153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-9806/2019
г. Иваново | 09 февраля 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» (ОГРН: 1083704000192; ИНН: 3704561463)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области
о признании недействительным Решения от 27.06.2019 г. №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 кв. 2016г. в сумме 27458 руб., за 2 кв. 2017г. в сумме 45763 руб., за 3 кв. 2017г. в сумме 38136 руб., за 4 кв. 2017 г. в сумме 21356 руб.; штрафа в сумме 6635,70 руб.; пени в сумме 26079,68 руб.; налога на прибыль организаций за 2016г. в сумме 30508 руб., за 2017г. в сумме 116949 руб.; штрафа в сумме 7372,88 руб., пени в сумме 22528, 76 руб.;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сенина М.А. представитель по доверенности от 21.02.2020 и удостоверению адвоката;
от налогового органа - Кляузов И.А. представитель по доверенности от 01.02.2021, служебному удостоверению и документу об образовании; Чепыжова И.С. представитель по доверенности от 04.12.2020, служебному удостоверению и документу об образовании;
установил:
закрытое акционерное общество «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» (далее: заявитель, Общество, ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области (далее: налоговый орган, МИФНС № 2 по Ивановской области) о признании недействительным Решения от 27.06.2019 г. №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 кв. 2016г. в сумме 27458 руб., за 2 кв. 2017г. в сумме 45763 руб., за 3 кв. 2017г. в сумме 38136 руб., за 4 кв. 2017 г. в сумме 21356 руб.; штрафа в сумме 6635,70 руб.; пени в сумме 26079,68 руб.; налога на прибыль организаций за 2016г. в сумме 30508 руб., за 2017г. в сумме 116949 руб.; штрафа в сумме 7372,88 руб., пени в сумме 22528, 76 руб.; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района (далее: Администрация).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 21.11.2019 г. заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее. Общество считает, что расходы по оплате услуг по проведению фейерверка произведены обществом не для личного потребления работников и не связаны с расходами, указанными в п. 29. 43 ст. 270 НК РФ. Приказами руководителя ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» приняты решения о проведении рекламных мероприятий в г. Гаврилов-Посад в целях обеспечения повышения имиджа компании, в исполнении которых между обществом и ООО «Карнавал» заключены договоры от 05.09.2016г №315. от 27.03.2017 №342 на проведение показа фейерверка в рамках рекламной программы. При этом между обществом и Администрацией Гаврилово-Посадского района достигнута устная договоренность, что проводимые рекламные акции обществом будут приурочены к общедоступным проводимым городским мероприятиям, таким как, ярмарка сельскохозяйственной продукцией, проводимой ежегодно в сентябре, и т.п. Целью участия в проводимых такого рода мероприятиях для ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» являлось поднятие имиджа компании и распространении информации об обществе и производимой ей продукции (на территории данного муниципального образования производство хлебобулочных изделий - панировочный сухарь). Данная информация доводилась неопределенному кругу лиц путем оглашения информации о производителе и производимой (реализуемой) продукции в процессе проведения мероприятий. Частью рекламных акций предусматривалась демонстрация фейерверка (при каждой акции, в том числе, оглашалось присутствующим на мероприятиях, кем организован показ). Перечень нормируемых расходов на рекламу остается открытым, и для целей налогообложения они принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Выручка общества за 2016 год -44523 тыс. руб., за 2017 год -60708 тыс. руб., то есть понесенные расходы соответствуют установленным нормам. Налоговое законодательство не обуславливает возможность включения затрат в состав расходов в зависимость от вида рекламы или способов рекламирования. Проведение рекламных мероприятий Обществом именно в дни проведения определенных празднований благоприятно для Общества. Участниками и ведущими до гостей (неопределенный круг лиц) доводится информация об обществе и о производимой продукции (во время ярмарок представляется ассортимент выпускаемой продукции). Вечером производится часть рекламной акции - красочный фейерверк, публика получает приятное зрелище, а то, что она знает, кого за это благодарить служит также рекламой фирме. Общество считает, что затраты правомерно включены в состав расходов на рекламу, поскольку направлены на распространение информации о налогоплательщике, привлечения к объекту рекламирования, которая адресована неопределенному кругу лиц и документально подтверждена. Затраты общества на проведение рекламных акций, направленных на повышение имиджа компании, обоснованы и документально подтвержденными, в том числе договорами, актами об оказании услуг, приказами о проведении рекламных акций, отчетами, корреспонденцией и т.п. При этом налоговым органом (ни в устной, ни в письменной форме) не запрашивались документы, связанные с рекламой. В требованиях об истребовании документов (информации): от 21.01.2019 №08-02/1. от 18.02.2019 №08-02/2, от 25.02.2019 №08-02/3. от 14.04.2019 №08.02/4 налоговым органом не запрашивались документы, связанные с расходами по рекламе, по взаимоотношениям с ООО «Карнавал».
Дополнительно в обоснование заявленных требований заявитель сослался на переписку с Администрацией, в рамках которой согласованы сценарные планы праздников. В данных сценарных планах имеются технические ошибки в датах мероприятий. При этом Общество не могло не знать о включении в число участников. По результатам проведения рекламных акций были заключены договоры с покупателями ООО «Рейд» (Ивановская область), ООО «Мега ОЙЛ» (Ивановская область), с предпринимателями из других близлежащих областей. Утверждение налогового органа о том, что праздничные мероприятия и участие общества в их проведении не являлось рекламной акцией, заявитель отклонил, поскольку реклама включает в себя любую информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Представленные Обществом в материалы дела документы не являются документами первичного налогового учета, не запрашивались налоговым органом в рамках выездной проверки, в связи с чем, не были представлены. Раздача рекламных материалов производилась в виде листовок, представленных в материалы дела, изготовление листовок производилось силами Общества. Ссылку налогового органа о том, что в листовках указаны московские номера телефонов, заявитель отклонил, указав, что директор Общества постоянно проживает в г. Москва, имеет там регистрацию по месту жительства, а также имеет офис, в котором осуществляет свою деятельность, в том числе по руководству Обществом. В связи с чем, в листовках указаны личный номер телефона директора Общества и номер стационарного телефона, расположенного в офисе в г. Москва. По мнению заявителя, возражения налогового органа основаны на предположениях и не содержат конкретных фактов, в связи с чем, не могут быть положены в основу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, сам факт проведения праздничных фейерверков налоговым органом не опровергается. Также заявителем указано, что спонсорство представляет собой выгодное сотрудничество, финансирование программы, проекта, мероприятия, как с целью его поддержки, так и для рекламы спонсорской деятельности. Несоблюдение требований к форме договора между спонсором и рекламораспространителем при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ) не свидетельствует о том, что договор не был заключен. Более подробно позиция ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» изложена в заявлении и дополнениях к нему.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. МИФНС № 2 по Ивановской области указано, что исходя из анализа представленных заявителем договоров, их предметом являлось лишь оказание услуг по проведению фейерверков без указания деловой цели данного мероприятия. В представленных ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» счетах-фактурах от 10.09.2016 № 196, от 09.05.2017 № 60, от 16.09.2017 № 186 и от 25.12.2017 № 244, выставленных ООО «Карнавал», а также актах выполненных работ от 10.09.2016 № 196, от 09.05.2017 № 60, от 16.09.2017 № 186 и от 25.12.2017 № 244, в наименовании оказанных услуг отражено - услуги по проведению фейерверка, то есть указанные документы не содержат дополнительной информации о цели проводимых мероприятий и не указывают на рекламную цель оказываемых услуг. Генеральный директор ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» Подшибякин А.В. в ходе проведения допроса (протокол допроса от 17.04.2019 № 3) указал, что Обществом используются услуги ООО «Карнавал» для проведения организуемых ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» праздников на 9 Мая, на День картошки, на предновогодний праздник. О проведение рекламных мероприятий в указанные дни Подшибякин А.В. не сообщил. Обществом не представлены документы, подтверждающие рекламный характер понесенных расходов: образцы предоставляемой рекламной продукции на мероприятиях, фото или видео съемка проводимых мероприятий с рекламой, выпускаемой ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» продукции, листовки, баннеры, смета расходов на рекламу и прочие документы, подтверждающие факт того, что во время проведения городских праздничных мероприятий рекламные действия со стороны ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» реально имели место. Затраты на фейерверк могут учитываться организацией в составе рекламных расходов при исчислении налога на прибыль, если фейерверк является частью рекламного мероприятия, организованного Обществом.
