НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 31.03.2015 № А19-21851/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                    Дело  А19-21851/2014

«03» апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 марта 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено  03  апреля 2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи  Чемезовой  Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Карповой  Э.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Совместного российско-украинского предприятия Закрытого акционерного общества "Таврия" (ИНН 3801047366, ОГРН 1023800516464, место нахождения: 665821, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Карла Маркса, 87, а/я 5576)

к  Межведомственной комиссии по вопросам миграции

о признании незаконным решения изложенного в уведомлении от 05.09.2014 № 74-37-502/14,

при участии в заседании:

от заявителя –  не  явились,  извещены  в  порядке  ст. 123 АПК РФ

от ответчика –  Корчагина О. А.,представитель по доверенности,

установил:

Совместное российско-украинское предприятие Закрытое акционерное общество "Таврия" (далее заявитель, СП ЗАО «Таврия», Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции (далее ответчик), изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014            № 74-37-5382/14  об отклонении в  полном  объеме заявки о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год; обязать Межведомственную комиссию по вопросам миграции устранить  допущенные нарушения  прав  и законных интересов Общества.

 Заявитель   в  судебное  заседание  не  явился,  о дне  и времени рассмотрения дела извещен надлежащим  образом.  В обоснование доводов указал, что Общество отвечает всем требованиям, предъявляемым к работодателю в соответствии с пунктом 10 Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 23.02.2014 № 27н, в связи с чем у  Межведомственной комиссии по вопросам миграции отсутствовали основания  для  отклонения  заявки  по  пп.  «в» п. 12 Правил, в  свою очередь  оспариваемое решение противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

04.03.2014 Совместное российско-украинское предприятие Закрытое акционерное общество "Таврия" подало в Министерство труда и занятости Иркутской области заявку об увеличении размера определенной на 2015 год потребности в привлечении иностранных работников, в соответствии с которой запросило предоставить квоту на привлечение 50 иностранных работников - граждан Китая, из них: жестянщик -10 человек, слесарь по ремонту- 10 человек, маляр – 10 человек, моторист – 10 человек, газорезчик – 5 человек, газосварщик – 5 человек.

01.09.2014 проведено заседание Межведомственной комиссии по вопросам миграции, на котором рассмотрена указанная заявка Общества и принято решение об отклонении ее в полном объеме на основании пп. «в» п. 12 Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников,  утвержденных Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н (далее Правила № 27н) ввиду несоответствия заявки работодателя положению, предусмотренному пп. «б», «е» п. 10 Правил            № 27н (пункт 246 приложения № 4 к Протоколу № 3 заседания Межведомственной комиссии по вопросам миграции от 01.09.2014).

05.09.2014 Министерство труда и занятости Иркутской области письмом № 74-37-5382/14 уведомило СП ЗАО «Таврия» об указанном решении Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области.

Заявитель, полагая, что решение Межведомственной комиссии в части отклонения заявки о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014 № 74-37-5382/14 противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Срок  обжалования решения  заявителем  соблюден, что  подтверждается  почтовым конвертом со штемпелем почтового отделения о   дате  получения   указанного  решения заявителем  (24.09.2014),  а также  почтовым уведомлением о направлении 22.12.2014г.  Обществом  заявления  в  суд  об оспаривании решения от 05.09.2014

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требование заявителя не  может быть удовлетворено.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государственная политикав области содействия занятости населения, направлена в том числе на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации, которое осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (ст. 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

В силу пункта 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников установлены Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденными Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил № 27н установлено, что потребность, в том числе увеличение (уменьшение) размера потребности, определяется уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 233-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области» Министерство труда и занятости Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по определению потребности в привлечении иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности в Иркутской области.

Согласно пунктам 3, 4 Правил № 27н  потребность, в том числе увеличение (уменьшение) размера потребности, определяется на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) (за исключением физических лиц, привлекающих иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (далее - работодатели) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), которые рассматриваются межведомственной комиссией субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения и использования иностранных работников из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая территориальный орган Федеральной миграционной службы, территориальный орган Федеральной налоговой службы, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - комиссия субъекта Российской Федерации). Положение и состав комиссии субъекта Российской Федерации утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Иркутской области состав комиссии субъекта Российской Федерации утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 16.05.2014 г. № 47-р «О составе межведомственной комиссии по вопросам миграции», а Положение - Указом Губернатора Иркутской области от 16.05.2014 г. № 140-уг «О межведомственной комиссии по вопросам миграции».

Согласно пункту 13 Положения «О межведомственной комиссии по вопросам миграции» решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколами заседаний Комиссии, которые подписываются председательствующим на заседании и секретарем Комиссии.

Подпунктом «б» пункта 6 Правил № 27н установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, в течение 7 дней со дня поступления заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности представляет их на рассмотрение членам комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 7 Правил № 27н комиссия субъекта Российской Федерации не позднее 25 дней со дня поступления заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение об удовлетворении в полном объеме, отклонении полностью или частично заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности.

