153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-513/2019
г. Иваново | 09 декабря 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области
об оспаривании Постановлений № 03-12-170/2018, № 03-12-169/2018, № 03-12-168/2018, № 03-12-167/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Шуя;
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 представитель по доверенности от 09.01.2020 № 2 и паспорту;
от Службы ГФК - ФИО2 по доверенности от 08.09.2020 № 64 и паспорту;
от Администрации - ФИО1 представитель по доверенности от 09.01.2020 № 1 и паспорту;
установил:
Отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя (далее: заявитель, Отдел, Отдел ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля (далее: административный орган, Служба, СГФК) Ивановской области об оспаривании Постановления № 03-12-170/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года. Делу присвоен № А17-513/2019.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 30.01.2019 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Шуя (далее: Администрация).
Определением от 20.03.2019 г. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6207/2018.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.09.2020 года производство по делу возобновлено, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству.
Также 29.01.2019 года Отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя в Арбитражный суд Ивановской области подано заявление к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановления № 03-12-169/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 30.01.2019 года заявление принято к производству, делу присвоен № А17-514/2019, назначено предварительное судебное заседание, привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Шуя.
Определением от 20.03.2019 г. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6207/2018.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.09.2020 года производство по делу возобновлено, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству.
29.01.2019 года Отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя в Арбитражный суд Ивановской области подано заявление к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании постановления Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 03-12-168/2018 от 14.01.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 года заявление принято к производству, делу присвоен № А17-515/2019, назначено предварительное судебное заседание, привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Шуя.
Определением от 12.03.2019 г. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6207/2018.
Распоряжением Заместителя председателя суда от 06.07.2020 г. в соответствии с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с прекращением полномочий судьи Никифоровой Г.М. дела, находившиеся в ее производстве, переданы для дальнейшего рассмотрения: судья Савельева М.С.: дело № А17-515/2019.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.09.2020 года производство по делу возобновлено, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству.
Также 29.01.2019 года Отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя в Арбитражный суд Ивановской области подано заявление к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании постановления Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 03-12-167/2018 от 14.01.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 года заявление принято к производству, делу присвоен № А17-516/2019, назначено предварительное судебное заседание, привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Шуя.
Определением от 12.03.2019 г. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-6207/2018.
Распоряжением Заместителя председателя суда от 06.07.2020 г. в соответствии с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с прекращением полномочий судьи Никифоровой Г.М. дела, находившиеся в ее производстве, переданы для дальнейшего рассмотрения: судья Савельева М.С.: дело № А17-516/2019.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.09.2020 года производство по делу возобновлено, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству.
Представители заявителя и Администрации в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. На основании ст. 136 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
В предварительном судебном суд пришел к выводу об объединении дел №№А17-513/2019, А17-514/2019, А17-515/2019 и А17-516/2019 в одно производство в связи с тем, что они взаимосвязаны между собой.
Представитель Службы ГФК не возражала против объединения дел №№ А17-513/219, А17-514/2019, А17-515/2019, А17-516/2019 в одно производство.
В соответствии с ч. 2 ст. 130 АПК РФ определением арбитражного суда от 29.09.2020 г. дела №№А17-513/2019, А17-514/2019, А17-515/2019 и А17-516/2019 по заявлениям Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановлений № 03-12-170/2018, № 03-12-169/2018, № 03-12-168/2018, № 03-12-167/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением номера делу №А17-513/2019.
Заявитель считает вынесенные Постановления № 03-12-170/2018, № 03-12-169/2018, № 03-12-168/2018, № 03-12-167/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года необоснованными и противоречащими действующему законодательству.
В обоснование заявленных требований Отдел ЖКХ указал, что целью предоставления субсидии являлось именно погашение кредиторской задолженности, образовавшейся у бюджета городского округа Шуя в 2016 году. Это подтверждается документами, направленными городским округом для предоставления субсидии. Средства Субсидии перечислялись на основании документов от 2016 года. Документы направлялись во исполнение поручения Губернатора (Протокол совещания Губернатора Ивановской области по вопросу распределения расходов дорожного фонда Ивановской области на 2017 год от 20.01.2017 г. № 4 пп.1 п.2). Нарушения соглашения не доупщено. В связи с чем, заявитель считает, что оспариваемые постановления подлежат отмене в связи с отсутствием события правонарушения.
Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении и дополнениях к нему.
Доводы Отдела ЖКХ в обоснование необходимости удовлетворения заявления поддержаны привлеченной для участия в дело в качестве третьего лица Администрацией г.о. Шуя.
Служба считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Основанием для привлечения Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ послужили выявленные факты нецелевого использования средств областного бюджета, направленных на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2016, что явилось нарушением требований подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158, абзаца 4 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 приложения № 1 «Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов» подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п (далее - Порядок). Факт нецелевого использования денежных средств подтвержден материалами проверки и представленными доказательствами. Отдельные постановления по делу об административном правонарушении вынесены по каждой заявке на кассовый расход.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с планом контрольной деятельности на 2018 год Службой в Отделе ЖКХ проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижение показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, за 2016 - 2017 годы (Акт от 14.05.2018).
В ходе проверки использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (далее - субсидия на ремонт дорог) в 2017 году, установлено, что в нарушении статьи 38, подпункта 1 пункта 1 статьи 158, абзаца 4 статьи 162, статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1.10 подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п (в редакции от 26.04.2017) (далее -подпрограмма «Дорожное хозяйство»), пункта 1 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (далее - Порядок предоставления субсидий № 447-п) (приложение 1 к подпрограмме «Дорожное хозяйство»), Отдел ЖКХ в 2017 году направил средства в сумме 46 058 850,00 рублей, предоставленные из областного бюджета, в виде субсидии на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, (предусмотренной на выполнение в 2017 году мероприятий по строительству (реконструкцию), капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов) на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2016 году у Отдела ЖКХ перед муниципальным бюджетным учреждением «Управление благоустройства городского округа Шуя» (по соглашению от 31.12.2015 № 4 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), за работы, выполненные в 2016 году, по контракту от 13.07.2016 № 142 на ремонт автомобильных дорог в <...> со сроком исполнения 31.12.2016, заключенного с АО «ДОРМОСТРОЙ» за счет средств бюджета городского округа Шуя), на цели, не соответствующие целям, установленным Законом Ивановской области от 07.12.2016 № 112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», сводной бюджетной росписью, подпунктом 1.10 подпрограммы «Дорожное хозяйство», пунктом 1 Порядка предоставления субсидий № 447-п, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.
По результатам проверки объем нецелевого использования средств областного бюджета, направленных на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2016 году у Отдела ЖКХ перед муниципальным бюджетным учреждением «Управление благоустройства городского округа Шуя» за работы, выполненные в 2016 году, по контракту от 13.07.2016 № 142 на ремонт автомобильных дорог в <...> составил 46 058 850,00 рублей, оплата произведена заявками на кассовый расход: от 26.04.2017 № 00000333 (на сумму 6609834 руб.), от 03.05.2017 № 00000378 (на сумму 6918033,34 руб.), от 04.05.2017 № 00000388 (на сумму 16582924,16 руб.), от 11.05.2017 № 00000420 (на сумму 15948058,50 руб.).
По факту нецелевого использования средств областного бюджета Службой в отношении Отдела составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2018 № 03-12-170/2018, протокол об административном правонарушении от 30.11.2018 № 03-12-169/2018, протокол об административном правонарушении от 30.11.2018 № 03-12-168/2018, протокол об административном правонарушении от 30.11.2018 № 03-12-167/2018 по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении каждой заявки на кассовый расход.
На основании протоколов об административном правонарушении и иных материалов административного дела Постановлением по делу об административном правонарушении № 03-12-170/2018 Отдел ЖКХ привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования средств областного бюджета с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 797 402 руб. 93 коп., Постановлением по делу об административном правонарушении № 03-12-169/2018 Отдел ЖКХ привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования средств областного бюджета с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 829 146 руб. 21 коп., Постановлением по делу об административном правонарушении № 03-12-168/2018 Отдел ЖКХ привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования средств областного бюджета с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 345 901 руб. 67 коп., Постановлением по делу об административном правонарушении № 03-12-167/2018 Отдел ЖКХ привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования средств областного бюджета с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 330 491 руб. 70 коп.
Отдел ЖКХ обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании Постановлений № 03-12-170/2018, № 03-12-169/2018, № 03-12-168/2018, № 03-12-167/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года незаконными.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений статей 267.1, 269.2 БК РФ, части 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ, пунктов 1.1, 2.9 Положения о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, наделенным правом составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрением дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.14. КоАП РФ.
На основании статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного финансирования.
Объективную сторону образуют действия в виде неправомерного использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Отдел ЖКХ в силу ст. 6 БК РФ, Положения об Отделе, утвержденного Решением Думы городского округа Шуя от 29.12.2010 № 200, является главным распорядителем и получателем бюджетных средств, к бюджетным полномочиям которого в соответствии с п.п. 1, 10 п. 1 ст. 158, ст. 162 БК РФ относится обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Из материалов дела следует, что Отделом ЖКХ открыты лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств и лицевой счет получателя бюджетных средств.
Заявки на кассовый расход оформлены Отделом ЖКХ. Следовательно, данное юридическое лицо вопреки доводам заявителя является надлежащим субъектом правонарушения.
В соответствии со статьей 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 179.4 БК РФ муниципальный дорожный фонд создается решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете); объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в том числе от иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.
В соответствии с положениями пунктов 4.1 и 4.2 статьи 179.4 БК РФ бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации могут быть направлены, в том числе, на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п утверждена государственная программа Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области», приложением 1 к которой утверждена подпрограмма «Дорожное хозяйство» (далее - подпрограмма «Дорожное хозяйство»).
Условия, порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, установлен Приложением 1 к названной подпрограмме.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований производится на основании Соглашений, заключенных между Департаментом дорожного строительства и уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 7 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 8 Порядка предоставления субсидий в указанном Соглашении предусматриваются, в том числе: целевое назначение субсидии, перечень объектов капитального строительства, капитального ремонта, ремонта и содержания, который должен содержать наименование объектов, их адреса (при наличии).
Согласно подпункту «в» пункта 9 Порядка предоставления субсидий целевым показателем результативности предоставления субсидии является достижение следующих показателей: прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог (км).
Цель предоставления и расходования субсидий на ремонт дорог установлена Законом Ивановской области от 07.12.2016 № 112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон об областном бюджете на 2017 год № 112-03), согласно которого Приложением 10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2017 год» Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области на 2017 год утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 021 по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» целевой статье 1210180510 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов» виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты» в сумме 552 038 093,47 рублей.
Следовательно, бюджетные ассигнования по коду целевой статьи 1210180510 областного бюджета должны расходоваться на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (не на погашение кредиторской задолженности).
Вместе с тем, пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п (далее -- Правила №65-п), определено целевое назначение субсидий, предоставляемых в рамках государственной программы Ивановской области на софинансирование мероприятий, реализуемых за счет средств местных бюджетов, определяется исходя из целей государственной программы Ивановской области, реализуемой за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п утверждена государственная программа Ивановской области «Развитие транспортной системы», Приложением 1 которой утверждена подпрограмма «Дорожное хозяйство».
Согласно пункту 1.10 подпрограммы «Дорожное хозяйство» (в редакции от 08.06.2017) в рамках выполнения мероприятия: «Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе па формирование муниципальных дорожных фондов» планируется оказать финансовую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Приложением 1 к подпрограмме «Дорожное хозяйство» утвержден Порядок предоставления субсидий № 447-п, которым определено, что субсидии из дорожного фонда Ивановской области предоставляются бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановской области, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов Ивановской области (абзац 1 пункта 1). Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области на цели, указанные в абзаце первом настоящего пункта (абзац 2 пункта 1).
Также в соответствии с Перечнем мероприятий, софинансируемых за счет субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из дорожного фонда Ивановской области на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, в 2017 году, утверждённым постановлением Правительства Ивановской области от 29.03.2017 № 110-п (далее - Постановление о распределении субсидий № 110-п), определены конкретные мероприятия, на софинансирование которых в 2017 году предоставляется субсидия (графа 2 перечня):
ремонт автомобильной дороги по ул. Дуниловская в г. Шуя;
ремонт автомобильной дороги по ул. Маяковского в г. Шуя;
ремонт участков автомобильных дорог по ул. М. Соловьева и ул. Васильевская в г. Шуя;
ремонт автомобильной дороги по ул. Советская в г. Шуя; ремонт автомобильной дороги по пер. Красноармейский в г. Шуя
ремонт участков автомобильных дорог по ул. Алимова и ул. Свердлова в г. Шуя;
ремонт участка автомобильной дороги по ул. Фабричная в г. Шуя.
Следовательно, правовыми основаниями предоставления в 2017 году субсидии на ремонт дорог городскому округу Шуя, устанавливающими цель предоставления и расходования указанной субсидии, являются Закон об областном бюджете на 2017 год № 112-03, государственная программа Ивановской области «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п, включающая в себя подпрограмму «Дорожное хозяйство» и Порядок предоставления субсидий № 447-п, Постановление о распределении субсидий № 110-п.
Возможность погашения кредиторской задолженности, возникшей в 2016 году за счет средств субсидии на ремонт дорог, предусмотрена пунктом 6 Порядка предоставления субсидии № 447-п только в случае наличия кредиторской задолженности по объектам, финансирование которых осуществлялось за счет субсидий областного бюджета, и возникшей в связи с недофинансированием субсидии.
Иных правовых оснований направления субсидии на ремонт дорог в целях погашения кредиторской нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Доказательств возникновения кредиторской задолженности за 2016 год в связи с недофинансированием в 2016 году из областного бюджета предоставляемой субсидии не представлено. Заявка данного муниципального образования в отношении рассматриваемых ремонтных работ в отношении дорог отборочные процедуры не прошла. Доводы заявителя об обратном документально не подтверждены.
Более того, из материалов проверки следует, что Решением городской Думы городского округа Шуя от 23.12.2015 г. № 81 «О бюджете городского округа Шуя на 2016 год» (в редакции от 26.10.2016 № 210) Отделу ЖКХ на 2016 год были утверждены бюджетные ассигнования, за счет средств бюджета городского округа Шуя (не субъекта РФ) по КБК 814040904В0100530611 с целевым назначением «Капитальный и текущий ремонт дорог (Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)) в сумме 53284392,63 руб. Однако согласно решению городской Думы городского округа Шуя от 21.06.2017 № 100 «Об исполнении бюджета городского округа Шуя за 2016 г.» расходы Отдела ЖКХ по данному КБК составили только 4801392,63 руб. (неисполнение составило 48483000 руб.).
Из материалов дела следует, что в 2017 г. указанная кредиторская задолженность при отсутствии правовых оснований была погашена уже не за счет бюджета городского округа Шуя, а за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
Согласно части 1 статьи 62 Закона Ивановской области от 18.02.2009 № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» систему нормативных правовых актов Ивановской области составляют: Устав Ивановской области, законы Ивановской области, указы Губернатора Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ивановской области.
Протокол совещания у Губернатора Ивановской области ФИО3 по вопросу распределения расходов дорожного фонда Ивановской области на 2017 год от 20.01.2017 № 4 не является нормативным правовым актом, соответственно, не может определять цель предоставления субсидии. Кроме того, указанные в нем сведения не свидетельствуют, о том, что денежные средства могли быть представлены в рамках рассматриваемой государственной программы.
Таким образом, указанный протокол не может свидетельствовать об отсутствии со стороны Отдела ЖКХ нарушения, связанного с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 62 Закона Ивановской области от 18.02.2009 № 20-03 «Устав Ивановской области» Устав, законы и иные нормативные правовые акты Ивановской области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и другими гражданами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Следовательно, соглашение от 11.04.2017 № АШ-МДФ/1 о предоставлении в 2017 году из дорожного фонда Ивановской области субсидии бюджету городского округа Шуя на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (далее - соглашение от 11.04.2017 № АШ-МДФ/1) не должно противоречить нормативным правовым актам, являющимися правовыми основаниями предоставления средств из областного бюджета.
При, этом согласно приложению № 1 к соглашению от 11.04.2017 № АШ-МДФ/1 данное соглашение предусматривает направление средств областного бюджета, субсидии на ремонт дорог, в 2017 году на оплату работ, выполненных в 2016 году, следовательно, на погашение кредиторской задолженности за 2016 год, образовавшейся в рамках принятых бюджетных обязательств Управлением по контракту от 13.07.2016 № 142 на ремонт автомобильных дорог в <...> заключенному с АО «ДОРМОСТРОЙ», что противоречит нормативным правовым актам, являющимся правовыми основаниями предоставления средств из областного бюджета.
Кроме того, в нарушении подпункта «б» пункта 7 Правил № 65-п, подпункта «в» пункта 8 Порядка предоставления субсидий № 447-п, соглашение от 11.04.2017 № АШ-МДФ/1 не устанавливает значения показателей результативности использования субсидии на 2017 год (по объектам ремонт автомобильных дорог в <...>).
Согласно статьи 31.1 БК РФ принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у Отдела ЖКХ отсутствовали основания для направления субсидии на ремонт дорог, полученной из областного бюджета на выполнение в 2017 году мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, на погашение кредиторской задолженности 2016 года, то есть, на цели, не соответствующие целям, установленным Законом об областном бюджете на 2017 год № 112-03, государственной программой Ивановской области «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п, включающей в себя подпрограмму «Дорожное хозяйство» и Порядок предоставления субсидий № 447-п, Постановлением о распределении субсидий № 110-п, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.
Аналогичный правовой подход отражен в Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2018 № 301-АД18-8404 по делу № А17-5512/2017.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не названы.
Изложенное свидетельствует о наличии в деяниях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Оспариваемые постановления об административном правонарушении правомерно вынесены в отношении каждой заявки на кассовый расход.
Процессуальных нарушений при производстве по делам об административных правонарушениях судом не установлено. Постановления вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для юридических лиц.
Следовательно, основания для отмены оспариваемых Постановлений отсутствуют.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются не подлежащими удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 210, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановлений № 03-12-170/2018, № 03-12-169/2018, № 03-12-168/2018, № 03-12-167/2018 о назначении административного наказания от 14.01.2019 года оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева