

Таким образом, Представление вынесено Управлением в пределах его компетенции и  соответствует требованиям действующего законодательства, не возлагает на Департамент  обязанностей, не предусмотренных законодательством, не является для заявителя  неисполнимым, не нарушает его прав и интересов в сфере экономической деятельности и не  влечет для него негативных последствий. Основания для признания Представления  недействительным отсутствуют. 

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд  принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

На основании вышеизложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска Определение  Арбитражного суда Ивановской области о принятии обеспечительных мер от 30.01.2024 года  по делу № А17-13180/2023 подлежит признанию утратившим силу после вступления решения  суда в законную силу. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет по делу судом не  рассматривается, поскольку Департамент освобожден от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК  РФ. 

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :


Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г.  Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления  решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом  рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции  отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной  в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской  области. 

Судья М.С. Савельева