На основании пункта 10 Правил № 27н комиссия субъекта Российской Федерации при принятии решения по заявке работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности учитывает следующие положения:

а) наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) (далее - ЕГРЮЛ (ЕГРИП)) сведений о регистрации работодателя - юридического лица (работодателя - индивидуального предпринимателя) и отсутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о прекращении деятельности работодателя - юридического лица (работодателя - индивидуального предпринимателя), а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации (индивидуального предпринимателя), указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации (индивидуального предпринимателя), присвоенным организации (индивидуальному предпринимателю) при постановке на учет в налоговом органе;

б) отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

в) наличие возможности субъекта Российской Федерации по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;

г) указание в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности размера заработной платы, превышающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации и размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации;

д) предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;

ж) соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 12 Правил № 27н комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение об отклонении заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности полностью в случае:

а) представления работодателем недостоверных сведений или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений;

б) возбуждения производства по делу о банкротстве работодателя;

в) несоответствия заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным пунктом 10 настоящих Правил.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на  заседании 01.09.2014 Межведомственной комиссии по вопросам миграции  были рассмотрены заявки работодателей о потребности Иркутской области в привлечении иностранных работников в 2015 году. На заседании принято решение отклонить заявки работодателей о потребности привлечения иностранных работников на территорию Иркутской области на 2015 год полностью в соответствии с пунктом 12 Правил № 27н,  в том  числе  заявку  СП ЗАО «Таврия».

Из приложения № 4 к протоколу заседания межведомственной комиссии по вопросам миграции от 01.09.2014  следует, что заявка Общества отклонена полностью со ссылкой на п. п. «в» п. 12 Правил № 27н ввиду несоответствия заявки работодателя положениям, предусмотренным пп. «б», «е» п. 10 Правил № 27н, то есть в связи с наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;  а  также  в  связи с  наличием у работодателя неустраненных нарушений  налогового законодательства.

 Из  пояснений  представителя  Межведомственной комиссии,  в  ходе  подготовки к  заседанию для решения вопроса о соответствии заявки работодателей об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным пунктом 10 (п. п. «е») Правил № 27н,  Межведомственной комиссией направлены запросы в уполномоченные органы – Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии у заявителя  неустраненных нарушений трудового, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования.

Согласно информации УФНС России по Иркутской  области от 11.08.2014 № 03-34/013277, у Общества имеется задолженность  по налогам: при представлении 2-НДФЛ за  2013 год не перечислена  сумма налога, а  также  Общество не  перечисляет НДФЛ за  2014 год.

Учитывая, что на момент принятия 01.09.2014 комиссией решения работодателем нарушения в области налогового законодательства не  устранены, у комиссии имелись правовые основания для отклонения заявки Общества на основании п. п. «в» п. 12 Правил № 27н ввиду несоответствия заявки работодателя положению, предусмотренному п. п. «е» п. 10 Правил № 27н (пункт 246 приложения № 4 к Протоколу № 3 заседания Межведомственной комиссии по вопросам миграции от 27.05.2014).

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности  по налоговым  платежам на  период  принятия  оспариваемого решения,  а  также  на  день рассмотрения настоящего дела   арбитражным судом Обществом  в  материалы  дела не  представлено.

Кроме того,  одним из оснований отклонения  заявки Общества   явилось несоответствие заявки работодателя положению, предусмотренному п. п. «б» п. 10 Правил № 27н, то есть в связи с наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций.

Из пояснений представителя Межведомственной комиссии следует, что  по данным Министерства численность граждан, состоящих на учете в Центрах занятости населения городов и районов Иркутской области в целях поиска работы, позволяет обеспечить потребность СП ЗАО «Таврия» в необходимых работниках.

В доказательство обоснованности принятого Межведомственной комиссией решения в   материалы дела представлена информация сравнения свободных рабочих мест и профессиональном составе обратившихся граждан с 1 января по 1 сентября 2014 года, согласно которой  в Центры занятости населения Иркутской области в  указанный  период в целях поиска подходящей работы обратилось 336 человек по запрашиваемым заявителем профессиям. На момент подачи СП ЗАО «Таврия» заявки о потребности иностранной рабочей силы численность обратившихся граждан составляла 218 человек.

Таким  образом,  на  день  вынесения   оспариваемого решения 01.09.2014 у Межведомственной комиссии  была  соответствующая  информация о возможности удовлетворения заявленной потребности, в том числе путем предоставления такой услуги Центром занятости, либо направлением специалистов из других регионов.

Заявитель  ссылается  на тот  факт, что  в период 2014 года Общество неоднократно обращалось в Центр занятости населения г. Ангарска с заявками о потребности в рабочей силе по указанным профессиям, но заявки не были удовлетворены за счет региональных трудовых ресурсов.

Между  тем, в  материалах дела  отсутствуют и заявитель не представил суду  доказательств невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов  в связи с отказом центра занятости.

Материалами дела подтверждается наличие граждан, нуждающихся в трудоустройстве по заявленным обществом профессиям, в связи с чем доводы общества о невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов суд отклоняет как необоснованные.

Ответчик  также  указал на тот факт, что  у  Общества имеется возможность подготовить необходимых специалистов в организациях Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность (сделать заказ на целевое обучение) и заместить российскими гражданами рабочие места по запрашиваемым профессиям, специальностям, должностям.

Однако,  в 2014 году заказ на целевое обучение для подготовки таких специалистов от СП ЗАО «Таврия» в Центр занятости населения города Ангарска не поступал.

Доказательств  иного заявитель суду  не  представил.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014 № 74-37-5382/14  об отклонении в  полном  объеме заявки о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденными Приказом Минтруда России от 23.02.2014 № 27н.

Каких - либо нарушений действующего законодательства при вынесении оспариваемого решения суд не усматривает.

Следовательно, основания для признания незаконным решения в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  отсутствуют.

Суд  также  обращает  внимание  заявителя, что отклонение  заявки не  препятствует  подаче  заявки  в  установленной  форме вновь  после  устранения  выявленных нарушений.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит,  что  оспариваемый ненормативный правовой акт,  решения  и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение  об отказе  в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного суд считает необходимым в удовлетворении требования отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

         В удовлетворении заявленного  требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

  Судья                                                                                                                      Т.Ю. Чемезова