Также налоговым органом указано, что сам по себе фейерверк не несет никакой информации об организации и не является рекламой, понятие которой определено статьей 3 Федерального закона от 16.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Кроме расходов на фейерверк, Обществом не заявлено других расходов, предусмотренных п. 4 ст. 264 НК РФ. Фейерверком заканчивалось праздничное мероприятие, организованное Администрацией Гаврилово-Посадского района. Обязанность подтверждения экономической обоснованности расходов (их связь с экономической деятельностью, направленной на получение дохода) лежит на налогоплательщике. Таким образом, ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» не представлены доказательства того, что произведенные Обществом расходы в соответствии с договорами, заключенными с ООО «Карнавал» на оказание услуг по проведению фейерверков, отвечают требованиям пункта 4 статьи 264 Кодекса и понятию «реклама», установленному Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», являются экономически обоснованными и необходимыми для извлечения прибыли, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, увеличение покупательского спроса, нацелены на поддержание интереса к организации и ее продукции. Первичные документы, представленные Обществом в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на услуги по проведении фейерверков, не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям. Копии документов, представленные Обществом вместе с пояснениями в ходе рассмотрения дела, а именно: заявки общества № 01/09 от 01.09.2016, № 28/04 от 28.04.20.17, № 08/09 от 08.09.2017 № 18/12 от 18.12.2017, ответы администрации № 2469 от 09.09.2016, № 1407 от 03.05.2017, № 2984 от 14.09.2017 , № 3886 от 20.12.2017, сценарный план от 17.09.2016, 09.05.2017, 22.09.2017, приказы № 17 от 01.09.2016, № 8 от 28.0l.2017, № 19 от 08.09.2017, № 25 от 18.12.2017, отчеты от 30.09.2016, от 31.05.2017, от 30.09.2017, от 29.12.2017 не были представлены в налоговый орган ни во время выездной проверки, ни на стадии рассмотрения жалобы Общества, ни на первые судебные заседания. Таким образом, доначисление по результатам налоговой проверки ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» налога на прибыль и НДС, а также соответствующих сумм пеней и штрафов по оспариваемым Обществом эпизодам, является обоснованным. Более подробно позиция МИФНС № 2 изложена в заявлении и дополнениях к нему.
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района в своем отзыве указала, что на протяжении долгих лет, предприятие ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» активно взаимодействует с муниципалитетом, в том числе по вопросам продвижения компании. Так, на проходящем ежегодно региональном празднике - Дне картошки, а также в День победы, на Новый год традиционно осуществляется рекламная акция, посвященная освещению деятельности компании и вкладу ее в экономику города. В сценарий праздника включается информация о компании, среди жителей и гостей праздника раздаются рекламные материалы, предоставляемые рекламодателем, организуются встречи собственника с потенциальными клиентами и инвесторами. Рекламораспространителем в данных случаях выступало Районное централизованное клубное объединение, которое является учреждением, уполномоченным на организацию культурно-массовых мероприятий. На основании изложенного, Администрация полагает возможным удовлетворение заявления ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 о признании недействительным Решения от 27.06.2019 №4.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы по делу, суд установил следующее.
ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» были заключены договоры с ООО «Карнавал» от 05.09.2016 № 315, от 27.03.2017 № 342 на оказание услуг по проведению фейерверков, в соответствии с которым ООО «Карнавал» проводило пиротехнические показы в г. Гаврилов-Посад 10.09.2016г., 09.05.2017г., 16.09.2017г., 25.12.2017 г. Стоимость оказанных услуг (без НДС) в 2016 году составила 152 542,37 руб., в 2017 году - 584 745,77 руб. Данные затраты полностью были включены Обществом в расходы при исчислении налога на прибыль организаций за 2016 и 2017 годы.
Кроме того, ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» были заявлены вычеты НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «Карнавал» за проведение фейерверков: от 10.09.2016 № 196 в сумме 27 452,63 руб., от 09.05.2017 № 60 в сумме 45 762,71 руб., от 16.09.2017 № 186 в сумме 38135,59руб. и от 25.12.2017 № 244 в сумме 21 355,93 руб.
Инспекцией по результатам налоговой проверки был сделан вывод о том, что произведенные Обществом расходы на оплату услуг по проведению фейерверков связаны с проведением культурно-развлекательных мероприятий, целью которых является развлечение и отдых, не являются экономически оправданными и обоснованными и не подлежат учету в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций (в 2016 году в сумме 152 542,37 руб., в 2017 году в сумме 584 745,77 руб.), а также не подлежит включению в налоговые вычеты НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «Карнавал», оказывающим услуги по проведению фейерверков (за 3 квартал 2016 года в сумме – 27 458 руб., за 2 квартал 2017-года – 45 763 руб., за 3 квартал 2017 года – 38 136 руб., за 4 квартал 2017 года 21 356 руб.)
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт», проведенной Инспекцией по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 года, представленных Обществом возражений на акт выездной налоговой проверки от 22.05.2019 № 4, было вынесено Решение от 27.06.2019 г. №4, которым Общество привлечено к налоговой ответственности (с учетом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность), предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату в бюджет налога на прибыль в виде штрафа в общей сумме 13367,60 руб., за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2016 года, 2-3 кварталы 2017 года в общей сумме 6635,70 руб. Также Обществу предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 267351 руб., НДС - 132713 руб. и пени: по налогу на прибыль в общей сумме 55460,17 руб., по НДС - 26079,68 руб., по налогу на доходы физических лиц -19703,36 руб.
Общество, не согласившись с Решением от 27.06.2019 г. №4, обжаловало в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области. Решением УФНС от 16.08.2019 г. № 12-16/08816 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 27.06.2019 г. №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 кв. 2016г. в сумме 27458 руб., за 2 кв. 2017г. в сумме 45763 руб., за 3 кв. 2017г. в сумме 38136 руб., за 4 кв. 2017 г. в сумме 21356 руб.; штрафа в сумме 6635,70 руб.; пени в сумме 26079,68 руб.; налога на прибыль организаций за 2016г. в сумме 30508 руб., за 2017г. в сумме 116949 руб.; штрафа в сумме 7372,88 руб., пени в сумме 22528, 76 руб., вынесенными МИФНС № 2 по Ивановской области, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Заявление Общества рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что предметом спора является законность решения налогового органа Решения от 27.06.2019 г. №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 кв. 2016г. в сумме 27458 руб., за 2 кв. 2017г. в сумме 45763 руб., за 3 кв. 2017г. в сумме 38136 руб., за 4 кв. 2017 г. в сумме 21356 руб.; штрафа в сумме 6635,70 руб.; пени в сумме 26079,68 руб.; налога на прибыль организаций за 2016г. в сумме 30508 руб., за 2017г. в сумме 116949 руб.; штрафа в сумме 7372,88 руб., пени в сумме 22528, 76 руб.
Досудебный порядок урегулирования спора в отношении решения заявителем соблюден.
Из пояснений заявителя следует, что решение, касается взыскания денежных средств, что свидетельствует о том, что оспариваемый акты нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый ненормативный правовой акт проверяется судом на дату его вынесения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) предусмотрено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления. временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При соблюдении вышеназванных положений Кодекса расходы налогоплательщика могут быть учтены при определении налога на прибыль организаций.
Из положений статьи 252 Кодекса следует, что условием для отнесения затрат в состав расходов является их документальное подтверждение, экономическая оправданность и направленность на получение дохода.
Не подлежат отражению в налоговом учете первичные документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, включая требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402—ФЗ) к наличию в документе обязательных реквизитов.
Обязанность подтверждения экономической обоснованности расходов (их связь с экономической деятельностью, направленной на получение дохода) лежит на налогоплательщике.
В соответствии со статьей 264 Кодекса к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Согласно абз. 2-4 пункта 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно- телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом указанного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.
Статьей 3 Федерального закона от 16.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие «реклама», под которым понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная па привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из понятия «реклама» для целей налогообложения прибыли учитываются в расходах на рекламу затраты на распространение рекламных материалов только при условии, что она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно представленным в материалы дела документам, в соответствии с пунктами 1.1 договоров на оказание услуг по проведению фейерверка от 05.09.2016 № 315 и от 27.03.2017 № 342. заключенных между ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» (Заказчик) и ООО «Карнавал» (Исполнитель). Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по проведению фейерверка (пиротехнического показа/пиротехнической программы).
В соответствии с пунктами 2.1.1 вышеуказанных договоров установлена обязанность Заказчика заблаговременно, до момента проведения пиротехнического мероприятия, утвердить программу, однако программа Обществом представлена не была.
Исходя из анализа указанных договоров, их предметом являлось лишь оказание услуг по проведению фейерверков без указания деловой цели данного мероприятия.
В представленных ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» счетах-фактурах от 10.09.2016 № 196. от 09.05.2017 № 60. от 16.09.2017 № 186 и от 25.12.2017 №244. выставленных ООО «Карнавал», а также актах выполненных работ от 10.09.2016 № 196, от 09.05.2017 № 60, от 16.09.2017 № 186 и от 25.12.2017 № 244, в наименовании оказанных услуг отражено - услуги по проведению фейерверка, то есть указанные документы не содержат дополнительной информации о цели проводимых мероприятий и не указывают на рекламную цель оказываемых услуг.
Представленные ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» приказы о проведении рекламных акций от 01.09.2016 № 17, от 28.04.2017 № 8, от 08.09.2017 № 19, от 18.12.2017 № 25, а также отчеты о проведенных рекламных акциях, не подтверждают тот факт, что расходы на оплату услуг по проведению фейерверков являются расходами на рекламные мероприятия.
Обществом не представлены документы, подтверждающие рекламный характер понесенных расходов: образцы предоставляемой рекламной продукции на, мероприятиях, фото или видео съемка проводимых мероприятий с рекламой выпускаемой ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» продукции, листовки, баннеры, смета расходов на рекламу и подтверждающие факт того, что во время проведения городских праздничных мероприятий рекламные действия со стороны ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» реально имели место.
В случае если фейерверк является частью рекламного мероприятия (как составная часть комплекса мероприятий, направленных на распространение информации о налогоплательщике оказываемых им услугах, средствах индивидуализации), затраты на его проведение могут учитываться в составе рекламных расходов при исчислении налога на прибыль, однако в данном случае фейерверки были приурочены к культурно-массовым мероприятиям, организованным Администрацией Гаврилово-Посадского района. Кроме того, информация, размещенная на сайте ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» по содержанию не соответствует информации, указанной в представленных в материалы дела листовках, планах мероприятий.
Согласно публикациям в общественно-политической газете Гаврилово-Посадского района «Сельская правда» в выпусках № 19 от 13.05.2017 г., № 37 от 16.09.2017 г., № 27 от 04.06.2016 г. освещались праздничные мероприятия, в рамках которых проводился праздничный салют, а также выражалась благодарность социальному партнеру (спонсору) этого салюта генеральному директору ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт». Данное обстоятельство дополнительно подтверждает, что гражданам не было известно, что фейерверк является рекламой выпускаемой продукции Общества. Напротив, освещался вклад конкретного физического лица Подшибякина А.В. в общественные культурно-массовые развлекательные мероприятия, приуроченные к конкретным праздничным датам.
Заявки на проведение рекламной акции, ответы Администрации о включении в число участников ярмарки и праздничных мероприятий не свидетельствуют, что такая рекламная акция фактически проводилась. Представленные в суд макеты листовок содержат даты создания файла – 2018 год и позднее, а, следовательно, не относятся к проверяемому периоду.
Представленные в суд сценарные планы праздничных мероприятий в части указания на праздничный фейерверк в рамках рекламной акции ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» не соответствуют сценарным планам, размещенным в сети Интернет и на сайте Администрации, где указание на рекламную акцию ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» не содержат.
Представленные в материалы дела отчеты о проведении рекламной акции судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они не подтверждены иными доказательствами и составлены сотрудником общества, то есть заинтересованным лицом.
Представленные в суд фотографии маек также не подтверждают, что они использовались на рассматриваемых мероприятиях, поскольку в суд не представлены доказательства изготовления, приобретения данных маек, их использования в 2016, 2017 году, а также документы о привлечении людей для рекламы деятельности предприятия на данных мероприятиях в указанной одежде.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде поставки товара (панировочного сухаря) осуществлялись только оптом (тара по 25 кг), торговля в розницу не осуществлялась, что свидетельствует о невозможности рекламирования данного товара гражданам на рассматриваемых мероприятиях.
Заявителем не представлено доказательств возможности предоставления изготавливаемой продукции для раздачи, либо дегустации на праздничных мероприятиях. Доказательств возможности фасовки панировочных сухарей в 2016, 2017 году в меньшую тару (250 грамм, 500 грамм, 1 кг) в суд не представлено.
Сам по себе фейерверк не несет никакой информации об организации и не является рекламой. Доказательств того, что фейерверк является частью рекламных мероприятий Общества в суд не представлено. Кроме расходов на фейерверк Обществом не заявлено других расходов.
Ссылка заявителя на то, что полиграфические работы были выполнены своим силами, также не подтверждена иными доказательствами, поскольку не представлено документов, обосновывающих понесенные при этом расходы.
Доводы заявителя о том, что в 2016, 2017 году были заключены новые договоры поставки панировочных сухарей, не подтверждают их связь с проведенными фейерверками. Кроме того, анализ отчетности и сведений из ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что новые компании являлись участниками единой группы, с которыми ранее осуществлялись поставки через одного контрагента. Заключение договоров было вызвано сменой схемы ведения бизнеса. ООО «Мега Ойл» еще в во 2 квартале 2015 г. являлась покупателем продукции, произведенной Обществом, реализация производилась через участника группы «Дельта» – ООО «Дельта-Снаб», что подтверждается сведениями из книги продаж. Поставка ООО «Рейд» никак не привязана по дате с проведенными праздничными мероприятиями, а, следовательно, заключение данного договора не свидетельствует, что оно заключено по результатам какой-либо рекламной акции.
Представленные в материалы дела письма партнерам и сведения о направлении их по электронной почте, не позволяют установить дату их изготовления и направления. Соответствующие скриншоты переписки в суд не представлены. Следовательно, данные документы также не являются надлежащими доказательствами по делу.
Доводы заявителя о проведении спонсорской рекламы судом отклоняются, поскольку подтверждающие документы о заключении соответствующего договора в соответствии с требованиями Закона о рекламе в суд не представлены.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы дела документы, изложенные позиции сторон, суд пришел к выводу, что ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» не представлены доказательства того, что произведенные Обществом расходы в соответствии с договорами, заключенными с ООО «Карнавал» на оказание услуг по проведению фейерверков, отвечают требованиям пункта 4 статьи 264 Кодекса и понятию «реклама», установленному Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», являются экономически обоснованными и необходимыми для извлечения прибыли, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, увеличение покупательского спроса, нацелены на поддержание интереса к организации и ее продукции.
Исходя из вышеизложенного, доначисление по результатам налоговой проверки ЗАО «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» налога на прибыль и НДС, а также соответствующих сумм пеней и штрафов по оспариваемым Обществом эпизодам, является обоснованным.
На основании изложенного суд не нашел нарушение норм налогового законодательства и оснований для признания решения незаконными в указанной части.
Судом нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены решения, не установлены.
На основании изложенного, оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявленных требований судом не установлены.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,
Р Е Ш И Л :
1. Требования закрытого акционерного общества «Гаврилово-Посадский хлебопродукт» (ОГРН: 1083704000192; ИНН: 3704561463) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области о признании недействительным Решения от 27.06.2019 г. №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 кв. 2016г. в сумме 27458 руб., за 2 кв. 2017г. в сумме 45763 руб., за 3 кв. 2017г. в сумме 38136 руб., за 4 кв. 2017 г. в сумме 21356 руб.; штрафа в сумме 6635,70 руб.; пени в сумме 26079,68 руб.; налога на прибыль организаций за 2016г. в сумме 30508 руб., за 2017г. в сумме 116949 руб.; штрафа в сумме 7372,88 руб., пени в сумме 22528,76 руб.; оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева