НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 30.11.2021 № А19-9219/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                   Дело № А19-9219/2021

07.12.2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.11.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чувашовой В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980; адрес: 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92)

к обществу с ограниченной ответственностью "Западный филиал" (ОГРН: 1153850027946, ИНН: 3816022124, адрес: 665259, Иркутская область, город Тулун, микрорайон Угольщиков, дом 44)

третье лицо: временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «Западный филиал» Зима Сергей Геннадьевич

о взыскании 289 282 руб. 86 коп.,

при участии в заседании суда:

от истца – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом

В судебном заседании 23.11.2021г. в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 час. 15 мин. 30.11.2021г.

установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (правопреемник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) (далее – истец, ОПФ РФ по Иркутской области, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Западный филиал» (далее – ответчик, ООО «Западный филиал», Обществ) с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании убытков в размере 289 282 руб. 86 коп., причиненных действиями (бездействиями) ООО «Западный филиал» по несвоевременному предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений по форме СЗВ-М на застрахованное лицо – Кучерова Анатолия Александровича, за период 01.04.2018 по 30.09.2020; Антонову Татьяну Дмитриевну, за период с 01.04.2018 по 30.09.2020; Левахина Виктора Александровича, за период с 01.04.2018 по 30.09.2020; Конюкову Галину Федоровну, за период с 01.04.2018 по 30.09.2018; Борисову Любовь Алексеевну, за период с 01.04.2018 по 30.09.2018; Моисеенко Виктора Николаевича, за период с 01.04.2018 по 31.03.2020; Шавель Анатолия Николаевича, за период с 01.04.2018 по 30.06.2018; Сикорскую Наталью Михайловну, за период с 01.04.2018 по 28.02.2019; Новицкую Веру Михайловну, за период с 01.05.2018 по 31.05.2018; Мартышкина Сергея Васильевича, за период с 01.05.2018 по 31.08.2020; Бородачева Геннадия Ефимовича, за период с 01.05.2018 по 30.09.2020; Пшеничную Валентину Гавриловну, за период с 01.04.2018 по 30.06.2020.

В обоснование поданного иска истец указал, что в результате несвоевременного предоставления работодателем сведений о работниках, истцу причинен ущерб в виде излишне выплаченной суммы страховой пенсии за период апреля 2018 по сентябрь 2020, в размере 289 282 руб. 86 коп.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «Западный филиал» Зима Сергей Геннадьевич.

Стороны в судебное заседание, ни до, ни после объявленного судом перерыва, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не направили.

В материалах дела имеется письменный отзыв временного управляющего Общества Зима С.Г. на иск, в котором последний, заявленные исковые требования оспорил, указал, что срок сдачи сведений по СЗВ-М нарушен только за апрель-июнь 2018. В период с июля 2018 по сентябрь 2020 сведения по форме СЗВ-М подавались Обществом ежемесячно в пределах установленного законодательством РФ срока, следовательно, ОПФР имело все необходимые сведения для того, чтобы пересмотреть вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии. С учетом изложенного, в удовлетворении иска управляющий Общества просил отказать (т. 1 л.д.200).

Судебное заседание, в соответствии с ч. 1 ст. 156 АПК РФ проведено в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон и третьего лица.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Западный филиал" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, приложенной к заявлению.

Общество в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацами 5 и 6 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1.  страховой номер индивидуального лицевого счета;

2.  фамилию, имя и отчество;

3.  идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, представляются по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016г. № 83п.

Согласно доводам истца, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2018 были представлены Обществом в территориальный орган ПФР 08.05.2018, за май 2018 – 08.06.2018, за июнь 2018 – 03.07.2018. При этом, в представленных Обществом формах, за период с апреля 2018 по июнь 2018, сведения в отношении Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А., Конюковой Г.Ф., Борисовой Л.А., Моисеенко В.Н., Шавель А.Н., Сикорской Н.М., Новицкой В.М., Мартышкина С.В., Бородачева Г.Е., Пшеничной В.Г., являющихся получателями пенсии, отсутствовали.

Впоследствии, согласно пояснениям истца (т. 2 л.д. 10-11), 15.02.2018 страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018г., содержащие сведения о периоде работы указанных выше работников-пенсионеров за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018. 08.09.2020 ранее предоставленные сведения Обществом скорректированы.

По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением ПФР 08.09.2020 составлен акт № 048S18200027676 (за апрель 2018), № 048S18200027678 (за май 2018), № 048S18200027682 (за июнь 2018), которым выявлено нарушение страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ о своевременном представлении индивидуальных сведений.

Так как индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только о работающих лицах и такие сведения в форме СЗВ-М (исходная) за апрель, май и июнь 2018г. не содержали сведений об указанных лицах, Пенсионный фонд в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ в июне и августе 2018г. вынес в отношении Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А., Конюковой Г.Ф., Борисовой Л.А., Моисеенко В.Н., Шавель А.Н., Сикорской Н.М., Новицкой В.М., Мартышкина С.В., Бородачева Г.Е., Пшеничной В.Г. решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Таким образом, в связи с непредставлением в установленный срок страхователем - Обществом индивидуальных сведений по форме СЗВ-М бюджету Пенсионного фонда РФ нанесен ущерб на сумму 289 282 руб. 86 коп. за период с апреля 2018 по сентябрь 2020. По факту переплаты составлен(-ы) протокол(-ы) о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии.

Полагая, что несвоевременное представление Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату пенсии Кучерова А.А., за период 01.04.2018 по 30.09.2020; Антоновой Т.Д., за период с 01.04.2018 по 30.09.2020; Левахину В.А., за период с 01.04.2018 по 30.09.2020; Конюковой Г.Ф., за период с 01.04.2018 по 30.09.2018; Борисовой Л.А., за период с 01.04.2018 по 30.09.2018; Моисеенко В.Н., за период с 01.04.2018 по 31.03.2020; Шавель А.Н., за период с 01.04.2018 по 30.06.2018; Сикорской Н.М., за период с 01.04.2018 по 28.02.2019; Новицкой В.М., за период с 01.05.2018 по 31.05.2018; Мартышкину С.В., за период с 01.05.2018 по 31.08.2020; Бородачеву Г.Е., за период с 01.05.2018 по 30.09.2020; Пшеничной В.Г., за период с 01.04.2018 по 30.06.2020 в завышенном размере и возникновение материального ущерба, Фонд письмом от 26.02.2021 № СВ-09/800 уведомил Общество о данном обстоятельстве и потребовал возместить ущерб (т.1 л.д.159-161).

Поскольку действий по возмещению убытков от Общества не последовало, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о страховых пенсиях, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).

Таким образом, указанными положениями Закона о страховых пенсиях не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.

При этом, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу N А12-41251/2015, действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указывалось выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.

При этом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона №400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1- 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассматриваемом случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в рассматриваемом случае ответчик).

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2018 по делу № А19-2707/2018 принято к производству заявление о признании ответчика - ООО «Западный филиал» несостоятельным (банкротом); 23.01.2019 в отношении ответчика введена процедура наблюдения; решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.08.2021 в отношении Общества открыто конкурсное производство.

Согласно абзацу 1 пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве. Согласно пункту 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», дата причинения вреда кредитору, за который несет ответственность должник в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается датой возникновения обязательства по возмещению вреда для целей квалификации его в качестве текущего платежа независимо от того, в какие сроки состоится исчисление размера вреда или вступит в законную силу судебное решение, подтверждающее факт причинения вреда и ответственность должника.

Таким образом, квалификация спорного требования в качестве текущего зависит от момента возникновения обязательства по возмещению вреда.

Трудовая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату (статья 2 Закона о трудовых пенсиях).

При обращении в суд с настоящим иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, Фондом произведен расчет ущерба, связанного с излишней выплатой пенсии по старости за период:

-с 01.05.2018 по 31.05.2018 в отношении Новицкой В.М.;

-с 01.04.2018 по 30.06.2018 в отношении Шавель А.Н.;

-с 01.04.2018 по 30.09.2018 в отношении Конюковой Г.Ф. и Борисовой Л.А.;

-с 01.04.2018 по 28.02.2019 в отношении Сикорской Н.М.;

-с 01.04.2018 по 31.03.2020 в отношении Моисенко В.Н.

-с 01.04.2018 по 30.06.2020 в отношении Пшеничной В.Г.;

-с 01.04.2018 по 30.09.2020 в отношении Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А.;

-с 01.05.2018 по 31.08.2020 в отношении Мартышкина С.В.;

-с 01.05.2018 по 30.09.2020 в отношении Бородачева Г.Е.

Следовательно, ущерб, связанный с излишней выплатой пенсии за период с апреля 2018 года по ноябрь 2018 возник 01 числа текущего месяца, с даты возникновения обязательства по выплате трудовой пенсии, то есть до принятия судом заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом) (14.11.2018).

В соответствии с пунктом 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после принятия заявления к производству установит, что заявлено требование, которое должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

Учитывая изложенное, исковые требования в части взыскания ущерба за период с 01.04.2018 по 14.11.18 (реестровый платеж) следует оставить без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Таким образом, в рамках настоящего спора, судом рассматривается требование Фонда о взыскании ущерба за период с декабря 2018 по сентябрь 2020.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за апрель, май и июнь 2018 в отношении застрахованных лиц – Конюковой Г.Ф., Борисовой Л.А., Моисенко В.Н., Пшеничной В.Г., Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А., Мартышкина С.В., Бородачева Г.Е. представлены Обществом в Пенсионный фонд – 08.05.2018, 08.06.2018 и 03.07.2018 (соответственно).

Так как индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только о работающих лицах и такие сведения в форме СЗВ-М (исходная) за апрель, май и июнь 2018 не содержали сведений об указанных лицах, Пенсионный фонд в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ в июне 2018 (в отношении Конюковой Г.Ф., Борисовой Л.А., Моисенко В.Н., Пшеничной В.Г., Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А.). и августе 2018 (в отношении Мартышкина С.В., Бородачева Г.Е.) вынес решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и эти суммы стали выплачиваться с апреля 2018 и с мая 2018, как пенсионерам, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанных застрахованных лиц за период с июля 2018 по сентябрь 2020 представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 - сентябрь 2020содержали указание на то, что Конюкова Г.Ф., Борисова Л.А., Моисенко В.Н., Пшеничная В.Г., Кучеров А.А., Антонова Т.Д., Левахин В.А., Мартышкин С.В., Бородачев Г.Е. получают доход в Обществе. Данные обстоятельства истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Факт своевременного предоставления Обществом отчетности за июль 2018 и последующие месяцы, вплоть до сентября 2020 года Пенсионным фондом не оспорен и подтвержден материалами дела.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

В части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).

Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Из пункта 85 Правил N 885н следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).

Из содержания указанных пунктов Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил N 885н).

Согласно пункту 90 Правил N 885н в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.

На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вина ответчика в причинении ущерба за период с июля 2018 по сентябрь 2020, в связи с выплатой Конюковой Г.Ф., Борисовой Л.А., Моисенко В.Н., Пшеничной В.Г., Кучерова А.А., Антоновой Т.Д., Левахина В.А., Мартышкина С.В., Бородачева Г.Е. пенсии в повышенном размере за данный период отсутствует, поскольку сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 года предоставлены в Фонд своевременно, и в них указывалось, что Конюкова Г.Ф., Борисова Л.А., Моисенко В.Н., Пшеничная В.Г., Кучеров А.А., Антонова Т.Д., Левахин В.А., Мартышкин С.В., Бородачев Г.Е. осуществляли работу в Обществе.

Таким образом, Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2018 года, полученных в августе 2018 года, уже в сентябре 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.10.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н.

Названный подход нашел отражение в судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271, от 29.11.2019 N302-ЭС19-21901, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.05.2021 по делу № А19-10454/2020).

Суд находит необоснованными утверждения истца о том, что он ограничен в принятии нового решения о прекращении выплаты индексации к пенсии в связи с программным обеспечением, заполнение которого является для него обязательным, поскольку обозначенное истцом обстоятельство не может являться причиной, позволяющей производить доплату к пенсии работающему пенсионеру, сведения о работе которого представлены страхователем в последующие периоды.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Суд соглашается с доводами ответчика и представленными им доказательствами, что его вины в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации в полной мере не имеется.

Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков за период с июля 2018 по сентябрь 2020, а именно наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по не предоставлению сведений по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков, Фондом не доказана.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 148, статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Оставить без рассмотрения заявление ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в части требований о взыскании с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ" убытков за период с 01.04.2018 до 14.11.2018.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                              А.А. Пугачёв