АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-18618/2023
31.10.2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.10.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2023 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паламовой З.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664011, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ГОРЬКОГО УЛИЦА, 31)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИРКУТСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, БОЛЬШОЙ ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, ДОМ 4)
об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия,
при участии в судебном заседании 17.10.2023:
от истца: ФИО1, доверенность, паспорт, диплом;
от ответчика: ФИО2, доверенность, паспорт, диплом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.10.2022 до 23.10.2022.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же лиц.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.10.2022 до 24.10.2022.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же лиц.
установил:
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИРКУТСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ответчик) с исковым заявлением, с учетом принятых уточнений, об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) по договору аренды лесного участка № 91-163/17 от 26.06.2017 на площади 39 га в вегетационный период 2024 года в срок до 01.10.2024, а именно:
на лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 20, части выделов 3, 11 на площади 20,3 га дополнить лесные культуры;
на лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 29, выделы 13, 18 19, 20, 23, 25 на площади 18,7 га дополнить лесные культуры.
В обоснование иска указано на то, что ответчик обязан осуществить дополнение лесных культур на указанных лесных участках, на которых им выполнялись лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление).
Истец исковые требования поддержал, дал пояснения.
Ответчик исковые требования не признал, дал пояснения.
Выслушав истца, ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды лесного участка № 91-163/17 от 26.06.2017, в соответствии с условиями которого истец обязуется предоставить, а ответчик обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: общая площадь: 267,9487 (2679487 +/- 11575 кв. м); местоположения: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Осетровское участковое лесничество, Осетровская дача, кварталы №№ 214 (в. 10ч, 11ч, 15ч, 16ч, 22ч, 23ч, 29ч), 215 (в. 8ч, 12ч, 14, 15ч, 16ч, 17ч, 19ч), с кадастровым номером: 38:18:000010:1438.
Согласно пункту 11 л договора ответчик обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Согласно акту приема-передачи от 26.06.2017 истец передал, а ответчик принял лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Осетровское участковое лесничество, Осетровская дача, кварталы №№ 214 (в. 10ч, 11ч, 15ч, 16ч, 22ч, 23ч, 29ч), 215 (в. 8ч, 12ч, 14, 15ч, 16ч, 17ч, 19ч), с кадастровым номером: 38:18:000010:1438.
Между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение от 27.12.2018, согласно которому лесной участок, имеет следующие характеристики: площадь: 430,4900 га; местоположение: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Осетровское участковое лесничество, Осетровская дача, эксплуатационные леса, кварталы №№ 214 (в. 6ч 7ч, 8ч, 9ч, 10, 11ч, 14ч, 15ч, 16ч, 22, 23ч, 29ч), 215 (в. 3ч, 8ч, 9ч, 12ч, 14, 15(ч, 16ч, 17ч, 19ч), с кадастровыми номерами 38:18:000010:1438 (2679487+/- 11575 кв. м), 38:18:000010:1628 (1279913 +/- 19798 38:18 000010:1624 (345500 +/- 10286 кв. м).
Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведения за январь-июнь 2022 ответчик выполнил лесовосстановление путем посадки лесных культур на общей площади 39 га на землях лесного фонда Кировского лесничества.
Из актатехнической приемки работ по искусственному или комбинированному
лесовосстановлению от 05.10.2021 следует, что мероприятия по лесовосстановлению осуществлялись в 3 квартале 2021. При приемке работ было учтено количество жизнеспособных растений главных лесных древесных пород, количество высаженных растений соответствует проектному количеству. В связи с выполнением ответчиком в осенний период мероприятий по посадке лесных культур и существованием риска для их дальнейшей приживаемости из-за погодных условий техническую приёмку работ решено провести не позднее 20.09.2022.
Из актатехнической приемки работ по искусственному или комбинированному
лесовосстановлению от 11.10.2021 следует, что мероприятия по лесовосстановлению осуществлялись в 3 квартале 2021.При приемке работ было учтено количество жизнеспособных растений главных лесных древесных пород, количество высаженных растений соответствует проектному количеству. В связи с выполнением ответчиком в осенний период мероприятий по посадке лесных культур и существованием риска для их дальнейшей приживаемости из-за погодных условий техническую приёмку работ решено провести не позднее 20.09.2022.
Письмом от 30.09.2022 ответчик сообщил истцу о том, что работы по лесовосстановлению выполнены в 2021 году, Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области провело приемку работ и составило акты.
Согласно акту приемки работ от 07.10.2022 работы по посадке лесных культур были проведены осенью 2021 (конец сентября 2021).Была проведена техническая приёмка работ, при которой было установлено количество высаженных растений, т.к. в связи с поздней посадкой, установлением отрицательных температур определить их жизнеспособность было не возможно. При оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели по количеству высаженных растений соответствуют проектным. В соответствии с пунктом 17 приказа № 566 результаты приёмки работ оформлены актом, в котором установлен факт высадки на 1 гектар площади 4,0 тыс. штук растений, без определения их жизнеспособности. В соответствии с пунктом 18 приказа 566 в акте технической приёмки указано, что техническая приёмка работ будет проведена не позднее 20 сентября 2022 года, в связи с существующим риском по приживаемости лесных культур из-за проведением работ в осенний период. При проведении технической приёмки работ 7 октября 2022 года, проведена оценка лесовосстановления, в том числе при которой учтено количество жизнеспособных растений главной лесной древесной породы указанной в проекте искусственного лесовосстановления: установлено, что показатели по количеству жизнеспособных растений на 1 га не достигнуты- в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления на осень 2021 года утверждённого 01.06.2021 года пункту 8.3.3 количество посадочных мест на 1 га 4000 штук, по факту, на момент приёмки работ- 1216 штук на 1 га жизнеспособных растений, в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления, работы по искусственному лесовосстановлению не приняты. Требовалось повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей, в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления: дополнение лесных культур в количестве 2784 шт/га.
Из акта приемки работ от 07.10.2022 следует, что была проведена техническая приёмка работ, при которой было установлено количество высаженных растений, т.к. в связи с поздней посадкой, установлением отрицательных температур определить их жизнеспособность было не возможно. При оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели по количеству высаженных растений соответствуют проектным. В соответствии с пунком 17 приказа № 566 результаты приёмки работ оформлены актом, в котором установлен факт высадки на 1 гектар площади 4,0 тыс.штук растений, без определения их жизнеспособности. В соответствии с п. 18 приказа 566 в акте технической приёмки указано, что техническая приёмка работ будет проведена не позднее 20.09.2022, в связи с существующим риском по приживаемости лесных культур из-за проведением работ в осенний период. При проведении технической приёмки работ 07.10.2022, проведена оценка лесовосстановления, в том числе при которой учтено количество жизнеспособных растений главной лесной древесной породы указанной в проекте не достигнуты,в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления на осень 2021 года утверждённого 01.06.2021 года пункту 8.3.3 количество посадочных мест на 1 га 4000 штук, по факту, на момент приёмки работ- 1996 штук на 1 га жизнеспособных растений, в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления, работы по искусственному лесовосстановлению не приняты. Требовалось повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей, в соответствии с проектом искусственного лесовосстановления: дополнение лесных культур в количестве 2004 шт/га.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
Согласно статье 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (часть 1); воспроизводство лесов включает в себя, в частности, лесовосстановление и уход за лесами (часть 2); воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3).
Согласно Правилам лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 и вступивших в силу с 01.09.2022
Комплекс работ по лесовосстановлению или лесоразведению считается выполненным в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения соответственно.
Согласно пункту 14.5 Общих положений Правил лесовосстановления (приложение № 1 к Правилам № 1024) уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя).
При этом указанный в Правилах порядок приемки работ в осенний период относится именно к завершающему этапу, когда по результатам лесовосстановления (лесоразведения) проводится оценка лесовосстановления (лесоразведения), при которой учитывается количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесоразведения. То есть такой порядок для приемки работ установлен по результатам исполнения разработанного и согласованного проекта.
Отдельные этапы работ по проекту лесоразведения (лесовосстановления) принимаются уполномоченными лицами непосредственно после исполнения в целях контроля качества их выполнения.
Таким образом, в действующем законодательстве и в установленных Правилах, ориентирующим моментом исполнения мероприятий по компенсационному лесоразведению (лесовосстановлению) является именно посадка сеянцев, саженцев в соответствии с разработанным проектом.
Согласно абзацам 14.6, 14.7, 14.8 Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления" по результатам приемки работ уполномоченным органом оформляется акт приемки работ, который составляется в произвольной форме.
В случае если при оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты, уполномоченным органом в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению не приняты.
В случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления.
Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.
Работы по лесовосстановлению считаются выполненными (п. 10 Правил № 1024, п. п. 2, 20 Правил № 897, п. 20 Правил № 1741):
в случае отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при осуществлении лесовосстановительных мероприятий лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесного кодекса Российской Федерации;
в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления, - при осуществлении лесовосстановительных мероприятий лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, лицами, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, и лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ.
Истцом было установлено согласно актам от 05.10.2021, от 11.10.2021, что на лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 20, части выделов 3, 11 на площади 20,3 выполнено искусственное лесовосстановление методом посадки сеянцами с открытой корневой системой. Фактический показатель по количеству жизнеспособных растений 1216 штук на 1 га при необходимом запроектированном показателе 4000 штук на 1 га. На лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 29, выделы 13, 18 19, 20, 23, 25 на площади 18,7 га выполнено искусственное лесовосстановление методом посадки сеянцами с открытой корневой системой. Фактический показатель по количеству жизнеспособных растений 1996 штук на 1 га при необходимом запроектированном показателе 4000 штук на 1 га.
Согласно акту приёмки работ по лесовосстановлению от 07.10.2022 проектные показатели приживаемости лесных культур не были достигнуты, работы по искусственному лесовосстановлению не приняты, требовалась повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей. Таким образом, ввиду несоответствия выполненных работ проектным показателям выполненные работы по лесовосстановлению не были приняты, указано на необходимость осуществления дополнения лесных культур на лесных участках.
В некоторых случаях, если при оценке лесовосстановления количество жизнеспособных деревьев главных лесных пород оказывается недостаточным, нужно провести дополнительную посадку взамен погибших растений лесных культур на земельном участке, на котором осуществлялось лесовосстановление, с повторной оценкой через год (п. 19 Правил № 1741, п. 63 Правил № 1024).
Доводы ответчика о том, что сроки проведения приемки работ вышли за пределы срока, судом отклонены, согласно акту от 11.10.2021 приёмка будет проведена не позднее 20.09.2022, приёмка работ была произведена истцом 07.10.2022, то есть менее чем через год со дня составления акта от 11.10.2021. Кроме того, акты составлены спустя незначительное количество дней; ответчиком работы в срок до 20.09.2022 не выполнены.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному неимущественному требованию составляет 6 000 руб.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Принимая во внимание то, что истцом в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления государственная пошлина им не уплачивалась.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере
6 000 руб.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных «Картотека арбитражных дел» по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИРКУТСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН <***>) выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) по договору аренды лесного участка № 91-163/17 от 26.06.2017 на площади 39 га в вегатационный период 2024 года в срок до 01.10.2024, а именно:
на лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 20, части выделов 3, 11 на площади 20,3 га дополнить лесные культуры;
на лесном участке с местоположением: Иркутская область, Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, Кировская дача, квартал 29, части выделов 13, 18, 19, 20, 23, 25 на площади 18,7 га дополнить лесные культуры.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИРКУТСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН <***>)в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина