НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 30.11.2017 № А19-21777/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

Дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск

«05» декабря 2017 года Дело №А19-21777/2016

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801073983)

к АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ОГРН 1153850021797, ИНН 3801131762)

3-е лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» (ОГРН 1103801003822, ИНН 3801110106)

о взыскании 5000443 руб. 21 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Маковеева А.А. – представитель по доверенности от 28.11.2016г. №05-12/019751; Верле Т.В. – представитель по доверенности от 22.05.2017г. №05-12/009533;

от ответчика: Третьякова Е.А. – представитель по доверенности от 30.12.2016г. №1/15-2028;

от 3-его лица: не явились,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Анагрску Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Ангарского городского округа в лице АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА в порядке субсидиарной ответственности задолженности по обязательствам МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» в общей сумме 5000443 руб. 21 коп., в том числе: 3395818 руб. 00 коп. – по налогам, 1528445 руб. 28 коп. – по пени, 76179 руб. 93 коп. – по налоговым санкциям.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ».

Представители налогового органа требования поддержали.

Представитель Администрации требования налогового орган не признала.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилось.

В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялись перерывы с 11 час. 10 мин. 23.11.2017г. до 11 час. 15 мин. 28.11.2017г., с 12 час. 10 мин. 28.11.2017г. до 12 час. 30 мин. 30.11.2017г.

После перерывов судебное заседание продолжено.

Как усматривается из материалов дела, по данным Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области за Муниципальным казенным предприятием Мегетского муниципального образования «Развитие» числилась задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям в общей сумме 1143961 руб. 71 коп., в том числе:

- 500 руб. 00 коп. – по налоговой санкции;

- 90467 руб. 00 коп. – по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, 42883 руб. 16 коп. – по пени;

- 108228 руб. 00 коп. – по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, 35111 руб. 39 коп. – по пени;

- 115351 руб. 00 коп. – по налогу на доходы физических лиц, 751421 руб. 16 коп. – по пени.

АДМИНИСТРАЦИЕЙ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА постановлением от 10.06.2016г. №1397-па изменены вид и наименование Муниципального казенного предприятия Мегетского муниципального образования «Развитие» на МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ».

В связи с наличием задолженности Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области были выставлены Муниципальному казенному предприятию Мегетского муниципального образования «Развитие» (МУП АГО «РАЗВИТИЕ») требования об уплате задолженности: №8441 по состоянию на 07.10.2014г., №1562 по состоянию на 13.02.2015г., №22162 по состоянию на 08.04.2015г., №7000 по состоянию на 18.05.2015г., №25093 по состоянию на 21.05.2015г., №37742 по состоянию на 12.10.2015г., №51 по состоянию 28.01.2016г., №2783 по со стоянию на 05.04.2016г., №2619 по состоянию на 13.04.2016г., №7004 по состоянию на 25.07.2016г., №4575 по состоянию на 26.07.2016г., №8081 по состоянию на 16.08.2016г., №8050 по состоянию на 07.09.2016г., №8752 по состоянию на 19.10.2016г.

Поскольку требования в установленный срок предприятием не исполнены, налоговым органом, в порядке ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации, приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств: от 25.02.2016г. №1135, от 29.04.2016г. №2783, от 13.05.2016г. №5035, от 05.11.2014г. №11417, от 12.03.2015г. №2548, от 05.05.2015г. №4548, от 10.06.2015г. №7637, от 16.06.2015г. №8483, от 09.11.2015г. №13935, от 19.08.2016г. №12133, от 22.08.2016г. №12827, от 12.09.2016г. №14027, от 30.09.2016г. №14318, от 14.11.2016г. №16731.

В связи с отсутствием денежных средств на счетах Муниципального казённого предприятия Мегетского муниципального образования «Развитие» (МУП АГО «РАЗВИТИЕ») налоговый орган в соответствии со ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации принял решения о взыскании спорной задолженности за счет имущества налогоплательщика: от 16.06.2016г. №3211-10/26-16, от 23.05.2016г. №2262-10/26-16, от 02.03.2016г. №944-10/26-16, от 29.01.2016г. №419-10/26-16, от 04.08.2015г. №3176-10/26-15, от 27.05.2015г. №1848-10/26-15.

Ангарским районным отделом службы судебных приставов УФССП по Иркутской области на основании вышеуказанных решений возбуждены исполнительные производства.

Постановлением от 26.07.2016г. №1778-па АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА приняла решение о ликвидации МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» и назначила ликвидационную комиссию для проведения процедуры ликвидации предприятия.

В связи с ликвидацией должника - МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» службой судебных приставов вынесены постановления об окончании исполнительных производств и отмене всех назначенных мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений.

Кроме того, решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 17.10.2016г. №12-47-15 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» привлечено к ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату минимального налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в виде штрафа в размере 771 руб. 80 коп., по ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в размере 74908 руб. 13 коп., и доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 3081772 руб. 00 коп., начислены пени по данному налогу в сумме 699029 руб. 57 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 28.03.2017г. №26-13/006338 жалоба МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 12.10.2016г. №12-47-15 оставлена без удовлетворения.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области письмами от 16.12.2016г. №№10-50/021208, 10-56/020960 обратилась к учредителю и ликвидатору должника - МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» с требованием оплатить задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям в общей сумме 5132132 руб. 32 коп.

Администрация письмом от 27.12.2016г. №1/05-7273 пояснила, что требование об оплате задолженности АДМИНИСТРАЦИЕЙ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА по долгам МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» не основано на законе.

Поскольку налогоплательщик – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» не располагает достаточным имуществом для погашения спорной задолженности и находится в стадии ликвидации налоговый орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Ангарского городского округа, в лице АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, в порядке субсидиарной ответственности, задолженности МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» в общей сумме 5000443 руб. 21 коп.

АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА заявленные требования не признала, сославшись на то, что инспекцией не представлены сведения о недостаточности имущества предприятия для исполнения обязанности по уплате налога, пени и штрафа, промежуточный ликвидационный баланс до настоящего времени не утвержден.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.2, 9 Закона Иркутской области от 10.12.2014г. №149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» Ангарское городское муниципальное образование является вновь созданным муниципальным образованием, муниципальное образование «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование, Савватеевское муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование прекратили свое существование, в связи с чем к Администрации Ангарского городского округа могут быть предъявлены требования только за период с 01.01.2015г.

В дополнительных возражениях от 21.11.2017г. ответчик указал, что поскольку администрация Мегетского муниципального образования ликвидирована 24.12.2015г., то задолженность за период до 24.12.2015г. не может быть предъявлена к собственнику имущества – муниципальному образованию «Ангарский городской округ». Сумма задолженности, которая подлежит возмещению в порядке субсидиарной ответственности, составляет 2532999 руб. 86 коп.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.ст.23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 Налогового кодекса российской Федерации).

В соответствии с п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 47 данного кодекса.

Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном п.7 ст.46 данного кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.46 Налогового кодекса российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что налоговым органом самостоятельно предприняты меры по принудительному взысканию спорной задолженности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, инспекция обращалась к ликвидатору и учредителю МУП АГО «РАЗВИТИЕ» с требованием об уплате задолженности.

Согласно уставу МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» учредителем предприятия и собственником имущества является Ангарский городской округ (п.п.1.4, 1.13 Устава предприятия).

В соответствии с п.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА постановлением от 26.07.2016г. №1778-па приняла решение о ликвидации МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» и назначила ликвидационную комиссию для проведения процедуры ликвидации предприятия.

В силу п.1 ст.49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В п.15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.1999г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

Аналогичный подход изложен и в п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Таким образом, налоговое законодательство по общему правилу не предусматривает привлечение к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества), за исключением случая ликвидации юридического лица.

Согласно ст.399 Гражданского кодекса Российской Федерации если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с п.6 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Пунктом 2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что в Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Согласно п.5 ст.29 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

В соответствии с п.6 ст.29 вышеуказанного закона унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА постановлением от 10.06.2016г. №1397-па изменила вид и наименование предприятия: Муниципальное казенное предприятие Мегетского муниципального образования «Развитие» преобразовано в МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» зарегистрировано 22.06.2016г.

В соответствии с п.1.11 Устава предприятия имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в т.ч. между работниками предприятия.

Налоговый орган обратился в суд к Администрации с требованием о взыскании спорной задолженности в порядке субсидиарной ответственности 22.12.2016г., что подтверждается отметкой канцелярии Арбитражного суда Иркутской области на заявлении от 21.12.2016г. №05-18/00214497.

Таким образом, в силу положений п.п.5, 6 ст.29 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в результате изменения вида казенного предприятия на муниципальное унитарное предприятие к последнему переходят обязательства казенного предприятия и собственник имущества (Ангарский городской округ в лице АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) в течение 6 месяцев несет ответственность по обязательствам казенного учреждения.

Поскольку нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность применения субсидиарной ответственности собственника имущества (в течение установленного срока) при изменении вида казенного предприятия на унитарное, следовательно, в соответствии с п.2 ст.49 Налогового кодекса Российской Федерации на учредителя предприятия (собственника имущества) может быть возложена обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае его ликвидации.

При изложенных обстоятельствах, следует признать, что налоговым органом соблюдены все условия, установленные как налоговым, так и гражданским законодательством, необходимые для предъявления требования о взыскании задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям с субсидиарного должника – учредителя предприятия.

Довод администрации о том, что в соответствии со ст.ст.2, 9 Закона Иркутской области от 10.12.2014г. №149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» Ангарское городское муниципальное образование является вновь созданным муниципальным образованием, в связи с чем к АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА могут быть предъявлены требования только за период с 01.01.2015г., суд считает необоснованным, поскольку субсидиарная ответственность собственника имущества наступает в результате самого факта принадлежащего ему имущества и не зависит от смены учредителя и периода образования задолженности.

Довод ответчика о том, что инспекция не предъявила требования о взыскании спорной задолженности к ликвидационной комиссии Администрации Мегетского муниципального образования, суд также считает необоснованным, поскольку у налогового органа возникает право на взыскание спорной задолженности в порядке субсидиарной ответственности только в случае ликвидации самого налогоплательщика. Решение о ликвидации налогоплательщика было принято АДМИНИСТРАЦИЕЙ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (26.07.2016г.) после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации Администрации Мегетского муниципального образования (24.12.2015г.).

Администрация полагает, что налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих недостаточность имущества МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ», промежуточный ликвидационный баланс до настоящего времени не сформирован.

Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как усматривается из материалов дела, в связи с ликвидацией должника-МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» службой судебных приставов вынесены постановления об окончании исполнительных производств по взысканию налогов, пени и санкций в спорной сумме.

Согласно бухгалтерскому балансу МУП АГО «РАЗВИТИЕ» за 2016 год основные средства составили 172000 руб. 00 коп., запасы – 0 руб. 00 коп., дебиторская задолженность – 4526000 руб. 00 коп., кредиторская задолженность – 12791000 руб. 00 коп., непокрытый убыток от деятельности – 8265000 руб. 00 коп.

Также из бухгалтерского баланса усматривается, что у предприятия за последние три года происходит увеличение кредиторской задолженности и непокрытого убытка.

Определениями от 26.01.2017г., от 31.07.2017г., от 27.09.2017г., от 31.10.2017г. суд неоднократно предлагал Администрации представить документальное подтверждение наличия у МУП АГО «РАЗВИТИЕ» имущества, достаточного для удовлетворения требований налогового органа.

Администрацией определения суда не исполнены.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, суд полагает, что представленные документы, указывают на недостаточность имущества для погашения имеющейся задолженности перед кредиторами.

Поскольку промежуточный ликвидационный баланс предприятия подлежит утверждению собственником его имущества, который несет в данном случае субсидиарную ответственность за МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ», то право налогового органа как кредитора ликвидируемого предприятия на предъявление требования к субсидиарному должнику не может быть постановлено в зависимость от воли самого субсидиарного должника (собственника имущества) и от факта составления промежуточного ликвидационного баланса.

Также суд полагает необходимым отметить, что промежуточный ликвидационный баланс основывается на данных последнего бухгалтерского баланса, составленного перед принятием решения о ликвидации предприятия.

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации», удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.

Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, учитывая, что администрацией не представлено доказательств достаточности имущества для погашения спорной задолженности, а также то, что собственник имущества несет в течение 6 месяцев субсидиарную ответственность при изменении вида казенного предприятия, суд приходит к выводу, что требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области о взыскании с собственника имущества в порядке субсидиарной ответственности задолженности МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» следует признать законными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с Ангарского городского округав лицеАДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА в порядке субсидиарной ответственности задолженность МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «РАЗВИТИЕ» в сумме 5000443 руб. 21 коп., в том числе:

- 3395818 руб. 00 коп. – налогов,

- 1528445 руб. 28 коп. – пени,

- 76179 руб. 93 коп. – налоговых санкций, с зачислением в соответствующие бюджеты.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В.Деревягина