НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 02.11.2023 № А17-5353/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-5353/2023

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2023 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Молозиной Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

обществу с ограниченной ответственностью «Земля» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным, признанным несостоявшимся, аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (извещение о проведении электронного аукциона №21000007300000000034);

об обязании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области аннулировать результаты электронного аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала.

об обязать Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области аннулировать лицензию серии ИВА №012923 ТР от 09.03.2023 на пользование недрами, выданную ООО «Земля», по итогам электронного аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала,

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 08.12.2022, диплому, паспорту.

от ответчика Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области – представителя ФИО2 по доверенности от 23.10.2023, диплому, паспорту.

от ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области – представителя ФИО3 по доверенности №27 от 28.06.2023, диплому, паспорту, специалиста ФИО4, по служебному удостоверению №084, доверенности от 04.04.2023 №13,

от ответчика ООО «Земля» – представителя ФИО5 по доверенности от 06.10.2023, диплому, паспорту.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» (далее – ООО «Хромцовский карьер», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Департамент конкурсов, ответчик-1), Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент природных ресурсов, ответчик-2) о признании недействительным, признанным несостоявшимся, аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (извещение о проведении электронного аукциона №21000007300000000034); об обязании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области аннулировать результаты электронного аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала; об обязании Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области аннулировать лицензию серии ИВА №012923 ТР от 09.03.2023 на пользование недрами, выданную ООО «Земля», по итогам электронного аукциона на получение права пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала.

Истцом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указано общество с ограниченной ответственностью «Земля».

Определением суда от 13.06.2023 исковое заявление принято к производству суда, предварительное судебное заседание назначено на 31.07.2023, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Земля».

Протокольным определением суда от 31.07.2023 на основании ст.ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на 26.09.2023.

В судебном заседании 26.09.2023 разрешалось ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика общество с ограниченной ответственностью «Земля».

Определением суда от 26.09.2023 в соответствии со ст.ст. 46, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Земля» (далее – ответчик-3, Общество, ООО «Земля»), указанное лицо исключено из состава третьих лиц по делу, судебное заседание арбитражного суда первой инстанции отложено на 26.10.2023.

В судебном заседании на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 02.11.2023.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что заявка ООО «Хромцовский карьер» отклонена незаконно и необоснованно, что привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя. Заявителем к заявке приложено штатное расписание ООО «Хромцовский карьер» в соответствии с п.п. ж) п.7 Приложения 3 к Распоряжению - Порядок подачи заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов. ООО «Хромцовский карьер» предоставило Перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками ООО «Хромцовский карьер», которые будут привлечены для осуществления пользования участком недр исх. №1322 от 30.12.2022. Перечень квалифицированных специалистов Заявителя содержит все необходимые сведения, предусмотренные Распоряжением и приложениями к нему. Кроме того, Заявителем представлено штатное расписание от 12.12.2022. При этом никаких требований к составу и форме отображаемых сведений штатного расписания в Распоряжении не указано. Противоречий между представленным Заявителем перечнем квалифицированных специалистов и штатным расписанием нет, перечень предоставлен по форме, предусмотренной Распоряжением, а штатное расписание предоставлено по форме Заявителя, поскольку никаких обязательных требований к нему в части отображения информации ни действующим законодательством РФ, ни Распоряжением не установлено.

Заявителем указаны все необходимые сведения о технических средствах, предусмотренные Распоряжением. Указанные в Протоколе данные о несоответствии представленных Обществом документов обязательным требованиям ФЗ «О бухгалтерском учете»: указание величины денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения – относится к данным, подтверждающим правильное начисление амортизации, и не могут подтвердить наличия технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. Заявителем представлены сведения о технических средствах в соответствии с Порядком подачи заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов (Приложение 3 к Распоряжению) и установление в Протоколе дополнительных требований к содержанию заявки и прилагаемых к ней документов является незаконным и необоснованным. Таким образом, отклонение заявки Общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» на участие в аукционе является незаконным, поскольку при рассмотрении заявки предъявление дополнительных требований к содержанию прилагаемых к заявке документам, которые не были установлены Распоряжением о проведение аукциона, не допускается.

Ответчик-1 – Департамент конкурсов в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск от 28.06.2023, указав следующее. Истцом не выполнено требование к содержанию заявки, предусмотренное подпунктом «ж» пункта 37 Правил № 2499, в части приложения штатного расписания заявителя в отношении сотрудников, указанных в перечне квалифицированных специалистов по должностям «горный мастер», «горный мастер (диспетчер)». Представленная истцом «Ведомость амортизации ОС за период (бухгалтерский учет)» не содержит обязательных реквизитов, установленных подпунктом 5 части 4 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, и, следовательно, не соответствует требованиям Закона о бухгалтерском учете. В представленной ООО «Хромцовский карьер» в заявке копии бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствует отметка налогового органа о ее принятии и не приложена заверенная заявителем квитанция, подтверждающая прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Истец соглашается с тем, что данное требование в рамках рассматриваемого аукциона (на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь) им не исполнено, в составе заявки и прилагаемых к ней документов отсутствует отметка налогового органа и не приложена заверенная квитанция, подтверждающая прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вместе с тем, утверждение о невозможности направить данный документ в составе заявки является несостоятельным, подтверждения этому не предоставлено и опровергается выполнением соответствующего требования другим заявителем, а также фактом представления такого документа истцом по другому аукциону. Довод истца, что заверенная квитанция, подтверждающая прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности, была приложена им к заявке на участие в другом аукционе – на получение права пользования участком недр «Стромихино-2», рассмотрение заявок по которому также проводилось 23.01.2023, не имеет правового значения, поскольку рассмотрение аукционной комиссией документов, не приложенных к заявке на участие, не соответствует требованиям законодательства и явилось бы прямым нарушением правил проведения торгов. Утверждения Истца о недостаточности оснований для отказа в приеме заявки на участие в аукционе в случае несоблюдения им подпункта «е» пункта 37 Правил № 2499 не основаны на нормах права.

Ответчик-2 Департамент Природных ресурсов в отзыве от 21.06.2023 против удовлетворения иска возражал по следующим основаниям. Порядок проведения аукциона на право пользования участником недр местного значения регламентирован «Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2499 (далее - Правила №2499). Требования к составу заявки и прилагаемых документов предусмотрены пунктом 37 Правил № 2499. Аукцион на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области), с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала, проводится повторно. Жалобы от ООО «Хромцовский карьер» по итогам данного размещения не поступали. ООО «Хромцовский карьер» - как потенциальный участник аукциона на предоставление права пользования участком недр местного значения имело возможность направить запрос о разъяснении содержания решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения данного аукциона и требований к аукционной документации, но общество им не воспользовалось. Исковое заявление ООО «Хромцовский карьер» о признании торгов недействительными и применении последствий их недействительности, не соответствует обстоятельствам дела, нормам действующего законодательства Российской Федерации, и имеет одну цель – затянуть процесс, не дать другим заявителям (участникам аукциона) получить право пользования на участок недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь, что создаст неблагоприятные условия и ограничение конкуренции на рынке нерудных материалов в Ивановской области.

Ответчик-3 в отзыве от 26.09.2023 пояснило следующее. ООО «Земля» подало заявку на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала с соблюдением всех установленных требований к содержанию заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов. ООО «Земля» добросовестно участвовало в аукционе, допущено к участию и признано участником аукциона. По итогам электронного аукциона Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области Обществу «Земля» выдана лицензия ИВА № 012923 ТР от 09.03.2023 на пользование недрами. Истцом не представлено доказательств нарушения закона при проведении аукциона в электронной форме, а также доказательств нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

Заслушав представителей истца, ответчиков, изучив имеющиеся документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Департаментом природных ресурсов 18.11.2022 Распоряжением № 435-р объявлен аукцион на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно - песчаного материала (далее - Аукцион).

В соответствии с указанным распоряжением 28.11.2022 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru Организатором торгов размещено извещение №21000007300000000034 о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на сайте АО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор), дата окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 16.01.2023, дата рассмотрения заявок – 23.01.2023, дата проведения Аукциона – 25.01.2023.

Вместе с извещением опубликовано распоряжение Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 25.11.2022 № 120-ОД «Об организации проведения аукциона на право пользования участком недр местного с Порядком и условиями проведения аукциона.

По окончании срока подачи заявок согласно журналу приема заявок на участие в аукционе поданы две заявки:

- обществом с ограниченной ответственностью «Земля» (ИНН <***>);

- обществом с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» (ИНН <***>)

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 23.01.2023 № 2 аукционной комиссией приняты следующие решения:

1. Допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона Общество с ограниченной ответственностью «Земля».

2. Отказать в приеме заявки на участие в аукционе Обществу с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Закона о недрах, пунктом 1 Приложения 5 к распоряжению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 18.11.2022 № 435-р в связи с тем, что заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона:

- в нарушение подпункта «е» пункта 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2499, подпункта «е» пункта 7 Решения о проведении аукциона, подпункта «е» пункта 1 Требований к аукционной документации в копии бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствует отметка налогового органа о ее принятии и не приложена заверенная заявителем квитанция, подтверждающая прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- в нарушение подпункта «ж» пункта 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2499, подпункта «ж» пункта 7 Решения о проведении аукциона, подпункта «ж» пункта 1 Требований к аукционной документации:

- в приложенном штатном расписании заявителя отсутствуют должности «горный мастер», «горный мастер (диспетчер)», указанные в перечне квалифицированных специалистов заявителя

- документ, приложенный к перечню технических средств заявителя и отражающий информацию по основным средствам заявителя, не соответствует требованиям, предъявляемым к регистрам бухгалтерского учета, установленным частью 4 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» - отсутствует информация, указанная в подпункте 5 части 4 статьи 10 указанного закона;

3. На основании абзаца 2 подпункта «в» пункта 78 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2499, в связи с наличием единственного участника аукциона, в связи с допуском к участию в аукционе только одного заявителя, аукцион на предоставление права пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположено вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) признать несостоявшимся.

4. Предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Земля» право пользования участком недр местного значения Турдеевская перспективная площадь (расположено вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с оформлением лицензии на пользование недрами.

На основании Протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме на предоставление права пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области от 23.01.2023 № 2), Департаментом природных ресурсов принято решение о предоставлении ООО «Земля» права пользования участком недр местного значения, включенным в Перечень участков недр местного значения по Ивановской области – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (Распоряжение от 02.02.2023 № 33-р).

Истец считает, что заявка истца отклонена незаконно и необоснованно, аукцион на получение права пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области), проведен с нарушением правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку аукционная документация содержит недостоверные сведения о предмете аукциона, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.

Оспариваемый аукцион проведен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Согласно статье 13.1 Закона о недрах аукцион на право пользования участком недр местного значения проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аукциона на право пользования участником недр местного значения регламентирован «Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499 (далее – Правила № 2499).

Требования к составу заявки и прилагаемых документов предусмотрены пунктом 37 Правил № 2499.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 37 Правил № 2499 заявитель в составе заявки в подтверждение данных о том, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами, должен предоставить:

- перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр.

Аналогичные требования дублирующими положениями отражены в Порядке подачи заявок на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов, утвержденном распоряжением Департамента природных ресурсов от 18.11.2022 № 435-р «О проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения», распоряжении Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 25.11.2022 № 120-ОД «Об организации проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения» (в редакции распоряжения Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 01.12.2022 № 130-ОД), утвердившем в Приложении 3 требования к содержанию заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов.

Основания отказа в приеме заявки на участие в аукционе установлены статьей 14 Закона о недрах, а также распоряжением Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 18.11.2022 № 435-р «О проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения».

Из представленной в дело заявки ООО «Хромцовский карьер» следует, что истцом в ее составе представлен документ – Перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками ООО «Хромцовский карьер», которые будут привлечены для осуществления пользования участком недр от 30.12.2022 № 1322, в котором в позициях 7-12 в графе «Занимаемая должность» указано:

7. (ФИО6) – «Горный мастер»;

8. (ФИО7) – «Горный мастер (диспетчер)»;

9. (ФИО8) – «Горный мастер (диспетчер)»;

10. (ФИО9) – «Горный мастер (диспетчер)»;

11. (ФИО10) – «Горный мастер»;

12. (ФИО11) – «Горный мастер».

Согласно представленному перечню указанные работники являются сотрудниками истца на основании трудовых договоров.

Вместе с тем, в представленном ООО «Хромцовский карьер» в составе заявки штатном расписании № б/н от 12.12.2022 должности «горный мастер», «горный мастер (диспетчер)» отсутствуют.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации условие о работе по должности в соответствии со штатным расписанием является обязательным условием трудового договора.

Из понятия «трудовые отношения», закрепленного статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации, также следует выполнение работником за плату работы по должности в соответствии со штатным расписанием.

Проанализировав представленные истцом в составе заявки документы, суд приходит к выводу о том, что ООО «Хромцовский карьер» не выполнено требование к содержанию заявки, предусмотренное подпунктом «ж» пункта 37 Правил № 2499, в части представления штатного расписания в отношении сотрудников, указанных в перечне квалифицированных специалистов по должностям «горный мастер», «горный мастер (диспетчер)».

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 37 Правил № 2499 заявитель в составе заявки в подтверждение данных о том, что он обладает или будет обладать техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами, должен предоставить:

- перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр.

Требования к регистрам бухгалтерского учета установлены в статье 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете).

Согласно части 4 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который

составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов

бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вместе с тем, представленная истцом в составе заявки Ведомость амортизации ОС за период (бухгалтерский учет) не содержит обязательных реквизитов, установленных подпунктом 5 части 4 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, и, следовательно, не соответствует требованиям Закона о бухгалтерском учете.

Согласно подпункту «е» пункта 37 Правил № 2499 заявитель в составе заявки в подтверждение данных о том, что он обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами, должен предоставить:

- копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, или за предыдущий отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, в случае если сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период на день подачи заявки не истекли, с отметкой налогового органа о ее принятии или с приложением заверенных заявителем квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации через аккредитованные филиалы и представительства, в случае если в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет такими организациями на территории Российской Федерации не ведется).

Проанализировав представленные истцом в составе заявки документы, суд приходит к выводу о том, что в копии бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Хромцовский карьер» отсутствует отметка налогового органа о ее принятии и не приложена заверенная заявителем квитанция, подтверждающая прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с пунктами 20, 53 Правил № 2499 для принятия решения о допуске заявителя к участию в аукционе аукционная комиссия осуществляет рассмотрение поданной заявителем заявки и прилагаемых к ней документов на предмет их соответствия требованиям Закона о недрах и Правил № 2499, решению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона и требованиям к аукционной документации.

Согласно пунктам 39, 46 Правил № 2499 одно лицо имеет право подать только одну заявку на участие в объявленном аукцион, изменение заявки и прилагаемых к ней документов допускается путем подачи заявителем новой заявки в установленные порядком и условиями проведения аукциона сроки подачи заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана.

В силу статьи 14 Закона о недрах, пункта 57 Правил № 2499 подача заявки с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона, является самостоятельным основанием для отказа в приеме заявки на участие в аукционе.

На основании изложенного, суд считает, что аукционная комиссия правомерно отказала истцу в приеме заявки на участие в Аукционе, поскольку заявка подана Обществом «Хромцовский карьер» с нарушением установленных требований.

Оценив довод истца о том, что аукцион проведен с нарушением правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Распоряжение и извещение о проведении аукциона содержат недостоверные сведения о предмете аукциона, суд полагает его необоснованным в силу следующего.

Как указано выше, решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала принято распоряжением Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 18.11.2022 № 435-р «О проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения».

Указанным распоряжением Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области определены сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона (приложение 1).

На основании решения уполномоченного органа о проведении аукциона в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499, организатор аукциона утверждает порядок и условия его проведения.

На основании распоряжения Департамента природных ресурсов от 18.11.2022 № 434-р в целях проведения аукциона Департаментом конкурсов распоряжением от 25.11.2022 № 120-ОД (в редакции распоряжения от 01.12.2022 № 130-ОД) утверждены Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения (приложение 1), в котором сведения об участке недр дублируют положения решения о проведении аукциона. В частности в Приложении 1 указано, что участок недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь находится вблизи деревни Турдеево, расположен, в том числе на землях лесного фонда (ОГКУ «Вичугское лесничество»), при этом указывается, что земельные участки не имеют особо защитное значение.

Установленные данные, по мнению истца, позволяют сделать вывод о том, что сведения об участке недр, являющегося объектом аукциона, указанные в извещении о проведении электронного аукциона, а также в Распоряжении, имеют признаки недостоверности.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При этом действующим законодательством регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Действующее законодательство о недрах (Закон о недрах, Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 №2499) не содержат положений о необходимости включения данных о содержащихся в границах участка недр земельных участках, об обязанности уполномоченного органа подтверждать наличие возможности использования земельного участка с целью геологического изучения, разведки и добычи.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.

Информация, содержащаяся в решении о проведении аукциона, о входящих в границы участка недр земельных участках может быть неполной.

Согласно статьи 7 Закона о недрах при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Таким образом, Департамент природных ресурсов, являясь распорядителем недр, как государственной собственности, предоставляет информацию об их залегании на основе имеющихся данных.

Бремя установления ограничений, связанных с пользованием недрами, получения права пользования земельными участками, расположенными над площадями залегания полезных ископаемых в границах предоставленного горного отвода, площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода, перевода земельных участков в категории, позволяющие вести их отработку, а также подсчет запасов раздельно по категориям, способам отработки, промышленным (технологическим) типам, сортам и маркам и их экономическому значению (балансовые, забалансовые) лежит исключительно на недропользователе.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» также разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца при рассмотрении его заявки, требование истца не подлежит удовлетворению.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец не доказал свои требования, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

В связи с отказом в иске, а также в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении иска отказать.

2.Судебные расходы по делу отнести на истца.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции – Второй арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Волго – Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья О.А. Ильичева